Кемеровская область Г.Ленинск – Кузнецкий МБОУ «Основная общеобразовательная школа №33»
Рассмотрено на заседании МО Согласовано Утверждаю ___________________________ Директор школы Протокол №_____ от _________ Заместитель директора по УВР ____________Л.П.Трофимова Руководитель МО ____________ _____________Черданцева З.М. ____________________________
Рабочая программа по музыке для 3 «А» класса на 2012 – 2013 учебный год
Учитель: Гук Светлана Юрьевна Предмет: музыка Программа: «Школа 2100» Учебник: ______________
Г.Ленинск – Кузнецкий 2012 г.
Пояснительная записка Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Задачи уроков музыки развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной музыке; понимание учащимися содержания простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл; накопление детьми знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; первоначальных представлений об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности); · совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.); расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах; активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных); накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива. Данная рабочая программа составлена на основе типовой программы по музыке для общеобразовательных учреждений под руководством Д.Б. Кабалевского, включающим программу по предмету «Музыка» для 1-4 классов образовательных учреждений. ^ В базисном учебном плане в 1-4 классах на предмет «Музыка» отводится 1 час в неделю (общий объем 136 часов). В 3 классе на изучение предмета отводится 34 часа. Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов, предложенных авторами программы: Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; Метод эмоциональной драматургии; · Метод создания «композиций»; Метод игры; Метод художественного контекста; · Метод концентричности организации музыкального материала. Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), "разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий. ^ - входной, текущий, тематический, итоговый. В качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение жанров песни, танца и марша; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания; тестирование, разработанное автором, устный опрос. ^ - самостоятельная работа; - устный опрос; - взаимоопрос; - практическая работа; - тест.
Учебно- тематический план № п/п | Тема / Раздел | Кол-во часов | Количество контрольных мероприятий | 1 | Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость. | 9 | тесты | 2 | Интонация. | 7 | тесты | 3 | Виды и развитие музыки | 10 | 1контрольная работа | 4 | Построение формы музыки. | 8 | тесты | 5 | Резервные уроки | 1 |
|
^
№ п/п | Тема урока | Цели и задачи урока | Дата | Формы контроля |
|
| ^ | 1 | Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость. | Познакомиться с тремя китами (основными жанрами) |
|
| Беседа
| 2 | Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость. | Познакомить подробно с жанром «марш». Учить детей определять вид марша.
|
|
| Практическая работа. Умение определять жанры музыки на слух.Игра «Узнай китов», исполнение различных ритмов. | 3 | Песенность в вокально- инструментальной музыке. | Учить детей определять вид марша, воспитывать любовь к музыке развивать ритмический слух |
|
| Определение видов марша через прослушивание. Игра «Композиторы» | 4 | Песенность в вокально- инструментальной музыке. | Познакомить с жанром танец, обстоятельствами при которых звучит танцевальная музыка, разучить песню-вальс «Осень» |
|
| Текущий Игра соревнование «Кто лучше изобразит вальс» Хоровое пение | 5 | Песенность в вокально- инструментальной музыке.. | Научить детейотличать танец среди разной музыки, расширить знания о жанре «танец», знакомство с народными танцами |
|
| Практическая работа Определение танца в музыке | 6 | Песенность в вокальном жанре. Церковные песнопения. | Закрепление знаний о «танце» и народном фольклоре |
|
| Устный опрос. | 7 | Танцевальность | Знакомить с жанром «песня», разучить песню «Сурок», |
|
| Хоровое пение. | 8 | Танцевальность | совершенствовать навыки хорового пения, знакомить с дерижёрскими жестами. |
|
| Устный опрос | 9 | Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке. | Обобщение темы. Повтрение. |
|
| Тесты | ^ | 10 | Маршевость в музыке | Учить детей слышать маршевость в классической музыке, прививать детям любовь к классической музыке, формировать музыкальный вкус детей. |
|
|
| 11 | Песенно – танцевальная музыка. | Познакомить детей с жанровыми истоками сочиненгий композиторов –классиков, народной, духовной музыки. |
|
| Устный опрос. | 12 | Интонация | Научиться определять настроение и характер музыки. |
|
|
| 13 | Интонация. Зерно-интонация. | Формировать культуру слушания, понимать настроение музыки и замысел композитора. |
|
| Устный опрос. Анализ музыкальных произведений. | 14 | Интонация. Зерно-интонация. | Научиться слушать, как музыка выражает различные черты человеческого характера. |
|
| Практическая работа. Определение характера героев через прослушивание произведения | 15 | Выразительность и изобразительность. | Закрепление темы, повторение изученного. |
|
| Устный опрос. Наблюдения за различным характером музыки, анализ произведения и рисунков | 16 | Знакомство с нотной записью. | Научиться лучше слушать и понимать музыку, рисовать её в своём воображении. |
|
| Взаимоопрос. Анализ эмоциональных откликов детей, рисунков, беседа, устный опрос. | «Виды и развитие музыки» 10 часов | 17 | Развитие музыки. Виды музыкального развития. | Обучать детей внимательно слушать музыку, замечать её развитие |
|
| Рисунок к песне, беседа. | 18 | Развитие музыки на примере симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк» | Учить детей слышать и замечать виды развития музыки |
|
| Слуховое определение видов музыкального развития в прослушанных произведениях. | 19 | Ладовое и динамическое развитие музыки. | Познакомить детей с особенностями ладового и динамического развития, учить замечать их в музыке, развивать ладовый и динамический слух детей. |
|
| Опрос по признакам ладового и динамического развития. | 20 | Развитие музыки в классике. | Уметь определять виды музыкального развития в классической музыке |
|
| Слуховое определение видов музыкального развития в прослушанных произведениях. | 21 | Поворот, контраст, вариационность – основные принципы развития народной музыки | Основные принципы развития в народной музыке |
|
| Устный опрос | 22 | Мелодическое и динамическое развитие на примере произведений Ф.Шопена. | Познакомить детей с творчеством Шопена, учить детей замечать развитие мелодии и динамики в музыке. |
|
| Практическая работа по выявлению развития в музыке на примере произведений Шопена | 23 | Выразительное и изобразительное развитие. | Изучить развитие музыки в произведениях Ф. Шуберта |
|
| Анализ рисунков детей к музыке. | 24 | Ладовое развитие на примере произведений Ф.Шуберта. | Познакомится с развитием чувств в музыке |
|
| Анализ пьес и произведений искусств | 25 | Темповое развитие в музыке. | Знать понятие темпа, и его развития |
|
| Практическая работа по определению темпа в музыкальных произведениях. | 26 | Виды развития. Обобщение темы четверти
| Закрепление, обобщение темы. Усвоить важность музыкального развития, для создания симфонической сказки, как отображения частицы жизни. |
|
| Тестирование
| ^ | 27 | Построение музыкального произведения. | Усвоение простейших музыкальных форм: I - частная II – частная III - частная |
|
| Определение формы музыки в музыкальных произведениях, их построение на планшете. | 28 | Двухчастная музыкальная форма | Учить детей анализировать произведение, определять его жанр и форму. |
|
| Практическая работа по определению и сравниванию характера и частей музыкального произведения. | 29 | Знакомство с формой рондо. | Освоение формы рондо. |
|
| Слуховое определение формы рондо | 30 | Вариационная форма произведения. | Освоение вариативной формы. |
|
| Слуховое определение вариаций | 31 | Закрепление темы «Формы музыкального произведения» | Проверить и закрепить знания по теме «Формы музыкального произведения. |
|
| Цифровой диктант | 32 | Обобщение темы четверти «Формы музыки». Знакомство с творчеством И. Дунаевского | Закрепление и обобщение темы. Знакомство с творчеством И. Дунаевского |
|
| Хоровое и сольное пение. Определение формы музыкального произведения. | 33 | Обобщение изученного за год. | Проверка и закрепление ранее изученных знаний. |
|
| Тесты. Контрольные задания. | 34 | Обобщение изученного за год. | Проверка и закрепление ранее изученных знаний. |
|
| Беседа. | 35 | Резервные часы |
|
|
|
|
Литература и средства обучения Алеев Ю.Б. Пение на уроках музыки.-М: Просвещение,1978 Алеев В.В., Наумова Т.И. Музыка 1 класс: учебник. Андреева М., Конорова С. Первые шаги в музыке.-М: Советский композитор, 1991 Апетян З. Воспоминания о Рахманинове. Т.1.М., 1974. Афанасьева А.Н. Древо жизни. М.: Современник,1982. БейдерТ. Музыка для общеобразовательной школы, 3 класс Белза И. С. А. Рахманинов. М., 1946 Вендрова Т.С., Писарева И. В. Воспитание музыкой. Из опыта работы.-М: Просвещение,1991 Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991. Детский игровой фольклор Волгоградской области: Сб./Сост. Н.Ч. Атанова, Е.В. Шишкина Дмитровская К. Русская советская хоровая музыка. М., 1904. Ершова А.П., ЗахароваС.А., ШколярЛ.В. Искусство в жизни детей. Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1991. Зыбылин М. Русский народ. Его обычаи, оюряды, предания, суеверия. М., 1980. Из истории музыкального воспитания: Хрестаматия/ Сост. О.А. Апраксина. М.: Просвещение, 1990 Израилев Ар. Свящ. Колокола и звоны. Спб., 1884. Ильинский А. Биографии композиторов 4-20 век. М., 1904. Искусство в школе. №№2/99; 3/99; 4/99; 3/00; 5/01 Кабалевский Д. Б. Сила искусства. Молодая гвардия, 1984 Кабалевский Д. Б. Как рассказать детям о музыке? М.: Просвещение, 1989. Келдыш Ю. История русской музыки Ч. 3.М., 1954. Критская С.Д. и др. Музыка 1 класс: учебник –М.: Просвещение, 2001 Латынин Л.А. Образы народного искусства. Сер. «Искусство». М.: Знание,1983. Левашова О., Келдыш Ю. История русской музыки. Т. 1. М., Просвещение, 1989 Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дерижёры. М., 1963. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М.: Советский композитор,1988 Морозов И.А., Слепцова И.С. Забавы вокруг печки. Роман – газета, 1994. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. М.: Художественная литература Вып1. Младенчество. Детство.1991 Вып 2. Девичество. 1994. Музыкальное воспитание в школе.Выпуск7.-М.: Музыка,1971 Музыкальное воспитание в школе.Выпуск16./ Сост о, А. Апраксина. М.: Музыка,1985. Музыкальная литература зарубежных стран/Под ред. С. Царёвой. Выпуск3. –М.: Музыка,1983. Музыкальная литература зарубежных стран/Под ред. Б. Левина. Выпуск5. –М.: Музыка,1972 Мамин - Сибиряк Д.Н. Серая шейка Некрылова А. Ф. Круглый год. М.: Правда, 1991. Некрылова А.Ф., Головин В.в Уроки воспитания сквозь призму истории. Спб., 1992. Преображенский А. Очерк истории церковного пения в России СПб. Прибенина Г.А. Чайковский П.И. – М.: Музыка,1986. Программа «Музыка» 1-8 класс/Под ред. Кабалевского Д.Б. – М.: Просвещение, 2004 Рекомендации к практическим занятиям по методике музыкального воспитания. Волгоград: Перемена, 1993. Рогов А. Музыкальная эстетика в России 11-18 веков. М., 1973. Русский дом. Самарский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Самара, 1995. Русское народное творчество «Экспериментальная программа» Ширеева Н.С Сахаров И. П. Сказания русского народа. М.: Художественная литература, 1990. Советский энциклопедический словарь. Ткачёв Д. Александр Андреевич Архангельский. Л., 1974. Успенский Н. Лады русского севера. М., 1973. Усачёв В.О., Школяр Л. В. Музыкальное искусство. 1 класс: учебник. – М.: Издательский центр «Вентана - Граф», 2002. Чудесная дудка: Сказки разных народов мира. М.: Композитор
Увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, увертюра к опере «Кармен» Ж. Бизе грамзапись «Ночь», «Золотые рыбки», «Царь горох» муз. Р. Щедрина. «Ночь» муз. Щедрина, Симфония №4 П.И. Чайковского, Картины «Рожь» Соврасова, «Россия» К. Мирошника. «Жаворонок» М.И. Глинки «Скворушка прощается» муз. Т. Попатенко«Утро» муз. Э. Грига Грамзапись арии Ивана Сусанина, Кантата «Вставайте, люди русские» С. Прокофьева, «Херувимская №7» Бортнянского, иконы Богоматери, «Аве Мария» Ф. Шуберт, «Золотые рыбки» Р. Щедрина, Позабудем всё, что было» Б. Савельева «Арагонская хота» М.И. Глинки, «Золотые рыбки» Р. Щедрина, «полонез» Шопена « Мазурка» Ф. Шопена, «Гавот» С. Прокофьева, «Мелодия» П.И. Чайковского «Симфония№5» Л. Бетховена, «Царь Горох» Р. Щедрина, «неоконченная симфония» Ф. Шуберта «Ужасно интересно» В. Шаинского Прелюдия №7, Прелюдия №20 Ф. Шопена, молитва «Богородице, Дева радуйся», Песня Баяна, «Пляска скоморохов», «Шествие Царя Берендея» муз. Римского-Корсакова «Шествие гномов» муз. Э. Грига «Болтунья» муз. С. Прокофьева «Аве Мария» Ф. Шуберта, Симфония №5 Л. В. Бетховена, «Три подружки» Л. Бетховена «Кузнец» И. Арсеева, «Доброе утро». Муз. Д.Б. Кабалевского, «Ослы» К. Сен-Санс Нотный стан. «Почему медведь зимой спит?» муз. Л. Книппера, Ф. Шуберт Марш «Петя и волк» муз. С. Прокофьева, «Песенка Деда Мороза» муз. Е. Крылатова «Петя и волк» С. Прокофьева, «Песня о пограничнике» муз. С. Богуславского, «Океан – Море синее» Н. Римского – Корсакова, «Купание в котлах», «Царь горох» Р. Щедрина, «Веснянка» П.И. Чайковского« Во поле берёза стояла», «Со вьюном я хожу» р.н.п. Симфония №4 П.И. Чайковского Прелюдии №7 и №20 Ф. Шопена, «Мама с тобой» муз. Л. Компанейца «Вальс», «Пьеса», «Марш» Ф. Шуберта «Любитель – Рыбалов» муз. Старокодымского «Песня Сольвейг» Э. Грига, «Пастушья песня» франц. нар пес. Симфония №6 (3ч) П. И. Чайковского «Песня Сольвейг» Э. Грига, Ария Сусанина, «Неаполитанская песенка» П. И. Чайковского, «Спящая княжна» А. Бородина, «Рондо в турецком стиле» В. Моцарт, «Турецкий марш» В. Моцарта, «Камаринская» Л. Бетховена, «Со вьюном я хожу» р.н.п., Танец Анитры» песня «Крокодил и Чебурашка» И. Арсеева «Марш» И. Дунаевского |