Рабочая программа курса «Литературное чтение» icon

Рабочая программа курса «Литературное чтение»



НазваниеРабочая программа курса «Литературное чтение»
Л. А. Ефросининой
Дата17.10.2016
Размер
ТипРабочая программа курса

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы для 2 класса Л. А. Ефросининой – М.: Вентана-Граф, 2009г. Программа соответствует Федеральному государственному стандарту по литературному чтению начального общего образования и соответствует примерной программе по литературному чтению.

Основные образовательные цели курса «Литературное чтение»:

1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

2. Система работы над навыками чтения.

3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

• изучение должно обеспечивать развитие личности ре­бенка, формирование его интеллекта и общей культуры;

• в результате обучения развивается читательская дея­тельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

• содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

В авторскую программу изменения внесены, т. к. программа рассчитана на 34 рабочие недели, а по учебному плану школы отводится 35 рабочих недель; в темы : А. Рубинов«Ступенька»; П. Воронъко «Мальчик Помогай», Б. Заходер «Серая Звездочка», В.Даль «Девочка Снегурочка», Братья Гримм «Бременские музыканты» добавлено по 1 часу ( итого 4 часа) для лучшего усвоения данных тем учащимися. Темы, содержание которых не соответствует требованиям государственного стандарта, отнесены в графу «Элементы дополнительного содержания» календарно-тематического планирования. (название тем выделены курсивом в разделе «Содержание»)

Программа обеспечена следующим методическим комплектом "Начальная школа XXI века":

Ефросинина Л. А. Литературное чтение: учебник для 2 кл. в 2 ч.– М.: Вентана-Граф, 2010.

Ефросинина Л. А. Рабочие тетради «Литературное чтение». 2 кл. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Ефросинина Л. А. Хрестоматия по литературному чтению. 2 кл. в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Сборник программ к комплекту учебников "Начальная школа XXI века" (руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова). – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009.

Программа рассчитана на 140 часов (4 часа в неделю, 35 рабочих недель)


Характерной чертой программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работа с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерн к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.

Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

^ На начальном этапе (1-2 классы) используются тематический и жанрово-тематический принципы с включением некоторых представлений о читаемых произведениях (дет­ском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), их авторах.

Использование жанрового и авторского принципов предполагает одновременное рассмотрение нескольких произведений одного и того же автора, пишущего в разных жанрах. Например, творчество Л.Н. Толстого представлено художественными сюжетными рассказами, описаниями природы, рассказами о животных, а также сказками, былинами, баснями, научно-познавательными произведениями. Ряд авторов показаны в качестве переводчиков. Соблюдается хронологическая последовательность предъявления произведений одного автора. Произведения одного и того же жанра, но разных авторов рассматриваются в сравнении.

В программе осуществлен принцип эмоционально-эстетического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств.

Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системно­сти, преемственности, перспективности и др.

Основной формой организации учебного процесса является урок.

^ Система оценивания знаний проводится на основании Письма Минобразования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе".

Преобладающими формами текущего контроля являются самостоятельные работы, тесты (10 -15 мин.), словарная работа. Промежуточный контроль проходит в форме: самостоятельной работы, проверки навыка беглого чтения. Форма итоговой аттестации обучающихся – тестирование


^ Основные требования к знаниям и умениям учащихся второго класса


К концу обучения во 2 классе учащиеся

должны уметь:

могут овладеть приемами:

  • правильно читать текст целыми словами (темп чтения вслух – не менее 50 слов в минуту, а на более высоком уровне – более 50 слов в минуту);

  • читать молча небольшие тексты, темп – не менее 70 слов в минуту;

  • пересказывать прочитанный текст по готовому плану;

  • определять тему и жанр прочитанного или прослушанного произведения;

  • читать наизусть 5-6 стихотворений и 1-2 отрывка из прозы;

  • самостоятельно знакомиться с произведением и книгой (выделять фамилию автора, заглавие);

  • самостоятельно отбирать книги для чтения.

  • высказывать свое отношение к поступку героя;

  • пользоваться словарями, книгами-справочниками.






Примерное тематическое планирование курса

^ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

2 класс


Дата

Программная тема

урока

Тема урока

Содержание,

методические приемы

Требования к уровню подготовленности
учащихся


^ Элементы
дополнительного содержания


Домашнее

задание










^ О нашей Родине

(5 ч)


1

Ф. Савинов «Родина»

Чтение стихотворения. Наблю­дение за изменением тона и рифмой. Определение автор­ской точки зрения.

^ Знать:

– произведения о Родине.

Уметь:

– сравнивать загадки, шутки, потешки, указывать на их особенности;

– самостоятельно читать молча слова и текст;

– находить и самостоятельно читать фамилию автора, заглавие;

– сравнивать разные по жанрам произведения;

– выполнять задания под рубрикой «Проверь себя»

Понятие «рифма»

Выучить наизусть стихотворение о Родине на выбор




2

^ И. Никитин «Русь»

Сравнение стихотворений о Родине. Работа над вырази­тельностью чтения.




Задание в учебнике и тетради (выразительное чтение наизусть или по учебнику)




3

^ С. Романовский «Русь»

Чтение про себя. Определение эмоционального состояния ге­роев. Объяснение учителя (диалог).

Понятие «диалог».

Задание № 4, 5 в учебнике,
№ 3, 4 в тетради




4

^ С. Романовский «Слово о Русской земле»

Слушание. Сравнение жанров: рассказ, стихотворение. Объяс­нение слов летописец, лето­пись. Работа с книгой: название, обложка, иллюстрация, тема, жанр.

Понятие «летопись»,

«летописец»

Взять в библиотеке книгу

с произведениями о Родине, нарисовать рисунок по теме чтения




5

^ С. Прокофьев «Родина»


Дополнительное

чтение

Н. Рубцов

«Россия, Русь — куда я ни взгляну...»

Упражнение: чтение вслух, про себя, выразительное. Опреде­ление тона и темпа чтения. Сравнение иллюстраций к сти­хотворениям о Родине.




Дополнительно прочитать стихотворение Н. Рубцова «Россия, Русь…»; задание № 4, 5 в учебнике




^ Народная мудрость (5ч)

6

Народная песня «Я с горы на гору шла…»

Сравнение разных малых фольклорных форм. Слушание народной музыки. Работа с учебником

Понимать отличие малых фольклорных форм.

Уметь:

– выделять признаки былины (былинного сказа);

– работать с произведением, выполнять задания в учебнике;

Понятия «фольклор», «загадка»

На выбор:

– найти книгу с загадками;

– выучить 2–3 загадки;

– сочинить свою загадку




7

Былинный сказ «Как Илья из Мурома богатырем стал»

Слушание. Беседа: былина и "былинный сказ. Былинные герои. Составление плана былины.

Понятия «сказ», «былина» (былинный сказ)

Дифференцированно:

– подготовить рассказ о семье Ильи;

– задание учебника 4, 5




8

Былина «Три поездки Ильи Муромца»

Анализ былины: повторы, на­певность, особенности языка. Работа с текстом. Составление плана. Творческая работа: при­думать продолжение былины. Чтение «про себя».

Понятия «герой», «былинный герой». Составить рассказ «Илья Муромец – былинный герой»

Краткий пересказ былины по плану







9

Шутка, считалка, потешка, пословица


^ Дополнительное чтение

Песенки, приговорки, небылицы, докучные сказки, пословицы и поговорки, загадки

Выразительное чтение диалога шутки. Выделение при чтении главных слов, определение тем­па и тона чтения. Упражнения в чтении считалок. Объяснение смысла пословицы. Сравнение различных жанров фольклора.




Понятия «шутка», «считалка», «прибаутка», «потешка», «пословица»

Выполнение заданий в тетради с. 8, № 2, 3




10

Проверь себя

Обобщение по теме



Составить рассказ
о Родине (с использованием пословиц)

По выбору:

– перечитать понравившиеся произведения;

– нарисовать иллюстрацию




^ О детях и для детей (20ч)



11

А. Барто «Катя»


Дополнительное чтение

Б. Заходер

«Перемена»

Выразительное чтение. Упраж­нения: определение задачи (что хочешь показать?), тона (осуж­дающий, поощряющий, вос­хищенный и т.д.), темпа (быст­рый, медленный, умеренный). Выделение рифмующихся слов. Беседа: выявление автор­ской точки зрения (что хотел сказать автор?), высказывание своей точки зрения («Я думаю, что...»). Сравнение произведений о детях

^ Знать:

– наизусть два стихотворения;

– пословицы.

Уметь:

– выделять пословицы о труде в тексте;

– правильно называть произведение;

– понимать главную мысль;

– находить части в тексте;

– сравнивать стихи, рассказы, сказки;

– составлять схематический план

Составить рассказ о Кате

Выразительное чтение стихотворения




12, 13

^ С. Баруздин «Стихи о человеке и его словах»; «Как Алешке учиться надоело»

Слушание. Сравнение произведений С. Баруздина: стихотворения и рассказа. Определение их темы. Работа с текстом. Пересказ по иллюстрациям к произведению.

Понятия «юмор», «герой литературного произведения» (персонаж). Подбор пословиц к произведению

Ответить на вопросы учебника




14

^ Е. Пермяк «Смородинка» Дополнительное

чтение

С. Михалков

«Прогулка»

Чтение про себя. Работа с текстом: деление на части, составление плана.

Уметь:

– правильно называть произведение;

– определять жанр произведения;

– понимать главную мысль;

– находить части в тексте и основную мысль каждой части;

– составлять план;

– пересказывать по плану кратко или подробно

Понятие «рассказ».

По выбору:

– выразительное чтение одной части;

придумать рассказ о Кате и о Тане;

– прочитать в хрестоматии стихотворение С. Михалкова «Прогулка»




15

Н. Носов «Заплатка» Г. Сатир «Рабочие руки»


^ Дополнительное чтение

Нанайская народ­ная сказка «Айога»

Слушание детьми рассказа Н. Носова. Выполнение заданий к тексту в учебнике и в тетради. Работа по тексту в учебнике и в тетради. Определение главной мысли (что хотел сказать автор?). Составление рассказа о девочке.

Подбор пословиц на тему «Труд, трудолюбие»; понятие «скороговорка»

По выбору:

– выразительное чтение стихотворения;

– подготовить рассказ о Бобке




16,17

^ И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» Л. Толстой «Страшный зверь»


Дополнительное чтение

Я. Аким

«Жадина»

Работа с басней, ее структурой и формой (стихотворной и прозаической). Выразительное чтение.

Рассматривание иллюстрации. Объяснения учителем слов: басня, баснописец,мораль. Сравнение басен И. Крылова и Л. Толстого.

Понятие «басня», «мораль», «баснописец». Сравнение басен поэтической и прозаической

Выучить наизусть басню И. Крылова, прочитать в учебной хрестоматии стихотворение Я. Акима «Жадина»




18, 19,

20

^ М. Зощенко «Самое главное»


Дополнительное

чтение

А. Рубинов

«Ступенька»;

П. Воронъко

«Мальчик Помогай»

Слушание рассказа. Анализ про­изведения. Обучение пересказу по картинному плану. Упражне­ние в просмотровом чтении


Уметь:

– заучивать наизусть басни, стихотворения;

– подбирать пословицы по теме произведения;

– сравнивать произведения разных жанров

Задавать вопросы к тексту

Пересказ текста (без плана)

Прочитать 3 части рассказа, подготовить пересказ одной из частей. Задания в учебнике и тетради

Рассказать о

событиях от имени Андрюши




21

^ В. Сутеев «Кто лучше?»


Дополнительное

чтение

В. Осеева

«Волшебная иголочка»

Чтение про себя сказки В. Су­теева «Кто лучше?». Выпол­нение заданий в учебнике и в тетради. (Обязательно диффе­ренцировать задания).




Выразительное чтение сказки В. Сутеева, подробный пере-

сказ




22, 23

А. Митта «Шар в окошке»


Е. Пермяк «Две посло­вицы»


Дополнительное

чтение

В. Берестов

«Прощание с другом»


Самостоятельное чтение рас­сказа «Шар в окошке». Беседа по содержанию. Подробный пе­ресказ по готовому плану. Вы­полнение заданий в тетради.


Работа с текстом произведения Е. Пермяка. Объяснение пос­ловиц. Пересказ по плану. Сравнение произведений и книг о детях.

Понимание предложения (по заданию)

Задания в тетради к произведению А. Митта


Задания в тетради к стихотворению




24

^ Л. Пантелеев «Две лягушки»


Дополнительное

чтение

В. Катаев

« Цветик - семицветик»


Работа со сказкой Л. Пантелее­ва «Две лягушки». Сравнение жанров (сказка, рассказ, басня).

Сочинение сказки

о лягушках

Задания в тетради к произведению В. Катаева




25

^ В. Беспальков «Совушка»

Слушание. Работа с текстом сказки. Выполнение заданий в учебнике и тетради

Уметь:

– самостоятельно работать с произведениями для дополнительного


чтения;

– выполнять задания в рабочей тетради;

– отвечать на

вопросы после прочитанного произведения, выполнять задания




Задания в тетради. 24




26,27

^ В. Сутеев «Снежный зайчик» Н. Носов «Затейники»


Дополнительное

чтение

Н. Носов

«На горке»

Работа с рассказом и с иллюст­рациями к тексту. Пересказ от имени одного из героев. Сравнение сказок и рассказов В. Сутеева.


Самостоятельное чтение рас­сказа. Выполнение заданий. Книги Н. Носова и В. Сутеева.

Сочинение сказки о Сером волке

Самостоятельное чтение рас-

сказа Н. Носова «На горке»




28

Русская народная сказка «У страха глаза велики»

Работа с текстом сказки: выделение созвучий и повторов, наблюдение за изменением темпа

чтения. Упражнения в правильном и выразительном чтении. Работа с иллюстрацией к тексту.

Понятие «сказка», «бытовая сказка», «народная сказка»

Пересказ сказки




29

^ Бр. Гримм «Маленькие человечки» Дополнительное

чтение

Братья Гримм

«Три брата»

Чтение сказки, выполнение заданий под руководством учителя. Сравнение сказок (народная и авторская), определение темы.

Понятия «литературная сказка», разгадывание кроссворда

Задание в тетради к сказкам Братьев Гримм; самостоятельно прочитать сказку Братьев Гримм «Три брата»




30

^ Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»


Дополнительное

чтение

Х.-К. Андерсен

«Принцесса

на горошине»

Самостоятельное чтение сказки.

Выполнение заданий под руководством учителя.

Творческая работа: придумать

историю жизни одной из горошинок


Умение сравнивать сказки, готовить рассказ

Подготовить пересказ сказки; принести книги со сказками Х. К. Андерсена




31, 32,33

^ Бр. Гримм «Семеро храбрецов»


Дополнительное

чтение

Б. Заходер

«Серая Звездочка»


Работа со сказкой: выделение особенностей сказки (повторы, последовательность событий) и национальных признаков (имена героев, детали). Выразительное чтение: определение тона и темпа чтения, наблюдение за знаками препинания. Сравнение сказок с похожими сюжетами: русская народная сказка «У страха

глаза велики»

«Семеро храбрецов».






Составление картинного плана

Чтение и пере-
сказ историй о храбрецах. Найти и рассмотреть книгу сказок Братьев Гримм (любое издание)

Взять в библиотеке книгу о детях, прочитать и принести




34

«Проверь себя»

Обобщение по теме: выполне­ние заданий в учебнике и в тетради. Проверка уровня начитанности учащихся, знание авторов, названий произведений, их героев

Уметь:

– работать самостоятельно, в парах,
в группе;

– работать с текстом

Разгадывание кроссворда







^ Уж небо осенью дышало

(6 ч)


35

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало... Г. Скребицкий «Осень»


Дополнительное

чтение

М. Пришвин

«Осеннее утро»

Слушание стихотворения. Выполнение заданий в учеб­нике и в тетради. Рассматри­вание иллюстрации к тексту.


Самостоятельное чтение рас­сказа. Выполнение заданий в учебнике и в тетради под ру­ководством учителя.

Уметь:

– выражать при чтении свое отношение к различным состояниям природы;

– выразительно читать стихотворения, передавая свои чувства;

– понимать главную мысль;

– выделять голосом обращения в тексте;

– самостоятельно читать абзацы текстов, отрабатывая правильность и беглость чтения;

– выполнять творческие работы: сочинять стихи по заданной рифме, рассказы, сказки с героями прочитанных произведений.

Сравнение произведений

Наизусть, задание в тетради к рассказам Г. Скребицкого «Осень», М. Пришвина «Осеннее утро»




36

^ Э.Шим «Белка и Ворон» Е. Трутнева «Осень»

Самостоятельное чтение сказ­ки. Выразительное чтение ди­алога. Рисование модели об­ложки.


Работа со стихотворением. Упражнение в чтении вслух и про себя. Выразительное чте­ние. Выполнение заданий в учебнике и в тетради.

Составить загадки о белке и вороне.

Выразительное чтение произведения (по выбору)




37

^ Н. Сладков «Эхо»

Самостоятельное чтение рас­сказа. Беседа по содержанию. Выразительное чтение. Срав­нение произведений разных по жанру — сказки и рассказа.

Понятие «диалог»; игра «Эхо»

В учебной хрестоматии стихотворение
А. Твардовского «Начало осени»




38

Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки...». Загадки М. Пришвин «Грибы тоже ходят»; «Недосмотренные грибы»

Самостоятельное чтение стихо­творения. Выполнение заданий под руководством учителя. Уп­ражнение в чтении.


Введение и объяснение понятия «загадка».


Чтение рассказа М. Пришви­на. Выполнение заданий, обу­чение пересказу.

Придумать загадки о грибах; разгадать крос-
сворд

По выбору:

– наизусть загадку;

– стихотворение Н. Рубцова




39

Э.Шим «Храбрый опенок»


^ Дополнительное чтение

А. Майков

«Осень»

Слушание. Беседа: что понра­вилось? Какие чувства вызы­вает? Чем восхищается автор? Выполнение заданий в учебни­ке и в тетради.


Сочинить рассказ по иллюстрации с. 12.

Выразительное чтение стихотворения А. Майкова «Осень» (с листа или наизусть)




40

Проверь себя

Проверка уровня начитанности учащихся, техники чтения, творческой деятельности

Сочинить рассказ об осенней природе

Страничка «Книжная полка»: читать произведение по выбору




^ Снежок порхает, кружится

(19ч)


41

3. Александрова «Зима»

Чтение стихотворения. Вы­полнение заданий в учебнике и в тетради. Введение понятия «сравнение». Обучение работе с рубрикой «Подсказка».

Уметь:

– бегло читать предложения, отрывки из изучаемых произведений;

– пересказывать рассказ или сказку по готовому плану;

– объяснять автор-
скую точку зрения;

– сочинять небольшие сказки или рас-
сказы о героях изученных произведений

– объяснять поступки героев и свое отношение к ним;

– передавать интонацией свое

отношение к читаемому;

– различать авторские и народные сказки;

– самостоятельно выполнять задания по теме («Проверь себя»);

– оценивать свои знания («Это я знаю и могу выполнить» или «Этого я еще на знаю»)




Задание в тетради




42

С. Иванов «Каким бывает снег»


Дополнительное

чтение

С. Есенин

«Пороша»

Самостоятельное чтение рассказа. Составление плана. Обучение подробному пересказу по плану.

Деление текста на части (по готовому плану)

Пересказ текста С. Иванова




43

И. Соколов-Микитов «Зима в лесу»

Самостоятельное чтение рассказа. Деление текста на части. Подробный пересказ.

Соотнесение картинного плана с текстом

Задание в тетради. Выразительное чтение одной части

(по выбору)




44,

45

Э. Шим «Всем вам крышка» К. Ушинский «Мороз не страшен»

Слушание сказки. Комментирование заглавия. Образ Морозко. Объяснение реальных и сказочных событий.


Самостоятельное чтение рассказа. Выполнение заданий под руководством учителя. Работа с иллюстрацией к тексту.

Составление рассказа по иллюстрации Соотнесение текста с готовым планом

Задание в тетради по сказке Э. Шим.

Задание в тетради; выразительно читать; наизусть текст рассказа К. Ушинского (по желанию)




46

Народная сказка «Дети Деда Мороза»


Дополнительное

чтение

Немецкая сказка «Бабушка Мете­лица»

Самостоятельное чтение сказки. Упражнение в правильном и выразительном чтении. Выполнение заданий. Обучение

пересказу по плану.




Прочитать в учебной хрестоматии немецкие сказки




47, 48

М. Пришвин «Деревья в лесу»


^ Дополнительное чтение

Е. Пермяк

«Четыре брата»


Коллективное

творчество

Работа с рассказом: самостоятельная подготовка к выразительному чтению, выразительное чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради.


Творческая работа: рисование картины «Зима в лесу».




Составить рассказ «Краски зимнего леса»




49

И. Суриков «Детство»

Самостоятельное чтение стихотворения. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Беседа об отношении к природе.

Уметь:

– выразительно читать стихи наизусть;

– бегло читать отрывки знакомого текста;

– пересказывать по готовому плану;

– объяснять свою

точку зрения и соотносить ее с авторской позицией

Умение составлять текст о своих детских забавах

Выучить стихотворение наизусть




50, 51,

52

В.Даль «Девочка Снегурочка»

Слушание сказки. Выделение зачина, повторов, концовки, песенок. Творческая работа: рассказать сказку от лица од­ного из героев. Упражнение в выразительном чтении песен­ки стариков.

Умение читать текст по ролям

Краткий пере-
сказ по серии картинок в тетради

Подготовить рассказ о девочке Снегурочке




53 - 54

Русская народная сказка « Снегурочка»


Дополнительное

чтение

Японская народная сказка

«Журавлиные перья»

Работа со сказкой: чтение по частям, выполнение заданий, составление плана. Сравнение разных сказок о Снегурочке. Творческая работа: сочинить свою сказку о Снегурочке.


Сравнение сказок разных наро­дов


Сравнение русской народной сказки «Снегурочка» и сказки И. Даля «Девочка Снегурочка»

Прочитать, подготовить пересказ по плану

Придумать продолжение сказки

По выбору:

– придумать сказочную историю о Снегурочке и сделать к своей сказке

рисунок; задание в тетради




55

Н. Некрасов «Саша»


Дополнительное

чтение

В. Одоевский

«В гостях

у дедушки Мороза»

Выразительное чтение стихо­творения. Работа с иллюстра­цией. Сравнение произведе­ний поэта. Работа с книгами Н. Некрасова.

^ Знать:

– наизусть 2-3 стихотворения;

– пословицы о дружбе и труде;

Уметь:

– соотносить пословицы и поговорки
с основной мыслью

произведения;

– объяснять поступки героев произведений, выражать свое отношение к ним




По выбору:

– прочитать
в учебной хрестоматии сказку В. Одоевского;

– задание в тетради




56

Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует»

Чтение рассказа «про себя». Вы­полнение заданий в учебнике и в тетради. Сравнение произ­ведений о природе.




Подробный пересказ; задание в тетради




57, 58

И. Соколов -Микитов «Узоры на снегу» И. Беляков «О чем ты думаешь, снегирь?»

Самостоятельное чтение рас­сказа. Комментирование за­главия. Подготовка подробно­го пересказа


Слушание. Упражнения в пра­вильном чтении. Выделение сравнений. Обучение вырази­тельному чтению. Выполнение заданий в учебнике и в тетради.



Умение находить в тексте сравнения

Придумать рассказ по иллюстрациям к рассказу
И. Соколова-Микитова

Задание в тетради




59

Коллективное творчество «Царство Мороза Ивановича»


Дополнительное

чтение

В. Одоевский

«Мороз Иванович»

Работа в группах (5-10 чело­век).







Сделать рисунки




^ Здравствуй, праздник новогодний

(9ч)



60

С. Михалков «В снегу стояла елочка»

Слушание. Выполнение зада­ний в учебнике и в тетради. Выразительное чтение. Срав­нение строф: выделение важ­ных слов, знаков препинания, рифмующихся слов. Коммен­тирование текста.

Уметь:

– выразительно читать отрывки из изучаемых произведений (логические ударения, знаки препинания)

Умение сочинить загадку о елке

Задание в тетради, сделать модель обложки




61- 63

А. Гайдар «Елка в тайге» Книги ^ А. Гайдара

Слушание. Беседа по содержа­нию рассказа. Работа с текстом: деление на части и составление плана. Пересказ по плану.


Работа с книгой А. П. Гайдара «Чук и Гек»



Умение определять по отрывку произведение

Перечитать понравившийся отрывок, выполнить задание к тексту

Задание в тетради

Краткий пересказ рассказа «Елка в тайге»




64, 65

С. Маршак «Декабрь» Книги ^ С. Маршака

Чтение стихотворения про се­бя. Беседа после чтения. Рабо­та с текстом произведения. Рисование обложки к стихо­творению.


Повторение произведений

С. Маршака




Умение соотнести иллюстрации и текст

Наизусть




66

«Книги Х.-К. Андерсена»


Дополнительное

чтение

Х.-К. Андерсен

«Штопальная

игла», «Ель»

Рассматривание и выборочное

чтение книг Х.-К. Андерсена









Читать сказки зарубежных писателей




67

«Проверь себя»

Обобщение по теме. Выполне­ние заданий в учебнике и в тет­ради







Творческая работа в тетради (по желанию)




68

«Идет волшебница-зима»

Содержание урока-утренника:

• выставка творческих работ учащихся по теме;

• конкурс чтецов и рассказчи­ков;

• инсценирование отдельных произведений по теме;

• конкурс знатоков загадок о зиме;

• викторина «По страницам нашего учебника».







Читать книги различных авторов




^ Произведения о животных (о братьях наших меньших)

(15 ч)


69

Народная песня «Буренушка». В. Жуковский «Птичка»


Дополнительное

чтение

Е. Чарушин

«Перепелка»

Сравнение произведений фольк­лора. Выполнение заданий под руководством учителя. Само­стоятельное чтение стихотво­рения В. Жуковского «Птич­ка». Беседа.

^ Знать:

– наизусть 1–2 стихотворения по теме чтения;

– 3–5 фамилий авторов, которые пишут о животных.

Уметь:

– различать народные песни, загадки,

сказки;

– отличать реальные события и волшебные;

– различать народные и авторские сказки;

– находить в тексте пословицы и уметь их объяснять;

– рассказывать сказку или ее часть близко к тексту;

– сочинять сказки с героями




Наизусть




70

^ К. Ушинский «Кот Васька». Произведения фольклора (считалки, загадки) Е. Благинина «Голоса леса»


Дополнительное

чтение

М. Пришвин

«Как поссорились

кошка с собакой»

Упражнение в чтении. Выпол­нение заданий в учебнике и в тетради


Выразительное чтение стихо­творения.

Сочинить рассказ о своем животном

Задание в тетради




71

М. Пришвин «Старый гриб» ^ П. Комаров «Олененок»


Дополнительное

чтение

Н. Рубцов

«Про зайца»

Слушание. Выполнение зада­ний в учебнике и в тетради. Рассматривание книг

М. Пришвина.


Самостоятельное чтение сти­хотворения. Выяснение отно­шения автора к своему герою. Выполнение заданий в учеб­нике и в тетради.


Сравнение произведений (жанр, тема, автор)





Задание в тетради




72

^ К. Ушинский «Лиса Патрикеевна». Пословицы, загадки, скороговорки

Выразительное чтение произ­ведений разных жанров. Вы­полнение заданий. Сравнение моделей обложек прочитан­ных произведений

Уметь:

– сочинять продолжение сказки;

– отбирать в библиотеке книги о животных;

– составлять книгу-самоделку о героях-животных

Сочинение загадок о животном

Пересказ текста




73

^ В. Бианки «Еж-спаситель»


Дополнительное

чтение

М. Пришвин

«Журка»

Работа с рассказом, выполнение

заданий в учебнике и тетради




Задание в тетради




74, 75

М. Дудин «Тары-бары...»


Дополнительное

чтение

В. Бианки

«Хвосты»

Чтение стихотворения. Выполнение заданий.



^ Знать:

– 2–3 авторов, которые пишут о животных, правильно называть их фамилию.

Уметь:

– различать авторские и народные произведения;

– рассказывать сказки близко к тексту;

– подбирать пословицы и поговорки к теме произведения; – сочинять продолжение к сказке;

– иллюстрировать понравившийся эпизод произведения





Выразительное чтение стихотворения




76

^ К. Ушинский «Плутишка кот»


Дополнительное

чтение

К. Паустовский

«Барсучий нос»

Слушание. Комментирование заглавия. Выполнение зада­ний в учебнике и в тетради. Составление плана. Пересказ по плану.




Прочитать в учебной хрестоматии сказку «Барсучий нос» и выполнить задание в тетради




77, 78

Русская народная сказка «Журавль и цапля»


Дополнительное

чтение

Африканская на-

родная сказка

«О том, как лиса

обманула гиену»

Самостоятельное чтение сказ­ки. Анализ текста: выделение присказки, повторов, главной мысли. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Краткий пересказ.

^ Знать:

– отличие народных и авторских сказок;

– называть 2–3 примера произведений.

Уметь:

– находить ответы на вопросы, подтверждая текстом;

– давать характеристику героям и их поступкам


Пересказ от лица одного из героев

Задание в тетради

Задание в тетради к африканским народным сказкам




78

Русская народная сказка «Зимовье зверей»


Дополнительное

чтение

Ненецкая народная

сказка

«Белый медведь

и бурый медведь»

Слушание. Комментирование заглавия. Работа с текстом и иллюстрацией. Выполнение заданий в учебнике и в тетради.




Краткий пере
сказ сказки по плану в учебнике; подобрать сказки о животных




79 - 81

^ Д. Мамин - Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича»


Дополнительное

чтение

Р. Киплинг

«Откуда у кита

такая глотка»

Упражнения в чтении. Работа с текстом. Выявление реально­го и вымышленного в произве­дении. Выполнение заданий в учебнике и в тетради.



Инсценирование сказки

Пересказ


Задание в тетради


Чтение книг со сказками Д. Мамина-Сибиряка (по желанию)




82

Русская народная сказка «Белые перышки»

Чтение сказки учителем. Вы­полнение заданий в учебнике и в тетради. Сравнение народных сказок







Работа с заданием в тетради




^ Зарубежные сказки (11ч)

83

Украинская народная сказка «Колосок»


Дополнительное

чтение

Французская сказка

«Волк, улитка и осы»

Работа с текстом сказки. Опи­сание героев сказки. Сравне­ние сказок о петушке. Рассма­тривание книг со сказками о петушке.

Уметь:

– выделять

признаки сказки;

– правильно называть произведение;

– составлять схематический план;

– пересказывать подробно и сжато по готовому плану

Сравнение сказок разных народов







84, 85

Английская сказка «Как Джек ходил счастья искать»

Самостоятельное чтение. Вы­полнение заданий. Сравнение английской сказки с русской сказкой «Зимовье зверей»-Творческая работа: пересказ сказки от лица Джека.

Словесная характеристика героя

Задания в тетради

Взять в библиотеке книгу со сказками народов мира




86-88

Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе»


Дополнительное

чтение

Сказка

американских индейцев

«Как кролик взял

койота на испуг»

Чтение веселых историй. Образы героев сказки. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Сравнение норвежской сказки со сказками других народов.

Уметь:

– выделять признаки сказки;

– правильно называть автора и название произведения;

– выразительно читать отрывок из произведения при повторном чтении;

– пересказывать подробно, сжато по готовому плану




Задания в тетради


Сочинить историю о героях норвежской сказки (по желанию)

Подобрать книги со сказками народов мира




89- 91

^ Братья Гримм «Бременские музыканты»

Слушание. Беседа. Выполнение заданий. Сравнение сказок разных народов. Работа с книгами бр. Гримм.




Рассказ по плану.Подготовиться к инсценированию сказки (выбор роли), задание в тетради




92,93

Английская народная сказка «Сказка про трех поросят»


Дополнительное

чтение

Дж. Харрис

«Как повстречались Братец Лис и Братец

Черепаха»

Слушание. Выделение песенки, развитие событий, образы героев. Выполнение заданий. Сравнение английской сказки и сказки С. Михалкова «Три поросенка».




Задание в тетради




94

«Проверь себя»

Обобщение по теме. Выполнение заданий в учебнике и в тетради.







Работа по рубрике «Книжная полка» (закрепление)




^ Произведения о семье

(14 ч)



95- 97

Л. Толстой «Лучше всех». Произведения фольклора: пословицы, колыбельная песенка^ Е. Пермя «Случай с кошельком» С. Аксаков «Моя сестра»

Чтение произведений разных жанров о семье. Отработка навыка чтения. Беседа: образы мамы, дочери, сестры. Выполнение заданий в учебнике и в тетради.

Творческая работа: сочинение рассказа «Вся семья вместе - и душа на месте». Объяснение понятий: быль, рассказ, пословица, колыбельная песня (песенка).

Уметь:

– выразительно читать колыбельные песни (авторские, народные);

– употреблять в самостоятельных работах и в устной речи слова: мамочка, сестричка, сынок и т. д.;

– выразительно читать диалоги;

– разыгрывать сценки из произведений


^ Знать:

– наизусть читать 1-2 стихотворения о маме;

– что такое рифма, строфа.

Уметь:

– выразительно читать все произведения;, диалоги;

– разыгрывать сценки из произведений



Придумать рассказ о дружной семье


Работа в тетради. Вспомнить любимую колыбельную песню своего детства

По желанию: написать рассказ о бабушке, брате, папе. Подробный пересказ «Моя сестра»




98

^ М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный...» В. Осеева «Сыновья» А. Майков «Колыбельная песня»

Отработка навыка чтения. Выразительное чтение. Само­стоятельное чтение рассказа В. Осеевой «Сыновья». Вы­полнение заданий под руко­водством учителя. Пересказ по плану. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Чтение диалога матери и ветра.




Самостоятельная работа
с рассказом «Сыновья»; наизусть колыбельную (по желанию)




99

^ Л. Толстой «Отец и сыновья» А. Плещеев «Дедушка»


Дополнительное

чтение

И. Панъкин

«Легенда о матерях»

Самостоятельное чтение рас­сказа. Определение главной мысли. Выполнение заданий. Творческая работа: сочинение истории или рассказа «Лю­бовь да совет, так и нужды нет».


Самостоятельное чтение сти­хотворения. Выполнение заданий в учебнике и в тетра­ди.






Выразительное чтение одного из произведений (по выбору)




100

^ Л. Воронкова «Катин подарок» Ю. Коринец «Март»


Дополнительное

чтение

Б. Заходер

«Сморчки»

Самостоятельное чтение рассказа. Выполнение заданий. Подробный пересказ. Творческая работа: сочинение рассказа «Мой подарок маме».




Выразительное чтение стихотворения «Март»; задание к рассказу Л. Воронковой




101

102

^ А. Плещеев «Песня матери» А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...»

Самостоятельное чтение стихотворения А. Плещеева «Песня матери». Выполнение заданий. Упражнение в выразительном чтении.




Наизусть по выбору


Задание в тетради




103

Татарская сказка «Три сестры»


Дополнительное

чтение

С. Михалков

«А что у вас?»

Чтение вслух татарской сказки. Образы персонажей. Выполнение заданий в учебнике и в тетради.

Рассказывание сказки от лица одного из героев

Выразительное чтение сказки; задание в тетради к стихотворению С. Михалкова «А что у вас?»




104

^ В. Солоухин «Деревья»

Чтение стихотворения учителем. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Выразительное чтение. Творческая работа: сочинение рассказа «Мой дедушка».




Наизусть




105,

106

^ С. Михалков «Быль для детей» С. Баруздин «Салют»

Беседа о Дне Победы. Слушание произведения. Выразительное чтение третьей части. Работа с иллюстрациями к тексту произведения


Самостоятельное чтение сти­хотворения. Выполнение зада­ний в учебнике и в тетради.




Рассказ о традициях в семье (по желанию); задание в тетради




107,

108

«Проверь себя»

Обобщение по теме. Выполне­ние заданий в учебнике под руководством учителя. Само­стоятельное выполнение зада­ний в тетради.







Чтение произведения по желанию


Придумать кроссворд
(по желанию)




^ Весна, весна красная…

(24 ч)


109

Народная песня «Весна, весна красная!» А. Чехов «Весной»

Выразительное чтение народ­ной песни. Выполнение зада­ний. Творческая работа: со­чинение закличек о солнце, дожде, хлеб.


Самостоятельное чтение рас­сказа. Составление плана. По­дробный пересказ.

Уметь:

– выражать при чтении вслух свое отношение к весенней природе;

– подмечать приметы и краски весны;

– описывать словами весеннее солнце, молодую травку, первую почку и т. д.;

– участвовать в конкурсе чтецов «Весна, весна…»;

– пересказывать подробно и сжато по готовому плану;– составлять словарь по теме «Весна»;

– сочинять стихи, сказки, рассказы
о весне.

Знать:

наизусть 1–2 стихотворения и отрывок из прозаического произведения
(по выбору)




Сочинить закличку (по желанию).

Работа в тетради




110,

111

^ А. Пушкин «Гонимы вешними лучами...» Г. Скребицкий «Весна-художник»

Слушание. Выполнение зада­ний 1-3 в учебнике. Коммен­тирование заглавия. Самосто­ятельное чтение рассказа Г. Скребицкого «Весна-худож­ник».


Комментирование за­главия. Выполнение заданий в учебнике. Сравнение произве­дений о весне: стихотворение, рассказ, песни - заклички.




Задание в тетради


Сделать иллюстрации для книжки-самоделки «Весна-художник»




112

^ Н. Сладкое «Снег и ветер»


Дополнительное

чтение

Н. Сладков

Из цикла «Лесные

шорохи»

Самостоятельное чтение сказ­ки. Выполнение заданий под руководством учителя




Работа в тетради, читать в учебной хрестоматии произведения М. Сладкова (по желанию)




113-

115

^ С. Маршак «Весенняя песенка» Э.Шим «Чем пахнет весна» Е. Боратынский «Весна, весна! Как воздух чист!»


Дополнительное

чтение

В. Маяковский

«Тучкины штучки»

Чтение учителем стихотворения. Упражнение в чтении. Выполнение заданий


Самостоятельное чтение рассказа. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Сравнение жанров произведений


Самостоятельное чтение стихотворения. Беседа после чтения. Выполнение заданий в учебнике и в тетради




Наизусть


Задание в тетради


Задание в тетради по В. Маяковскому; читать в хрестоматии (по желанию)




116,

117

Произведения о Дне Победы

Чтение стихотворения С. Баруз­дина «Салют». Выполнение зада­ний в учебнике. Беседа о про­изведениях, посвященных Дню Победы.

Уметь:

– самостоятельно работать с произведением: читать, отвечать на вопросы, пересказывать понравившуюся часть или все произведение, выполнять задания в тетради




Подготовить рассказ «В моей семье живет память о войне» (по желанию)


Наизусть




118

^ Ф. Тютчев Зима недаром злится...»


Дополнительное чтение

К. Ушинский

«Проказы стару­хи-зимы»

Выразительное чтение стихотворения




Задание в тетради




119

^ А. Куприн «Скворцы» Н. Сладков «Скворец- молодец»


Дополнительное чтение

Н. Сладков «Проталина»

Слушание рассказа. Выполнение заданий в учебнике и в тетради


Самостоятельное чтение сказки-диалога. Комментирование заглавия. Сравнение произведений А. Куприна и Н. Сладкова.






Задание в тетради («Скворец-молодец»)




120

^ Н. Сладков «Апрельские шутки» А. Барто «Апрель»

Чтение учителем сказки. Вы­полнение заданий к тексту


Самостоятельное чтение сти­хотворения. Выразительное чтение стихотворения




Задание в тетради

(А. Барто «Апрель»)




121,122

^ Г. Скребицкий «Жаворонок»


Дополнительное чтение

К. Коровин

«Баран, заяц и еж»

Малые жанры фоль­клора. Песенка - закличка. Загадки

Самостоятельное чтение рас­сказа. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Работа с книгами Н. Сладкова о природе.


Выразительное чтение песенки - заклички. Выполнение заданий. Сравнение произведений фольк­лора. Творческая работа: сочине­ние загадок и песенок - закличек




Задание в тетради

(А. Барто «Апрель»)


Прочитать рассказ К. Коровина «Баран, заяц и еж»




123

^ В. Жуковский «Жаворонок»


Дополнительное

чтение

В. Бианки

«Что увидел жаворонок, когда вернул­ся на родину»

Работа с текстом стихотворения. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Выразительное чтение. Заучивание наизусть



^ Знать:

– 2–3 произведения о родной природе и читать наизусть;

– фамилию автора, название произведения, жанр;

Уметь:

– выполнять творческие задания: нарисовать иллюстрацию, сочинить короткое произведение о природе, придумать загадку и т. д.




Наизусть




124

^ О. Высотская «Одуванчик» М. Пришвин «Золотой луг»

Сравнение произведений о весенней природе. Творческая работа: сочинить рассказ об одуванчике — «Маленькое солнышко»




Выразительное чтение рассказа; наизусть «Одуванчик» (по желанию)




125

^ П. Дудочкин «Почему хорошо на свете»


Дополнительное

чтение

Э. Шим

«Муравейник»

Работа со сказкой: упражнение в чтении, выполнение заданий в учебнике и в тетради, составле­ние плана.




Задание в тетради «Почему хорошо на свете»




126

^ Н. Сладков «Весенний гам» А. Барто «Воробей»


Дополнительное

чтение

Р. Сеф

«Чудо»

Самостоятельное чтение рас­сказа. Комментирование загла­вия. Выполнение заданий в учебнике и в тетради.

Самосто­ятельное чтение стихотворения.

Проверка внимания (не существующий ответ на вопрос
в тексте)

Самостоятельная работа со стихотворением А. Барто «Воробей»




127

^ М. Пришвин «Ребята и утята»


Дополнительное

чтение

Н. Сладков

«Весенний разговор»

Самостоятельное чтение рас­сказа. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Составле­ние рассказа по иллюстрациям.




На выбор:

– пересказ рас-
сказа;

– задание в тетради




128,

129

^ Б. Заходер «Птичья школа»


Дополнительное

чтение

М. Горький

«Воробьишко»

Слушание. Беседа по содержа­нию. Выполнение заданий в учебнике и в тетради

Иллюстрирование книжки-самоделки

Выразительное чтение отрывка (по выбору)


Выразительное чтение отрывка (по выбору)




130

^ К. Ушинский «Утренние лучи»


Дополнительное

чтение

М. Пришвин

«Лесная капель»

Самостоятельное чтение рас­сказа. Выполнение заданий в учебнике и в тетради.




Прочитать
в учебной

хрестоматии М. Пришвин «Лесная капель»




131

А. Барто «Весна, весна на улице...»

Работа с текстом стихотворе­ния. Упражнение в вырази­тельном чтении. Обучение за­учиванию наизусть




Наизусть стихотворение А. Барто




132

«Проверь себя»

Обобщение по теме. Самостоя­тельное выполнение контроль­ной работы «Проверь себя» в те­тради. Самопроверка по образцу.




Составить страничку «Проверь себя» (3–5 заданий)




^ Волшебные сказки

(8 ч)

133,

134

Русская народная сказка «Хаврошечка»


Дополнительное

чтение

Русские народные

сказки

«Чудо- чудное, Диво-дивное»,

«Царевна-ля­гушка»

Самостоятельное чтение. Выделение признаков сказки: зачин, повторы, превращения, волшебные предметы. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Пересказ по плану.

Уметь:

– различать сказки о животных, бытовые, волшебные;

– сравнивать волшебные сказки –
народные и авторские;

– сочинять сказки с волшебными предметами;

– самостоятельно читать волшебные сказки.

Знать:

– русских и зарубежных авторов сказок;

– название сказки;

– различие сказок бытовых, волшебных, о животных.

Уметь:

– самостоятельно читать произведение;

– давать оценку по-
ступкам героев;

– рассказывать сказку близко к тексту;

– знать наизусть отрывок из сказки в стихах




Работа в тетради по сказке «Хаврошечка»







135 –

137

^ А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»


Дополнительное

чтение

А. Пушкин

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

Слушание сказки. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Работа с книгами сказок А.С. Пушкина





Наизусть I часть «Сказки о рыбаке и рыбке»


Задание в тетради по «Сказке о попе и о работнике его балде»

Задание в учебнике







138,

139

Ш. Перро «Кот в сапогах»


Дополнительное

чтение

Индийская народная сказка «Золотая рыба»

Чтение сказки вслух. Выполнение заданий. Работа с иллюстрациями. Описание кота

Сравнение моделей обложек

Задания в тетради









140

«Проверь себя»


Дополнительное

чтение

Л. Кэрролл

«Алиса в стране чудес»

Обобщение по теме. Выполнение заданий по учебнику. Самостоятельное выполнение

проверочной работы в тетради. Самопроверка по образцу









^ Содержание программы


Круг чтения:

Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, за­кличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов.

Произведения русских и зарубежных писателей-класси­ков, произведения современных дет­ских писателей.

Произведения о жизни детей разных народов и стран.

Приключенческая детская книга;

Научно-познавательные произведения: сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.

^ Примерная тематика авторских произведений и произ­ведений фольклора: произведения о Родине, о родной приро­де, об отношениях человека к природе, к животным, к труду, друг к другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе, об их отношениях к людям; произведения о добре и зле, кривде и правде.

^ Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, басни, стихо­творения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины, сказы, легенды.

Ориентировка в литературоведческих понятиях: литера­турное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, бы­лина, сказ, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скорого­ворка, герой (персонаж) произведения, события реальные и вымышленные, фамилия автора, заглавие (заголовок), назва­ние произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, пересказ, план, обращение, сравнение, слова-признаки, слова ­действия.

Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, ог­лавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произ­ведения (книги).

^ Восприятие литературного произведения: создание усло­вий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция и понимание авторской точки зре­ния. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, геро­ев народных сказок, выявление их сходств и различий). Оцен­ка эмоционального состояния героев, их нравственных пози­ций. Понимание отношения автора к героям произведения, выражение своего отношения к произведению, автору, героям и их поступкам.

^ Творческая деятельность: проявление интереса к словес­ному творчеству, участие в сочинительстве потешек, скорого­ворок, загадок, небольших сказок и историй. Пересказывание сказок от лица одного из персонажей сказки. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение на­чала и продолжения произведения. Коллективная творческая работа на факультативах, в творческой мастерской. Создание работ «Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и Т.д. Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-кон­курсов, уроков - игр.

^ Навык чтения: осознанное правильное плавное чтение с пе­реходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему(200- 250 слов) текстов. Введение чтения про себя на небольших текстах. Формирование умения самоконтроля и самооценки.

^ Работа с текстом:

- понимание слов и выражений, употребляемых в тексте;

- различение простейших случаев многозначности и срав­нений;

- деление текста на части и составление простейшего пла­на под руководством учителя;

- определение основной мысли произведения с помощью учителя;

- составление картинного плана;

- пересказ по картинному плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.

^ Читательские умения:

- самостоятельное чтение небольших произведений и дет­ских книг (1- 2 страницы);

- умение самостоятельно прочитать фамилию автора и за­главие;

- правильно называть произведение, книгу (фамилия ав­тора, заглавие);

- определять тему чтения и жанр;

- словесно описывать героя произведения, используя сло­ва текста.

^ Межпредметные связи:

с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов сказок, рассказов, составле­ние повествовательного текста;

с уроками изобразительного искусства: сопоставление тек­ста и иллюстраций, иллюстрирование отдельных произведе­ний, оформление творческих работ, участие в выставках ри­сунков по изученным произведениям;

с уроками музыки: музыка и характеры героев литератур­ных произведений, музыкальное выражение настроения ав­тора, персонажей произведения, музыкальное оформление инсценировок произведений;

с уроками труда: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества.

^ Система оценивания знаний проводится на основании Письма Минобразования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе".


^ Примерный план проведения проверочных и контрольных работ


п/п


Компетенция. Вид проверки


Время выполнения





I полугодие.




1


Навык чтения вслух (способ, правильность, понимание). ^ Текущая проверка.

Сентябрь-октябрь




2


Навык чтения вслух (способ чтения, правильность, понимание). ^ Итоговая проверка


Декабрь





3


Сформированность учебной и читательской деятельности — диагностические тесты и задания. ^ Итоговая проверка


Конец декабря





II полугодие




1


Навык чтения вслух (способ, правиль­ность, понимание). ^ Текущая проверка


Февраль


2


Навык чтения вслух (способ, правиль­ность, понимание). Итоговая проверка


Март— апрель


3

Сформированность учебной и читатель­ской деятельности — диагностические тесты и задания. ^ Итоговая проверка


Май




Характеристика контрольно-измерительных материалов.

Примерное распределение КИМ по четвертям :


КИМ

I

полугодие

II

полугодие

Итого

Навык чтения вслух (способ чтения, правильность, понимание).

1

1

2

Выразительность чтения.

1

1

2

Сформированность учебной и читательской деятельности — диагностические тесты и задания.

1

1

2

Итого:

3

3

6


^ Учебно-методическое обеспечение программы


Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

Программа

Учебники

Учебные

пособия

Инструментарий определения УОУ

Методические пособия для педагогов

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2009г.



Ефросинина Л. А. Литературное слушание: учебник для 2 кл. в 2 частях. – М.: Вентана-Граф, 2010.


Ефросинина Л. А. Хрестоматия по литературному чтению. 2 кл. в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2010.



Ефросинина Л. А. Рабочие тетради «Литературное чтение». 2 кл. – М.: Вентана-Граф, 2010.


Книгочей: словарь - справочник по литературному чтению: для младших школьников / Ефросинина Л. А.. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Оценка знаний. Литературное чтение, 1 – 2 класс.

Автор:, Ефросинина Л. А., – М.: Вентана-Граф, 2008.



Беседы с учителем. Методика обучения: 2 класс / Под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2007


Литературное чтение: 2 класс: методическое пособие / Л. А. Ефрасинина. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2010.





Список литературы.

  1. Учим младших школьников понимать текст: практикум для учащихся: 1 – 4 классы. / Е. М. Матвеева. – М.: ВАКО, 2007. (Мастерская учителя)

  2. Чтение: Справочник для учителей и родителей. Начальная школа. – М.: Дрофа, 1997.

  3. Как преодолеть трудности в обучении детей. Чтение. / С. Н. Костромина, Л. Г. Нагаева. – М.: АСТ; СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2008.

  4. Литературное чтение (1 -4 ): учим младших школьников писать сочинения разных жанров: сценарии занятий / К. М. Матвеева. – М.: Эксмо, 2007

  5. Литературное чтение (1 -4 ): учим младших школьников понимать художественный текст: Методические разработки занятий / К. М. Матвеева. – М.: Эксмо, 2006.

Презентации к урокам.

  1. Мультимедийные средства обучения

  2. Интернет сайты



Похожие:

Рабочая программа курса «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного курса «Литературное чтение»
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Климановой Л. Ф, Бойкиной М. В. «Литературное чтение», Сборник рабочих...
Рабочая программа курса «Литературное чтение» iconРабочая программа курса «Литературное чтение»
Мбоу «сош №1» города Юбилейного, на основе авторской программы Л. Ф климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное...
Рабочая программа курса «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного курса «Литературное чтение»
Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2010г.) и авторской программы курса Свиридовой В. Ю.,...
Рабочая программа курса «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного курса «Литературное чтение»
Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2004г.) и авторской программы курса «Литературное чтение»...
Рабочая программа курса «Литературное чтение» iconРабочая программа курса «Литературное чтение»
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования...
Рабочая программа курса «Литературное чтение» iconРабочая программа создана на основе типовой программы «Школа хх1 век». На изучение данного предмета программой предусмотрено 4 часа в неделю. Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие
Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие
Рабочая программа курса «Литературное чтение» iconПоурочное планирование по литературному чтению к учебнику «Литературное чтение»
Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие
Рабочая программа курса «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
«Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального...
Рабочая программа курса «Литературное чтение» iconРабочая программа курса «Литературное чтение»
Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова / Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» М.: Вентана Граф, 2008 г./...
Рабочая программа курса «Литературное чтение» iconПрограмма «Чтение и начальное литературное образование»
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г и обеспечена учебниками «Литературное...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты