|
Щербаковой Натальи Викторовны
Тема инновационного педагогического опыта «Проектная деятельность на уроках биологии» Современные условия развития общества требуют воспитывать предприимчивых и деловых людей, способных к нестандартному решению, умеющих работать в коллективе. Наука и практика обучения не раз доказывала наличие индивидуальных различий в творческих способностях детей. Однако ориентация на "среднего" ученика до сих пор сохраняется. Накопленный теоретический материал пока недостаточно применяется в решении вопросов развития творческих способностей учащихся. Учащимся важно овладеть умением переноса способов деятельности, их преобразования соответственно новой ситуации, применения знаний в различных сферах. Таким образом, ученик должен выступать активным участником процесса обучения, а не пассивным статистом. Одним из методов, повышающих творческую активность учащихся, является проектная деятельность. Планирование действий при проектной деятельности идет "от ученика" с учетом его способностей, интересов, потребностей. Результат проектной деятельности - графическое или теоретическое решение поставленной проблемы. Цели и задачи проектной деятельности : 1) контроль знаний и умений по пройденному материалу; 2) формирование в сознании школьника информационной картины мира; 3) возможность работать с компьютером; 4) развитие умений поиска и обработки информации; 5) работа по новым технологиям; 6) развитее самостоятельности; 7) умение слушать и уважать мнения учащихся; 8) способность личной уверенности у каждого участника проектного обучения; 9) развитие исследовательских умений. На мой взгляд, метод проектной деятельности – один из наиболее эффективных методов, который позволяет сочетать теоретические знания и их практическое применение.
В концептуальных подходах к современной трудовой подготовке школьников методу проектов отводится стержневое место, с его реализацией связываются большие надежды. Предполагается, что это гибкая модель организации учебного процесса, будет воспитывать у детей такие качества, которые позволят лучше адаптироваться к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям. Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие воли, находчивости целеустремленности. Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
Приемы активизации познавательной деятельности, используемые в работе, разнообразны. Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному "творчеству", к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные)формы организации урока. На таких уроках воплощаются в общем деле творчество учителя и творчество учащихся. Такие уроки дают возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных. 1. Технология проектного обучения.// Биология в школе, № 3, 2003
«Идея педагогической свободы» В своей работе я использую такие принципы как:
Реализация данных принципов позволяет создать на уроке атмосферу доверия, творчества и взаимодействия. Я считаю, что учитель должен видеть в каждом ученике его неповторимость, подбирать приемы и методы, которые позволят раскрыть его способности и возможности. Такая система взаимодействия позволяет моделировать ситуацию успеха, как для слабого ученика, так и более успешного. Применение активных и интерактивных методов обучения делает урок более живым и результативным. Выбор технологий и методик обучения, форм общения с учащимися на уроках, участие в исследовательской деятельности позволяет раскрыться не только ученикам, но и самому учителю. Самообразование учителя позволяет ему стать более успешным, а следовательно, и более свободным, т.е. ответственным за свои действия и знания учеников.
Применение метода проектов является поиском путей решения проблем, которые в рамках традиционно используемых методов обучения решить невозможно в связи с различным стартовым уровнем знаний и умений школьников по биологии. Даже знания детей с высоким уровнем подготовки, как правило не выстроены в логике курса и требуется идентификация пробелов в знаниях с последующей коррекцией. В настоящее время метод проектов активно внедряется учителями биологии в образовательный процесс. Как показывает опыт учителей, данный метод является эффективным методом обучения. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения. Практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий: 1. При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами; 2. При проведении устных упражнений. Дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения; 3. При проверке фронтальных, самостоятельных работ. Обеспечивает, наряду с устным, визуальный контроль результатов; 4. При проверке домашних работ. Методика аналогична методике, применяемой для самостоятельных работ; 5. При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану. Цель мультимедийной презентации – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме.
1. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. 2. Установлено, что педагогически целесообразное и методически грамотное применение звуковых устройств увеличивает объем усваиваемой информации на 15%, визуальных – на 25%, совместное использование звуковой и визуальной техники обеспечивает усвоение учебной информации объемом до 65%. 3. Применение техники ломает стереотипы уроков. Новые технологии увеличивают мотивацию учения, позволяют по-иному вести индивидуальные задания, управлять учебным процессом. 4. Совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении медиауроков, так как они дают возможность воздействовать на все органы чувств и, следовательно, интенсифицировать воздействие на ученика и, соответственно, резко повысить мотивацию и возможности восприятия им учебного материала. 5. В результате выполнения работы у учащихся расширяется сфера интересов; углубленное изучение темы; воспитание целеустремленности, работоспособности. Большое достоинство проектной деятельности: • Умение работать в коллективе. • Брать ответственность за выбор решения на себя. • Разделять ответственность с другими. • Демонстрация энтузиазма. • Создание условий для конкретного воплощения творческих идей. • Предоставление ребенку свободы выбора темы, методов работы. • Работу над проектом можно продолжать неопределенное время, так как появляются новые мысли и идеи. • Не могут использовать чужой проект. • Связь информатики с другими школьными предметами и поиск информации за переделами учебного заведения. • Каждый ученик понимает важность, работы. Директор ГКОУ «Рузаевский дом-школа» _____________________ /Федотов А.Г./ |