Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» icon

Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир»



НазваниеРабочая программа учебного курса «Окружающий мир»
Дмитриевой Н.Я
Дата17.10.2016
Размер
ТипРабочая программа

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по окружающему миру (2010г.) и авторской программы курса Дмитриевой Н.Я. «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Самара: Корпорация «Фёдоров» 2008)

Целями обучения окружающему миру являются:

  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

^ Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

  • формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;

  • на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

  • развивать логичность и самостоятельность мышления, формировать экологическую культуру;

  • формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщение и выводы; ориентироваться в пространстве и времени; формировать умение работать с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе;

  • воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков, относящихся к трём разным уровням: базовый (опорный), повышенный (функциональный), творческий и обеспечивает реализацию начальных знаний об окружающем мире.

Для реализации программы используется учебно – методический комплекс:

  1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир: учебник для 1 класса, в 2 частях- Самара: Корпорация «Фёдоров», 2008.

  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. рабочая тетрадь для 1 класса, - Самара: Корпорация «Фёдоров», 2010.

  3. Сборник программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров» -2008 г.

  4. Стандарт. Начальная школа. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения) – Москва «Просвещение», 2010г.

  5. Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С.Ковалевой, О.П.Логиновой – Москва «Просвещение»,2010г.

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Москва «Просвещение», 2010г.

  7. ^ Примерные программы по учебным предметам. – Москва «Просвещение», 2010г.



Программа рассчитана на 60 часов в год (2 часа в неделю)

I ч. – 15 часов

II ч. – 14 часов

III ч. – 17 часов

IV ч. – 14 часов


Требования к уровню подготовки обучающихся

к концу первого класса


Обучающиеся получат возможность научиться:


- устанавливать связи между живой и неживой природой;

- между деятельностью человека и состоянием природы;

- оценивать значение Солнца для жизни на Земле;

- познакомятся с разнообразием и красотой природы России;


научатся:

- слушать и отвечать на заданный вопрос;

- ориентироваться в учебнике;

- различать изученные объекты по названным признакам;

- компоненты окружающего мира (природа, человек, сделанное или придуманное человеком);

- определять основные части растений;

- устанавливать родственные связи в семье;

- знать правила поведения в общественных местах и на улице;

- правила вежливого общения ( приветствия, прощания с разными людьми по

возрасту и родству);

- различать объекты природы и объекты, созданные человеком;

- различать объекты живой и неживой природы, приводить

примеры;

- различать растения _ деревья, кустарники, травы, приводить примеры;

- приводить примеры представителей животного мира;

- использовать в общении правила вежливости.


^ Содержание программы

(1 класс)

(60 часов)

Человек и природа

Родной город, страна – Россия, столица – Москва. Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями. Маршрут от дома к школе. Правила поведения на дороге.

Природа осенью. Природа – источник познания.

Экскурсии. Ознакомление с живой и неживой природой, с растениями и животными. Наблюдения за осенними изменениями в природе. Ознакомление с профессиями работников школы.

Природа

Космос. Звёзды, планеты. Луна – спутник Земли.

Свет, тепло, воздух, вода – условия необходимые для жизни на Земле.

Разнообразие природы Земли. Неживая и живая природа. Признаки живой природы. Растения, части растений. Разнообразие животных и растений.

Природа и человек.

Практические работы и экскурсии. Знакомство с природой родного края, наблюдение явлений природы и изменений, происходящих в природе, Наблюдения за комнатными растениями.

^ Планета Земля

Ознакомление с глобусом. Экватор, Западное и Восточное , Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны, появление жизни на Земле.

^ Человек и общество

Становление человека

Общее представление об истории людей. Древнейшие люди. Окультуривание растений и одомашнивание животных.

Экскурсии в краеведческий, исторический музеи; по историческим местам родного края.

^ Современное человечество (18 часов)

Семья. Родословная. Особенности жизни людей в разных природных условиях, в разных государствах.

Страна, где мы живём. Знакомство с Красной книгой.

^ Правила безопасной жизни

Правила здорового образа жизни. Культура отдыха.

Экскурсии. По школе, по улицам, на предприятия сферы быта, производства.


^ Формы и средства контроля

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются:

  • Фронтальный опрос. Проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Основная цель таких бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы. Учитель подбирает такие вопросы, которые проверяют не только знание фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и др.) но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

  • Индивидуальный опрос.

- Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные свойства и признаки. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

- ^ Рассказ – рассуждение. Проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и пр.. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения., связной речи-рассуждения.

  • Письменная проверка знаний. Используются такие задания, которые не требуют полного, обстоятельного ответа письменного ответа:

- тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправления высказывания и пр.;

- индивидуальные карточки-задания (дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п.). Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей;

- графические работы, позволяющие учителю проверить осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком, схемой.

  • Работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями, сочетающая в себе элементы как устного, так и письменного опроса. Используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

^ Нормы оценок за все виды работ соответствуют общепринятым требованиям.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки:

  • Неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

  • Нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

  • Неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

  • Ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

  • Незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

  • Отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, приводящие к неправильному результату;

  • Неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

  • Преобладание при описании объекта его несущественных признаков;

  • Неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

  • Отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

  • Неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

  • Неточности при нахождении объекта на карте.



Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература

  1. Сборник программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров» -2008 г.

  2. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. Окружающий мир: Учебник для 1 класса: В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров» - 2009.

  3. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. Рабочая тетрадь для 1 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров» - 2010.

дополнительная

  1. Тестовые задания по окружающему миру 1-2 классы




  1. Олимпиадные задания по русскому языку, математике, окружающему миру.



Инструменты и оборудование:


  1. Гербарии растений

  2. Коллекция полезных ископаемых

  3. Муляжи грибов

  4. Муляжи фруктов и овощей


Лабораторная посуда:


  1. Колбы

  2. Пробирки

  3. Чашки Петри

  4. Карта природных зон России

  5. Стёкла для препарирования

Географические карты:


  1. Карта полушарий

  2. Карта природных зон России

  3. Физическая карта России

Видеофильмы:

1.Видеофильм «Планеты. Одиноки ли мы во Вселенной»

2.Серия: «Твои весёлые друзья - зверята» - 36 шт.

Электронные учебные пособия:

  1. ЭУП «Природа. Человек. Общество»

  2. ЭУП «Мир природы»


Аудиозаписи:


1.Времена года. А. Вивальди

2.«Птицы средней полосы России»

Таблицы:

  1. Режим дня.

  2. Форма Земли.

  3. Планеты Солнечной системы.

  4. Перелетные птицы.

  5. Зимующие птицы.

  6. Дикие звери.

  7. Ядовитые растения.

  8. Насекомые.

  9. Растения луга.

  10. Домашние животные. На ферме зимой.

  11. Влаголюбивые растения.

  12. Ориентирование по солнцу.

  13. Зима.

  14. Комнатные растения.

  15. Домашние животные. Свиноферма.

  16. Вода в природе.

  17. Лиственные и хвойные растения.

  18. Части растения.

  19. Культурные растения.

  20. Весна.

  21. Смешанный лес.

  22. Осень.

  23. Деревья, кустарники, травы.

  24. Что нас окружает.

  25. Хвойный лес. Грибы.

  26. Лето.

  27. Растения и животные лиственного леса.

  28. Растения и животные степи.

  29. Бурые медведи.

  30. Растения (светолюбивые и тенелюбивые, растения водоёмов).

  31. Весной в поле.

  32. Животные пресных водоёмов.



Похожие:

Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» iconРабочая программа учебного курса «Окружающий мир»
Примерной программы начального общего образования по окружающему миру (2010г.) и авторской программы курса «Окружающий мир» Н. Я....
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе авторской программы Поглазова О. Т. «Окружающий мир»...
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» iconРабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»
«Окружающий мир» О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой «Программы по учебным предметам. Примерный учебный план: 1-4 кл.: в 2 ч. / Сост....
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» iconРабочая программа курса «Окружающий мир»
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования...
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» iconПрограмма по курсу «Окружающий мир» класс Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы «Окружающий мир» умк «Гармония»
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» iconЛичностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир»
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» iconРабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
Изучение курса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» в начальной школе направлено на достижение следующих целей
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» iconРабочая программа по окружающему миру в 3 классе составлена на основе основной образовательной программы моу сош с. Кириллово
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» iconРабочая программа учебного курса «Русский язык»
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» для 1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования...
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» iconОбщая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по окружающему миру для обучения в 4 классе создана на основе федерального компонента государственного стандарта...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты