Русский язык пояснительная записка icon

Русский язык пояснительная записка



НазваниеРусский язык пояснительная записка
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

РУССКИЙ ЯЗЫК

Пояснительная записка

Изучение русского языка в школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование умений сознательно и грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в речевой практике, развитие интуиции и «чувства» языка;

- воспитание уважения к языку родного народа, чувства сопричастности к сохранению его
и чистоты, стремления познавать свойства родного слова и совершенствовать
свою речь.

Достижение указанных целей возможно через решение следующих задач:

— дать представление о роли языка в жизни человека, о богатстве и выразительности
средств русского языка, свойствах родного слова;

— обеспечить усвоение первоначальных знаний о системе русского языка, в частности из
области лексики, фонетики и графики, грамматики русского языка, а также формирование умений применять эти знания на практике;

— сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки (в рамках программы);

— развивать речь учащихся: обогащать их словарный запас, грамматический строй речи,
способствовать усвоению орфоэпических норм литературного языка, формировать речевые умения позволяющие адекватно воспринимать, воспроизводить чужую речь и создавать собственную в устной и письменной формах;

— способствовать развитию интереса к родному языку, познавательных и творческих способностей детей.

Активное и сознательное изучение родного языка школьниками во многом обусловливается чувством уважения к нему, глубоким познавательным интересом к постижению его самобытности и богатству языковых ресурсов, стремлением к свободному владению языком в речи. Поэтому актуальным в обучении становится культурологический подход, создающий условия для
формирования духовно-нравственной личности школьника. В программу и учебник введены
специальные разделы и темы философского характера о даре слова, о языковых средствах отражения реального мира, о взаимодействии языка и развития общества. даются исторические
справки, познавательные тексты о происхождении слов и правил, об обогащении словарного запаса русского языка, об истории создания письменности и книги, об изменениях в русском алфавите об употреблении большой буквы, об исторических корнях слов, об использовании красной
строки, заголовков и т. п. Материал учебника позволит дать на доступном детям уровне представление о социальной роли языка, его особенностях, о связи русского языка с историей культуры русского народа, о ценностях наших предков и нравственных устоях, отраженных в слове,
пословицах, фразеологизмах. При анализе путей пополнения словарного состава русского языка обращается внимание учащихся на факты неоправданного введения в речь иноязычной лексики,
в основном английской, сленга, что засоряет родной язык. Такой подход дает учителю возможность развивать в детях чувство сопричастности к сохранению самобытности и чистоты языка
русского народа.

В последнее десятилетие в начальном курсе русского языка все более четко выступают две взаимосвязанные подсистемы: языковое образование и речевое развитие. Под развитием речи
в узком смысле понимается овладение детьми совокупностью речевых умении, обеспечивающих
готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной формах. При этом языковые знания и умения составляют для учащихся фундамент, на котором происходит освоение речевых умений, то есть, в широком смысле, создаются условия для свободного владения родным
языком. Наиболее перспективным подходом, при котором интегрируются языковые и речевые умения, устанавливается взаимообусловленность изучения грамматических сведений о языке как базового ресурса и освоения форм выражения смысла с параллельным включением изученных средств языка в речевые формулы для выражения своих мыслей и чувств, является коммуникативный. Этот подход нацеливает учащихся на изучение языка в интересах решения речевых задач при общении в любых формах: устной (диалоговой), письменной (монологовой), предусматривает систему ситуативных упражнений, направленных на формирование коммуникативно - речевых умений. Коммуникативная ориентация курса разрабатывается на основе требований Госстандарта и положений Концепции об изучении русского языка как родного на деятельностной системно-коммуникативной основе (автор доктор педагогических наук А. Ю. Купалова). Приведем некоторые положения этой концепции.
Коммуникативная цель обучения становится одной из ведущих в курсе русского языка и
выступает как интегрирующая, поскольку речевое общение предполагает реализацию и других
функций языка и речи: познавательной, регулятивной, целостно - ориентированной, эстетической этикетной. При этом задача изучения системы языка не снимается, а становится более актуальной так как возрастает потребность в осознанном отборе языковых средств для решения
той или иной речевой задачи. Таким образом, линия знакомства с устройством родного языка
очень тесно переплетается с упражнениями по использованию системы языка в речи.

Актуальными также становятся следующие принципы организации содержания курса:

— семиотический — помогающий детям осмысливать двусторонность основных единиц языка осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;

— системно-функциональный — способствующий осмыслению структуры родного языка
и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;

— этико-эстетический — направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использования языковых средств. В общих подходах и принципах, отмеченных выше, проявляется единство курса, который выстраивается как элементарный систематический курс (в соответствия с рекомендациями Концепции содержания непрерывного образования — см. в журн.: Начальная школа. 2000 №4, С. 12). Язык и речь выступают не как механические, вполне самостоятельные части, а как ступени единого процесса познания языка: от коммуникативных речевых ситуаций к языку и от языка -
к речи.

Важнейшей характеристикой коммуникативно-ориентированного обучения языку является
использование текста в качестве дидактической единицы учебного материала. На основе текстов учащиеся наблюдают факты языка, усваивают речеведческие понятия, овладевают навыками порождения текста. Анализ текстов строится как «разговор» с авторами, расшифровка их замысла и средств его реализации. Опора на текст обеспечивает органическое единство познания системы, структуры языка и развития речи.

Связать в единое целое языковое и речевое содержание курса помогает реализация деятельностного подхода, в соответствии с которым организация учебного процесса на уроке, выстраивание системы упражнений осуществляются с учетом структуры любого вида сознательной деятельности человека: мотив, цель, замысел, ориентировка, планирование, реализация, контроль. Примером может послужить система формирования стержневых коммуникативно-речевых умений: ставить коммуникативные задачи (сообщить, узнать, спросить, побудить, согласиться, отказать, попросить, поздравить и прочее); осознавать замысел высказывания (зачем говорю); ориентироваться в условиях общения, в речевой ситуация (с кем, кому говорю, при каких обстоятельствах); планировать речевые действия: при создании высказывания намечать ход; развития мысли, выбирать тип речи (повествование, описание, рассуждение), жанр, стиль (что скажу); при восприятия речи уточнять задачу восприятия, по отдельным деталям предполагать ход развития мысли говорящего (что и зачем услышу); выражать и развертывать мысль (что говорю); целенаправленно воздействовать на собеседника в зависимости от речевой задачи (как горю); осуществлять контроль за речью (оценить соответствие замыслу, выявить и уточнить непонятное и прочее).

Памятуя о постулате, что языку научить нельзя, ему можно только научиться, автор уделяет серьезное внимание формированию мотива изучения языка в целом, так и отдельных тем курса. С этой целью вводится специальный программный материал, а также создаются учебные ситуации с использованием мотивационных заданий учебника на уроках. Перечислим некоторые из них.

Для создания мотивов высказываний задаются речевые ситуации типа:

— обсуждение образцов детского словотворчества и понимания детьми выражений русского языка;

— оценка правильности (неправильности) высказываний героев упражнений, объяснение им причин непонимания, ошибок и прочее;

— рассказы, описания, адресованные вымышленным героям (Дед Мороз: «Детки дорогие!
Да я не знаю, что такое лето»);

— обмен мнениями по поводу смысла пословиц, формул речевого этикета;

— объяснения, почему собеседники не поняли друг друга, почему один из них обиделся и т. п.;

— оценка точности рисунка к тексту, к выражению («Почему художник так изобразил...»);

— речевое поведение в воображаемой ситуации («Представь себе...»);

— отзывы о любимых мультфильмах, прочитанных книгах, временах года;

— призыв помочь зимующим птицам;

— необходимость поздравить, написать письмо, подписать конверт и др.

Часто мотивом к высказыванию служат читаемые тексты, точнее, мнения персонажей или самих авторов. В то же время мотивом к восприятию (слушанию, чтению) текстов часто служат рубрики «Это интересно...», «Знаете ли вы?..», указание на то, о чем можно узнать из текста, с каким мнением автора познакомиться, проверить свои предположения (прогнозы) по содержанию и т. п.
Специальные задания мотивационного характера даются и к учебному языковому материалу. Например, обращение к слогозвуковому анализу слова происходит в целях выяснения, почему трудно произносить скороговорку типа «У Кондрата куртка коротковата». дети помогают персонажам учебника решать языковые задачи, объяснять причины неверного решения; играя, группируют слова по разным основаниям, ищут опоры и помощи при обобщении материала в таблицах, схемах.
При реализации курса деятельностный подход приобретает характер коммуникативно-деятельностного, что предполагает изменение характера деятельности на уроке и учащихся, и учителя. Учиться общению общаясь — вот основная характеристика этого подхода. Это выражается и в особой организации учебного материала: выделении общих речевых тем и системы ситуативных упражнений (их называют коммуникативным). В таких упражнениях моделируются речевые ситуации — совокупность тех условий, которые вовлекают школьника в речевую коммуникацию.
Использование деятельностного подхода помогает переориентировать обучение с усвоения и запоминания готовых форм знаний на процесс их получения и функционирования; формировать ведущие общеучебные умения и навыки, в частности навыки слушания, чтения, говорения, письма, поиска информации в разных источниках, особенно в словарях разного типа, навыки организации учебной деятельности.

Немаловажную роль при реализации содержания курса играют принципы вариативности содержания, установления межпредметных и внутрипредметных связей. Так, широкая филологическая основа курса позволяет наблюдать слово и его «работу» В предложении и тексте с разных сторон, а многие уроки строить как уроки словесности. Термин «словесность» используется в данном случае в трактовке В. И. Даля: «Словесность, словесные науки, — все то, что относится;
к изучению здравого суждения, правильного и изящного его выражения».

В силу языкового и речевого содержания курса в программе выделяются два раздела: «Речевое общение» и «Язык как средство общения».

Изменяется системообразующая основа курса. Освоение функций и структурных особенностей языковых средств идет по концентрическому пути. Изучение языка в начальных классах начинается не с фонетики, как обычно, а с лексики — с осмысления номинативной функции - слова называть все, что существует в мире; с наблюдения за работой слов в составе предложений, с помощью которых люди могут выразить свои мысли, чувства, сообщить, спросить, посоветовать, пригласить и т. п. От ознакомления с разнообразными лексическими значениями слов дети переходят к элементарным грамматическим обобщениям. Сначала акцент делается на роли главных структурных частей (в слове — корня, в словосочетании — главного слова, в предложении — главных членов, в тексте — главной смысловой части, главной мысли), затем — на роли частей, имеющих значения «второй степени» (приставки, суффикса, окончания — в слове, зависимых слов — в словосочетании, второстепенных членов предложения, композиционных частей текста).

Сквозными линиями в программе каждого класса распределен материал:

— для изучения принятых среди носителей родного языка норм: произносительных (орфоэпических, акцентологических), правописных (орфографических, пунктуационных), словообразовательных, словоупотребительных, этикетных;

— для наблюдения над ролью изобразительно-выразительных средств русского языка (уменьшительно-ласкательных суффиксов, переносного значения слов, интонации, употребления пословиц и поговорок и др.). Через осмысление слова, с помощью которого создается художественно-эстетический образ, ребенка можно вести к пониманию идеи произведения (текста). У маленького читателя развиваются коммуникативные мотивы обращения к тексту любого типа (чтение ради общения с автором, творчество ради общения с читателем), читательские ориентации и способы действия, соответствующие этим мотивам и целям.

Концентрический путь освоения языкового материала соответствует закономерностям понимания смысла речи при ее восприятии и передаче смысла при ее создании (продуцировании и способствует более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.

В содержании коммуникативно-направленного курса русского языка явственно проступает воспитательный потенциал предмета: дети учатся культуре речевого поведения, культуре общения, культуре обращения с родным языком как действующим средством, как живым средоточием духовного богатства народа, создающего язык.

В соответствии с основными линиями содержания строится и программа курса.
В силу приоритетности речевых умений содержание программы каждого класса, как в Госстандарте (Школьный стандарт первого поколения // Учительская газета. 2004 №3 (27 янв.) Начальная школа: журн. 2004. №9), начинается с раздела «Речевое общение», где дан перечень коммуникативно-речевых умений по каждому виду речевой деятельности. Среди них выделяются умения по чистописанию — совершенствованию техники письма разборчивости, скорости). средства фиксации на бумаге своих мыслей и понимания содержания чужих. Далее идет раздел «Язык как средство общения», в котором указывается, какие сведения по речи и системе язык необходимы, носителю языка для обеспечения сознательного овладения родным языком то есть речевого развития.
Как уже отмечалось, выстраивание стержневых линий ведется по концентрическому принципу: от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализ Так, в 1 классе слово рассматривается со стороны его строения — звукового, буквенного, слогового. Во 2 классе акцент переносится на изучение слова с точки зрения его значения, вводятся понятия о лексическом (конкретном) и общем (как часть речи) значениях слов. Состав слова анализируется со стороны входящих в него значимых частей корня, приставки, суффикса, окончания также рассматривается с позиций значения — так как из значений морфем складывается
лексическое значение слова. Вопросы правописания слова рассматриваются на морфемном логическом уровнях с введением термина «орфограмма». Представления о предложении
и тексте углубляются через призму «работы» слов в них как частей речи.

В 3, 4 классах ядром курса становится изучение предложения. текста. Сначала при изучении всех единиц языка внимание детей фокусируется на роли их главных структурных частей
(корень слова, главные члены предложения, тема, главная мысль текста), затем — на роли структурных частей «второй степени» значимости (приставки, суффиксы. окончания в слове, второстепенные члены предложения, композиционные части текста и пр., которые помогают конкретизировать значение слова, распространять, развертывать мысль. Путь изучения всех языковых
средств — от значения к форме, далее — к назначению (функции) в речи — наиболее эффективен
для их осознанного отбора детьми при решении речевых задач.


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

При создании рабочей программы частично были использованы материалы программы
коммуникативно-ориентированного начального курса русского языка, апробированного в школах России (Русский язык (коммуникативно-ориентированный курс) : программа / авт. Л. Я. Желтовская, А. Ю. Купалова // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы
(1—4): сб. Ч. 1. М. : Просвещение, 2001), планирование было составлено с учетом Закона Республики Татарстан «О языках народов РТ» от 11 октября 2004 года, под №52 ЗРТ, действующего до 2013 г.

^ Программа рассчитана:

количество часов в год — 136;

количество часов в неделю — 4;

количество часов в I четверти — 36;

количество часов во II четверти — 28;

количество часов в III четверти — 40;

количество часов в IV четверти — 32.


Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4 класса

Учащиеся должны знать:

— отличительные признаки основных языковых единиц: слова, словосочетания, предложения, текста;

— названия и отличительные признаки: а) значимых частей слов (корень, приставка, суффикс, окончание); б) частей речи (включая личные местоимения); в) основных типов предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;

— правила орфографические (правописание падежных окончаний имен существительных,
имен прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака
после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, занятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения);

должны уметь:

— практически использовать знания алфавита при работе со словарем;

— производить языковые анализы слов (звукобуквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков
препинания;

— различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и
выбирать нужную букву для обозначения звуков;

— грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (70—90 слов, 75—80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;

должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

— для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты / высказывания) в учебных и бытовых ситуациях;

— обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения;

— уточнения в словарях значений непонятных слов, норм написания и произношения;

— владения нормами произношения и правописания слов, интонационного и пунктуационного оформления предложений;

— овладения нормами русского речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, извинение, благодарность, поздравление) в ситуациях повседневного и учебного общения.



п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика учебной деятельности

^ Планируемый результат

Вид контроля. Измерители

Элементы дополнительного содержания

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

10

11

1

Вспоминаем качества русской речи

1

Комбинированный

Слово и его значение. Использование толковых словарей русского языка

Знать структуру построения учебника «Русский язык»; основные словари русского языка

Фронтальный опрос

Звукопись, громкость, ритмичность, образность




 

2

Вспоминаем качества русской речи

1

Комбинированный

Роль языка в жизни человека. Ведение диалога в ситуациях повседневного и учебного общения

Знать, что ударение может быть постоянным и подвижным; иногда ударение может переноситься на предлоги. Уметь сочинять свою "рекламу"; записывать стихотворение по памяти; составлять и записывать предложения; различать слова "стрЕлки" - "стрелкИ", "бЕлки - белкИ"; задавать вопросы к словам

Работа в парах

Омографы




 

3

Соблюдаем произносительные нормы и правила письма

1

Комбинированный

Произносительные нормы и правила письма

Уметь определять время глаголов; расставлять ударение в глагольных формах; находить безударные гласные в корне; пользоваться словарями; подбирать проверочные слова; определять части речи

Фронтальный опрос

 




 

4

Соблюдаем произносительные нормы и правила письма

1

Комбинированный

Произносительные нормы и правила письма

Уметь находить изученные орфограммы в словах; правильно писать слова с парными и непроизносимыми согласными в корне; определять род и число имен прилагательных; выполнять разбор предложения; записывать текст по памяти; выписывать из текста имена прилагательные; подбирать синонимы

Работа в парах

Синонимы




 

5

Соблюдаем произносительные нормы и правила письма

1

Комбинированный

Произносительные нормы и правила письма; работа со словообразовательным словарем

Иметь представление о словах - синонимах; о наличии в русском языке слов с полногласными и неполногласными сочетаниями оро-ра, оло-ла, ере-ре, оло-ле

Самостоятельная работа

 




 

6

Обобщение по теме "Обобщаемся устно и письменно"

1

Обобщение знаний

Произносительные нормы и правила письма

Уметь находить изученные орфограммы в словах; правильно писать слова с парными и непроизн. согласными в корне; определять род и число им. Прил; выполнять разбор предложения; записывать текст по памяти; выписывать из текста имена прилагательные; подбирать синонимы

Фронтальный опрос

 




 

7

Входной диктант "В лесу"

1

Контрольный

Написание под диктовку текста (75-80 слов)

Знать изученные орфограммы. Уметь писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания

Диктант (35 минут)

 




 

8

Работа над ошибками

1

Комбинированный

Выполнение упражнений на закрепление изученных правил

Уметь выполнять работу над ошибками

Фронтальный опрос

 




 

9

Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем отношение

1

Комбинированный

Предложения по цели высказывания

Знать, что интонация - звуковое средство языка. Уметь на слух определять количество предложений; выразительно читать вслух; определять тип предложений; находить в тексте глаголы; находить границы предложения; подчеркивать в словах непроверяемые орфограммы; объяснять расстановку знаков препинания в предл.

Работа в парах

 




 

10

Уточняем смысл высказывания

1

Комбинированный

Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью (описание, повествование, рассуждение)

Знать, что логическое ударение - это выделение голосом слова в речи для подчеркивания его смысловой значимости. Уметь отвечать на вопросы; ставить в тексте логическое ударение; вставлять пропущенные буквы; расставлять знаки препинания в предложении; производить разбор предложений; объяснять значение пословицы "Пословица - всем помощница"

Фронтальный опрос

Нераспространенные предложения




 

11

Уточняем смысл высказывания

1

Комбинированный

Овладение орфоэпическими нормами и нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой)

Знать о том, что в устной речи в предложении смысловые части отделяются друг от друга смысловой паузой, а на письме - знаком тире или запятой и союзом а, но при противопоставлении. Уметь ставить тексте логическое ударение; вставлять пропущенные буквы, расставлять знаки препинания в предложении; объяснять значение пословицы "Пословица - всем помощница"

Работа в парах

Смысловая пауза. Тире




 

12

Выделяем этикетные слова и фразы

1

Комбинированный

Этикетные слова и фразы

Знать понятия "этикет", "речевой этикет". Уметь выделять этикетные слова и фразы; подчеркивать и объяснять знаки препинания; выполнять интонационные пометы (паузы, логическое ударение); определять основную мысль текста; составлять словарик из этикетных фраз; читать по ролям

Фронтальный опрос

 




 

13

Употребляем знаки препинания

1

Комбинированный

Знаки препинания в конце предложения

Уметь писать под диктовку; объяснять пословицу "Ржаной хлебушко - калачу дедушка"; работать с этимологическим словарем; писать под диктовку; выполнять звукобуквенный разбор слов

Работа в парах

 




 

14

Обобщение по теме "В устной речи интонация, а в письменной пунктуация"

3

Обобщение знаний

Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения

Уметь правильно произносить слова; записывать словарные слова, вставляя пропущенные буквы; работать с текстом; находить и объяснять изученные орфограммы; писать по памяти, под диктовку

Практическая работа. Взаимоконтроль

Нахождение окончания и основы слова




 

15

Диктант по теме "В устной речи интонация, а в письменной пунктуация"

1

Контрольный

Написание под диктовку текста (75-80 слов)

Знать изученные орфограммы. Уметь писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания

Диктант (35 минут)

 




 

16

Работа над ошибками

1

Комбинированный

Правописание изученных орфограмм

Уметь выполнять работу над ошибками

Практическая работа

 




 

17

Школа грамотея. Учимся обнаруживать орфограммы в слове и решать орфографические задачи: парные и непроизносимые согласные в корне

1

Комбинированный

Правописание парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, слов с двойными согласными

Знать правило написания парных и непроизносимых согласных в корне. Уметь обнаруживать орфограммы в слове и решать орфографические задачи.

Работа в группах

 




 

18

Школа грамотея. Учимся обнаруживать орфограммы в слове и решать орфографические задачи

1

Комбинированный

Правописание словарных слов и удвоенных согласных. Образование глаголов с различными приставками

Знать правило написания приставок. Уметь образовывать слова с данными приставками; правильно писать гласные и согласные в приставках

Фронтальный опрос

 




 

19

Употребление мягкого и твердого знаков

1

Комбинированный

Употребление мягкого и твердого знаков

Знать, что твердый разделительный знак пишется сразу после приставки, а разделительный мягкий знак - в корне. Уметь определять род имен существительных; правильно писать слова с твердым и мягким знаками; делить слова на группы в зависимости от типа орфограммы

Фронтальный опрос

 




 

20

Употребление гласных в родовых окончаниях

1

Контрольный

Употребление гласных в родовых окончаниях

Уметь вставлять гласные в родовые окончания имен прилагательных; находить ударные и безударные окончания; определять род имен прилагательных

Фронтальный опрос

 




 

21

Употребление знаков препинания

1

Комбинированный

Знаки препинания в конце предложения

Уметь расставлять знаки препинания в тексте; подчеркивать и объяснять изученные орфограммы

Фронтальный опрос

 




 

22

Мастерская слова. Свободный диктант "Деревья в осеннем лесу"

1

Контрольный

Отличие письменной речи от устной

Уметь письменно пересказывать текст; определять количесвто смысловых частей в тексте; определять тему текста; озаглавливать текст; объяснять слова автора

Письменное изложение

 




 

23

Мастерская слова. Пишем поздравления

1

Комбинированный

Изложение текста поздравлений

Уметь составлять текст поздравления; анализировать тексты-поздравления сверстников



Фронтальный опрос

 




 

24

Главные и второстепенные члены предложения

1

Комбинированный

Главные и второстепенные члены предложения

Знать о том, что сказуемое может обозначать состояние действующего лица - подлежащего. Уметь находить главные члены предложения; распространять предложение, используя данные словосочетания; производить разбор словосочетаний; производить разбор предложения; уточнять значение словарных слов, состав их значимых частей, значение исторических корней; выписывать предложения, которые выражают основную мысль текста; правильно писать частицу не с глаголами

Практическая работа

Синтаксис, синтаксические конструкции




 

34

Части речи и члены предложения

1

Комбинированный

Части речи и члены предложения

Уметь определять части речи; составлять схему предложения; составлять предложения по данным схемам; анализировать строение предложений; определять части речи; озаглавливать текст

Самостоятельная работа по образцу

 




 

35

Формы изменения и правописания глаголов. Неопределенная форма глаголов

1

Комбинированный

Глагол, значение и употребление. Неопределенная форма глагола

Знать признаки глагола; что у каждой части речи есть начальная форма. Уметь находить глаголы в тексте; образовывать неопределенную форму глагола; определять число, время глагола; выделять в глаголах приставки; делить глаголы на группы по вопросам (что делать? что сделать?); составлять словосочетания с данными глаголами

Фронтальный опрос

 




 

36

Времена глаголов. Глаголы в прошедшем времени

1

Комбинированный

Изменение по временам. Изменение по лицам и числам в настоящем и будущем времени; по родам и числам в прошедшем времени

Знать, что глаголы изменяются по временам. Уметь образовывать возможные формы от данных глаголов; приводить примеры глаголов в прошедшем времени; выделять родовые окончания глаголов в прошедшем времени; восстанавливать связь слов в текстах; подчеркивать безударные гласные перед суффиксом -л-; составлять схему предложения

Работа в парах

 




 

37

Формы глаголов в настоящем и будущем времени

1

Комбинированный

Изменение по временам. Изменение по лицам и числам в настоящем и будущем времени; по родам и числам в прошедшем времени

Знать, что сложная форма будущего времени состоит из двух частей: форм глагола "быть" и неопределенной формы. Уметь определять разницу в значениях форм глаголов настоящего и будущего времени; образовывать сложную форму будущего времени; отличать сложную форму будущего времени глаголов от сказуемых, в состав которых ходят два слова, одно из которых - неопределенная форма глагола

Работа с текстом в парах

 




 

38

Спряжение глаголов. I и II спряжения

1

Комбинированный

Глагол, значение и употребление. Неопределенная форма глагола

Знать, что изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Уметь определять спряжение глаголов; выделять личные окончания глаголов; определять лицо и число глагола; сравнивать написание безударных и ударных личных окончаний глаголов; правильно употреблять глаголы "класть" и "положить"

Практическая работа

Практическое овладение способами определения спряжения глаголов (I и II спряжения)




 

39-40

Спряжение глаголов. I и II спряжения

2

Комбинированный

Глагол, значение и употребление. Неопределенная форма глагола

Уметь правильно писать личные окончания глаголов I и II спряжений в формах будущего времени; делить глаголы на группы по типу спряжения; выделять окончания в глаголах 2-го лица единственного числа; объяснять изученные орфограммы; находить обращения в тексте

Самостоятельная работа

Практическое овладение способами определения спряжения глаголов (I и II спряжения)




 

41-43

Мягкий знак после шипящих в глаголах

3

Комбинированный

Мягкий знак после шипящих в глаголах

Знать личные окончания глаголов 2-го лица единственного числа. Уметь определять формы глаголов; объяснять смысл пословиц; указывать время и тип спряжения; выполнять звукобуквенный разбор и разбор слов по составу; образовывать формы настоящего и будущего времени во 2-м лице единственного числа; выписывать из текста словосочетания; объяснять изученные орфограммы; производить синтаксический разбор предложения; находить чередования согласных при образовании разных форм глаголов; образовывать повелительную форму глагола; анализировать омофоры; работать с деформированным предложением

Работа в парах. Фронтальный опрос

Чередование согласных в корне. Повелительная форма глагола. Омофоры




 

44-47

Правописание безударных личных окончаний
глаголов

4

Комбинированный

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Уметь записывать безударные окончания глаголов; определять спряжение глаголов; подбирать пропущенные в тексте глаголы; выделять личные окончания глаголов; спрягать глаголы "решать", "решить"; решать орфографическую задачу в правописании личных окончаний глаголов; образовывать от глаголов неопределенной формы 2-е лицо единственное число настоящего и будущего времени; писать под диктовку пословицы, объяснять их смысл; производить орфографический анализ слов; выполнять синтаксический разбор предложения; правильно писать личные окончания глаголов; составлять по рисункам предложения, используя глаголы в форме 3-го лица множественного числа; составлять и записывать словосочетания, называющие действия и орудия этих действий; выделять личные окончания глаголов

Практическая работа

 




 

48

Правописание безударнмх личных окончаний
глаголов

1

Комбинирован ный

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Уметь записывать слова из словаря в алфавитном порядке; подбирать однокоренные глаголы; указывать спряжение глаголов; составлять словосочетания и предложения с глаголами; спрягать глагол «путешествовать»; подбирать проверочньие слова

Самостоятель ная работа

 




 

49

Правописание безударнмх личных окончаний глаголов

1

Комбинированный

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Знать глаголы-исключения. Уметь определять спряжение глаголов; выделять приставки в глаголах; допи- сьивать предложения; спрягать глаголы «гнать», «видеть»; выделять личные окончания; выполнять словообразовательный разбор слов

Практическая работа

 




 

50

Правописание безударнмх личных окончаний глаголов

1

Комбинированный

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Уметь подбирать глаголы-синонимы; находить чередование согласных в корне (ч//г//ж, ч//к); изменять по лицам глаголы «жечь», «течь»; записывать предложения, употребляя в нужном лице глаголы из скобок; объяснять фразеологизмы и пословицы; выделять безударные личные окончания глаголов; подбирать проверочные слова; производить синтаксический разбор; образовывать глаголы с данными приставками

Взаимоконтроль

 




 

51

Выражение сказуемого разными формами времени глагола (обобщение)

1

Комбинированный

Части речи. Члены предложения

Уметь изменять глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени; составлять нераспространенные предложения; указывать род имен существительных; выделять родовые окончания глаголов прошедшего времени; подчеркивать главные члены предложения; указывать спряжение глагола; находить возвратные глаголы

Фронтальный опрос

 




 

52

Глаголы-сказуемые в побудительных и других предложениях

1

Комбинированный

Части речи. Члены предложения. Виды предложений

Уметь определять предложения по цели высказывания; выделять главные члены предложения; вставлять в текст глаголы, подходящие по смыслу; выделять в тексте вежливые (этикетные) слова

Фронтальный опрос

 




 

53

Глаголы-сказуемые в побудительных и других предложениях

1

Комбинированный

Части речи. Члены предложения

Уметь производить синтаксический разбор предложений; сравнивать предложения

Работа в парах

 




 

54-55

Обобщение по теме "Анализируем и строим предложения

2

Обобщение знаний

Практическое овладение диалогической и монологической речью

Уметь списывать текст; записывать стихотворение по памяти; выписывать из текста глаголы, указывать род, число, лицо, спряжение; производить синтаксический разбор предложений; сравнивать предложения

Практическая работа

 




 

56

Диктант по теме "Анализируем и строим предложения"

1

Контрольный

Написание под диктовку текста (75-80 слов)

Знать изученные орфограммы. Уметь писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания

Диктант (35 минут)

 




 

57

Работа над ошибками

1

Комбинированный

Выполнение упражнений на изученные орфограммы

Уметь выполнять работу над ошибками

Практическая работа

 




 

59-60

Школа грамотея. Учимся правилыно употреблять и писать глаголы в прошедшем времени

2

Комбинированный

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Уметь правильно употреблять и писать личные окончания глаголов настоящего и будущего времени; записывать глаголы, употребляя их в 1-м лице множественного числа; правилыно писать личные окончания глаголов

Взаимопроверка. Практическая работа

 




 

61

Мастерская слова. составление текста "На опушке леса"

1

Контрольный

Отличие письменной речи от устной. Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания)

Уметь письменно пересказывать текст; строить предложения из данных слов; составлять из предложений текст; озаглавливать текст; выделять приставки

Письменное изложение (35 минут)

Создание небольшого текстак (сочинения)




 

62

Мастерская слова. Рассказы о русской природе

1

Комбинированный

Анализ и редактирование изложения

Уметь анализировать и редактировать изложение; исправлять речевые и орфографические ошибки

Фронтальный опрос

 




 

63

Предложения с однородными членами

1

Комбинированный

Предложения с однородными членами. Однородные подлежащие и сказуемые

Знать особенности употребления однородных сказуемых и подлежащих в устной речи; что однородные члены предложения в устной речи часто соединяются с помощью перечислительной интонации или союзов "и", "да", "также". Уметь различать простые и сложные предложения; находить главные члены предложения

Фронтальный опрос

 




 

64

Предложения с однородными членами. Однородные подлежащие и сказуемые

1

Комбинированный

Предложения с однородными членами. Однородные подлежащие и сказуемые

Иметь представление о распространенных предложениях. Уметь писать текст по памяти; составлять предложения с однородными членами по схеме; правильно произносить слова; подбирать проверочные слова; составлять схему предложения с однородными членами

Работа в парах

Распространенные предложения

 

 

65

Предложения с однородными членами. Однородные подлежащие и сказуемые

1

Комбинированный

Предложения с однородными членами. Однородные подлежащие и сказуемые

Знать правила постановки занятых при однородных членах предложения. Уметь объяснять постановку занятых в предложении; писать текст по памяти; подбирать проверочные слова; объяснять изученные орфограммы

Практическая работа

Противительные союзы

 

 

66

Предложения с однородными членами. Однородные подлежащие и сказуемые

1

Комбинированный

Предложения с однородными членами. Однородные подлежащие и сказуемые

Знать, что однородные второстепенные члены предложения могут относиться к другому второстепенному члену. Уметь сравнивать предложения по составу; объяснять постановку занятых в предложении с однородными членами

Фронтальный опрос

 

 

 

67

Однородные второстепенные члены предложения

1

Комбинированный

Однородные второстепенные члены предложения

Уметь писать по памяти; определять основную тему текста; объяснять изученные орфограммы; составлять схемы предложения

Работа в парах

 

 

 

68

Знаки препинания при однородных членах предложения

1

Комбинированный

Знаки препинания при однородных членах предложения

Знать, что изучает раздел языка «Пунктуация». Уметь работать по памятке; вставлять пропущенные знаки препинания; выполнять синтаксический разбор предложения; подчеркивать главные члены предложения; составлять небольшой текст для диктанта; выделять личные окончания глаголов

Практическая работа

 

 

 

69

Знаки препинания при однородных членах предложения

1

Комбинированный

Знаки препинания при однородных членах предложения

Уметь писать текст под диктовку; составлять схему предложения; писать пословицы по памяти; объяснять расстановку занятых при однородных членах предложения

Фронтальный опрос

 

 

 

70

Знаки препинания при однородных членах предложения

1

Комбинированный

Знаки препинания при однородных членах предложения

Уметь письменно отвечать, употребляя где нужно однородные члены

Работа в парах

 

 

 

71

Строение текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение)

1

Контрольный

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой)

Знать, что тексты отличаются друг от друга по своей речевой задаче (цели высказывания), по основной мысли, по строению.
Уметь обобщать с помощью таблицы; определять, какими основными признаками обладает каждый тип текста:
повествование, описание, рассуждение; выписывать из текста предложения с однородными членами предложения; объяснять изученные орфограммы; записывать текст по памяти; находить в тексте сравнения; сочинять загадку о березе

Фронтальный опрос

 

 

 

72

Строение текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение)

1

Комбинированный

Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения

Уметь определять тип предложения по цели высказывания; объяснять название текста; редактировать предложенный текст; заменять повторы в тексте синонимичными словами, местоимениями, однородными членами предложения

Фронтальный опрос

 

 

 

73

Обобщение по теме «Развертываем, распространяем мысли»

1

Комбинированный

Выполнение упражнений по развитию речи

Уметь выписывать предложения с однородными членами; составлять схему предложения; объяснять изученные орфограммы; записывать текст по памяти; выделять приставки и корни; расставлять знаки препинания

Работа в парах

 

 

 

74

по теме «Развертываем, распространяем мысли»

1

Контрольный

Написание под диктовку текста (75-80 слов)

Знать изученные орфограммы. Уметь писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания

Диктант (35 минут)

 

 

 

75

Работа над ошибками

1

Комбинированный

Повторение изученного материала

Уметь выполнять работу над ошибками

Практическая работа

 

 

 

76

Школа грамотея. Учимся отделять друг от друга запятыми однородные члены предложения

1

Комбинированный

Знаки препинания при однородных членах предложения

Уметь расставлять занятые с опорой на схему в предложениях с однородными членами; записывать предложения в логической последовательности, расставляя знаки препинания; строить схему предложения

Работа в парах

 

 

 

77

Школа грамотея. Учимся отделять друг от друга запятыми однородные члены предложения

2

Комбинированный

Знаки препинания при однородных членах предложения

Уметь расставлять занятые с опорой на схему в предложениях с однородными членами; строить схему предложения; вставлять пропущенные буквы

Практическая работа

 

 

 

78

Мастерская слова. Изложение «Переправа»

1

Контрольный

Отличие письменной речи от устной. Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания)

Уметь письменно пересказывать текст; объяснять название текста; отвечать на вопросы по данному тексту; составлять план текста; находить в тексте глаголы; писать изложение

Письменное изложение (35 минут)

 

 

 

79

Анализ и редактирование изложения

1

Комбинированный

Анализ и редактирование изложения

Уметь анализировать и редактировать изложение; исправлять речевые и орфографические ошибки

Фронтальный опрос

 

 

 

80

Используем средства языка при общении. Проект «Детская энциклопедия “Тайна русских слов”»

1

Обобщение знаний

Адекватное восприятие звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.); работа со словарями; соблюдение орфоэпических норм; создание в устной и письменной формах несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике; овладение нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения

Знать знаки препинания в русском языке. Иметь представление о том, что система правил о постановке знаков препинания называется пунктуацией. Уметь составлять статью для детской энциклопедии «Тайна русских слов»; выбирать тему проекта из предложенных или придумывать свою; обсуждать, какие разделы (рубрики) могут быть в сборнике; какие статьи об истории русских слов, особенностях их употребления в современной устной и письменной речи могут быть интересны и полезны для сверстников; выбирать наиболее интересный раздел и определять, какую статью можно приготовить для сборника; продумывать, как строить предложения, чтобы описать интересные языковые явления, заинтересовать читателей; распределять роли (редактора, авторов статей, художников, составителей макета книжки, оформителя обложки, изготовителя)

Работа в парах

 

 

 



Похожие:

Русский язык пояснительная записка iconПояснительная записка Русский язык 1 класс умк «Школа России»
«Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество...
Русский язык пояснительная записка iconРусский язык 1 – 4 классы общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения русский язык в школах с украинским языком обучения Пояснительная записка
Русский язык как предмет инвариантной части учебного плана представлен в школах (классах) с украинским языком обучения с изучением...
Русский язык пояснительная записка iconРусский язык 1 – 4 классы общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения русский язык в школах с украинским языком обучения Пояснительная записка
Русский язык как предмет инвариантной части учебного плана представлен в школах (классах) с украинским языком обучения с изучением...
Русский язык пояснительная записка iconРусский язык 1 – 4 классы общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения русский язык в школах с украинским языком обучения Пояснительная записка
Русский язык как предмет инвариантной части учебного плана представлен в школах (классах) с украинским языком обучения с изучением...
Русский язык пояснительная записка iconПояснительная записка по русскому языку
Л. В. Занкова. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Русский язык» 2 класс, автор А. В. Полякова, 2009 г., а...
Русский язык пояснительная записка iconПояснительная записка Учебный предмет «Русский язык»
Учебный предмет «Русский язык» является одним из базовых учебных предметов основного общего образования
Русский язык пояснительная записка iconПояснительная записка. 1 Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»
«Русский язык», разработанной авторами В. П. Канакиной, В. Г. Горецким. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации,...
Русский язык пояснительная записка iconПояснительная записка в основе программы обучения русскому языку в 7 классе лежит программа: «Русский язык»
В основе программы обучения русскому языку в 7 классе лежит программа: «Русский язык» 5 – 9 классы. В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова...
Русский язык пояснительная записка iconПояснительная записка Русский язык это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России;
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации...
Русский язык пояснительная записка iconПояснительная записка к рабочей программе Данная рабочая программа курса «Русский язык»
Данная рабочая программа курса «Русский язык» составлена для изучения курса в течение174 часов (из расчёта 6 часов в неделю). Программа...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты