Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» (далее Рабочая программа) icon

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» (далее Рабочая программа)



НазваниеРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» (далее Рабочая программа)
Б. М. Неменского
Дата17.10.2016
Размер
ТипРабочая программа


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» (далее - Рабочая программа) для 4 класса разработана на основе авторской программы Б. М. Неменского, Н. А. Горяевой, Л. А. Неменской, А.С.Питерских, М.: «Просвещение» 2011. Данная программа соответствует образовательному компоненту федерального государственного стандарта начального общего образования и учебному плану учреждения.

Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Целью художественного воспитания и обучения в 4 классе является формирование представления о многообразии культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.

В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится

34 часа. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс разработана на основе авторской программы Б. М. Неменского, Н. А. Горяевой, Л. А. Неменской, А.С.Питерских.

В рабочую программу внесены изменения:

авторской программой Б. М. Неменского, Н. А. Горяевой, Л. А. Неменской, А.С.Питерских.

предусмотрено изучение предмета из расчёта 1 час в неделю (34 учебных часа в год). Согласно приказа от 05 июня 2012 года № 260 «Об утверждении годового календарного графика на 2012- 2013 учебный год» во 2- 4 классах количество учебных недель – 35. В связи с увеличением учебных недель, увеличилось количество часов с 34 до 35. Добавлен 1 час на тему «Искусство объединяет народы».

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

  • Л.А.Неменская; под ред. Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. Каждый народ – художник»: учебник для 4 класса. – М.: Просвещение, 2007.

  • Поурочные планы по учебнику Л.А. Неменской «Изобразительное искусство. 4 класс» /автор-составитель И.В. Федотова. – Волгоград: Учитель, 2009.

Форма итогового контроля обучающихся – искусствоведческая викторина.

Для достижения образовательных целей используются следующие методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, эвристический.

При организации учебного процесса используются формы: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.

Для поддержания интереса к предмету, формирования учебной мотивации используются нетрадиционные формы урока: урок-сказка, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-викторина.


^ Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;

- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

- закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;

- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью;

- знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка;

- роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений.

^ Учащиеся должны уметь:

- видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;

- выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;

- анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;

- пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. в рисовании на темы и с натуры;

- передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;

применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.


^ Календарно-тематическое планирование






урока п/п



Наименование раздела и тем


^ Часы учебного времени





Плановые сроки прохождения


Примечание






^ Истоки родного искусства

8








1-2

Пейзаж родной земли.

2


04.09

11.09




3-4

Деревня - деревянный мир.


2

18.09

25.09

Урок – путешествие по родному краю.

5-6

Красота человека.

2

02.10

09.10




7-8

Народные праздники (обобщение темы)

2

16.10

23.10







Древние города нашей земли

7







9

Древнерусский город-крепость.

1

06.11





10

Древние соборы.

1

13.11





11

Города Русской земли.

1

20.11





12

Древнерусские воины – защитники.


1

27.11





13

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

1

04.12


Урок-викторина

14

Узорочье теремов.


1

11.12




15

Праздничный пир в теремных палатах. Обобщение по теме «Древние города нашей земли».


1

18.12


Урок – сказка




^ Каждый народ – художник

11







16

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

1

25.12


Урок – путешествие в страну восходящего солнца – Японию

17

Изображение природы Японии.

1

15.01




18

Изображение японок в кимано.

1

22.01




19

Создание коллективного панно «Праздник хризантем»

1

29.01

Плоскостной коллаж

20

Народы гор и степей.

1

05.02





21

Города в пустыне.

1

12.02





22

Древняя Эллада.


1

19.02





23

Европейские города Средневековья.

1

26.02

Урок – путешествие

24-25

Создание панно «Площадь средневекового города».

2

05.03

12.03





26

Многообразие художественных культур в мире.

1

19.03


Изокроссворд




^ Искусство объединяет народы

9







27

Все народы воспевают материнство.

1

02.04





28

Мудрость старости.

1

09.04





29

Сопереживание - великая тема искусства

1

16.04





30-31

Герои - защитники.


2

23.04

30.04


Экскурсия в музей.


32

Юность и надежды.

1

07.05





33

Урок – закрепление.

1

14.05




34

Обобщение по теме «Искусство объединяет народы».

1

21.05




35

Искусствоведческая викторина

1

28.05







Содержание программы учебного предмета.

Каждый народ — художник

(изображение, украшение, постройка в творчестве народов Земли) – 35ч.


^ Истоки родного искусства 8ч.

Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека.

Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках.

Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир.

Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.


^ Древние города нашей земли 7ч.

Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма.

Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды.

Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношение частей при формировании образа.



^ Каждый народ — художник 11ч.

Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира.

Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта.

Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни, представлений о красоте и устрой стве мира. Художественная культура – это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа.

Формирования эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.


^ Искусство объединяет народы 9 ч.

От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро.

Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства – творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.


^ Формы итогового контроля



№ п/п

Виды работ

Число контрольных работ

1.

Искусствоведческая викторина

1


 


Искусствоведческая викторина


^ «ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ»


1.Кроссворд

По горизонтали: 3.Основание постройки . 4.Название крыши в старину.

7.Мастер, занимавшийся постройкой деревянных зданий.

9.Прозрачное полезное ископаемое, используемое в древности вместо стекла.10.Строение для домашнего скота.

По вертикали: 1.Каждый горизонтальный ряд бревен в срубе.2.Земляная насыпь для утепления вдоль стен дома, на которой часто сидели. 4.Нижний нежилой этаж дома, служащий для хранения чего-либо.5.Основное орудие труда плотника.7.Волокно, которым затыкали щели между бревнами сруба.

8.Отдельное помещение в избе, которое сейчас мы называем комнатой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

з

 

 

е

 

 

 

 

 

ф

у

н

д

а

м

е

н

т

 

 

 

 

 

 

 

 

в

 

 

е

 

 

п

 

 

 

 

т

 

а

 

 

ц

 

 

о

 

 

к

р

о

в

л

я

 

 

 

 

д

 

 

 

 

п

 

и

 

 

 

 

 

к

 

 

п

л

о

т

н

и

к

 

 

с

л

ю

д

а

 

р

 

к

 

л

 

 

 

е

 

 

к

 

 

 

а

 

е

 

 

 

т

 

х

л

е

в

 

 

 

т

 

 

 

ь

 

 

я

 

 

 

 

 

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. « О чем рассказывает искусство». Демонстрация репродукций картин художников разных эпохи стран. Учащиеся определяют настроение картины, используя « Словарь настроений».

3. « Архитектура и ее многообразие».

1.Наиболее древняя и укрепленная , расположенная на холме часть древнегреческого города. ( Акрополь)

2.Отапливаемый жилой деревянный крестьянский дом  ( изба).

3.Столб, опора для перекрытия.

4.Главный храм русских и европейских городов и монастырей ( собор).

5.Буддийский храм ( пагода).

6.Переносное жилище степных кочевых народов ( юрта).

7.Храм мусульманских народов ( мечеть).

8.Верхняя часть колонны ( капитель).

9.Башня при мечети, с нее созывают на молитву ( минарет).

10.Украшенное обрамление окна ( наличник).

11.Сторожевая башня в древнегреческой крепости ( вежа).

12.Полукруглые завершения наружных стен здания храма ( закомары)

13.Башня или стена с проемами, в которых подвешивали церковные колокола ( колокольня)

14.Обрамленный, архитектурно выделенный вход в здание ( портал)

15.Крепость внутри города, его наиболее древняя и важная часть, где размещались дворцы и храмы ( кремль).

4. «Фантазируй и рисуй». Рассмотрите облака, и угадайте в них кого-либо.


Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.

 

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

 

 

 


^ Перечень учебно-методических средств обучения

Оборудование и приборы

Электронные ресурсы:

  • «Форма». Cекреты живописи для маленьких художников.

Для детей от 4 до 10 лет./ «Новый диск» e-mail sale@nd.ru

  • «Фактура». Cекреты живописи для маленьких художников.

Для детей от 4 до 10 лет./ «Новый диск» e-mail sale@nd.ru



Сайты музеев:

Материалы и инструменты:

  • Бумага белая и тонированная формата А-3, А-4;

  • Бумага цветная, цветной картон;

  • Краски акварельные, гуашевые;

  • Кисти № 1-5;

  • Скульптурный материал: глина, пластилин;

  • Графический материал: простые и цветные карандаши, фломастеры;

  • Мелки, пастель;

  • Ножницы, стеки, клей;



Литература (основная и дополнительная)

  • Л.А.Неменская; под ред. Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. Каждый народ – художник»: учебник для 4 класса. – М.: Просвещение, 2007.

  • Поурочные планы по учебнику Л.А. Неменской «Изобразительное искусство. 4 класс» /автор-составитель И.В. Федотова. – Волгоград: Учитель, 2009.





Похожие:

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» (далее Рабочая программа) iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству...
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» (далее Рабочая программа) iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству...
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» (далее Рабочая программа) iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству...
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» (далее Рабочая программа) iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству...
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» (далее Рабочая программа) iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству...
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» (далее Рабочая программа) iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству...
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» (далее Рабочая программа) iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе авторской программы...
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» (далее Рабочая программа) iconРабочая программа предмета «Изобразительное искусство»
Программы «Изобразительное искусство» 1-4 классы, 2011год, авторы: Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» (далее Рабочая программа) iconПояснительная записка общая характеристика учебного предмета
Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. Рабочая программа
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» (далее Рабочая программа) iconПояснительная записка школьное математическое образование ставит следующие цели обучения
Рабочая программа учебного предмета «Математика – 6» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты