Министерство образования и науки Самарской области ГОУ СИПКРО «Модернизация региональной системы образования», «Развитие профессиональных компетенций работников образования» ПРОЕКТ на тему: «Формирование представлений младших школьников о правильном питании во внеурочной деятельности по программе «Разговор о правильном питании»» Автор проекта: учитель начальных классов МОУ школы №80 г. о. Тольятти Баннова Наталья Анатольевна Самара 2011 г. Содержание 1. Анализ ситуации. 2. Актуальность проблемы. Обоснование актуальности выполнения индивидуального целевого проекта. 3. Проблема. 4. Перечень конкретных целей для решения проблемы, формулировка задач достижения поставленных целей. 5. Стратегия, методы и механизм реализации проекта. 6. Рабочий план реализации проекта (тематическое планирование). 7. Предполагаемые результаты. 8. Механизм оценки результатов. 9. Дальнейшее развитие проекта. 10. Список используемых источников. 11. Приложение: 1) презентация «Каши разные нужны – каши разные важны». 1. Анализ ситуации. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. За последние годы школа очень изменилась. И новое современное оборудование, и новые технологии и многое другое. Это облегчает труд педагога и делает обучение детей интересным и доступным. Но ничто не заменит общение педагога с детьми. Учитель постоянно ведёт с ребятами разговор о школе, в которую бы они ходили с радостью. Дети мечтают о радостной школе, а мы мечтаем, чтобы дети были, прежде всего, здоровы. "Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Поэтому главной задачей по укреплению здоровья детей в школе являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровьесберегающего процесса в школе. Как показывают исследования специалистов, только 20% пап и мам знакомы с принципами организации здорового питания детей. Практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей: нежелание ребёнка завтракать перед школой, есть горячий завтрак – кашу, привычка есть всухомятку, нежелание есть супы, овощи, молочные продукты, рыбу. Несмотря на это, далеко не все родители считают необходимым рассказать детям о важности питания. Исходя из этого, работа с родителями (беседы, анкетирование) должна предшествовать непосредственной работе по программе. ^ Слова «Здоровый образ жизни» мы слышим буквально на каждом шагу. Сегодня эта тема интересует всех. Мы можем, принести много пользы собственному организму, придерживаясь правильного питания, ведь именно оно – одна из главных составляющих здорового образа жизни. Также необходимость данной ситуации вызвана тем, что в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения и отсутствие культуры питания у детей. У детей возникают: повышенная утомляемость, авитаминоз, заболевания пищеварительного тракта и т.п. Так, как неконтролируемый поток рекламы (чипсов, газированных напитков, шоколадных батончиков, всевозможных конфет) формирует неправильный стереотип питания у детей. Семейные традиции зачастую тоже дают неправильное представление о питании: в некоторых семьях, например, в меню, преобладают углеводы, мясо, в малых количествах употребляются овощи, фрукты, море продукты. Это приводит к дисбалансу в организме. Следовательно, формировать правильное представление о питании необходимо начинать не только у детей, но и у их родителей. Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка. Поэтому школа и семья призваны, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в образовательном учреждении ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить ученика самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, учителям, необходимо знать, прежде всего, что сам термин "здоровье" определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. От чего же зависит здоровье ребенка? Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы, учителя, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим ученикам. Школа является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно учитель строит свою работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму. Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. 3. Проблема. Школьный возраст - очень ответственный период жизни. Учеба в школе существенно увеличивает физическую и эмоциональную нагрузку на организм, которому приходится расходовать много энергии, а единственным источником энергии человека является пища. Она необходима для всех внутренних и внешних процессов, происходящих в его организме. Поэтому от того, как питается человек, соблюдает ли он режим питания, во многом зависит его здоровье. Именно поэтому так важно выполнение основных законов рационального питания, а учить вести здоровый образ жизни надо начинать в детстве. Реализация программы «Разговор о правильном питании» в начальной школе является удачным тому примером.
Программа «Разговор о здоровом питании» ставит своей целью - сформировать у детей представление о культуре питания, дать представление об организации правильного здорового питания, сформировать у детей ясные представления о продуктах, приносящих пользу организму. ^ программы «Разговор о здоровом питании»: Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
^ В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Данная система занятий предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона. Преимущество программы заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. Проект реализуется через комплекс мероприятий, направленных на формирование элементарной грамотности и компетентности всех участников образовательного процесса в вопросах здорового питания. Основные методы обучения:
Формы обучения: Ведущими формами деятельности предполагаются:
^ Разговор о правильном питании" - уникальная модульная образовательная программа для детей, направленная на формирование основ культуры здоровья. Рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. Разработка программы была осуществлена в Институте возрастной физиологии Российской Академии Образования - ведущем научном учреждении в России, занимающемся вопросами развития детского организма, сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Руководитель авторского коллектива - директор Института, академик Российской Академии Образования Российской Федерации М.М. Безруких. М.М. Безруких предлагает в увлекательной игровой форме знакомить детей с гигиеной питания, узнавать о полезных и вредных продуктах, о совместимости и несовместимости продуктов между собой, получать представления о правилах этикета. Культура питания – это основа здорового образа жизни. Данная программа предусматривает пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.Рабочая программа рассчитана на 15 учебных часов и предназначена для учащихся 1 классов. Для работы расширила некоторые темы программы, так как в первом классе 33 учебные недели. Программа соответствует возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей: - базируется на данных научных исследований в области питания детей; - отражает проблемы связанные с организацией питания детей; - цели и задачи определяются с учетом сведений, суждений и навыков, которые уже приобретены жизненным опытом детей; - предусматривает участие в реализации программы родителей учащихся; - отражает традиции питания народов России и других стран. Сроки реализации каждой темы программы предполагают выбор педагога с учетом важности темы и заинтересованности школьников. Темы могут быть интегрированы в уроки чтения, математики, рисования, окружающего мира. ^ В современной образовательной практике возрастает значение проблемного, исследовательского, развивающего обучения, потому, как в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. Начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной учебной деятельности учащихся. Признанными подходами выступают деятельностно ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем; проектные формы организации обучения. Данная программа рассчитана на детей начальной школы. Она предназначена для внеурочной деятельности «Правильное питание- залог здоровья», со сроком реализации 1 год. Программа поможет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в ходе основного обучения, т.к. знакомит с основой проектно-исследовательской деятельности, поэтапностью работы над проектом – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Преимущество программы в том, что она совмещает работу одновременно двух направлений: учебное - проектная деятельность и воспитательно-образовательное – знакомство с основами рационального питания. Программа способствует воспитанию у детей культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности. Примерное планирование занятий позволит детям в игровой форме познакомиться с разнообразием продуктов питания, их составом и пользой для организма, научиться планировать контролировать свой рацион, планировать и анализировать свои действия, самостоятельно получать знания из дополнительных источников информации. ^ Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития; формирование представления о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Задачи программы:
Принципы построения программы:
^ «Правильное питание – залог здоровья» в 1 классе
^ Ознакомление с программой о правильном питании приносит большую пользу. 1. Дети получают обоснованную информацию о режиме питания в школе; 2. Ребята учатся классифицировать продукты, распределять их на группы: молочные, мясные, крупы, фрукты, соки; 3. Дети узнают, о пользе тех или иных продуктов и частоте их употребления; 4. Работа над заданиями предполагает включение в процесс и родителей, так как совместная работа над заданиями приносит неоценимую пользу для ребенка. Этому способствует и красочное оформление рабочей тетради, и практичность ее использования. Очень удобно работать с фишками, вклеенными на вкладыше тетради. Они не теряются (клеевая основа) и работа проходит в достаточно быстром темпе, что немаловажно при проведении данных занятий. ^ : - полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные; - дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия; - дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми. В ходе развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска:
^ Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся. Обучающиеся должны знать: - основные правила правильного питания. Обучающиеся должны уметь: - распознавать вкусовые качества наиболее употребляемых продуктов. ^ - об основных принципах гигиены питания; - о необходимости и важности регулярного питания и соблюдения режима питания; - о завтраке, обеде и ужине, как об обязательных компонентах ежедневного меню; - о значении молока и молочных продуктов; - о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков; - о связи рациона питания с образом жизни, о высококалорийных продуктах питания; - о значении витаминов и минеральных веществ в жизни человека, о разнообразии овощей, фруктов и ягод, их значении для организма. ^ Эта программа в полном объёме реализуется на протяжении 4 лет. Убеждена, что программа “Разговор о правильном питании” решает не только задачи здоровьесбережения, но и способствует развитию личности ребенка в целом. Благодаря такой работе, когда привлекаются и дети, и родители идёт сплочение коллектива, а родители отмечают, что в семьях улучшился микроклимат, исчезли проблемы. Родители и дети с желанием принимают участие в программе по правильному питанию. ^
![]() |
![]() | Приказ №1562 о подведении итогов областных конкурсов по программе «Разговор о правильном питании» ... | ![]() | Программа "Разговор о правильном питании" Цель федеральной экспериментальной программы «Разговор о правильном питании» формирование у детей основ культуры питания как составляющей... |
![]() | Приказ №1690 Об итогах областных конкурсов по программе «Разговор о правильном питании» «Система педагогической работы по реализации программы «Разговор о правильном питании», семейной фотографии «Я готовлю для своей... | ![]() | О реализации программы "Разговор о правильном питании" Разговор о правильном питании по совершенствованию комплексной системной работы, направленной на формирование ценностей здоровья... |
![]() | «разговор о правильном питании» Актуальность реализации программы «Разговор о правильном питании» Оно обеспечивает поступление в организм веществ, идущих на формирование новых клеток, возмещает энергетические траты организма, способствует... | ![]() | Образовательная программа «разговор о правильном питании» Проблемные вопросы Как питание влияет на здоровье человека? Какое питание относится к здоровому? |
![]() | Положение о конкурсе методик реализации Ц е л ь к о н к у р с а: повышение эффективности реализации программы "Разговор о правильном питании" за счет совершенствования и... | ![]() | Образовательная программа «разговор о правильном питании» Содействие здоровому образу жизни подростков, создание условий для активизации субъективной позиции ребенка, формирование культуры... |
![]() | Система работы по программе «Разговор о правильном питании», часть 2 «Две недели в лагере здоровья» учителя начальных классов моу «сош №56 с углубленным изучением отдельных предметов» В последнее время в обществе остро встает проблема снижения уровня показателей здоровья детей и подростков. Научить человека быть... | ![]() | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №40 Г. Липецка система работы с родителями в рамках реализации программы Система работы с родителями в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании» |