Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» icon

Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение»



НазваниеРабочая программа учебного курса «Литературное чтение»
Свиридовой В.Ю
Дата17.10.2016
Размер
ТипРабочая программа

Пояснительная записка


Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для

1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2010г.) и авторской программы курса Свиридовой В.Ю., Чураковой Н.А. «Литературное чтение», утверждённой МО РФ (Самара: Корпорация «Фёдоров» 2008)

Целями обучения литературному чтению являются:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

  • развитие художественно-творческих норм и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста;

  • формирование читательской компетентности.

Задачи:

  • освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;

  • овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;

  • воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе

  • формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Для реализации программы используется учебно – методический комплекс:

  1. ^ Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука: Учебник по обучению грамоте и чтению. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010г.

  2. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Я читаю? Я читаю. Я читаю!: Тетради к Азбуке. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010г.

  3. Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С.Ковалевой, О.П.Логиновой – Москва «Просвещение»,2010г.

  4. Примерные программы по учебным предметам. – Москва «Просвещение», 2010г.

  5. Сборник программ для начальной школы (Система Л.В. Занкова) -Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фе­доров», 2008г.

  6. ^ Свиридова В.Ю. «Литературное чтение» 1 класс.– Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010г. Мельникова О.А., рабочая тетрадь «Звуки и буквы» - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010г.

  7. ^ Свиридова В.Ю. «Учись читать» - Пособие по чтению. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010г.

  8. Стандарт. Начальная школа. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения) – Москва «Просвещение», 2010г.

  9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Москва «Просвещение», 2010г.

  10. ^ Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С.Ковалевой, О.П.Логиновой – Москва «Просвещение»,2010г.



Программа рассчитана на 132 часа в год (4 часа в неделю)

92часа – обучение грамоте

40 часов – литературное чтение

Особенностью контроля учебных достижений первоклассников является итоговая контрольная работа 1 раз в год (не позднее 25 апреля)


^ Требования к уровню подготовки обучающихся

к концу первого класса

Обучающиеся научатся:

  • осознанно воспринимать содержание различных видов текста, отвечать на вопросы по содержанию произведения, задавать вопросы по услышанному или прочитанному тексту;

  • вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях, соблюдая правила речевого этикета;

  • работать со словом, пополнять словарный запас, читать осознанно и выразительно;

  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного;

  • коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение;

  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению;

  • читать по ролям литературное произведение;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;

  • высказывать своё отношение к герою и его поступкам;

  • создавать иллюстрации;

  • работать в группе, создавая инсценировки по произведениям



^

Содержание программы учебного предмета

«Литературное чтение»


Виды речевой деятельности:

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи. Адекватное понимание звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию произведения.

^ Чтение

Чтение вслух

Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.

^ Чтение про себя

Осознание смысла произведения при чтении про себя. Умение находить в тексте необходимую информацию.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах чтения. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, дополнять ответы товарища.

^ Библиографическая культура

Выбор книг на основе рекомендованного списка. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

^ Письменная (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку, использование выразительных средств языка.

Круг детского чтения

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, о природе, добре и зле.

Творческая деятельность обучающихся

Устное словесное рисование, чтение по ролям, инсценирование.


^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Литературное чтение»

1 класс (40 часов)

Знакомство с детской книгой. Название произведения (заголо­вок). Автор в литературном произведении (поэт, писатель). Отсут­ствие автора в народном произведении. Общее представление о стихотворной и прозаической речи. Начальные навыки ориенти­рования в книге по заглавию, оглавлению, иллюстрациям.

^ Чтение и литература. Что такое литература. Бытовой текст (вы­веска, этикетка, записка) и литература. Литература художествен­ная и научная. Что делает писатель, а что ученый (сравнение текс­тов в книге для чтения, в учебниках по математике и естествозна­нию, в словарях и энциклопедиях).

^ Устное народное творчество и литература. Общее представле­ние о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, вариатив­ность текста. Работа собирателей фольклора, литературная обра­ботка. Обзорное знакомство с малыми фольклорными жанрами: колыбельная песня, потешка, закличка, прибаутка, небылица, скороговорка, считалка, пословица, поговорка, побасенка, загад­ка. Практическое назначение малых жанров фольклора, опреде­ляющее особенности их формы. Практическое освоение жанра загадки. Знакомство с жанром кумулятивной сказки (сказки-цепочки).

^ Средства художественной выразительности (способы выраже­ния авторского отношения к изображаемому). Название произве­дения. Система героев (главные действующие лица). Второстепен­ные персонажи. Характеристика героев. Портрет. Речь. Понятие о монологе и диалоге в литературе. Сюжет. Наблюдение за разви­тием сюжета: завязка, кульминация, развязка событий.

^ Обнаружение особых приемов выразительности в процессе анализа текста. Первичные представления о сравнении как осно­вополагающем приеме. Практическое освоение понятий (без обя­зательного употребления терминов): эпитет, олицетворение, анти­теза (противопоставление, контраст), повтор, звукопись.

^ Эмоциональный тон произведения. Общий характер произведе­ния, его тональность. Определение шуточного (юмористического) характера произведения. Торжественный (героический) характер. Задумчивый (лирический) тон произведения. Эмоциональная пере­дача характера произведения при чтении вслух, наизусть: использование голоса (нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смыс­ловых пауз, логических ударений) и несловесных средств (мимики, движений, жестов).

^ Жанр художественного произведения. Общее представление о жанрах: сказка, рассказ, стихотворение. Практическое различе­ние.

Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ героев. Опре­деление позиции автора. Нахождение средств выражения автор­ской оценки изображаемого.

Стихотворение. Особенности поэтического взгляда на мир. Практическое ознакомление с ритмом и рифмой. Нахождение рифмующихся слов.

Сказка. Постоянная композиция сказки. Традиционные герои русских народных сказок. Постоянные эпитеты для характеристи­ки героев, событий, природы. Волшебные предметы. Особенности чтения и рассказывания сказок. Сочинение сказок в соответствии с начальными представлениями о законах жанра.

^ Навыки чтения. Формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического звукобуквенного метода, учитывающего по­зиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфо­эпических норм при предварительном (в случае необходимости) подчеркивании случаев расхождения произношения и написания слов. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, разны­ми интонациями, в разном темпе и разном настроении, с различ­ной громкостью.


^ Формы и средства контроля

Для контроля за освоением программного материала используются в основном диагностические и итоговые вариативные работы « Мои достижения»

Диагностические работы проводятся после окончания крупных тем программы. По результатам контроля выявляется степень усвоения только что изученного материала и производится коррекция дальнейшего процесса обучения.

Итоговые контрольные работы проводятся за истекший период работы (год). Их цель – проверка выполнения требований программы. В содержание итоговых контрольных работ входят задания, знакомые детям по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые хорошо отработаны. Итоговые контрольные работы проводятся 1 раза в год (не позднее 25 апреля)

Контроль за уровнем достижений учащихся по литературному чтению производится в форме комплексной работы.


Для определения содержания контрольных работ используются следующие сборники:

  1. Яковлева С.Г. «Контрольные работы по системе Занкова». Издательство « Учебная литература», 2007г

  2. Яковлева С.Г « Мои достижения» - метапредметные вариативные контрольные работы



^

Учебно – методические средства




Основная литература

Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука: Учебник по обучению грамоте и чтению. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010г.

^ Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Я читаю? Я читаю. Я читаю!: Тетради к Азбуке. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010г.

Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С.Ковалевой, О.П.Логиновой – Москва «Просвещение»,2010г.

^ Примерные программы по учебным предметам. – Москва «Просвещение», 2010г.

Сборник программ для начальной школы (Система Л.В. Занкова) -Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фе­доров», 2008г.

^ Свиридова В.Ю. «Литературное чтение» 1 класс.– Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010г. Мельникова О.А., рабочая тетрадь «Звуки и буквы» - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010г.

^ Свиридова В.Ю. «Учись читать» - Пособие по чтению. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010г.

Стандарт. Начальная школа. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения) – Москва «Просвещение», 2010г.

^ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Москва «Просвещение», 2010г.

Дополнительная литература

Нечаева Н.В. Обучение грамоте. Методические пояснения к Азбуке, рабочим тетрадям по чтению и тетрадям по письму. - Сама­ра: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фе­доров», 2009г.,

Самыкина С.В. – Тематическое планирование к учебнику «Литературное чтение», 1 класс (автор В.Ю.Свиридова) – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», -2009 год.



Похожие:

Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного курса «Литературное чтение»
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Климановой Л. Ф, Бойкиной М. В. «Литературное чтение», Сборник рабочих...
Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного курса «Литературное чтение»
Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2004г.) и авторской программы курса «Литературное чтение»...
Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» iconРабочая программа курса «Литературное чтение»
Мбоу «сош №1» города Юбилейного, на основе авторской программы Л. Ф климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное...
Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» iconРабочая программа курса «Литературное чтение»
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования...
Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
«Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального...
Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» iconРабочая программа курса «Литературное чтение»
«Литературное чтение» разработана на основе авторской программы для 2 класса Л. А. Ефросининой – М.: Вентана-Граф, 2009г. Программа...
Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» iconРабочая программа создана на основе типовой программы «Школа хх1 век». На изучение данного предмета программой предусмотрено 4 часа в неделю. Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие
Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие
Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» iconПоурочное планирование по литературному чтению к учебнику «Литературное чтение»
Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие
Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» iconРабочая программа по предмету «Литературное чтение»
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики...
Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного курса «Литературное чтение»
Система Л. В. Занкова/Сост. Н. В. Нечаева, С. В. Бухалова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011.), поурочного планирования...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты