Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Данный курс является пропедевтическим курсом и рассчитан на изучение учащимися 3-4 классов в течение 68 часов (в том числе в III классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю и в IV классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ. В курсе выделяются следующие разделы: описание объектов – атрибуты, структуры, классы; описание поведения объектов – процессы и алгоритмы; описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода; применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного. Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
| Закон РФ «Об образовании», от 10.07.1992, № 3266 – 1, с изменениями |
| СанПиН, 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса) |
| Приказ МО и науки РФ от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 год». |
| Приказ Департамента образования ЯНАО «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа, реализующих программы общего образования от 11.05. 2006 года № 500» № 1012 от 17.06.2011 г. |
| Образовательная программа Муниципального бюджетного учреждения общеобразовательной школы-интерната «Сеяхинская школа-интернат среднего (полного) общего образования», за 2012-2013 у.г. |
| Учебный план муниципальной общеобразовательной школы-интерната «Сеяхинская школа-интернат среднего (полного) общего образования» за 2012-2013 у.г. |
^
1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике: применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций "если-то", "и", "или", "не" и их комбинаций - "если ... и ..., то..."); алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий; системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрения влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы; объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу "из чего состоит и что делает (можно с ним делать"); 2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией ("начинают и выигрывают"), и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент ставится на умении приложения даже самых скромных знаний; 3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – "как решать задачу, которую раньше не решали" – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей ( поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
^
- традиционное обучение; | - развивающее обучение; | - личностно-ориентированное обучение; | - дифференцированное обучение; | - проблемное обучение; | - исследовательская деятельность на уроках информатики как способ развития творческого потенциала личности; | - групповая (коллективная) учебно-познавательная деятельность; | - интерактивное обучение; | - дидактические игры. |
^
В результате изучения материала учащиеся должны уметь: определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т.д.; описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом); заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов; выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному; изображать множества с разным взаимным расположением; записывать выводы в виде правил «если – то»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если – то». как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе; для чего нужны основные устройства компьютера. пользоваться мышью и клавиатурой; запускать и завершать компьютерные программы. соблюдать закономерность, аналогичную заданной; формировать и применять выигрышную стратегию.
Структура курса
№ | ^ | Примерное кол-во часов | 1 | Алгоритмы. | 9 | 2 | Объекты. | 7 | 3 | Множества. | 10 | 4 | Признаки и действия объектов. | 7 | 5 | Повторение. | 1 | | Итого: | 34 |
^ 4 КЛАСС № уро ка | Тема раздела | Тема урока | Требования к уровню подготовленности учащихся | Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение | Дата | Корректи-ровка плана | 1 | Алгоритмы | Техника безопасности. Правила поведения в кабинете информатики. | знать: о наглядной записи алгоритма на схеме; о вложенности алгоритмов; об алгоритмах с ветвлениями и циклами. уметь: составлять и выполнять линейные алгоритмы; составлять и выполнять алгоритмы с ветвлениями и циклами; находить и исправлять ошибки в алгоритмах.
| Опорные сигналы |
| | 2 | ТБ. Ветвление в построчной записи алгоритма (Команда «ЕСЛИ-ТО») | ПК, карточки |
| | 3 | Ветвление в построчной записи алгоритма (Команда «ЕСЛИ-ТО-ИНАЧЕ») | Опорные сигналы |
| | 4 | Цикл в построчной записи алгоритма (Команда «Повторяй») | ПК, опорные сигналы |
| | 5 | Алгоритм с параметрами (СЛОВА-АКТЕРЫ) | ПК |
| | 6 | Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма | Опорные сигналы |
| | 7 | Подготовка к контрольной работе | Презентация. |
| | 8 | ^ | ПК, карточки |
| | 9 | Работа над ошибками. Повторение. | ПК, опорные сигналы |
| | 10 | Объекты | Общие свойства и отличительные признаки группы объектов (Что такое? Кто такой?) | знать: об общих и единичных именах объектов; об описании свойств объектов и групп объектов (составных частей, действий, отличительных признаков) с помощью таблиц; уметь: описывать свойства (состав и действия) объектов; выделять и описывать общие свойства группы (класса) объектов; выполнять и описывать особенные свойства подгруппы (класса) объектов; описывать признаки и действия составных частей. | ПК, опорные сигналы |
| | 11 | Схема состава объекта. Адрес составной части (В доме – дверь, в двери - замок) | ПК, опорные сигналы |
| | 12 | Массив объектов на схеме состава (Веток много, ствол один) | ПК, карточки |
| | 13 | Признаки и действия объекта и его составных частей (Сам с вершок голова с горшок) | ПК, карточки |
| | 14 | Подготовка к контрольной работе | ПК, опорные сигналы |
| | 15 | ^ | ПК, схемы |
| | 16 | Работа над ошибками. Повторение. | Схемы. |
| | 17 | Множест-ва. Графы. Высказывания.
Множест-ва. Графы. Высказывания. | Множество. Подмножество. Пересечение множеств (Расселяем множества) | знать: о множестве, элементах множества; о подмножестве, пересечении, объединении множеств; об истинности высказываний, в том числе высказываний со словами «НЕ», «ИЛИ», «И»; о графах, в том числе о графах с направленными ребрами. уметь: определять принадлежность элементов множеству и его подмножеству; определять число элементов множества; определять принадлежность элементов множеству, которое является пересечением множеств; определять характер отношений между двумя заданными множествами; определять истинность высказываний со словами «НЕ», «ИЛИ», «И»; изображать отношения между объектами с помощью графов. С том числе с помощью ориентированного графа. | Опорные сигналы. |
| | 18 | Истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ». (Слова «НЕ», «И», «ИЛИ») | ПК, карточки |
| | 19 | Описание отношений между объектами с помощью графов (Строим графы) | Опорные сигналы |
| | 20 | Пути в графах (Путешествуем по графу) | Опорные сигналы |
| | 21 | Высказывания со словами «НЕ», «И» «ИЛИ» и выделение подграфов. (Разбираем граф на части) | ПК, карточки |
| | 22 | Правило «ЕСЛИ-ТО» | ПК, карточки |
| | 23 | Схема рассуждений (Делаем выводы) | ПК, карточки |
| | 24 | Подготовка к контрольной работе | ПК, карточки |
| | 25 | ^ | ПК, карточки |
| | 26 | Работа над ошибками. Повторение. | ПК, карточки Опорные сигналы |
|
| Признаки и действия объектов | 27 | Составные части объектов. Объекты с необычным составом | знать: понятие аналогии и аналогичный; представление о закономерности расположения объектов в таблице. уметь: находить аналогию, мыслить по аналогии при решении нестандартных задач; находить закономерность во взаимном расположении объектов и их составных частей, использовать найденную закономерность при решении задач; придумывать и описывать объекты с необычными составными частями, действиями и признаками; формулировать и использовать стратегию выигрыша. | ПК |
| | 28 | Действия объектов. Объекты с необычным составом ми действиями. (Что стучит и что щекочет?) | ПК, карточки |
| | 29 | Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями. (У кого дом вкуснее?) | ПК, карточки |
| | 30 | Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия. (Все наоборот) | ПК, карточки |
| | 31 | Подготовка к контрольной работе | ПК, карточки |
| | 32 | ^ | ПК, карточки |
| | 33 | Работа над ошибками. Повторение. | ПК |
| | 34 |
| Итоговое повторение. |
|
|
| |
^
Раздел | Тема1. «Алгоритмы» | Тема2. «Объекты». | Тема3. «Множества. Высказывания. Графы». | Тема4. «Признаки и действия объектов». | Содержание тематического контроля | знать: о наглядной записи алгоритма на схеме; о вложенности алгоритмов; об алгоритмах с ветвлениями и циклами. уметь: составлять и выполнять линейные алгоритмы; составлять и выполнять алгоритмы с ветвлениями и циклами; находить и исправлять ошибки в алгоритмах. | знать: об общих и единичных именах объектов; об описании свойств объектов и групп объектов (составных частей, действий, отличительных признаков) с помощью таблиц; уметь: описывать свойства (состав и действия) объектов; выделять и описывать общие свойства группы (класса) объектов; выполнять и описывать особенные свойства подгруппы (класса) объектов; описывать признаки и действия составных частей | знать: о множестве, элементах множества; о подмножестве, пересечении, объединении множеств; об истинности высказываний, в том числе высказываний со словами «НЕ», «ИЛИ», «И»; о графах, в том числе о графах с направленными ребрами. уметь: определять принадлежность элементов множеству и его подмножеству; определять число элементов множества; определять принадлежность элементов множеству, которое является пересечением множеств; определять характер отношений между двумя заданными множествами; определять истинность высказываний со словами «НЕ», «ИЛИ», «И»; изображать отношения между объектами с помощью графов, в том числе с помощью ориентированного графа. | знать: понятие аналогии и аналогичный; представление о закономерности расположения объектов в таблице. уметь: находить аналогию, мыслить по аналогии при решении нестандартных задач; находить закономерность во взаимном расположении объектов и их составных частей, использовать найденную закономерность при решении задач; придумывать и описывать объекты с необычными составными частями, действиями и признаками; формулировать и использовать стратегию выигрыша.
| ^ | Письменная работа | Письменная работа | Письменная работа | Письменная работа |
^ № | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
| Горячев А.В.
| Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. | 2008г. | Москва: Баласс. |
| Горячев А.В.
| Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. | 2008г. | Москва: Баласс. |
| Горячев А.В. | Информатика и ИКТ.(Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 4 класса. | 2008г. | Москва: Баласс. |
^
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
| Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И | Информатика в играх и задачах. 4 класс: Методические рекомендации для учителя | 2008 | Москва: Баллас. |
| Электронный диск
| «Мир информатики» (часть 1-4) | 2007 |
|
| Сайт «Информатика в школе»: http://inf777.narod.ru | | |
|
| Сайт «Шпаргалка учителю информатики»: http://portal.krsnet.ru |
| |
|
| Сайт «Клякса.ru»: http://klyaksa.net | | |
|
|