|
Московская область Истринский район д.Кострово МОУ «Костровская СОШ» Школьный музей в системе гражданско-патриотического воспитания школьников. Ромова Любовь Николаевна, учитель истории, руководитель школьного музея боевой и трудовой славы 2012 год. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность -самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Школьный музей-это место, где дети могут проявить себя, где видят работы, которые вызывают чувство уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого и настоящего, знакомятся с историей своего села и судьбами своих земляков. Они могут прикоснуться к истории… Результатом многолетней работы по патриотическому воспитанию молодежи является наш школьный музей боевой и трудовой славы. ^ Музей призван способствовать формированию у учащихся личностного отношения к истории родной страны, чувства патриотизма, творческой и познавательной активности. Основными целями Музея, как структурного подразделения образовательного учреждения, являются формирование гражданственности школьников через воспитание устойчивого навыка социальной и творческой активности учащихся. Задача музея – пробуждать в детях и подростках потребность глубже познать исто-рию Отечества из разных источников информации: из знакомства с музейной экспозици-ей, из книг и фильмов, рассказов ветеранов, экспонатов музея, экскурсий по местам боёв и др.. Только у человека, хорошо знающего и чувствующего историю, пробуждается любовь не только к прошлому, но и к настоящему и будущему своей страны. Музей также призван стать информационной базой для проектной и исследовательской деятельности учащихся школы. Музей боевой и трудовой славы работает в нашей школе с 1995 года. Он был открыт в год 50-летия Великой Победы. Более 15 лет учащиеся школы совместно с учителями проводят сбор материалов, обновляя экспозиции музея. Все дальше уходят вглубь истории пережитые страной годы немецко-фашистского нашествия. Все, что есть в школьном музее, - это труд не одного поколения следопытов. Первые экспонаты будущего школьного музея были собраны учениками школы в 1960-70-е годы, когда память о прошедшей войне еще явственно жила в народе, когда были живы очевидцы боев, когда везде можно было найти нынешние экспонаты музея: гильзы, каски, осколки снарядов. Именно тогда родились многие традиции нашего школьного музея и были установлены связи с Центральным военным архивом с целью розыска родственников воинов, погибших на территории Костровского с/округа. Со временем экспонатов стало так много, что поместиться в школьном кабинете истории они уже не могли. Было принято решение перенести экспозиции в помещение Дома культуры, где находится и сейчас. Музей располагает более 300 экспонатами, часть которых подлинные. При музее создан совет, работает группа «Поиск». Материалы музея регистрируются в Книге поступлений основного фонда. Имеются карточки основного фонда. В музее представлены гильзы и осколки снарядов, каски советских воинов и немцев и другие военные находки, собранные на местах боев. Руками ребят выполнены муляжи «Бой танкистов», «Партизанская изба», «41-й км Волоколамского шоссе». Главный принцип работы – сбор материала о погибших и живых воинах Великой Отечественной войны. Главная задача – на материалах музея воспитывать у подрастающего поколения верность Родине, чувство уважения к тем, кто защищал нашу землю в годы войны на фронтах и ковал победу в тылу. Главные направления поисковой работы:
Первый раздел экспозиции «Эх, путь-дорожка фронтовая!» В нем представлены воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны Юрковой Л.В., Фирсановой Т.Е., Голубчикова В.А. и других. В книге Памяти Костровского с/округа записаны имена тех, кто ушел в 1941 году на фронт из деревень Костровского сельского округа. Дополняют экспозицию стенды «Наши ветераны», «Не прервется связь времен». К сожалению, время неумолимо: уходят из жизни солдаты Великой Отечественной войны, спасшие Россию и мир. Сегодня их осталось только _3_ человека. Следующий раздел экспозиции – материалы о 36-й отдельной курсантской стрелковой бригаде. Эта бригада освобождала деревни нашего округа от фашистских захватчиков. Представлен раздел стендом «36 ОКСБ» (на стенде имеются черно-белые фотографии встреч с воинами бригады). К сожалению, на сегодняшний день не осталось в живых никого. В музее представлены документы, фотографии воинов бригады. Эти материалы ребята школы представляли в Центральном Совете ветеранов г.Москвы. В экспозиции «Эхо войны» представлены поисковые работы учащихся школы. Темы докладов, рефератов, сочинений – самые разнообразные. Например, «Бои за наши деревни», «На Истринском направлении», «Эхо войны», «Освобождение деревень Костровского сельского округа», «Война в судьбе моей семьи». Дополняют экспозицию стенды «»Поклонимся великим тем годам», «Их детство оборвала война». На территории Костровского с/округа находятся 3 братские могилы и 1 обелиск Памяти. Поисковые группы нашей школы отыскали могилы детей, погибших в ноябрьские –декабрьские дни 1941 года. Теперь эти могилы под постоянной опекой нашей школы. Ребята бывают здесь не только в дни проведения митингов с ветеранами войны, сюда приносят цветы и 1 сентября, и в дни выпускных вечеров. В экспозиции представлены карты, фотографии, документы. Не только в далекие военные годы люди совершали подвиги во имя Родины. В экспозиции музея есть материалы, посвященные сегодняшним героям. Это выпускники нашей школы Аменицкий Роман и Павлов Сергей. На стенде «Мы помним их имена» имеются документы, личные вещи погибших ребят, представленные их родителями. Эти выпускники – гордость нашей школы. Каждый ученик знает, что Аменицкий Роман погиб в Афганистане в 1985 году. Память о нем живет в сердцах ребят благодаря лекционной работе актива музея. Часть экспонатов (документы, личные вещи) была передана в Ленино-Снегиревский музей. Выпускник нашей школы Павлов Сергей погиб в 1987 году при исполнении служебных обязанностей. Он погиб недалеко от деревни Кострово от рук бандитов, пытавшихся завладеть его служебным оружием. В музее есть работа ученицы, посвященная Павлову Сергею. ^ Экспонатами этой экспозиции являются письма ребят, которые служат или служили в рядах Российской Армии. В экспозиции представлены фотографии и документы подполковника Российской Армии, выпускника нашей школы Мартьянова Алексея Леонидовича. Закончив школу, он поступил в Ярославское высшее командное училище и, закончив его, всю жизнь посвятил защите Родины. Мартьянов А.Л. - кавалер орденов и медалей, которыми отмечен его боевой путь. В витринах музея имеются материалы недавних событий: воспоминания, фотографии наших выпускников, участников боевых действий в Чечне. Это Леонов Дмитрий, Горбачев Андрей, Приходько Сергей и другие. Активно сотрудничал с музеем Леонов Дмитрий, кавалер ордена Жукова. У нас хранятся его воспоминания, карта-схема боевого пути части, в которой он служил. Для учащихся школы, ветеранов войны и труда, наших гостей экскурсоводы проводят обзорные экскурсии. Разработаны тематические экскурсии: «Их подвиг бессмертен!», «История одного экспоната», «История братской могилы в д. Кострово», «Их детство оборвала война», «Там, где прошла война» и другие. На базе музея проводится разнообразная воспитательная работа: - цикл встреч с интересными людьми; - музейные уроки и уроки мужества; - устные журналы, классные часы; - познавательные игры. По материалам музея учащиеся пишут сочинения, ессе, доклады, рефераты, исследовательские работы. ![]() Музей создавался и пополнялся материалами многих поколений школьников. Фактически все учащиеся, так или иначе, проходили школу музея: в роли экскурсоводов, оформителей, в составе группы «Поиск». Воспитание гордости за свою страну осуществляется путем глубокого изучения истории своего родного края. Через воспитание у детей любви к своему отчему краю, малой родине, формируется у них понимание сопричастности своего родного села, к судьбе своего Отечества, а значит, воспитывается у молодого поколения патриотизм. В музее постоянно работает группа юных экскурсоводов, которая проводит экскурсии по разделам музея. Посещая музей, школьники наглядно убеждаются в том, что в годы Великой Отечественной войны наши земляки совершали массовые героические подвиги во имя Родины, во имя своего народа. Они были настоящими патриотами, на которых молодое поколение может равняться, брать с них пример честного служения своей Отчизне. К сожалению всё меньше и меньше остается живых свидетелей той жестокой войны. Поэтому проведение встреч с ветеранами оказывает самое действенное влияние на сознание школьников. Они в живую беседуют с людьми ставшими легендой, что положительно влияет на воспитание у детей уважительного отношения к людям, успешно защищавшим Родину. Общаясь с ветеранами, подростки овладевают огромным духовным богатством, познают азбуку патриотизма, учатся на примерах старшего поколения любить свою Родину, народ, чтобы в необходимый момент отдать ради них самое дорогое – свою жизнь. |
![]() | Е. В. Воярж, кандидат исторических наук Музей образовательного учреждения – важное звено в системе патриотического воспитания студентов | ![]() | «Школьный музей как средство воспитания у школьников патриотизма и гражданственности» Серьезное внимание в образовательных учреждениях Владимирской области сегодня занимают вопросы педагогических условий и средств воспитания... |
![]() | 1. Введение Содержание гражданско-патриотического воспитания Воспитание гражданcтвенности школьников через приобщение к ценностям отечественной духовно- нравственной культуры | ![]() | Отчет по реализации воспитательной подпрограммы гражданско-патриотического воспитания ««Новой России новое поколение» Актуальность происходящих в обществе изменений обусловлена потребностью в сформированной гражданско-компетентной личности, что является... |
![]() | Опубликовано в сборнике материалов конференции Аннотация: в статье рассматриваются подходы к изучению результативности гражданско – патриотического воспитания учащихся | ![]() | Совершенствование системы патриотического воспитания… Формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей Образовательное учреждение призвано Программой повышать качество патриотического воспитания и стать интегрирующим центром воспитательной... |
![]() | Введение. Актуальность проблемы патриотического воспитания в современном мире Теоретические аспекты патриотического воспитания дошкольников в научно- педагогической литературе | ![]() | Проблемы гражданско патриотического воспитания власова А. В Отечеству, озабоченности судьбой своей страны, готовности исполнить конституционный долг во имя интересов народа, общества, государства,... |
![]() | Использование мнемотехники в системе нравственно -патриотического воспитания детей дошкольного возраста Использование мнемотехники в системе нравственно –патриотического воспитания детей дошкольного возраста | ![]() | Программа патриотического воспитания студентов фгоу впо "Хабаровский государственный институт искусств и культуры" на 2008-2012 годы Программа патриотического воспитания направлена на студенческую молодежь фгоу впо «Хабаровский государственный институт искусств... |