|
Образовательный процесс во Франции. Основные принципы системы образования во Франции имеют столетнюю историю и были заложены в 1880-90-х годах. Образование бесплатно, не имеет религиозного содержания и обязательно для детей от 6 до 16 лет. Во Франции сосуществуют частная и государственная системы образования. В частных учебных заведениях обучается около 20% всех учащихся Франции. Государство утверждает все школьные программы для частных и государственных школ, организует конкурсы и экзамены. Только государство имеет право на выдачу дипломов до уровня бакалавра. Частное образование получает помощь от государства: государство оплачивает труд преподавателей и участвует в расходах на обучение (8 из 9-ти частных школ пользуются этой помощью). Французская образовательная система имеет ярко выраженную национальную специфику. В этой стране своя система дипломов и ученых степеней, особое деление на циклы. И особое отношение к дипломам государственных учебных заведений: они, как правило, котируются гораздо выше, чем дипломы частных школ и университетов. Образовательная система во Франции имеет следующую структуру: • дошкольное образование (до 6 лет); • начальное образование (6 – 11 лет); • среднее образование (11 – 18 лет), заканчивающееся экзаменом на степень бакалавра; • высшее образование. ^ Обязательно бесплатное начальное обучение детей в возрасте от 6 до 14 лет. В ![]() Образование в начальной школе начинается с Подготовительного курса (СР) для детей шести лет и состоит из пяти уровней (классов): CP (Cours préparatoire, первый год, 6 лет), CE1 (Cours élémentaire 1, второй год, 7 лет), CE2 (Cours élémentaire 2, третий год, 8 лет), CM1 (Cours moyen 1, четвёртый год, 9 лет), CM2 (Cours moyen 2, пятый год, 10 лет). Цикл Основного образования (Цикл 2), который начинается со старшей группы детского сада, — это тот период, когда формируются базовые начальные знания, такие как разговорная речь, чтение и письмо — основу для дальнейшего успешного обучения. Ученик постепенно приобретает самостоятельность. Расписание, установленное Министерством Образования Франции, по различным дисциплинам обеспечивает достаточное время для каждого из 7 основных направлений образования.
Французская государственная школа является светской. Религия не преподаётся во французской школе. Чтобы дать родителям возможность осуществлять религиозное воспитание детей, школа, помимо воскресенья, раз в неделю (в четверг) не работает, и дети могут в этот день изучать "закон божий" у священника. После окончания цикла обучения в начальной школе учащиеся сдают экзамены на получение сертификата о начальном образовании. Переход из детского сада в начальную школу иногда тяжело проходит для детей, которым необходимо привыкать к дисциплине. Обучение длится 27 часов в неделю (9-12 часов, и с 14 до 17 часов), четыре дня в неделю и в субботу утром. Школы обучают смешанные классы – девочек и мальчиков вместе, несмотря на то, что Вы все еще можете видеть на старых зданиях надписи: «Школа для мальчиков» или «Школа для девочек». Все предметы в классе ведет один преподаватель. ^ Среднее образование дают лицеи и колледжи. Срок обучения в них семь лет. Лицеи основаны государством и содержатся на государственные средства, некоторые технические коллдежи содержатся частично государством, частично коммунами или департаментами. Колледжи дают реальное образование. Лицеи делятся на классические и реальные. В классических изучаются древние языки (латинский и греческий) и один современный иностранный язык, в реальных лицеях и в колледжах - два иностранных языка. Обучение в средних школах так же, как и в начальных, является бесплатным. Наряду с государственными лицеями и коллдежами существует много частных средних учебных заведений. В 11 лет французские дети переходят в коллеж (college) без экзаменов, предоставив последние годовые оценки, где учатся четыре года. Выбор коллежа ограничен строгим соблюдением территориального принципа. Классы в коллеже считаются в обратном порядке: ученик поступает в шестой класс, а через четыре года заканчивает третий. Во французской системе, чем старше класс, тем меньший порядковый номер ему соответствует. Обучение в коллежах разбито на три цикла: -Во время первого, "адаптационного" цикла, который длится год, ребенок привыкает к новым формам обучения и новым предметам - математике, французскому, истории и пр. В этот класс берут всех выпускников начальной школы без экзаменов. Цель первого года обучения в коллеже: закрепить и свести воедино полученные в начальной школе знания, подготовить учеников к самостоятельному обучению. В этом классе ученики выбирают первый иностранный язык. -В пятом и четвертом классах в рамках "центрального цикла" к изучаемым предметам добавляются физика, химия, латынь и второй иностранный язык. ). Целью этого цикла является углубление полученных знаний и умений. Особое внимание уделяется успеваемости и подготовки к выбору профессионального направления в лицее. В конце пятого класса некоторые дети, у которых имеются серьезные проблемы с адаптацией в школе или имеющие разного уровня задержку умственного развития, направляются в специальные секции обучения. -Третий класс французского коллежа называется "циклом ориентации". На этом этапе приходится выбирать себе специализацию, по которой предстоит продолжить обучение в лицее и университете. Цикл подготавливает учеников к выбору одного из трёх направлений: общее образование, техническое или профессиональное. В третьем классе появляется возможность изучения древнегреческого языка, также ученики могут выбрать 3-6 часовой модуль «введение в профессиональную жизнь». В конце третьего класса ученики сдают национальный экзамен и получают фр. diplôme national du brevet. Результаты этого экзамена никак не влияют на переход в следующий класс. Решение о дальнейшем направлении (ориентации) учебы учащихся выносит совет класса после консультации с учащимися и их семьями. Родители могут требовать пересмотра решения, если оно кажется им необоснованным. В конце третьего класса ученики имеют возможность записаться в общий или технологический лицей во второй класс или же поступить в профессиональный лицей для подготовки сертификата о профессиональной пригодности (фр. Certificat d'aptitude professionnelle) по определённой профессии. В 15 лет юный гражданин Республики начинает обучение в лицее (lycee). В лицее три класса: 2-й, 1-й и выпускной (terminale). Во втором классе начинается специализация, можно взять третий иностранный язык и много дополнительных предметов. Лицеи во Франции разные. Часть выпускников коллежа идет в профессиональный лицей (lycee professionnel) или в центр подготовки подмастерий (CFA). Профессиональных средних учебных заведений как таковых во Франции не существует. Коллежем здесь называют II ступень средней школы. Для человека, не ставящего своей целью получить высшее образование, есть подходящий путь - лицей профессионального образования, аналог наших бывших ПТУ. За 2-3 года обучения здесь получают рабочую специальность и диплом о специальном среднем техническом образовании BTS и DUT. Другая часть выпускников в течение трех лет готовится к сдаче экзаменов на степень бакалавра (Baccalaureatе сокращенно BAC) в лицее общеобразовательного (general) или технологического (technologique) направления. В лицеях общего образования, которые открывают путь в высшие учебные заведения Франции, срок обучения - 3 года. Общеобразовательное направление имеет несколько уклонов: в филологию, экономику или естественные науки. В зависимости от выбранной специализации лицеисты сдают три основных бака и получают BAC-ES (экономика и социальные науки), BAC-L (литература и языки), BAC-S (естественные науки). Техническое направление предусматривает четыре типа специализации: STI (наука и промышленные технологии), STL (технологии лабораторных исследований), STT (технологии сферы обслуживания) и SMS (медико-социальные науки). Существуют еще несколько дополнительных баков, из них новые - музыкально-инструментальный, прикладные искусства, гостиничное дело и т.д. Общий набор экзаменационных предметов делится на обязательные для всех (французский, философия, история-география, иностранный язык), обязательные для данной специализации, специальные и дополнительные (на выбор). Все экзамены сдаются в чужом, еще накануне не известном лицее, незнакомым экзаменаторам, в обстановке полной гарантированной анонимности. Несмотря на то, что университеты при приеме обычно не делают различия между типами Baccalaureatе (французский национальный сертификат, завершающий академическое образование и открывающий доступ к поступлению в вузы), т.е. само наличие документа позволяет подавать документы на обучение в университет по программе любого профиля, при поступлении в высшие учебные заведения другого типа может требоваться наличие специализированного Baccalaureatе. Обучение в лицее вовсе не гарантирует получения диплома ВАС. Диплом выдается только тем, кто набрал не менее 10 баллов по итогам серии устных и письменных экзаменов. Получившие меньше 10 баллов сдают вторую серию экзаменов или отправляются на переэкзаменовку. Если набрать проходной балл так и не удается, ученик получает одно только свидетельство об окончании средней школы. В число счастливчиков бакалавров попадают всего 60-70% школьников. "Образование во Франции - это кораблекрушение, специально организованное для того, чтобы изучить того, кто выплывет" - эта фраза, некогда прозвучавшая во французском парламенте, быстро стала крылатой. Особенность лицея состоит не только в том, что здесь практикуется индивидуальный подход к ученикам, но еще и в том, что каждая дисциплина здесь разбивается на три уровня. Ученик может находиться, скажем, по французскому языку на первом уровне, а по математике - на третьем. Французская 20-балльная отметка гораздо более строгий инструмент оценки знаний, чем наша. В отличие от нашей поощрительно-воспитательной системы оценки ученика, французская школа бесстрастно оценивает учебный результат, последовательно, по четким пунктам снижая максимальный балл. ^ , как правило, узкие профессионалы, которые из года в год преподают только в одном, например, в пятом классе и, следовательно, каждый год меняют учеников. Естественно, что они, в отличие от наших учителей, не привязываются к детям, меньше сочувствуют их проблемам и не имеют оснований связывать их многолетние успехи или неудачи со своими педагогическими способностями. Зато это избавляет школьную систему от возможного появления любимчиков или несправедливо гонимых. Одна из наиболее характерных черт французского образования - это целенаправленность. Ученик настроен не на абстрактное блестящее будущее, а ставит перед собой небольшие, но конкретные и реальные задачи и прилагает все усилия, чтобы их выполнить. Если не справляется сам, на помощь обязательно приходят учителя и одноклассники, но все-таки приветствуется самостоятельность. |
![]() | 1 Адвокатура в Германии. Допущение к адвокатской практике. Организация адвокатуры Германии. Оплата юридической помощи. Этика адвоката и ответственность за ее нарушение Адвокатура Франции. Поступление в адвокатуру. Структура адвокатуры во Франции. Организационные формы деятельности адвокатов во Франции.... | ![]() | Сотрудник Федеральный институт развития Болонский процесс и система высшего образования Франции В условиях построения единого европейского образовательного пространства и присоединения России к этому процессу интерес к зарубежной... |
![]() | Гимназические классы осуществляют образовательный процесс в соответствии с целями и задачами, определяющими деятельность гимназий | ![]() | План работы методического объединения учителей иностранного языка на 2012-2013 учебный год Реализация дистанционного обучения и внедрение информатизации в образовательный процесс |
![]() | Программа образовательного процесса по фитодизайну внутренних помещений Образовательный процесс по программе дополнительного образования по фитодизайну, агротехнике и влиянию растений на здоровье и настроение... | ![]() | Список базовых площадок Федеральной стажировочной площадки акипкро Создание системы управления качеством на основе использования аис «Сетевой город Образование». Внедрение информационных технологий... |
![]() | План работы шмо учителей иностранных языков на 2013 2014 учебный год Тема методической работы школы: Введение в образовательный процесс новых технологий | ![]() | М. А. Самолетова, Н. М. Улеева Южный федеральный университет, Россия Внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс как средство реализации компетентностного подхода и повышения мотивации... |
![]() | План работы методического объединения учителей предметов естественно-математического цикла на 2012-2013 учебный год Тема: «Внедрение современных педтехнологий в образовательный процесс на основе личностно-ориентированного обучения» | ![]() | Библиографический указатель новой литературы библиотеки мкоу «умцро» по теме: «Введение фгос в образовательный процесс» Внеурочная деятельность в свете Федерального государственного образовательного стандарта начального образования // Начальное образование.... |