Пояснительная записка по русскому языку icon

Пояснительная записка по русскому языку



НазваниеПояснительная записка по русскому языку
А.В. Полякова
Дата17.10.2016
Размер
ТипПояснительная записка

Пояснительная записка по русскому языку


Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л.В. Занкова. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Русский язык» 2 класс, автор А.В. Полякова, 2009 г., а также пособия для учителя «Методический комментарий к учебнику «русский язык», А.В. Полякова, 2003 г.

В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:


  • познавательную – ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково–символического восприятия и логического мышления учащихся;

  • социокультурную – формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, а также навыков грамотного безошибочного письма как показателя общей культуры человека.


^ Задачи обучения русскому языку:


  • развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • обеспечивать освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

  • обеспечивать овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания (в том числе рассуждения) и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;

  • воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.


Курс русского языка способствует развитию таких качеств, как коммуникативная компетентность, владение навыками самостоятельной деятельности, владение активными формами познания.

Настоящая рабочая программа учитывает систему обучения класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общее развитие учащихся.

В соответствии с этим реализуется: типовая программа «Русский язык», А.В. Полякова, 2009 г в объеме 170 ч. на 34 учебных недель по 5 ч. в неделю. На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по русскому языку и с учетом системы обучения класса реализуется программа базисного уровня.

На ступени начальной школы задачи учебных занятий определены как формирование умений сравнивать, различать, сопереживать.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков.

Содержание авторской программы и логика изложения программного материала в учебнике «Русский язык» полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.

^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 2-Й КЛАСС

(170 часов)

Фонетика (10 ч.), грамматика (100 ч.), правописание (30 ч.) и развитие речи (30 ч.)

Речь. Предложение. Слово.

Членение речи на предложения. Выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится.

Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое - грамматическая основа предложения.

Нераспространенные и распространенные предложения.

Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные.

Восклицательные предложения.

Точка, знак вопроса и восклицательный знак в конце предложения.

Звуки и буквы, их различие.

Алфавит. Алфавитное название букв.

Гласные и согласные звуки, их различие. Обозначение буквами гласных и согласных звуков.

Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги, перенос слов по слогам.

Ударение, ударные и безударные слоги.

Прописная буква в именах собственных. Понятие орфограммы.

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласного звука на письме ь, буквами и, е, е, ю, я.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я: обозначают два звука в начале слова, после гласного звука, после согласного звука перед гласным в словах с разделительными А и Ь.

Разделительные Ь и Ь.

Шипящие согласные звуки. Правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чн, чк, щн.

Звонкие и глухие согласные звуки.

Парные согласные в конце слова. Правописание парных согласных в конце слова.

Имя существительное. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные.

Единственное и множественное число имен существительных.

Род имен существительных: мужской, женский, средний.

Изменение имен существительных (по вопросам кто? что? кого? и т.п.).

Различие окончаний.

Глагол. Изменение глаголов по числам.

Времена глагола: настоящее, прошедшее, будущее.

Имя прилагательное.

Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с существительными. Правописание окончаний -ый, -ий, -ая, яя, -ое, -ее, -ые, -ие. Понятие о согласовании. Словосочетание.

Предлог. Отличие предлога от приставки. Раздельное написание предлогов со словами.

Корень слова. Однокоренные слова.

Правописание безударных гласных в корне слова.

^ Связная речь

Устная речь

Организация практики устного общения: речевые упражнения в форме диалогической и монологической речи: дискуссия, беседа, обсуждение, сообщение. Использование в общении жизненного опыта детей, а также ситуаций из прочитанных рассказов, знакомых мультфильмов.

Соответствие словаря речевого этикета ситуации и собеседнику. Правила обращения, отклика, приветствия, прощания при непосредственном общении с родителями, со знакомыми, с друзьями, с учителем, в школе (разыгрывание соответствующих ситуаций).

^ Письменная речь

Ознакомление с понятиями: речь разговорная, деловая, научная, художественная.

Наблюдение в конкретных речевых ситуациях соответствия цели высказывания и стиля письменной речи (разговорная, деловая, научная, художественная).

Наблюдение жанра литературной речи, устного народного творчества (рассказ, сказка, загадка, стихотворение, скороговорка, шарада, пословица, поговорка и т.п.); типа речи - повествования (есть сюжет), описания (нет сюжета). К примеру, описание цветка подснежника в стихотворении, в учебнике или в словаре и др.

Текст. Тема, название (заголовок), автор. Главное в тексте.

Выделение частей текста, их озаглавливание.

Правильное расположение данных к тексту пунктов плана.

Работа с текстом (при отсутствии необходимых абзацев) по этапам: вычленение главной мысли, краткий пересказ прочитанного, членение текста на смысловые части.

Восстановление и запись деформированного текста (с ориентацией на признаки текста). Составление и запись предложений, составляющих небольшой текст (по рисунку, сюжетной картинке, по вопросам).

Наблюдение соответствия высказывания и средств речевого этикета (приветствия, прощания, благодарности, отказа и т.п.). К примеру, составление телеграммы с поздравлением бабушке и учительнице.

Сочинения по заданной теме. ("Мои друзья", "Любимые игры", "Что мне рассказала капелька дождя", "Снежинки" и др.).

Постепенное включение в сочинения элементов описания и рассуждения.


Полугодия

Всего часов

Формы контроля

Контрольная работа

Контрольное списывание

Сочинение

Изложение

Словарный диктант

1 триместр

46 часов

2 шт.

1 шт.

2 шт.

1 шт.

2 шт.

2 триместр

48 часов

2 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

3 шт.

3 триместр

47 часов

5 шт.

1 шт.

1 шт.

2 шт.

4 шт.

Всего

141 часов

9 шт.

3 шт.

4 шт.

4 шт.

9 шт.



Требования к уровню подготовки учащихся к концу 2 года обучения


Должен знать:

  • повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения;

  • части речи:

  • имя существительное, род, число, изменение существительных по вопросам в предложении;

  • имя прилагательное, род, число прилагательного, согласование с именем существительным;

  • глагол, время глагола;

  • предлоги;

  • корень слова, однокоренные слова, правила правописания безударных гласных;

  • имена собственные;

  • парные согласные на конце слова и правила их правописания;

  • словарь речевого этикета при непосредственном общении (приветствие, слова при прощании, обращение на  "ты" и "Вы", слова-извинения).


Должен уметь:

  • находить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения;

  • составлять предложения по рисунку, по заданиям учебника;

  • распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число имен существительных, род, число имен прилагательных, время и число глаголов), образовывать множественное число от единственного, единственное от множественного существительных и прилагательных в именительном падеже (без термина "падеж");

  • писать раздельно предлоги со словами;

  • подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи;

  • находить в словах орфограммы на изученные правила;

  • различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные;

  • обозначать парные согласные на конце слов;

  • различать слова с разделительными ь и ъ знаками;

  • обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я, ь;

  • приводить примеры слов с нужными орфограммами,

  • писать слуховые и зрительные диктанты;

  • использовать правила вежливости, понимать различия в реагировании в соответствии с ситуацией и собеседником: с родными, с учителем и одноклассниками на уроке, на перемене, на прогулке.


^ Учебно-методическое обеспечение


Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD «Азбука от Кирилла и Мефодия», CD «Детский энциклопедический словарь».


Для реализации программного содержания используются:


  • Полякова А.В. Русский язык: Учебник для 1, 2, 3, 4 кл. - М.: Просвещение.

  • Полякова А.В. Тетради по русскому языку для 2, 3, 4 кл.

  • Полякова А.В. Методические рекомендации по русскому языку для 1-2 и 3-4 класса. - М.: Просвещение.

  • Полякова А.В. Творческие учебные задания по русскому языку. - М.: ЗАО ЦОР.

  • Полякова А.В. Практикум по русскому языку. 1 - 2 и 3 - 4 классы: Методический комментарий. Варианты проверочных и контрольных работ. - Самара: Издательский дом «Федоров».


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  • Министерство образования российской Федерации «Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы» - М.: Просвещение, 2000.

  • Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова - Самара: Издательский дом «Федоров», 2011.

  • Интернет – ресурсы.




Похожие:

Пояснительная записка по русскому языку iconПрограмма по русскому языку (1-4 классы) Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов разработана в соответствии с примерной программы начального общего образования...
Пояснительная записка по русскому языку iconТематическое планирование по русскому языку рассчитано на 102 часа (34 недели) 3 часа в неделю
Пояснительная записка к развернутому тематическому планированию по русскому языку
Пояснительная записка по русскому языку iconПрограмма по русскому языку. 6 класс Пояснительная записка
Обновленные цели обучения русскому языку, деятельностный характер предъявления материала в Государственном стандарте определяет стратегию...
Пояснительная записка по русскому языку iconРусскийязы к пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального...
Пояснительная записка по русскому языку iconПрограмма по русскому языку 2 класс Пояснительная записка
Примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы...
Пояснительная записка по русскому языку iconПояснительная записка рабочая программа по русскому языку в 7б классе составлена на основефедерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку в 7б классе составлена на основефедерального компонента государственного стандарта основного...
Пояснительная записка по русскому языку iconПояснительная записка нормативная база преподавания
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, программы...
Пояснительная записка по русскому языку iconПрограмма по русскому языку 4 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской...
Пояснительная записка по русскому языку iconПояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов М.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...
Пояснительная записка по русскому языку iconПрограмма по русскому языку отражает обеспечение реализации личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подхода к русскому языку, что позволяет достичь следующих целей
Программы по русскому языку положены образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку, обязательное...
Пояснительная записка по русскому языку iconПояснительная записка Курс «Русский язык с увлечением!»
Цель: формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных ууд, интеллектуальных...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты