|
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ «МЫ ВМЕСТЕ» Свистунова Т. Г. МОУ «Каслинская СОШ №27» учитель начальных классов Успешное развитие и даже просто самосохранение общества, государства во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных задач, которые ставит перед нами жизнь, смогут ли развить в себе уживчивость, терпимость друг к другу. Известно, что хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом он далек от желаемого. Это и побуждает разработчиков Государственных стандартов общего образования считать эту сторону развития одной из приоритетных, а не факультативных задач школьного образования. К сфере коммуникативных учебных действий, как одной из составляющих основы умения учиться, относятся умения учащихся начальной школы учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Какова же сегодняшняя ситуация, касающаяся вопроса формирования навыков взаимодействия у младших школьников? Многие дети приходят к нам в начальную школу, не умея общаться и сотрудничать. Отсутствие у детей необходимых навыков взаимодействия ведет к тому, что их общение сразу делается конфликтным, причем конфликты эти они разрешать не способны. Это создает много проблем, как для самих ребят, так и для нас, педагогов. Если мы – взрослые не поможем детям наладить общение, у них может сформироваться стойкое отрицательное отношение к сверстникам как к помехе, препятствию, источнику отрицательных эмоций. В дальнейшем это осложнит их формирование как членов общества и граждан. При анализе анкет и диагностических данных воспитанников и их родителей в процессе прохождения курса подготовительных занятий в «Школе будущего первоклассника» я выявила следующие проблемы:
С целью их решения мною была разработана и апробирована программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству – «МЫ ВМЕСТЕ», составленная на основе программы О.И.Крушельницкой и А.Н.Третьяковой «Все вместе». Программа «Мы вместе» опирается на использование групповых форм творческой деятельности детей на уроках и во внеурочное время и введения такого курса не предполагает. Данная программа рассчитана на 4 года. Цель программы заключается в формировании у детей навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества. Работа проводится с учениками 1-4-х классов общеобразовательной школы. Программа включает задания разных типов (учебные и игровые; такие, для выполнения которых надо рисовать, конструировать, мастерить поделки, сочинять тексты и т.д.). Однако чем бы ребята не занимались, критерием оценки успешности работы будет их умение договариваться между собой и дружно трудиться для достижения общей цели. Программа определяет способ организации работы детей. Тематика заданий может быть любой. Задачи программы:
Принципы программы:
Средства и методы реализации программы: Основное средство обучения детей взаимодействию и сотрудничеству – организация творческой деятельности в малых группах. Сама форма творческой деятельности в группе имеет большой потенциал как раз для развития навыков общения, взаимодействия и сотрудничества у младших школьников. И реализовать его можно при условии учета возрастных особенностей членов группы. Организация работы по программе. Программа рассчитана на систематическую работу. Предполагается, что дети выполняют хотя бы одно групповое задание в неделю. Темы и содержание работ могут быть любыми: они определяются общими целями образовательного и воспитательного процесса в школе. Например: создание эмблем групп-команд, совместные коллажи и панно, групповые тематические сборники, концертные номера, творческие поисковые задания, групповые проекты различной тематики и т.п. В первом классе детям предлагаются задания, которые позволяют быстрее познакомиться. Постепенно в соответствии с изменением опыта и возраста детей акценты смещаются с формирования мотивации сотрудничества на развитие привычки согласовывать личные интересы с интересами других, обучение правилам эффективной организации совместной работы и становление эмоциональной сферы. Обязательно нужно придерживаться логики построения программы: от простых (по организации и уровню взаимодействия заданий), направленных в основном на формирование мотивации совместной деятельности к сложным. Программа не определяет, сколько часов следует отводить на выполнение конкретных заданий: все зависит от особенностей детского коллектива. Каким будет набранный первый класс, как изменится его состав с течением времени, кто придет в него и кто уйдет - эти и многие другие факторы существенно влияют на выбор целей работы и уровня сложности заданий. Педагог сам определяет, как лучше реализовать программу в своем классе. Содержание программы Вся учебно-воспитательная направленность образовательного процесса в классном коллективе (с1-го по 4-ый класс) основана на деятельности малых групп-команд (по 5 - 6 человек), у которых есть свои командиры. Они меняются по решению группы и согласованности с учителем-воспитателем в течение четверти. Таким образом, командиром группы побывает каждый учащийся. Состав группы меняется 1 раз в четверть. Формируя группы учащихся по собственному усмотрению, а также, учитывая желания ребят, педагог руководствуется определенными принципами.
Таким образом, программа помогает развивать в ребенке те качества, которые позволят ему безболезненно адаптироваться в окружающем социуме. На каждом этапе идет формирование определенных коммуникативных универсальных учебных действий. ^ Первый этап - 1 класс «Я + Я… = МЫ» Направление: Совместно-индивидуальная деятельность Цель: формировать умение объединять продукт индивидуальной деятельности каждого члена группы-команды в единое целое – качественно новый продукт совместной коллективной творческой деятельности при руководящей роли педагога или родителей. Задачи:
- уметь вступать в процесс общения, проявляя толерантное отношение друг к другу; - проявлять интерес к коллективной деятельности и радость от продукта совместного труда; - делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению. - обогащение друг друга новыми идеями в ходе взаимодействия. Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
^ «Мы - в согласии» Направление: Совместно-последовательная деятельность Цель: формировать умение создавать продукт совместной коллективной творческой деятельности группы-команды, выполняя работу пошагово, в порядке очередности. Задачи: Формирование привычки согласовывать личные интересы с интересами других. Прогнозируемый результат: - научиться придерживаться некоторых правил коллективной деятельности (соблюдать очередность, выполнять определенный объем работы, не уничтожать и не преобразовывать труд партнера без его разрешения); - получить эмоциональный опыт взаимодействия; - научиться различать давление и совет, адекватно реагировать на них; - испытывать чувство принадлежности к группе. ^
Выпускник получит возможность научиться:
^ «Мы принимаем решение» Направление: Создание совместных композиций. Коллективное принятие решений. Цель: - формировать умение объединять личные результаты в одно целое – качественно новый продукт совместной коллективной творческой деятельности самостоятельно каждой группой-командой без помощи педагога или родителей; - научить процедуре коллективного принятия решения. Задачи: 1. Обучение правилам эффективной организации совместной работы. 2. Развитие эмоциональной сферы личности. Прогнозируемый результат: - уметь обсуждать и согласовывать совместную деятельность, распределять обязанности; - приобретение опыта непосредственного физического и эмоционального контактов; - уметь принять тот факт, что результат коллективной работы может быть неожиданным, непредсказуемым и не соответствовать личным представлениям и планам; - получить опыт коллективного обсуждения и освоить соответствующие правила: обсуждай проблему, не переходя на личности; обосновывай свою точку зрения; не перебивай и др.; - уметь уступать друг другу. ^
Выпускник получит возможность научиться:
^ «Мы – проектанты» Направление: Проектная деятельность Цель: заложить основы групповой проектной деятельности у младших школьников при руководящей роли педагога. Задачи: 1. Введение в образовательный процесс нового, более глубокого вида творческой деятельности учащихся – метода проектов. 2. Знакомство учащихся с основными требованиями к проекту, алгоритмом работы над ним. 3. Внедрение в практику различных типов групповых проектов в соответствии с возрастными особенностями младших школьников. Прогнозируемый результат Формирование различных ключевых компетенций – комплексных свойств личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации: - рефлексивные умения; - поисковые (исследовательские) умения; - навыки оценочной самостоятельности; - умения и навыки работы в сотрудничестве; - коммуникативные умения; - презентационные умения и навыки. На последнем этапе более сложного группового взаимодействия – проектной деятельности продолжается активный процесс формирования тех коммуникативных универсальных учебных действий, которые были заложены на предыдущих этапах. В течение всего периода реализации программы идет отработка основных умений и навыков по представленным темам (направлениям) с последующим наращиванием и усложнением содержания. На каждом этапе идет коррекция предыдущего периода и создание условий для формирования и развития новых навыков. Данная программа направлена на перспективу развития личности школьника. Впоследствии классный руководитель может создать на основе этой базы программу по формированию и развитию основных социальных компетенций личности. Задачу развития у учащихся начальной школы навыков общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками я считаю чрезвычайно важной. Решать ее необходимо с максимальной интенсивностью, сразу после поступления детей в школу, чтобы избежать формирования и закрепления отрицательных стереотипов. В центре внимания должно стоять воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, эмоционального принятия их, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения. |
![]() | Формирование личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности | ![]() | Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников Речь – удивительно сильное средство, но нужно много ума, чтобы пользоваться им. Георг Гегель |
![]() | Рабочая программа по математике для 1 класса составлена на основе авторской программы курса Л. В. Занкова с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников... | ![]() | Рабочая программа по математике для 2 класса составлена на основе авторской программы курса Л. В. Занкова с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников... |
![]() | «Формирование универсальных учебных действий на занятиях внеурочной деятельностью «Занимательный английский» «Формирование универсальных учебных действий школьников как ресурс повышения качества образования в условиях перехода на фгос нового... | ![]() | Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе пикалова Ольга Владимировна Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение «Гимназия №44» Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе |
![]() | Классификация универсальных учебных действий Развитие личности в системе образования на современном этапе обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, которые... | ![]() | Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования моу мордовоаделяковской сош Характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий |
![]() | Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через деятельностный подход к обучению в начальных классах Стандартов второго поколения. Поиском оптимальных путей и способов внедрения коммуникативных технологий в педагогическую науку и... | ![]() | Вятский государственный гуманитарный университет Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе реализации фгос и интегративных качеств |