ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Элективный курс «Практикум по Основы логики в офисных приложениях Word, Excel, Access ». Изучение курса «Практикум по Основы логики в офисных приложениях Word, Excel, Access » в 9 классе направлено на достижение следующих целей: формирование готовности у учащихся к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять инструментальные средства и средства информационных технологий в любом предмете для реализаций учебных целей и саморазвития; развитие мировоззрения через формирование у обучающихся понимания применения теоретических понятий логических операций и операций отношений в различных средах; развитие логического мышления; развитие познавательных способностей учащихся. В результате прохождения курса Учащиеся должны: уметь определять является ли информативное или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию; уметь объяснять сущность терминов «понятие», «суждение », « умозаключение »; уметь приводить примеры алгоритмов с использованием логических операций; уметь применять операции отношений и логические операции в различных компьютерных средах; знать определение понятия алгебры логики высказывания, виды операции над ними: конъюнкция, дизъюнкция, инверсия; уметь составлять таблицы истинности. уметь решать простейшие логические задачи табличным способом, методом рассуждений и методом алгебры логики;. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий, решение задач. По стандарту учащиеся знакомы с приложениями Word, Excel, Access. В результате изучения курса учащиеся углубляют знания знания логики с точки зрения алгебры логики и логических отношений. ^ :- 8 часов; Форма итоговой аттестации обучающихся – проверочная работа. Элективный курс: прикладной, пробный.
Примерное распределение часов по темам
№ | Тема | Кол-во часов | 2. | Основы логики Логические понятия. Операции отношений. Логические операции. | 1 | 3. | ^
| 2 | 4 | ^
| 2 | 6. | Введение в программу-приложение Access , в которой применяются операции отношений, логические операции. Применение логических функций и операции отношений в программе-приложении Access для поиска. . | 2 | 7 | Проверочная работа. Подведение итогов. | 1 | . ^ Основы логики Логические понятия. Операции отношений. Логические операции. Операции отношений: =, <>, <=, =>, <, >. Основные понятия и операции формальной логики. Высказывания. Простые и составные высказывания. Логические величины. Логические операции(конъюнкция, дизъюнкция, инверсия). Построение таблиц истинности логических выражений. Решение простейших логических задач различными способами. Учащиеся должны знать: логические константы: истина или ложь, логические переменные, логические выражения; определение простого и составного высказывания; логические операции: конъюнкция, дизъюнкция, отрицание, их обозначения; правила выполнения логических операций в виде таблицы истинности; Учащиеся должны уметь: применять операции отношений в выражениях c переменными вида a=в, b<> в, a<=s , c=>f, d<-r, c>0; классифицировать понятия по определенному признаку; устанавливать логические отношения; решать простейшие логические задачи средствами алгебры логики; решать простейшие логические табличным способом; решать простейшие логические задачи с помощью рассуждений; .Применение математических и логических функций в программе-приложении Word для выполнения расчетов и вычислений в таблице (6 часов).
Вставка формул в таблицу: Таблица, формула, выбор формата числа, необходимой функции. Обозначение специальных диапазонов ABOVE; BELOW; LEFT;RIGHT(все ячейки, соответственно, выше, ниже, левее, правее текущей). Формула =2*(А1+А2) – удвоенная сумма значений первой и второй ячейки первого столбца. Формула = AVERAGE(B1:C4) – среднее значение восьми чисел(из диапазона). Формула = SUM(LEFT)- сумму значений во всех ячейках, расположенных левее текущей ячейки. Применение логических функций : and, not, or. Использование функций if, false, true. Учащиеся должны знать: обозначение специальных диапазонов; Учащиеся должны уметь: заполнять и форматировать таблицы в текстовом редакторе Word; вставлять формулы в таблицу, выбирая необходимую функцию, формата числа; применять логические функции: and, not, or. использовать функции if, false, true.
4 Применение математических и логических функций в программе-приложении Excel для выполнения расчетов и составления таблицы истинности (5 час).
Электронные таблицы Excel. Запуск и общий вид экрана. Столбцы, строки, ячейки. Ввод текста, чисел, формул. Форматирование таблицы. Встроенные логические функции: ЕСЛИ, И, ИЛИ, ИСТИНА, ЛОЖЬ, НЕ. Команда: Вставка, функция, логические функции. Введение логических функций, аргументов функций. Составление таблицы истинности базовых трёх логических функций. Таблицы в режиме отображения формул и в режиме отображения значений. Логические законы: двойного отрицания, переместительный, сочетательный, распределительный, общей инверсии(законы де Моргана).Простые логические выражения. Составление таблицы истинности для исходного и конечного логических выражений.
Учащиеся должны уметь: запускать программу-приложение Excel; заполнять и форматировать таблицы в электронных таблицах Excel; вводить логические функции в формулы, аргументы функций: 1 или 0; переключать таблицы в режиме отображения формул и в режиме отображения значений. используя логические законы составлять простейшие логические выражения; сопоставление результатов таблиц истинности для исходного и конечного логических выражений;
5. Алгоритмы. Язык программирования Паскаль (10 часов). Определение понятия алгоритма. Свойства алгоритмов. Исполнители вокруг нас и компьютерные. Формы записи алгоритмов: словесные, в виде блок-схем, в виде программ. Обозначение блоков. Линейные алгоритмы. Структура программы на языке Паскаль. Типы данных, описываемых в программе. Алгоритмы с ветвлениями. Логические отношения, реализуемые с помощью компьютера. Логические операции(отрицание – NOT, логическое умножение–AND, логическое сложение – OR, исключающее «или» – XOR). Операции отношений: =, <>, <=, =>, <, >. Решение задач на языке программирования Паскаль. Учащиеся должны приводить примеры: исполнителя, системе команд конкретного исполнителя; Учащиеся должны знать: определение понятия алгоритма, его свойства; о способах описания алгоритмов, понятие блок-схемы, обозначения блоков; правила записи линейного алгоритма; обозначения блоков; правила записи разветвленного алгоритма; обозначения блоков; структуру программы на языке Паскаль; типы данных, описываемых в программе;
Учащиеся должны уметь: приводить примеры алгоритмов; записывать алгоритм известными способами; составлять линейные алгоритмы; и записывать их различными способами, в том числе и на языке программирования; составлять алгоритмы с разветвлениями и записывать их различными способами при решении задач, в том числе и на языке программирования; реализовывать условные и безусловные переходы в программе; использовать при решении задач логические операции и логические отношения;
6. Введение в программу-приложение Access , в которой применяются операции отношений, логические операции. Применение логических функций и операции отношений в программе-приложении Access для поиска (5 часа).
Создание табличной базы данных в режиме конструктора в базе данных Access. Введение записи в режиме таблицы. Задание ключевого поля. Сформировать запрос по выбору записей по полю числового типа используя операцию отношений:>,<, = . Сортировка записей алфавитном порядке. В базе данных сформировать запрос по выбору записей по полю текстового типа. Сформировать запрос по выбору записей по полю числового типа используя операцию отношений: =>,<= ,<>. Сформировать запрос для удаления записей. Учащиеся должны знать: способы применения логических функций и операции отношений при формировании запроса в базе данных Access; Учащиеся должны уметь: запускать программу-приложение Access; в режиме таблицы вводить в базу данных записи; создавать таблицу в режиме конструктора в базе данных Access; заполнять имена полей, типы данных; задавать ключевое поле; вводить записи; задавать ключевое поле; сформировать запрос; ^
Литература Учебники . Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Том 1/ под ред.И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера – 5-е изд.–М. : Бином. Лаборатория знаний, 2008. Занимательные задачи по информатике/Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская 3-е изд.–М. : Бином. Лаборатория знаний, 2007. –(Задачник) ^ № П/п | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, измерители | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | | ^ | 1 | Операции отношений. Основные понятия и операции формальной логики. | 1 | Комбинированный урок | Операции отношений: =, <>, <=, =>, <, >. Высказывания. Простые и составные высказывания Основные понятия и операции формальной логики. Решение простейших логических задач различными способами. | Учащиеся должны знать:.определение простого и составного высказывания; логические константы: истина или ложь, логические переменные, логические выражения; решать простейшие логические задачи с помощью рассуждений; Учащиеся должны уметь: применять операции отношений в выражениях c переменными вида a=в, b<> в, a<=s , c=>f, d<-r, c>0; решать простейшие логические табличным способом; |
взаимоконтроль | 2 | Логические величины. Логические операции. Решение простейших логических задач различными способами Построение таблиц истинности логических выражений. Практическая проверочная работа (20 мин.) | 1 | Комбинированный урок | Логические величины. Логические операции(конъюнкция, дизъюнкция, инверсия). Построение таблиц истинности логических выражений. Решение простейших логических задач различными способами Построение таблиц истинности логических выражений. Решение простейших логических задач различными способами | Учащиеся должны знать: логические операции: конъюнкция, дизъюнкция, отрицание, их обозначения; правила выполнения логических операций в виде таблицы истинности; Учащиеся должны уметь: устанавливать логические отношения; решать простейшие логические задачи средствами алгебры логики; | взаимоконтроль | | ^ | 3 | Вставка формул в таблицу Формула – удвоенная сумма значений. Формула – среднее значение чисел. | 1 | Комбинированный урок | Вставка формул в таблицу. Таблица, формула, выбор формата числа, необходимой функции. Обозначение специальных диапазонов ABOVE; BELOW; LEFT;RIGHT(все ячейки, соответственно, выше, ниже, левее, правее текущей). Формула =2*(А1+А2) – удвоенная сумма значений первой и второй ячейки первого столбца. Формула = AVERAGE(B1:C4) – среднее значение восьми чисел(из диапазона). | Учащиеся должны знать: обозначение специальных диапазонов; Учащиеся должны уметь: вставлять формулы в таблицу, выбирая необходимую функцию, формата числа; | самоконтроль, взаимоконтроль в парах, | 4 | Формула - сумму значений. Применение логических функций. Практическая контрольная работа (20 мин.) | 1 | Урок контроля, оценки | Формула = SUM(LEFT)- сумму значений во всех ячейках, расположенных левее текущей ячейки. Применение логических функций : and, not, or. Использование функций if, false, true. | Учащиеся должны умет: применять логические функции: and, not, or; использовать функции if, false, true.
| взаимоконтроль | | ^ | | 5 | Встроенные логические функции. Составление таблицы истинности базовых трёх логических функций.
| 1 | Комбинированный урок | Встроенные логические функции: ЕСЛИ, И, ИЛИ, ИСТИНА, ЛОЖЬ, НЕ. Команда: Вставка, функция, логические функции. Введение логических функций, аргументов функций в ЭТ. Составление таблицы истинности базовых трёх логических функций. Таблицы в режиме отображения формул и в режиме отображения значений. | Учащиеся должны уметь: вводить логические функции в формулы, аргументы функций: 1 или 0; переключать таблицы в режиме отображения формул и в режиме отображения значений. Учащиеся должны уметь: сопоставление результатов таблиц истинности для исходного и конечного логических выражений;
| самоконтроль, взаимоконтроль в парах, | | Введение в программу-приложение Access , в которой применяются операции отношений, логические операции. Применение логических функций и операции отношений в программе-приложении Access для поиска (5). | 6 | Формирование запроса. Сортировка записей. | 1 | Комбинированный урок | Сформировать запрос по выбору записей по полю числового типа используя операцию отношений:>,<, = . Сортировка записей алфавитном порядке. | Учащиеся должны уметь: сформировать запрос; сортировать записи; Учащиеся должны знать: способы применения логических функций и операции отношений при формировании запроса в базе данных Access; | взаимоконтроль | 7 | Формирование запроса по выбору записей по полю текстового и числового типов. | 1 | Комбинированный урок | В базе данных сформировать запрос по выбору записей по полю текстового типа. Сформировать запрос по выбору записей по полю числового типа используя операцию отношений: =>,<= , <>. Сформировать запрос для удаления записей. | Учащиеся должны уметь: сформировать запрос; Учащиеся должны знать: способы применения логических функций и операции отношений при формировании запроса в базе данных Access; Учащиеся должны знать: способы применения логических функций и операции отношений при формировании запроса в базе данных Access; Учащиеся должны уметь: сформировать запрос; | самоконтроль, взаимоконтроль , | 8 | ^ | 1 | Урок контроля, оценки | | Учащиеся должны уметь: выполнять задачи на применения логических функций. | фронтальный опрос |
^ Дзержинского района г. Волгограда
Утверждаю директор МОУ лицея № 9 ____________Жигульская И.В.
«_____» ________ 2008 г.
| Согласовано Руководитель кафедры учителей информатики Дзержинского района ____________ Бобровская Л.Н.
«_____» ________ 2008 г.
| Согласовано Зам. Директора по УВР
___________ /Финогенова Н.К./
«_____» ________ 2008 г.
| Рассмотрено на заседании кафедры учителей математики, физики, информатики
Протокол № 1 от 25.08.08 Зав. кафедрой МО___________/ Рожко О.П / подпись |
^
ПРАКТИКУМА ПО ТЕМЕ «РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
ДЛЯ 7 КЛАССА
2008 г. Составитель программы: Учитель информатики Широкова Л.В.
Приложение
№ | Фамилия | Страна | Перекладина | Кольца | Конь | 302 | Робсон Джон | США | 9.225 | 9.000 | 8.875 | 303 | Леонидов Сергей | Россия | 9.500 | 9.225 | 9.875 | 305 | Чугайнов Андрей | Россия | 9.225 | 9.775 | 9.925 | 301 | Пьолин Франсуа | Франция | 8.500 | 8.900 | 8.225 | 304 | Штольц Андреас | Германия | 9.775 | 9.225 | 9.000 | 308 | Морозов Олег | Украина | 9.885 | 9.500 | 9.625 | 309 | Джонсон Фрэнк | США | 8.885 | 9.000 | 9.325 | 310 | ЛиГрег | США | 9.500 | 9.500 | 9.225 | 307 | Овсиенко Геннадий | Украина | 9.975 | 9.000 | 9.225 | 306 | Куэртен Пьер | Франция | 9.925 | 8.775 | 9.500 | |