|
Семинар. Ноябрь 2012. Формирование нравственных качеств у младших школьников средствами программы внеурочной деятельности «Дорога Добра» Начав работу в пилотном режиме в 2010/2011 учебном году внеурочная деятельность по духовно-нравственному направлению осуществлялась через представленные на слайде кружки, клубы, творческие мастерские.
Подводя итоги участия гимназии в эксперименте по введению внеурочной деятельности, в 2010/2011 году, на методическом объединении учителей начальных классов было выдвинуто предложение расширить духовно-нравственное направление новыми занятиями. Учителями было представлено несколько вариантов. Остановились на клубе «Школьный этикет», творческой мастерской «Дорогою Добра».
Почему добавлены именно эти программы: во-первых: актуальность обеих программ обусловлена потребностью общества в развитии духовно-нравственных и моральных качеств личности человека, такие как доброе сочувственное отношение к людям: сверстникам, родителям, людям пожилого возраста; готовность помочь слабому; во-вторых: младший школьный возраст является благоприятным для начала воспитания моральных чувств и нравственных качеств; дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. в- третьих: именно средствами трудовой, разговорной и читательской деятельности возможно формирование духовно-нравственных качеств, этических убеждений, способности понимать общечеловеческие ценности. Хотелось более подробно остановиться на программе творческой мастерской «Дорогою Добра». За основу этой программы взята программа по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером». Программа дополнена разделом «Чтение и обсуждение» по темам: «О доброте и отзывчивости», «Ты не один на свете», «Любить все живое». Традиционным в структуре занятия является речевая разминка соответствующая тематике занятия и музыкальное сопровождение. Так как это дети младшего школьного возраста, мы чередуем теоретическую и практическую деятельность. На теоретической части занятия мы проводим аналитическую работу с текстом, обращая внимание на характер героев, их поступки, на мотивы их поведения, а на практической части занятия дети посредством ролевой игры определяют положительных и отрицательных героев, инсценируют, рисуют, вырезают, изготавливают поделки из различного материала, выражая своё отношение к тому или иному герою, сочиняют стихи. Творческие работы выполняются как индивидуально, так и коллективно. Содержание программы, формы и методы работы позволяют на наш взгляд достичь личностных и метапредметных результатов. Обращаем Ваше внимание на действия педагога, направленные на достижение воспитательных результатов трех уровней.
На первом уровне педагог должен поддержать стремление ребенка к новому социальному знанию, создать условия для самого воспитанника в формировании его личности, включение его в деятельность по самовоспитанию (самоизменению). На втором уровне создание педагогом воспитательной среды, в которой ребенок способен осознать, что его поступки, во-первых, не должны разрушать его самого и включающую его систему (семью, коллектив, общество в целом), а во-вторых, не должны привести к исключению его из этой системы. Создание к четвертому классу для младшего школьника реальной возможности выхода в пространство общественного действия т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выезды с маршрутными наблюдениями, экскурсии на промышленные предприятия, экскурсии для обучающихся 1-2 классов, презентации проектов на микроучастке гимназии. ^ формирование личности, имеющей высоконравственные идеалы, четкую гражданскую позицию, исполненной достоинства и самоуважения, знающей и уважающей свои корни, культуру, традиции и обычаи своего народа. ^ разработаны методы отслеживания результатов - метод наблюдения; - карта изучения уровней воспитанности; - карта учета активности детей в делах гимназии; - карта для определения самооценки нравственного развития личности школьника; - контрольно-измерительные материалы для достижения планируемых результатов. - творческие работы обучающихся Остановимся более подробно на некоторых из них. Карта изучения уровней воспитанности заполняется учителем по своим наблюдениям за обучающимися и заполняется 2 раза в год: в октябре и в мае. Учителями используется диагностическая карта изучения уровней воспитанности Н.П. Капустиной, которая включает в себя 9 разделов:
Оцениваются признаки проявления воспитанности по таким критериям и своим цветом:
Вот как выглядит карта изучения воспитанности учащихся. Карта учета активности детей в делах гимназии заполняется учителем по мере проведения мероприятия и выглядит следующим образом. В которой, участие детей отмечается особыми условными знаками:
Карта для определения самооценки нравственного развития личности школьника в 1 классе заполняется родителями, а в дальнейшем учителем из своих наблюдений за обучающимися и вносят свои изменения в карту, если они есть. В карте обозначены три параметра: 1. Телесное развитие. 2.Душевное равновесие. 3. Духовное развитие. Критериями являются числа от 1 до 10, которые расположены между положительной и отрицательной характеристиками каждого критерия. Обведенные числа от 10 до 5 характеризуют обучающегося положительно, а обведенные числа от 4 до 1 – характеризуют ребенка отрицательно. В таких случаях учителя корректировали план занятий по усилению совместной работы с семьей, родителями. Контрольно-измерительные материалы для оценки достижений планируемых результатов использовались как авторские, так и модифицированные. Для определения оценки контактности младшего школьника использовалась игра «Опросник» П.П. Кучегаша. Обучающимся было предложено 10 вопросов, отвечая на которые дети писали «да» или «нет». Результаты анкетирования помогли учителям построить свои занятия по всем разделам программы творческой мастерской «Дорогою добра». Так можно использовать Метод «Беседа» (который помогает отследить развитие нравственно-волевых качествах: доброта, честность, справедливость). Показателем положительного изменения в формировании личностных качеств обучающихся являются достижения высокого и хорошего уровня. С первого класса мы с ребятами начинаем оформлять портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений и развития обучающихся. В портфолио есть три раздела: мои рисунки («Осень-художница», «Умейте дружбой дорожить»), моё творчество (стихи, заметки, отзывы, размышления о своих добрых делах, книжки – малышки) и мои достижения (помогают отследить развитие личностных качеств, формируют навыки самооценки). Праздник портфолио. Оценить себя, одноклассников, представить результат своего личностного роста перед родителями. Результатом занятий в творческой мастерской является участие наших обучающихся в акциях «Добрый день для добрых дел», «Красная гвоздика», «Строим горку для малышей», участие в празднике «Доброта спасёт мир», в школьных фотовыставках «Краски лета», «Этот день победы», изготовление открыток к 9 мая и поздравление ветеранов ВОВ, публикация стихов и рассказов в школьном журнале «Парус», инсценирование для первоклассников сказки о дружбе «Ромашка и Цветок». Все эти мероприятия направлены на то, чтобы обучающиеся получили первоначальный опыт самостоятельного общественного действия. Занятия внеурочной деятельностью в творческой мастерской создают условия для личностного роста каждого ребёнка, его самоутверждения, формируют нравственную систему ценностей, развивают творческое мышление, обогащают словарный запас, развивают устную и письменную речь учащихся, учат выразительному чтению, побуждают к размышлению о добре и красоте, т. е. формируют такие УУД, которые помогают детям на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства. |
![]() | Программа внеурочной деятельности «Азбука добра» Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления... | ![]() | Формирование нравственных качеств младших школьников в процессе реализации программы «Я в мире, мир во мне» Формирование нравственных качеств младших школьников в процессе реализации программы |
![]() | Программа факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее... | ![]() | Формирование ключевых компетенций младших школьников средствами внеурочной проектной деятельности |
![]() | Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения | ![]() | Инновационные формы работы по формированию нравственных качеств младших школьников Целью проекта является развитие нравственно эстетического восприятия окружающей действительности младших школьников |
![]() | Программа внеурочной деятельности «Школа вежливых наук» Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и культуры поведения школьников, развитие и совершенствование их... | ![]() | Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для младших школьников Формирование личностных качеств воспитанников как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального... |
![]() | «Формирование коммуникативных ууд у младших школьников на занятиях по психологии во внеурочной деятельности через тренинговые занятия» Формирование коммуникативных ууд у младших школьников на занятиях по психологии во внеурочной деятельности | ![]() | Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального... |