Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательная школа-интернат «Ляминская средняя общеобразовательная школа-интернат»
Совместная проектно-исследовательская деятельность педагога и учащихся 2012-2013 учебный год
Учебно-исследовательский проект по биологии «Моё школьное питание»
Разработчик: Шалагина Н.Г., учитель биологии
Методический паспорт проекта
Структура | Содержание | Тема | «Моё школьное питание». Проект посвящен исследованию учащимися процесса организации питания в школе-интернате. Во время работы над проектом будут проводиться: - проектно - исследовательская работа, - экскурсии на пищеблок, в медицинский блок, в продовольственный магазин, - вводиться элементы предпрофильной подготовки старшеклассников, - осуществляться сбор информации в виде анкетирования, а также с помощью литературных источников школьной библиотеки, Интернет-ресурсов. | Адресация проекта | Проект предназначен для учащихся школ-интернатов, школ, учителей биологии, химии, предпрофильной подготовки, классных руководителей 5-9 классов. | Руководитель проекта | Шалагина Наталья Геннадьевна | Участники проекта: активные пассивные | Учитель биологии, химии, обучающиеся 5-9 классов - осуществляют активную деятельность на этапе разработки, запуска и завершения проекта. В проекте задействованы работники пищеблока (шеф-повар, повара, кладовщик, кухонные рабочие), медицинский работник, заместитель директора школы-интерната (по оздоровительной работе), продавец продовольственных товаров, педагог-библиотекарь, учитель информатики. | Возраст учащихся | Учащиеся 5-9 классов | Особенности типа проекта | Проект краткосрочный, информационный, групповой, межпредметный по профилю; по содержанию - ученик - общество; контакты на муниципальном уровне; по типу объекта проектирования: учебно-исследовательский. | Цель проекта | Учебно-воспитательная: формирование исследовательских и проектных навыков, информационной культуры у обучающихся. | Задачи проекта | - Изучение детьми организации рационального и сбалансированного питания в школе-интернате, - использование полученных знаний во внешней среде, - формирование социальной компетенции учащихся, - формирование культуры здоровья. | Ресурсы проекта | Школьная библиотека, Интернет-ресурсы, компьютер, технологические карты блюд, нормативно-правовая документация, регламентирующая организацию питания школьников. | Предполагаемые продукты | Разработать правила здорового питания в виде буклета. Написать рефераты для кабинета биологии о питательных веществах и пищевых продуктах. Создать презентацию, защитить проект на школьном и муниципальном уровне. Провести экскурсии, лекции в группах. | Экспертная оценка проекта | Отзывы педагогов школы-интерната, родителей, учителей других школ |
^
1. Проблемная ситуация Работая много лет в школе-интернате, нередко приходилось слышать от учащихся и воспитанников высказывания о том, что в школьной столовой дают мало сладостей, нет жареной еды, пельменей и других разносолов русской и национальной хантыйской кухни, например, строганины из сырой рыбы и мяса. А так хочется погрызть чипсов и запить их обжигающей кока-колой! Кроме этого, есть необходимость в воспитании: - культуры здоровья и питания учащихся, -бережного отношения к еде, -уважения к труду работников пищеблока, Немаловажный аспект проекта - социализация детей-ханты в обществе, формирование чувства коллективизма, творческого подхода в решении поставленной задачи. В выборе темы проекта сыграли роль и экономические факторы, проект не требует материальных вложений, что в настоящее время для любой школы является положительным моментом.
^ Формирование культуры здорового образа жизни современного человека невозможно осуществить только по учебникам, живое общение не заменит Интернет. Поэтому в наше время становятся крайне важными пропаганда и популяризация знаний о правильном и здоровом питании. Таким образом, реализуется главная моя идея - использование в учебно-воспитательном процессе внутренних и внешних ресурсов для воспитания культуры здоровья детей и их родителей, вовлечение в проектную деятельность других педагогов. Надеюсь на то, что сложится круг учащихся, у которых наметятся ступеньки личностного роста, сформируется их социальная компетенция, им будет интересно заниматься другими исследованиями не только по биологии, но и другим предметам. В ходе реализации учебно-исследовательского проекта намечены основные формы организации работы: - практические занятия, - сбор информации, - обсуждение, - экскурсии, - подведение итогов.
^ Многие школы работают над проблемой внедрения в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий, формирования у учащихся положительного отношения к здоровому образу жизни. В процессе создания и реализации проекта будут использованы информационные ресурсы, Интернет-ресурсы, внутреннее и внешнее окружение школы-интерната, средства информационно-методической среды с целью формирования исследовательских и проектных навыков, информационной культуры.
^ . Реализация проекта не требует материальных затрат и позволяет обходиться имеющейся материально-технической базой.
5. Сроки реализации. Проект краткосрочный, реализация рассчитана на 4,5-5 недель учебного и внеучебного времени. ^
Сроки реализации проекта | Виды деятельности учащихся | ^ | 1- 1 неделя ноября | 1 этап. Подготовительный. Обсуждение темы проекта, этапов работы. Распределение функционала между участниками проекта. | Творческая группа учащихся 5-9 классов, учитель биологии | Подготовка необходимой литературы, нормативно-правовой документации по организации питания обучающихся. Разработка вопросов анкеты. Посещение библиотеки с целью изучения литературы по питанию. | Творческая группа учащихся, учитель биологии, заместитель директора, педагог-библиотекарь. | 2 неделя ноября | ^ Экскурсия в медицинский блок с целью знакомства с работой медицинской сестры по организации питания в школе-интернате. Изучение норм питания для обучающихся школ и школ-интернатов различных возрастных групп (7-11 лет и 12-18 лет). Знакомство с ежедневным меню, его составлением. | Учитель биологии, творческая группа учащихся, медицинская сестра. | Экскурсия в продовольственный магазин с целью изучения цен на основные продукты питания. Расчет нормы и средней стоимости продуктов в год на одного обучающегося. | Творческая группа учащихся, учитель биологии, продавец продовольственных товаров. | Проведение анкетирования учащихся и педагогов по вопросам питания. Обработка результатов анкетирования. | Творческая группа учащихся, учитель биологии. | 3 неделя ноября | Экскурсия на пищеблок с целью знакомства с: - устройством, помещениями (их назначением) и оборудованием школьной столовой, - работой кладовщика, шеф-повара, повара и кухонных рабочих, - изучения технологических карт блюд, правил их составления. | Учитель биологии, творческая группа учащихся, медицинская сестра, работники пищеблока. | Разработка технологической карты блюда
| Учитель биологии, творческая группа, шеф-повар. | Подготовка рефератов на темы: «Питательные вещества и пищевые продукты», «Питание подростка», «Генетически модифицированные продукты – вред или польза?», «Пищевые добавки», «Витамины и микронутриенты». | Творческая группа учащихся, учитель биологии, педагог-библиотекарь, учитель информатики. | 4 неделя ноября | Составление однодневного рациона питания школьников разных возрастных групп. Обсуждение результатов. | Творческая группа учащихся, учитель биологии. | Организация участниками проекта лекций в группах интерната по темам рефератов. | Творческая группа учащихся | 5 неделя ноября | Составление правил здорового питания. Изготовление буклета о правилах здорового питания. | Творческая группа учащихся, учитель биологии, педагог-библиотекарь, учитель информатики. | 3 этап. Аналитический и трансляции опыта. Презентация проекта. Вручение буклетов о правилах здорового питания всем приглашенным. | Творческая группа учащихся, учитель биологии, сотрудники школы-интерната, гости, обучающиеся. | Обсуждение результатов проекта. Чаепитие. | Творческая группа учащихся, учитель биологии | |