|
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для 1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2010г.) и авторской программы курса Свиридовой В.Ю., Чураковой Н.А. «Литературное чтение», утверждённой МО РФ (Самара: Корпорация «Фёдоров» 2008) Целями обучения литературному чтению являются:
Задачи:
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания. Для реализации программы используется учебно – методический комплекс:
Программа рассчитана на 132 часа в год (4 часа в неделю) 92часа – обучение грамоте 40 часов – литературное чтение Особенностью контроля учебных достижений первоклассников является итоговая контрольная работа 1 раз в год (не позднее 25 апреля) ![]() к концу первого класса Обучающиеся научатся:
Обучающиеся получат возможность научиться:
^ Виды речевой деятельности: Аудирование (слушание) Восприятие на слух звучащей речи. Адекватное понимание звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию произведения. ^ Чтение вслух Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. ^ Осознание смысла произведения при чтении про себя. Умение находить в тексте необходимую информацию. Работа с разными видами текста Общее представление о разных видах чтения. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, дополнять ответы товарища. ^ Выбор книг на основе рекомендованного списка. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. ^ Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку, использование выразительных средств языка. Круг детского чтения Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, о природе, добре и зле. Творческая деятельность обучающихся Устное словесное рисование, чтение по ролям, инсценирование. ^ «Литературное чтение» 1 класс (40 часов) Знакомство с детской книгой. Название произведения (заголовок). Автор в литературном произведении (поэт, писатель). Отсутствие автора в народном произведении. Общее представление о стихотворной и прозаической речи. Начальные навыки ориентирования в книге по заглавию, оглавлению, иллюстрациям. ^ Что такое литература. Бытовой текст (вывеска, этикетка, записка) и литература. Литература художественная и научная. Что делает писатель, а что ученый (сравнение текстов в книге для чтения, в учебниках по математике и естествознанию, в словарях и энциклопедиях). ^ Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, вариативность текста. Работа собирателей фольклора, литературная обработка. Обзорное знакомство с малыми фольклорными жанрами: колыбельная песня, потешка, закличка, прибаутка, небылица, скороговорка, считалка, пословица, поговорка, побасенка, загадка. Практическое назначение малых жанров фольклора, определяющее особенности их формы. Практическое освоение жанра загадки. Знакомство с жанром кумулятивной сказки (сказки-цепочки). ^ Название произведения. Система героев (главные действующие лица). Второстепенные персонажи. Характеристика героев. Портрет. Речь. Понятие о монологе и диалоге в литературе. Сюжет. Наблюдение за развитием сюжета: завязка, кульминация, развязка событий. ^ Первичные представления о сравнении как основополагающем приеме. Практическое освоение понятий (без обязательного употребления терминов): эпитет, олицетворение, антитеза (противопоставление, контраст), повтор, звукопись. ^ Общий характер произведения, его тональность. Определение шуточного (юмористического) характера произведения. Торжественный (героический) характер. Задумчивый (лирический) тон произведения. Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть: использование голоса (нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений) и несловесных средств (мимики, движений, жестов). ^ Общее представление о жанрах: сказка, рассказ, стихотворение. Практическое различение. Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ героев. Определение позиции автора. Нахождение средств выражения авторской оценки изображаемого. Стихотворение. Особенности поэтического взгляда на мир. Практическое ознакомление с ритмом и рифмой. Нахождение рифмующихся слов. Сказка. Постоянная композиция сказки. Традиционные герои русских народных сказок. Постоянные эпитеты для характеристики героев, событий, природы. Волшебные предметы. Особенности чтения и рассказывания сказок. Сочинение сказок в соответствии с начальными представлениями о законах жанра. ^ Формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм при предварительном (в случае необходимости) подчеркивании случаев расхождения произношения и написания слов. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, разными интонациями, в разном темпе и разном настроении, с различной громкостью. ^ Для контроля за освоением программного материала используются в основном диагностические и итоговые вариативные работы « Мои достижения» Диагностические работы проводятся после окончания крупных тем программы. По результатам контроля выявляется степень усвоения только что изученного материала и производится коррекция дальнейшего процесса обучения. Итоговые контрольные работы проводятся за истекший период работы (год). Их цель – проверка выполнения требований программы. В содержание итоговых контрольных работ входят задания, знакомые детям по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые хорошо отработаны. Итоговые контрольные работы проводятся 1 раза в год (не позднее 25 апреля) Контроль за уровнем достижений учащихся по литературному чтению производится в форме комплексной работы. Для определения содержания контрольных работ используются следующие сборники:
^ Основная литература Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука: Учебник по обучению грамоте и чтению. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010г. ^ К.С. Я читаю? Я читаю. Я читаю!: Тетради к Азбуке. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010г. Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С.Ковалевой, О.П.Логиновой – Москва «Просвещение»,2010г. ^ – Москва «Просвещение», 2010г. Сборник программ для начальной школы (Система Л.В. Занкова) -Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008г. ^ 1 класс.– Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010г. Мельникова О.А., рабочая тетрадь «Звуки и буквы» - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010г. ^ «Учись читать» - Пособие по чтению. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010г. Стандарт. Начальная школа. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения) – Москва «Просвещение», 2010г. ^ – Москва «Просвещение», 2010г. Дополнительная литература Нечаева Н.В. Обучение грамоте. Методические пояснения к Азбуке, рабочим тетрадям по чтению и тетрадям по письму. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009г., Самыкина С.В. – Тематическое планирование к учебнику «Литературное чтение», 1 класс (автор В.Ю.Свиридова) – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», -2009 год. |
![]() | Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» Рабочая программа составлена на основе авторской программы Климановой Л. Ф, Бойкиной М. В. «Литературное чтение», Сборник рабочих... | ![]() | Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2004г.) и авторской программы курса «Литературное чтение»... |
![]() | Рабочая программа курса «Литературное чтение» Мбоу «сош №1» города Юбилейного, на основе авторской программы Л. Ф климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное... | ![]() | Рабочая программа курса «Литературное чтение» Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования... |
![]() | Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального... | ![]() | Рабочая программа курса «Литературное чтение» «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы для 2 класса Л. А. Ефросининой – М.: Вентана-Граф, 2009г. Программа... |
![]() | Рабочая программа создана на основе типовой программы «Школа хх1 век». На изучение данного предмета программой предусмотрено 4 часа в неделю. Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие | ![]() | Поурочное планирование по литературному чтению к учебнику «Литературное чтение» Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие |
![]() | Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики... | ![]() | Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» Система Л. В. Занкова/Сост. Н. В. Нечаева, С. В. Бухалова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011.), поурочного планирования... |