|
Тема проекта: Коррекция мышления трудовой и экологической деятельностью у детей с ЗПР младшего школьного возраста.Вид осуществления распространения опыта: мастер-класс на республиканском семинаре от 22 октября 2010 года.Предлагает: учитель первой категории МОУ «АСОШ № 50» Кошляк Жанна Ивановна.(2 слайд) Гипотеза: я предположила, что у всех учащихся начальных классов доминирует наглядно-образное мышление; большинство детей имеет средний и низкий уровень его развития, но при целенаправленной, систематической работе под влиянием трудовой и экологической деятельности возможно повышение качества мышления. (3 слайд) Методы исследования: эксперимент, прикладная работа по указанным направлениям Методологической основой исследования является концепция Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в педагогическом развитии ребенка и реализация принципа деятельностного подхода в организации коррекционно-педагогического процесса в образовательных субстанциях для детей с ЗПР седьмого вида. (4 слайд) Теоретическая и практическая значимость. Значимость данного исследования состоит в том, что проведенная работа позволяют расширить и уточнить знания о развитии мышления у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Результаты в конце исследования могут быть использованы не только методистами-педагогами, но и педагогами, работающими с учащимися с ЗПР. Так же результаты проделанной работы могут быть использованы в практической деятельности других учителей и студентов на практике. (5 слайд) Цель исследования: изучить особенности мышления младших школьников с ЗПР в ходе двух направлений деятельности: трудового и экологического. ^ : мышление младших школьников с ЗПР. Предмет исследования: развитие мышления младших школьников с ЗПР под влиянием обучения труду и экологическому сопереживанию Природе (6 слайд) Задачи исследования: 1. Проанализировать научные исследования по проблеме умственного развития ребенка; 2. Выявить особенности мышления младших школьников с ЗПР; 3. Разработать ряд примерных занятий и рекомендации в данном ключе с целью эффективного развития мыслительной деятельности детей. 4. Определить степень влияния занятий трудом и экологией на формирование разных видов мышления. В дополнение к 4 пункту. Начальное обучение детей с ЗПР использует ту форму мышления, которая возникла еще у детей-дошкольников. Мы всю четверть играем. Ведь большинство детских психологов называют основным видом мышления в младшем школьном возрасте наглядно-образное. К концу обучения в начальной школе происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Этот переход осуществляется за счет процесса обучения, то есть в процессе приобретения детьми с ЗПР определенных знаний. Рассмотрим ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР, а именно, ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР (7 слайд) Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых интересов. К.С. Лебединской была предложена этиопатогенетическая классификация ЗПР [7]. Основные клинические типы этиопатогенетической классификации ЗПР [7] дифференцируются по этиопатогенетическому принципу: а) конституционного происхождения; б) соматогенного происхождения; в) психогенного происхождения; г) церебрастенического (церебрально-органического) происхождения. При всех вариантах ЗПР существует особенность структуры и характера соотношения двух основных компонентов этой аномалии: структурой инфантилизма; характером нейродинамических расстройств. (8 слайд) Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР: А)- ребёнок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со строгими правилами (например, сюжетно-ролевые игры) детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть; Б)- не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и её целей, такой ребёнок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности; В)- информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же её перерабатывает, а для более полного воспроизведения он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развёрнутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребёнок долго не может освоить свёрнутые мыслительные операции; Г)- у детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объём и темп работы ниже, чем у нормального ребёнка; Д)- для них недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не соответствуют темпу их индивидуального развития; в массовой школе такой ребёнок впервые начинает осознавать свою несамостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность. Поскольку всестороннее и глубокое познание действительности возможно лишь при участии мышления, которое является познавательным высшим процессом, и это является аксиомой, не требующей доказательств, то, длительное наблюдение за детьми с временной задержкой развития показало, что именно умение использовать оказанную помощь и осмысленно принимать усвоенные в процессе дальнейшего обучения знания приводят к тому, что через некоторое время эти дети могут успешно обучаться в массовых школах. (9слайд) Специфические задачи обучения труду и экологическому сопереживанию направлены на коррекцию недостатков мышления и речевой деятельности детей, на повышение познавательной активности. Как раз в младшем нежном школьном возрасте влияние на формирование важнейших черт личности оказывает, помимо учебной, трудовая и экологическая деятельность, направленная на создание определенного продукта. (10 слайд по 19 слайд) Целенаправленные занятия по формированию мышления, в том числе и экологического мышления существенно изменяют способы ориентировки ребенка в окружающем мире, приучают его выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его интеллектуальных возможностей. Дети начинают ориентироваться не только на цель, но и на способы достижения ее. А это меняет их отношение к задаче, ведет к оценке собственных действий и разграничению правильных и неправильных. У детей формируется более обобщенное восприятие окружающей действительности, они начинают осмыслять собственные действия, прогнозировать ход простейших явлений, понимать простейшие временные и причинные зависимости. Обучение, направленное на развитие мышления, включающее в себя овладение детьми конструктивно-технологическими, трудовыми, организационными и экологическими знаниями и умениями, оказывает большое влияние на речевое, эмоциональное, мыслительное (а именно. наглядно – образное мышление) развитие ребенка. Поскольку основные принципы обучения детей с ЗПР включают коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса в целом, индивидуальную коррекцию недостатков развития, а также предусматривают специальную работу по мышления средствами трудовой деятельности, мы предприняли следующее. (Рассказ о работе в парке) (20 слайд) Формирование общетрудовых умений должно осуществляться уже на начальной ступени обучения (Программа 1-4 классов специальных коррекционных учреждений VII вида и классов коррекционно-развивающего обучения) и включать в себя овладение детьми конструктивно-технологическими, организационными, контрольными и оценочными умениями в единстве их структурных компонентов (знаний и конкретно-трудовых умений). Поэтому то в педагогической практике уместен деятельностный подход к разработке коррекционных программ по мышлению детей младшего школьного возраста с ЗПР. (21 слайд по 27 слайд и раздаточный материал 1, 2) В основе коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления. В младшем школьном возрасте тесно взаимодействуют три основные формы: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Данные формы мышления образуют тот единый процесс познания реального мира, в котором может преобладать то одна, то другая форма мышления, и в связи с этим познавательный процесс реального мира приобретает специфический характер. При этом надо помнить о том, что мышление развивается в осмысленных целенаправленных предметных действиях. Поэтому, выстраивая занятия с детьми, нужно организовывать познание окружающего мира так, чтобы дети могли получить возможность осознать динамичность среды на яву, могли бы совершать действия с реальными предметами, например, перемещая их в прстранстве, при этом преодолевая статичность своего восприятия, могли бы воздействовать на динамику предмета по своему замыслу или в соответствии с теми задачами, которые перед детьми ставит взрослый. Такая ситуация непосредственного воздействия ребенка на окружающие объекты создает благоприятные условия для соотношения между наглядными и словесно-логическими формами мышления. После вышеуказанной практической работы в парке, т.е. наяву, ребята, по замыслу взрослого разыгрывают подобную ситуацию в виртуале. Преодолевают статичность своего восприятия, воздействуя на предметы виртуального мира, схожего с настоящим. Развивают умение планировать, изготавливая поделку, используют реальный опыт, закрепляют мысли о правильном и неправильном в живой и неживой природе, и таким образом, как раз в этой ситуации, как в одной из многих, создается благоприятное условие для соотношения между наглядными и словесно-логическими формами мышления. К чему и стремились. (32 слайд) Как видно, на учебно-инструкционной карте в предметно-наглядной форме указаны все основные операции, последовательность работы и требования, которым должно соответствовать выполнение задания на каждом этапе работы. Познакомимся с современной пошаговой методикой проведения занятия по труду Э. А. Фарапо. (Практическая работа гостей – педагогов по изготовлению агитационной открытки «Братья наши меньшие») |