|
Краснодарский научно-методический центр VII Краснодарский педагогический марафон Современной школе – современный учитель Тема: « Медиатехнологии на уроках биологии» Подготовила: Вильданова И.В. Учитель биологии второй категории МОУ СОШ №100 Краснодар 2010 В современных условиях, когда перед школой поставлены ряд задач, обучение биологии должно отвечать требованиям социально-экономического и научно-технического прогресса, обеспечивать учащихся глубокими и прочными знаниями, умениями применять их в практической деятельности, способствовать формированию научного мировоззрения и духовно-патриотическому воспитанию детей. За последние годы мы с вами можем наблюдать огромный прорыв в области различных наук, а особенно в развитии информационных технологий. И так, как школьное образование является основной ступенью успеха в дальнейшей жизни, потому что именно в школьных стенах дети приобретают главные умения и навыки, то информационно коммуникационные технологии (ИКТ) должны широко применяться в современной педагогической практике. Внедрение ИКТ в учебный процесс, поможет обеспечить улучшение качества преподавания, позволит в совокупности с другими методами обучения максимально полно раскрыть творческие способности учащихся. Педагогические технологии не должны оставаться в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. К ИКТ можно отнести: проектор, CD – диски; обучающие, моделирующие, тестовые, демонстрационные программы; Интернет; интерактивные доски, компьютер и многое другое. На сегодняшний день большинство школ уже обеспечены этим необходимым оборудованием. Остается только успешно научиться его применять. В зависимости от вида, ИКТ обладают следующими дидактическими возможностями:
Из выше изложенного, можно подчеркнуть, что видов ИКТ и их возможностей много, и осветить их полно в рамках одного выступления сложно, поэтому я хочу остановиться более подробно на использовании компьютера, потому что именно это оборудование есть в каждом учебном заведении, и мультимедийной технологии, в частности программы MS Power Point, так как она позволяет максимально насытить уроки биологии образами, что очень важно при изучении естественных дисциплин. Очень сложно воспринимать информацию о многообразии мира или о структуре организмов, когда не можешь это увидеть и представить. А, порой, имеющиеся таблицы устарели, наглядных пособий недостаточно и иллюстраций учебников явно мало для восприятия материала достаточно полно. Еще Макаренко и Педкосистый подчеркивали важность наглядности на уроках. Мультимедийные технологии позволяют решить эту проблему и открывают большие возможности для повышения интереса у учащихся. Урок становиться ярким и увлекательным за счет богатства мультимедийных возможностей и новизны. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Здесь нам очень помогает сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (http://school-collection.edu.ru/). Для ученика компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения и поиска дополнительного материала по многим темам программы (использование Интернета). Одной из форм проведения урока с использованием ИКТ является презентация нового материала с использованием программы ^ . Такая программа решает множество проблем на уроке (наглядность, повышение интереса и другие), является достаточно простой в изучении и применении. С помощью грамотно составленной презентации значительно повышается интерес учащихся к уроку, с интересом просматривают слайды, запоминают с урока больше, на уроке присутствует эмоциональный комфорт. Особенно учащимся нравится самим составлять презентации в качестве индивидуальных работ, они стараются иллюстрировать слайдами доклады, исследования. Поэтому им надо знать требования к составлению презентации, потому что неграмотная подготовка слайдов может привести к отрицательному результату урока. Освоив программу, энтузиасты начинают экспериментировать с презентацией, хотят показать многие возможности (излишняя анимация, множество шрифтов, цветовых палитр и т.п.), что неуместно на уроке. Чтобы избежать подобных проблем, необходимо придерживаться нескольких простых правил (требований) к презентациям, составленными учителями. Требования к презентации (Power Point)
Одной из ошибок, которую довольно часто допускают учителя, является использование презентации на целый урок. Здесь, у детей возникают отрицательные эмоции к концу урока, т.к. снижается внимание, интерес, они устают, начинают бездельничать на уроке, игнорировать новый материал, соответственно такой урок будет непродуктивным. И помните! ^ Компьютер должен выполнять функцию дополнения в общении учитель-ученик, а не доминировать, ведь это всего лишь средство обучения. ^ Цель: создать условия для усвоения учащимися сущности методов изучения природы; развивать мыслительную деятельность и познавательный интерес к предмету; углубить знания о материальном единстве живой природы. Задачи: ознакомить учащихся с курсом «Общая биология»; углубить знания о роли различных методов изучения природы; расширить знания о биологических науках. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Беседа по вопросам. Слайд 1 содержит тему и вопросы для изучения. Слайд 2. содержит портреты ученых, внесших вклад в развитие биологии. ^ Биология – наука комплексная, сформировавшаяся в результате дифференциации и интеграции различных научных дисциплин. Выделяют: Слайд 3 содержит схему Слайд 4 повествует о самостоятельных науках. ^ Слайд 5 содержит перечень наук. 5. Рассказ-беседа о методах исследования биологии по принципу «Ничего не принимай на веру». Слайд 6 содержит схему. 6. Закрепление. Работа с учебником, стр 12-14. Работа с вопросами и заданиями в учебнике, а также учащимся предлагается самостоятельно составить план эксперимента. По окончанию их работы показывается слайд. Слайд 7 содержит план опыта, эксперимента. 6. Домашнее задание прочитать стр.12-14; повторить уровни организации; с помощью словарей записать в тетрадь названия биологических наук. |