|
Арский муниципальный район Республики Татарстан Авторская программа элективного курса по химии для 9 классов Тема: «Химия вокруг нас» Составитель: учитель химии I квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Утар-Атынская основная общеобразовательная школа» Арского муниципального района Муратова Фарида Мислахутдиновна 2012 год Пояснительная записка Элективный курс «Химия вокруг нас» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных школ и рассчитан на 17 часов. Содержание данного курса не представлено в базовом курсе химии, а точнее, термины «химия и человек», «химия окружающей среды» вскользь упоминаются в таких темах, как «Кислород», «Металлургия», «Химические элементы и их соединения» и т.д. Учебный и вспомогательный материалы – лекции учителя, справочная литература, дидактический материал, фонд кабинета химии, Интернет-ресурсы, сборники задач, химическое оборудование. Наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки, учитывая интересы, склонности и способности учащихся, возможно через систему занятий в форме лекций, семинаров, практикумов, лабораторных работ и экскурсий. Эти формы работы призваны помочь учащимся сориентироваться в выборе профиля, дать возможность проявить себя, добиться успеха в выборе будущей сферы деятельности. Большую часть курса учащиеся работают самостоятельно. Возможность проявления инициативы состоит в выборе тем для исследовательской деятельности, создании проектов и написании реферативных работ. Критериями, позволяющими учителю и ученику оценить успехи в изучении данного курса, являются различные тесты, носящие контролирующий характер, степень активности на занятиях - участие в семинарах, а также накопительная система оценивания знаний. Динамика интереса к изучаемому курсу будет фиксироваться преподавателем методом анкетирования и тестирования. Изучение элективного курса завершается для учащихся зачетом. Итоговая форма отчетности – реферативная работа или проект по выбору учащихся. ^ Программа Теоретическая часть. Сущность и направления охраны окружающей среды. Атмосфера. Химия тропосферы. Наземная среда. Океаны. Водные ресурсы и качество воды. Химия природных вод. Глобальные изменения и их последствия. Человек и природа. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу и его последствия. Глобальные проблемы человечества. Человек и химия. Экологические проблемы. ^ Техника безопасности при работе в лаборатории. Очистка грязной воды. Отделение воды от масла. Фильтрование через песок, на древесном угле. Анализ воды. Обнаружение катионов калия, свинца, кальция, железа. Обнаружение в воде хлорид-ионов, сульфат-ионов, нитрат-ионов, фосфат-ионов. Определение временной и общей жесткости воды. Устранение жесткости воды. Определение перманганатной окисляемости и растворенного в воде кислорода. Химический анализ снеговой воды. . Определение содержания тяжелых металлов в снеге и почве с помощью метода тонкослойной хроматографии. ^ Защита проектов или рефератов. Темы рефератов для учащихся: 1.Влияние кислотных дождей на природу окружающей среды. 2.Загрязнение водных ресурсов: проблемы и их разрешения. 3.Причины и последствия истощения озонового слоя. 4.Проблема ХХI века – глобальное потепление климата. 5.Проблема металлизации атмосферы. 6.Здоровье воды – здоровье человека. 7.Природоохранная деятельность предприятий (на местном материале). В качестве проектов учащимся предлагается: 1.Съемки сюжетов об экологии своего села. 2.Изготовление моделей природоохранных объектов. 3.Компьютерное моделирование и презентация личных предложений о защите окружающей среды. Аналитическая часть (анализ деятельности, профессиональное анкетирование и тестирование). Анкеты: «Проверь свой образ жизни», «Лекарственные препараты первой необходимости», «Ваша будущая профессия». ^ 1)через активные формы организации деятельности учащихся вызвать интерес к изменениям природы и социума в результате воздействия «химии» окружающей среде; 2)выявить возможность посильного участия учащихся в охране природы; способствовать формированию активной жизненной позиции в природоохранных вопросах; 3)на основе личного опыта учащихся помочь сформулировать представление о характере профессионального труда (химик-лаборант широкого профиля). ^ 1)выявление интересов и склонностей учащихся, формирование практического опыта, способствование сознательному выбору трудового пути и созданию основы последующей профессиональной подготовки; 2)осуществление развития определенного образа мышления на основе решения задач с производственным содержанием; 3)оказание посильной помощи в принятии адекватного решения о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии; 4)формирование практических умений и навыков работы с лабораторным оборудованием и реактивами. ^ 1)самостоятельная исследовательская работа; 2)создание проектов защиты окружающей среды; 3)реферативные работы; 4)анкетирование; 5)тестирование. Структура курса: 1.Теоретическая часть (лекции, семинары) – 6 часов. 2.Экспериментальная часть (лабораторный практикум) – 7 часов. 3.Блок решения расчетных задач с экологическим и производственным содержанием – 2 часа. 4.Защита проектов и рефератов – 1 час. 5.Аналитическая часть (анализ деятельности, профессиональное анкетирование и тестирование) – 1 час.
Требования к уровню подготовки По окончании курса учащиеся должны уметь: - вести наблюдения в природе и находить в ней изменения; - определить немаловажную роль химии в изменениях природы; - определить причины негативных явлений; - беречь родную природу и оказать посильную помощь; - формировать активную жизненную позицию; - вести здоровый образ жизни; - представлять о возможностях выбора дальнейшего направления образования, путях получения профессии. Литература для учащихся: 1.Абрамов С.И. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. М.,1987. 2.Артеменко А.И. Справочное руководство по химии. М., «Высшая школа», 2003. 3.Величковский Б.Т. Здоровье человека и окружающая среда. М.,1997. 4.Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М., «Высшая школа»,1992. 5.Макаров К.А. Химия и медицина. М., «Просвещение»,1981. 6.Николаев Д.А.Металлы в живых организмах. М., «Просвещение»,1986. 7.Очкин А.В.,Фадеев Г.Н. Химия защищает природу. М.,1984. 8.Сидоренко Г.И. Никель. М., «Медицина»,1980. 9.Романенко В.Н. Книга для начинающего иследователя-химика. Л., «Химия»,1987. Литература для учителя: 1.Барбье М. Введение в химическую экологию М., «Мир»,1978. 2.Израэль Ю.А. Проблемы охраны природной среды и пути их решения. Л., «Гидрометеоиздат»,1984. 3.Лисичкин Г.В. Химики изобретают. М.,1990. 4.Ершов Ю.А. Общая химия. М., «Высшая школа»,2003. 5.Пекшева Н.П. Химия металлов. Уч. пособие. Красноярск, 1987. 6.Ртуть: экологические аспекты применения. М., «Медицина»,1992. 7.Химия платиновых и тяжелых металлов. М., «Наука»,1975. Апробация. В мае 2010 года проводился контроль результатов реализации данной программы по химии. По итогам годовых оценок наблюдалось повышение уровня качества образования:
Хочется обратить внимание и на то, что выросло количество участников в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по химии: в 2010 году-1 учащийся, в 2012 году-3 учащиеся. Наблюдается положительная динамика роста призовых мест на олимпиадах: в 2009 году призовых мест не было, в 2010 году-1, в 2011 году-1. В 2011-2012 учебном году учащиеся сдавали ГИА по химии и показали следующие результаты:
|