|
Патриотическое направление воспитательной работы с учащимися 5-го класса в кружковой краеведческой деятельности.
«В воспитании всё дело в том, кто воспитатель». Д. Писарев. Классный руководитель – центральное лицо воспитательного процесса. Классный руководитель назначается директором школы из числа наиболее опытных и авторитетных учителей. На него возлагается ответственность за организацию жизни детей, формирование и воспитание коллектива, за учебно-воспитательной работой в классе. Как воспитатель учащихся, он заботится о всестороннем их развитии, о воспитании у них трудолюбия, коллективизма, о повышении качества знаний и укреплении дисциплины и порядка в классе. Всю эту работу классный руководитель проводит не в порядке самодеятельности, а как официальное должностное лицо. Классный руководитель несёт ответственность перед руководством школы и органами народного образования за содержание и организацию воспитательной работы в порученном ему классе. В условиях развития современной школы претерпевают изменения и переосмысливаются функции классного руководителя. К факторам, влияющим на изменения, можно отнести следующие: создание новых типов образовательных учреждений, появление новой философии образования и воспитания, новые экономические возможности школы, трансформация ценностных ориентаций молодёжи, возрастание роли личности классного руководителя и ряд других. В книге «Воспитание? Воспитание… Воспитание!» авторы отмечают, что функции классного руководителя реализуются детьми совместно с педагогом. «Класс и классный руководитель в рамках воспитательной системы по отношению к личности ребёнка могут выполнять самые различные функции. Наряду с традиционными функциями – образовательной и воспитательной, - интегрирующую, корректирующую, компенсирующую и защитную функции».
В наше время перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества. Проблемы воспитания относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и в социальном плане. Изменения, происшедшие за последние несколько лет, делают необходимым пересмотр системы ценностей. Вот почему нравственное воспитание школьников обретает сегодня не меньшую, если не большую значимость, чем знания, умения и навыки. Поэтому нельзя не согласиться с В.Г.Белинским, что «есть много родов воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное». Психолог А.З.Рахимов считает, что после школы все школьные науки, как правило, забудутся, оставив в памяти лишь общие представления. Другое дело этические нормы, законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве владеть законами нравственности. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания является то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. И тем не менее, ещё Я.А.Коменский подметил, что «кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает». Классное руководство – это своего рода таинство, когда из группы учеников, где каждый со своим характером, привычками и увлечениями, педагог-воспитатель создаёт не просто класс, он создаёт команду, коллектив, который учится, живёт, работает и отдыхает как единое целое. Коллектив – единый организм, где каждый школьник – индивидуальность. По результатам общественного опроса общими ценностями учителей и учащихся выступают здоровье, семья, справедливость, преданность в дружбе, надёжность, образование. Дети отдают предпочтение свободе, любви и прагматическим ценностям: карьере, собственности, общительности, возможности развития и способности самосовершенствованию, тогда как для педагога карьера и собственность малозначимы. Для учителей более значимы ценности гуманистической направленности: сострадание, доброта, уважительное отношение к окружающим, вежливость, природа, Земля, мир. Наименее популярными оказались христианские ценности, незначимыми сегодня оказываются и гражданские ценности, такие как интернационализм, политика, идеология, патриотизм.
Проблемами современного патриотического воспитания является то, что стало мало создаваемых в школах музеев боевой славы, краеведческих кружков и т.д. Во-вторых, педагог несколько дезориентирован в потоке «псевдоисторической» информации. В-третьих, патриотическое воспитание мало поддерживается государством. Хотя, в последнее время наметилась тенденция изменений этих позиций: стали создаваться школьные исторические, краеведческие музеи, осуществляется государственная поддержка и др. Так, изучая план основных мероприятий Южного окружного управления образования по военно-патриотическому воспитанию на 2008-2009 учебный год, можно заметить значительное увеличение доли внимания этому направлению работы: семинары-совещания, создание военно-патриотических клубов, музеев, уголков, конкурсы под девизом «Растим патриотов России», государственные программы, фестивали, вечера-встречи молодёжи с участниками Великой Отечественной войны, научно-практические конференции, смотры и мн.др. Для системы дополнительного образования имеется огромное поле деятельности по патриотическому воспитанию. Через эту систему можно осуществить методику «живой истории»: знакомство с историческими памятниками, участие в научно-исследовательских экспедициях, составление Книги Памяти, участие в реставрационных работах и т.д., формировать ценностное воспитание отношения к нашему прошлому, прививать навыки исследователя, для которого важно и трагическое и героическое в отечественной истории. В этом смысле большую помощь могут оказать не только камеральные виды работ: встречи с ветеранами, изучение литературного материала, но и экскурсионная деятельность, например, по местам боевой славы, тематические прогулки, использование семейных архивов, краеведческо-исследовательская деятельность. Выработка отношения к стране, в которой живёт человек, начинается с детства и с отношения к своей малой родине. Этому способствует формирование субъективной позиции ребёнка в ходе реализации программ краеведческой деятельности, когда учащийся проявляет себя не как пассивный зритель, слушатель, а в качестве активного, самостоятельного участника познания мира, организации жизнедеятельности группы. Отечество себе не выбирают. Оно одно, другого в мире нет. Взглянись вокруг и, сколько глаз хватает, Увидишь мир особенных примет. Какой простор раскинула природа: Полей, лесов и рек её не счесть, Живут в сердцах и совести народа Душа России, прошлое и честь. А.Рест. У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, разрушавших великие ценности, созданные человеком. Поэтому к основным задачам работы по патриотическому воспитанию у учащихся 5 класса в рамках кружковой деятельности можно отнести следующие: формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России, Москвы и её граждан в судьбе мира, сохранение и развитие чувства гордости, сопричастности поколений к истории Отечества, воспитание уважения к подвигам героев, воспитание личности гражданина – патриота Родины, увековечение памяти советских воинов и знаменательных событий военной истории. Я зарастаю памятью, Как лесом зарастает пустошь. И птицы-память по утрам поют, И ветер-память по ночам гудит, Деревья-память целый день лепечут. Но в памяти моей такая скрыта мощь, Что возвращает образы и множит… Шумит, не умолкая, память-дождь, И память-снег летит и пасть не может. Д.Самойлов. ^ Считаю, что особенностью данной программы (кружок «Родной край») является то, что я реализую её как классный руководитель (гражданско-патриотическое направление работы воспитательного плана класса), как учитель-предметник (географический материал изучаемого материала), как педагог дополнительного образования (веду кружок «Родной край-1» в 5 «А» классе, «Родной край-2» в 5 «Б»- подопечном классе). Таким образом получается облегчение реализации выполняемых задач курса, т.к. классному руководителю эффективнее удаётся организовать детей на экскурсионную, краеведческую и др. деятельность, а географические основы помогают в изучении Москвы, округа, района. Условиями реализации программы, направления работы, воспитательного процесса является наличие методического, исторического, литературного, географического и др. материала, наличие постоянного кабинета, возможности организации экскурсий, прогулок по району, округу, Москве, встреч с интересными людьми, а также материально- техническое оснащение школы, связи с другими образовательными учреждениями, центрами. Поскольку процесс воспитания длителен во времени и включает не один вид направления, то промежуточной результативностью можно считать мнения о работе самих учащихся, их родителей, отзывы коллег. Так, ученики с интересом посещают кружковые занятия, увлечённо изучают родные места, совершают прогулки по району, экскурсии. Родители с благодарностью отзываются о занятости, заинтересованности их детей, вместе с ними участвуют в викторинах, переживают вместе с ними. Коллеги тоже интересуются работой кружка, совместно с нами посещая интересные уголки района (например, совместно с учителем истории была осуществлена прогулка в Битцевский лесопарк, в музей боевой славы школы №866), тесное сотрудничество ведётся с омбудсменом нашей школы, т.к. многие дети из категории с асоциальным поведением, с библиотекарем школы, т.к. многие материалы библиотеки оказывают помощь в изучении данного курса, с заместителем по воспитательной работе, т.к. оказывается помощь в методическом обеспечении, организации встреч, а также и с классным руководителем параллельного – 5 «А» - класса.
Данная программа направлена на развитие у подростков патриотических чувств, помогает формировать экологическую позицию, развивает интерес к малой родине, родному краю, способствует развитию здоровья, развивает умения работать в группе, расширяет кругозор учащихся. Актуальность программы заключается в: 1) насущности формируемых понятий и умений для современного общества; 2) расширении кругозора учеников, помогая их образованию в области истории, географии, экологии, подготавливая почву для успешного обучения этих учебных дисциплин; 3) а также в разноплановости направлений работы; 4) кроме того, способствует формированию общеучебных умений и навыков. Новизна программы состоит в том, что пятиклассники изучают свой район, используя различные источники информации. В силу возрастных особенностей использование и совмещение нескольких источников информации им затруднительно, поэтому работа в группе помогает наладить тесное сотрудничество, учит терпимости, усердию, взаимопониманию, доброжелательности, творческому подходу. Следует отметить, что большое внимание уделяется экскурсионной работе (теоретические познания закрепляются практической частью), т.е. многие занятия проходят на природе, связаны с посещением интересных мест района Чертаново-Центральное, по маршрутам боевой славы и т.д. Особенностью программы «Родной край» является то, что её условно можно разделить на 3 части (блока):1. Вводные занятия – организационные вопросы работы педагога с группой, задачи курса, проведение инструктажа по технике безопасности занятий, в т.ч. и на экскурсионных маршрутах, основные теоретические аспекты изучаемого материала. 2. Разнообразные направления деятельности – патриотическое, экологическое, историческое, географическое, досуговое, спортивное. 3. Обобщение результатов работы – рефлексия, составление фотоотчёта, оформление документации. Основная деятельность реализуется через 2-й блок занятий, где осуществляется знакомство с памятниками архитектуры, культурного наследия района Чертаново-Центральное, изучение экологических и географических особенностей малой родины, историей развития района, спортивными и досуговыми площадками района. К принципам работы можно отнести: а) коллегиальность. А работа в группе именно этот принцип и подразумевает; б) доброжелательность (внимание, понимание, доброта, уважение, искренность, создание атмосферы эмоционального благополучия воспитанников); в) творческое развитие (используется при изучении различных направлений, при оформительской деятельности) и др. Главной целью этой программы является изучение своего района, воспитывая у учащихся патриотизм, уважение к истории, гражданственность, развивая мировоззренческие убеждения, формируя экологические понятия, развивая любовь к спорту и сохранению здоровья, используя краеведческий подход. Задачи: 1. познакомить учащихся с историческими, географическими памятниками культуры и природы, разнообразными спортивными и досуговыми площадками района Чертаново-Центральное; 2. воспитывать гражданственность, экологическую позицию, формировать толерантность, прививать любовь к спорту; 3. развивать умения работы в группе. Формы работы: камеральная (вводные занятия, теоретические основы, работа с источниками информации, работа с документами, анализ полученных результатов), экскурсионная (посещение исторических, культурных и др. общественных мест своего района). Занятия в одной группе продолжаются 1 час с учётом здоровьесберегающих технологий. Программа рассчитана на 152 ч в год. Учебно-тематический план:
Приведу пример содержания образовательной программы по первым 2,5 мес. этого учебного года: ^ Анкетирование познавательных интересов учащихся. Анкетирование родителей познавательных интересов их детей. Анализ анкетирования. Беседы с учащимися. Оформление документации. Формирование группы. Составление плана работы и его анализ. Упражнения по толерантности. ^ Формулирование целей и задач курса. Проведение инструктажа по технике безопасности. Виды и формы деятельности. Работа с различными источниками информации (пресса, картографические, статистические, литературные и др.). Понятия «Родина», «моя малая родина». Родной край в литературных источниках. Столица России. Южный округ. Район Чертаново-Центральное: где находится, его символика. Прогулки по микрорайону. ^ «Мы будем помнить». Дорогами памяти. Единство прошлого и настоящего. Округ и район в годы Великой Отечественной войны. «Их имена, как раны, на сердце запеклись». Изучение литературного материала. Семейная хроника. Встречи с ветеранами. Экскурсия в парк Победы. Прогулки по историческим местам боевой славы. Посещение музея боевой славы. Занятия по краеведению способствуют развитию подростков – пятиклассников, раскрытию их творческого потенциала, расширению интересов, получению знаний и умений в интересной, занимательной форме обучения, имеют широкую практическую направленность, способствуют развитию в коллективе. Учащийся учится анализировать. Благодаря краеведческому подходу ребята многое узнают, воспитываются патриотические чувства, экологические основы, любовь к историческому наследию, развиваются спортивные интересы. К окончанию курса ученик должен постараться овладеть необходимыми знаниями по разделам, уметь строить работу в группе, учится взаимопомощи, взаимопониманию; ориентируется в своём районе, интересуется жизнью района, участвует в его мероприятиях, стремится к новым познаниям, уважает труд других людей и мн. др.
Являясь в этом учебном году классным руководителем коллектива 5 «Б» класса, я стараюсь учитывать этические и психологические основы общения, возрастные особенности. В этом году я веду краеведческий курс в 5-х классах, где отражены разнообразные направления работы, в т.ч. географическое, историческое, спортивное. 1-е по плану направление деятельности кружка «Родной край-2» в 5 «Б» классе – патриотическое. В краеведческий кружок входит не весь класс, а 15 человек (10-11 лет), регулярно же посещают 8-10 человек, их и можно увидеть на презентации (см. приложение). В составе группы ученики одного класса, многие из социально неблагополучных семей. С целью их занятости, заинтересованности они и были вовлечены в занятия кружка. Сначала мы формировали группу, сплочённую и дружную. Читали пословицы и поговорки о добре и зле, дружбе, взаимопомощи, обсуждали разные ситуации (по жизни и в сказках и рассказах на примере их героев). Среди упражнений, направленных на формирование толерантной личности, мы играли в разные игры (см. приложение), такие, как «Плот», «Геометрическая фигура», «Диалог-монолог», составляли древо дружбы. В эти игры мы играли и со всем классом, когда проводили 1классный час 1 сентября - «Мы все разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила». Изучая свой родной край, мы говорили о своём месте в этом мире, о местоположении района, его истории, символике. Изучали символику страны, столицы, округа, своего района. Естественно, обсуждали тему Родины, патриотизма в пословицах, поговорках русского народа, высказывания известных людей. Читали стихи, поговорки о Москве, пели гимн столицы, а также играли в викторину о Москве. Да с таким увлечением, что 4 человека из группы попросили эту настольную игру домой и сражались за ответы на вопросы о Москве с родственниками. На родительской консультации 30 октября родители с благодарностью говорили о заинтересованности их детей. Так же мы совершили экскурсию в Парк Победы нашего района, но предварительно провели инструктаж по технике безопасности, узнали об этом парке из архивных справок и газетных вырезок его историю. Фотографировались на фоне памятников парка и других достопримечательностей. В конце октября-месяца нам удалось сотрудничество и с другой школой: мы посетили музей боевой славы в школе №866, где ребята-экскурсоводы 5 и 8 классов очень интересно рассказали об истории создания музея, о хранящихся в нём экспонатах. Мы оставили свои пожелания ветеранам. Так же мы побывали в библиотеке школы №866, где нам устроили игру-викторину на военную тему. На многие вопросы, загадки, исторические сведения мы ответили. О нас остались хорошего мнения и приглашали ещё. Кроме того, в начале ноября-месяца была организована встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. Встреча оказалась интересной и познавательной. На ноябрьские каникулы мы пойдём на экскурсию, посетив подводную лодку. Конечно же, рефлексионная деятельность была после каждого проведённого мероприятия. Таким образом, я представила опыт работы за 2,5 месяца в 5-м классе по патриотическому направлению работы в кружке (см. приложение – презентацию «Мы на кружке»). Аналогичные виды работ были проведены и в 5-А классе. Патриотическому воспитанию уделяется много внимания в классе, в т.ч. и классные часы, и встречи с ветеранами войны, и экскурсии в военно-патриотические музеи. Например, являясь классным руководителем 10-го класса в позапрошлом году, мы участвовали в школьном конкурсе «Россия – Родина моя» (см. приложение – презентацию «Россия – Родина моя»), где достойно представили свой проект.
Оценить качество, результативность воспитательной работы очень сложно. Это объясняется прежде всего тем, что воспитание, имеет свои характерные особенности по сравнению с обучением. Воспитание шире и сложнее обучения, т.к. оно предшествует обучению, осуществляется и в процессе обучения, и в любой другой деятельности, происходит постоянно во всей жизнедеятельности человека. Кроме того, результаты воспитания не поддаются быстрой проверке, как результаты обучения. Процесс воспитания – многофакторный. Воспитание не имеет строгих, чётких организованных форм. Воспитание охватывает более широкий спектр задач в формировании отношений растущего человека к окружающему миру. Воспитание создаёт необходимые условия для развития человека, влияя на его сознание, эмоционально-волевую сферу и на поведение. Поэтому вышеозначенные закономерности необходимо учитывать при оценке качества воспитания. Предлагаю следующие критерии оценки воспитательной работы по патриотическому направлению в 5 классе в рамках кружковой деятельности:
О продуктивности, эффективности работы можно говорить по окончании изучения курса, а это только промежуточные итоги. Литература:
|
![]() | План воспитательной работы на 2010-2011 учебный год С учащимися 7«Б» класса моу сош №1 г п. Софрино Классный Алексеева Ж. В | ![]() | Секция 3 Новые подходы в организации воспитательной работы Роль школьных изданий в воспитании личности Международные образовательные проекты как направление воспитательной работы школы |
![]() | Отчёт по воспитательной работе с учащимися 5 класса моу старомайнская средняя общеобразовательная школа №1 Воспитательная работа в 5 классе ведётся с начала года. За это время учащиеся 5 класса принимали активное участие в различных классных,... | ![]() | Система воспитательной работы классного руководителя Батуриной Е. А Построение воспитательной системы класса в связи с этим становится объективной необходимостью |
![]() | Анализ воспитательной работы в маоу сош №14 за 2010-2011 учебный год Основной целью воспитательной деятельности школы является формирование активной гражданской позиции на основе осознанного отношения... | ![]() | Утверждаю Директор школы: (А. С. Миллер) Цель воспитательной работы: Работать над методической проблемой: «Совершенствование форм и методов воспитания в школе через повышение качества классного руководителя» Считать приоритетными направлениями в воспитательной работе на новый учебный год духовно-нравственное, формирование здорового образа... |
![]() | Литература для учителя. 6 стр. Литература для учащихся. 6 стр Цель кружковой работы с учащимися: придать предмету математика привлекательность, расширить творческие способности учащихся, укрепить... | ![]() | Военно – патриотическая работа Военно-патриотическое воспитание учащихся в средней школе №79 является актуальной, жизненно необходимой частью всей системы воспитательной... |
![]() | Анализ результатов воспитательной работы за 2012-2013 уч год Цель воспитательной работы Лицея : «Направить систему воспитательной работы на формирование духовно-нравственных качеств обучающихся,... | ![]() | План воспитательной работы с учащимися лицея №2 на 1 полугодие 2012-2013учебного года Цель: Формирование у учащихся интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциала |