Дата | Программная тема | № урока | Тема урока | Содержание, методические приемы | Требования к уровню подготовленности учащихся | ^ | Домашнее задание |
|
|
| ^ (5 ч)
| 1 | Ф. Савинов «Родина» | Чтение стихотворения. Наблюдение за изменением тона и рифмой. Определение авторской точки зрения. | ^ : – произведения о Родине. Уметь: – сравнивать загадки, шутки, потешки, указывать на их особенности; – самостоятельно читать молча слова и текст; – находить и самостоятельно читать фамилию автора, заглавие; – сравнивать разные по жанрам произведения; – выполнять задания под рубрикой «Проверь себя» | Понятие «рифма» | Выучить наизусть стихотворение о Родине на выбор |
| 2 | ^ «Русь» | Сравнение стихотворений о Родине. Работа над выразительностью чтения. | | Задание в учебнике и тетради (выразительное чтение наизусть или по учебнику) |
| 3 | ^ «Русь» | Чтение про себя. Определение эмоционального состояния героев. Объяснение учителя (диалог). | Понятие «диалог». | Задание № 4, 5 в учебнике, № 3, 4 в тетради |
| 4 | ^ «Слово о Русской земле» | Слушание. Сравнение жанров: рассказ, стихотворение. Объяснение слов летописец, летопись. Работа с книгой: название, обложка, иллюстрация, тема, жанр. | Понятие «летопись», «летописец» | Взять в библиотеке книгу с произведениями о Родине, нарисовать рисунок по теме чтения |
| 5 | ^ «Родина»
Дополнительное чтение Н. Рубцов «Россия, Русь — куда я ни взгляну...» | Упражнение: чтение вслух, про себя, выразительное. Определение тона и темпа чтения. Сравнение иллюстраций к стихотворениям о Родине. | | Дополнительно прочитать стихотворение Н. Рубцова «Россия, Русь…»; задание № 4, 5 в учебнике |
| ^ | 6 | Народная песня «Я с горы на гору шла…» | Сравнение разных малых фольклорных форм. Слушание народной музыки. Работа с учебником | Понимать отличие малых фольклорных форм. Уметь: – выделять признаки былины (былинного сказа); – работать с произведением, выполнять задания в учебнике; | Понятия «фольклор», «загадка» | На выбор: – найти книгу с загадками; – выучить 2–3 загадки; – сочинить свою загадку |
| 7 | Былинный сказ «Как Илья из Мурома богатырем стал» | Слушание. Беседа: былина и "былинный сказ. Былинные герои. Составление плана былины. | Понятия «сказ», «былина» (былинный сказ) | Дифференцированно: – подготовить рассказ о семье Ильи; – задание учебника 4, 5 |
| 8 | Былина «Три поездки Ильи Муромца» | Анализ былины: повторы, напевность, особенности языка. Работа с текстом. Составление плана. Творческая работа: придумать продолжение былины. Чтение «про себя». | Понятия «герой», «былинный герой». Составить рассказ «Илья Муромец – былинный герой» | Краткий пересказ былины по плану |
|
| 9 | Шутка, считалка, потешка, пословица
^ Песенки, приговорки, небылицы, докучные сказки, пословицы и поговорки, загадки | Выразительное чтение диалога шутки. Выделение при чтении главных слов, определение темпа и тона чтения. Упражнения в чтении считалок. Объяснение смысла пословицы. Сравнение различных жанров фольклора. | | Понятия «шутка», «считалка», «прибаутка», «потешка», «пословица» | Выполнение заданий в тетради с. 8, № 2, 3 |
| 10 | Проверь себя | Обобщение по теме | | Составить рассказ о Родине (с использованием пословиц) | По выбору: – перечитать понравившиеся произведения; – нарисовать иллюстрацию |
| ^
| 11 | А. Барто «Катя»
Дополнительное чтение Б. Заходер «Перемена» | Выразительное чтение. Упражнения: определение задачи (что хочешь показать?), тона (осуждающий, поощряющий, восхищенный и т.д.), темпа (быстрый, медленный, умеренный). Выделение рифмующихся слов. Беседа: выявление авторской точки зрения (что хотел сказать автор?), высказывание своей точки зрения («Я думаю, что...»). Сравнение произведений о детях | ^ : – наизусть два стихотворения; – пословицы. Уметь: – выделять пословицы о труде в тексте; – правильно называть произведение; – понимать главную мысль; – находить части в тексте; – сравнивать стихи, рассказы, сказки; – составлять схематический план | Составить рассказ о Кате | Выразительное чтение стихотворения |
| 12, 13 | ^ «Стихи о человеке и его словах»; «Как Алешке учиться надоело» | Слушание. Сравнение произведений С. Баруздина: стихотворения и рассказа. Определение их темы. Работа с текстом. Пересказ по иллюстрациям к произведению. | Понятия «юмор», «герой литературного произведения» (персонаж). Подбор пословиц к произведению | Ответить на вопросы учебника |
| 14 | ^ «Смородинка» Дополнительное чтение С. Михалков «Прогулка» | Чтение про себя. Работа с текстом: деление на части, составление плана. | Уметь: – правильно называть произведение; – определять жанр произведения; – понимать главную мысль; – находить части в тексте и основную мысль каждой части; – составлять план; – пересказывать по плану кратко или подробно | Понятие «рассказ». | По выбору: – выразительное чтение одной части; придумать рассказ о Кате и о Тане; – прочитать в хрестоматии стихотворение С. Михалкова «Прогулка» |
| 15 | Н. Носов «Заплатка» Г. Сатир «Рабочие руки»
^ Нанайская народная сказка «Айога» | Слушание детьми рассказа Н. Носова. Выполнение заданий к тексту в учебнике и в тетради. Работа по тексту в учебнике и в тетради. Определение главной мысли (что хотел сказать автор?). Составление рассказа о девочке. | Подбор пословиц на тему «Труд, трудолюбие»; понятие «скороговорка» | По выбору: – выразительное чтение стихотворения; – подготовить рассказ о Бобке |
| 16,17 | ^ «Лебедь, Щука и Рак» Л. Толстой «Страшный зверь»
Дополнительное чтение Я. Аким «Жадина» | Работа с басней, ее структурой и формой (стихотворной и прозаической). Выразительное чтение. Рассматривание иллюстрации. Объяснения учителем слов: басня, баснописец,мораль. Сравнение басен И. Крылова и Л. Толстого. | Понятие «басня», «мораль», «баснописец». Сравнение басен поэтической и прозаической | Выучить наизусть басню И. Крылова, прочитать в учебной хрестоматии стихотворение Я. Акима «Жадина» |
| 18, 19, 20 | ^ «Самое главное»
Дополнительное чтение А. Рубинов «Ступенька»; П. Воронъко «Мальчик Помогай» | Слушание рассказа. Анализ произведения. Обучение пересказу по картинному плану. Упражнение в просмотровом чтении
| Уметь: – заучивать наизусть басни, стихотворения; – подбирать пословицы по теме произведения; – сравнивать произведения разных жанров | Задавать вопросы к тексту Пересказ текста (без плана) | Прочитать 3 части рассказа, подготовить пересказ одной из частей. Задания в учебнике и тетради Рассказать о событиях от имени Андрюши |
| 21 | ^ «Кто лучше?»
Дополнительное чтение В. Осеева «Волшебная иголочка» | Чтение про себя сказки В. Сутеева «Кто лучше?». Выполнение заданий в учебнике и в тетради. (Обязательно дифференцировать задания). | | Выразительное чтение сказки В. Сутеева, подробный пере- сказ |
| 22, 23 | А. Митта «Шар в окошке»
Е. Пермяк «Две пословицы»
Дополнительное чтение В. Берестов «Прощание с другом»
| Самостоятельное чтение рассказа «Шар в окошке». Беседа по содержанию. Подробный пересказ по готовому плану. Выполнение заданий в тетради.
Работа с текстом произведения Е. Пермяка. Объяснение пословиц. Пересказ по плану. Сравнение произведений и книг о детях. | Понимание предложения (по заданию) | Задания в тетради к произведению А. Митта
Задания в тетради к стихотворению |
| 24 | ^ «Две лягушки»
Дополнительное чтение В. Катаев « Цветик - семицветик»
| Работа со сказкой Л. Пантелеева «Две лягушки». Сравнение жанров (сказка, рассказ, басня). | Сочинение сказки о лягушках | Задания в тетради к произведению В. Катаева |
| 25 | ^ «Совушка» | Слушание. Работа с текстом сказки. Выполнение заданий в учебнике и тетради | Уметь: – самостоятельно работать с произведениями для дополнительного
чтения; – выполнять задания в рабочей тетради; – отвечать на вопросы после прочитанного произведения, выполнять задания | | Задания в тетради. 24 |
| 26,27 | ^ «Снежный зайчик» Н. Носов «Затейники»
Дополнительное чтение Н. Носов «На горке» | Работа с рассказом и с иллюстрациями к тексту. Пересказ от имени одного из героев. Сравнение сказок и рассказов В. Сутеева.
Самостоятельное чтение рассказа. Выполнение заданий. Книги Н. Носова и В. Сутеева. | Сочинение сказки о Сером волке | Самостоятельное чтение рас- сказа Н. Носова «На горке» |
| 28 | Русская народная сказка «У страха глаза велики» | Работа с текстом сказки: выделение созвучий и повторов, наблюдение за изменением темпа чтения. Упражнения в правильном и выразительном чтении. Работа с иллюстрацией к тексту. | Понятие «сказка», «бытовая сказка», «народная сказка» | Пересказ сказки |
| 29 | ^ «Маленькие человечки» Дополнительное чтение Братья Гримм «Три брата» | Чтение сказки, выполнение заданий под руководством учителя. Сравнение сказок (народная и авторская), определение темы. | Понятия «литературная сказка», разгадывание кроссворда | Задание в тетради к сказкам Братьев Гримм; самостоятельно прочитать сказку Братьев Гримм «Три брата» |
| 30 | ^ «Пятеро из одного стручка»
Дополнительное чтение Х.-К. Андерсен «Принцесса на горошине» | Самостоятельное чтение сказки. Выполнение заданий под руководством учителя. Творческая работа: придумать историю жизни одной из горошинок
| Умение сравнивать сказки, готовить рассказ | Подготовить пересказ сказки; принести книги со сказками Х. К. Андерсена |
| 31, 32,33 | ^ «Семеро храбрецов»
Дополнительное чтение Б. Заходер «Серая Звездочка»
| Работа со сказкой: выделение особенностей сказки (повторы, последовательность событий) и национальных признаков (имена героев, детали). Выразительное чтение: определение тона и темпа чтения, наблюдение за знаками препинания. Сравнение сказок с похожими сюжетами: русская народная сказка «У страха глаза велики» «Семеро храбрецов». | |
Составление картинного плана | Чтение и пере- сказ историй о храбрецах. Найти и рассмотреть книгу сказок Братьев Гримм (любое издание) Взять в библиотеке книгу о детях, прочитать и принести |
| 34 | «Проверь себя» | Обобщение по теме: выполнение заданий в учебнике и в тетради. Проверка уровня начитанности учащихся, знание авторов, названий произведений, их героев | Уметь: – работать самостоятельно, в парах, в группе; – работать с текстом | Разгадывание кроссворда | |
| ^ (6 ч)
| 35 | А. Пушкин «Уж небо осенью дышало... Г. Скребицкий «Осень»
Дополнительное чтение М. Пришвин «Осеннее утро» | Слушание стихотворения. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Рассматривание иллюстрации к тексту.
Самостоятельное чтение рассказа. Выполнение заданий в учебнике и в тетради под руководством учителя. | Уметь: – выражать при чтении свое отношение к различным состояниям природы; – выразительно читать стихотворения, передавая свои чувства; – понимать главную мысль; – выделять голосом обращения в тексте; – самостоятельно читать абзацы текстов, отрабатывая правильность и беглость чтения; – выполнять творческие работы: сочинять стихи по заданной рифме, рассказы, сказки с героями прочитанных произведений. | Сравнение произведений | Наизусть, задание в тетради к рассказам Г. Скребицкого «Осень», М. Пришвина «Осеннее утро» |
| 36 | ^ «Белка и Ворон» Е. Трутнева «Осень» | Самостоятельное чтение сказки. Выразительное чтение диалога. Рисование модели обложки.
Работа со стихотворением. Упражнение в чтении вслух и про себя. Выразительное чтение. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. | Составить загадки о белке и вороне. | Выразительное чтение произведения (по выбору) |
| 37 | ^ «Эхо» | Самостоятельное чтение рассказа. Беседа по содержанию. Выразительное чтение. Сравнение произведений разных по жанру — сказки и рассказа. | Понятие «диалог»; игра «Эхо» | В учебной хрестоматии стихотворение А. Твардовского «Начало осени» |
| 38 | Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки...». Загадки М. Пришвин «Грибы тоже ходят»; «Недосмотренные грибы» | Самостоятельное чтение стихотворения. Выполнение заданий под руководством учителя. Упражнение в чтении.
Введение и объяснение понятия «загадка».
Чтение рассказа М. Пришвина. Выполнение заданий, обучение пересказу. | Придумать загадки о грибах; разгадать крос- сворд | По выбору: – наизусть загадку; – стихотворение Н. Рубцова |
| 39 | Э.Шим «Храбрый опенок»
^ А. Майков «Осень» | Слушание. Беседа: что понравилось? Какие чувства вызывает? Чем восхищается автор? Выполнение заданий в учебнике и в тетради.
| Сочинить рассказ по иллюстрации с. 12. | Выразительное чтение стихотворения А. Майкова «Осень» (с листа или наизусть) |
| 40 | Проверь себя | Проверка уровня начитанности учащихся, техники чтения, творческой деятельности | Сочинить рассказ об осенней природе | Страничка «Книжная полка»: читать произведение по выбору |
| ^ (19ч)
| 41 | 3. Александрова «Зима» | Чтение стихотворения. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Введение понятия «сравнение». Обучение работе с рубрикой «Подсказка». | Уметь: – бегло читать предложения, отрывки из изучаемых произведений; – пересказывать рассказ или сказку по готовому плану; – объяснять автор- скую точку зрения; – сочинять небольшие сказки или рас- сказы о героях изученных произведений – объяснять поступки героев и свое отношение к ним; – передавать интонацией свое отношение к читаемому; – различать авторские и народные сказки; – самостоятельно выполнять задания по теме («Проверь себя»); – оценивать свои знания («Это я знаю и могу выполнить» или «Этого я еще на знаю») | | Задание в тетради |
| 42 | С. Иванов «Каким бывает снег»
Дополнительное чтение С. Есенин «Пороша» | Самостоятельное чтение рассказа. Составление плана. Обучение подробному пересказу по плану. | Деление текста на части (по готовому плану) | Пересказ текста С. Иванова |
| 43 | И. Соколов-Микитов «Зима в лесу» | Самостоятельное чтение рассказа. Деление текста на части. Подробный пересказ. | Соотнесение картинного плана с текстом | Задание в тетради. Выразительное чтение одной части (по выбору) |
| 44, 45 | Э. Шим «Всем вам крышка» К. Ушинский «Мороз не страшен» | Слушание сказки. Комментирование заглавия. Образ Морозко. Объяснение реальных и сказочных событий.
Самостоятельное чтение рассказа. Выполнение заданий под руководством учителя. Работа с иллюстрацией к тексту. | Составление рассказа по иллюстрации Соотнесение текста с готовым планом | Задание в тетради по сказке Э. Шим. Задание в тетради; выразительно читать; наизусть текст рассказа К. Ушинского (по желанию) |
| 46 | Народная сказка «Дети Деда Мороза»
Дополнительное чтение Немецкая сказка «Бабушка Метелица» | Самостоятельное чтение сказки. Упражнение в правильном и выразительном чтении. Выполнение заданий. Обучение пересказу по плану. | | Прочитать в учебной хрестоматии немецкие сказки |
| 47, 48 | М. Пришвин «Деревья в лесу»
^ Е. Пермяк «Четыре брата»
Коллективное творчество | Работа с рассказом: самостоятельная подготовка к выразительному чтению, выразительное чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради.
Творческая работа: рисование картины «Зима в лесу». | | Составить рассказ «Краски зимнего леса» |
| 49 | И. Суриков «Детство» | Самостоятельное чтение стихотворения. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Беседа об отношении к природе. | Уметь: – выразительно читать стихи наизусть; – бегло читать отрывки знакомого текста; – пересказывать по готовому плану; – объяснять свою точку зрения и соотносить ее с авторской позицией | Умение составлять текст о своих детских забавах | Выучить стихотворение наизусть |
| 50, 51, 52 | В.Даль «Девочка Снегурочка» | Слушание сказки. Выделение зачина, повторов, концовки, песенок. Творческая работа: рассказать сказку от лица одного из героев. Упражнение в выразительном чтении песенки стариков. | Умение читать текст по ролям | Краткий пере- сказ по серии картинок в тетради Подготовить рассказ о девочке Снегурочке |
| 53 - 54 | Русская народная сказка « Снегурочка»
Дополнительное чтение Японская народная сказка «Журавлиные перья» | Работа со сказкой: чтение по частям, выполнение заданий, составление плана. Сравнение разных сказок о Снегурочке. Творческая работа: сочинить свою сказку о Снегурочке.
Сравнение сказок разных народов
| Сравнение русской народной сказки «Снегурочка» и сказки И. Даля «Девочка Снегурочка» | Прочитать, подготовить пересказ по плану Придумать продолжение сказки По выбору: – придумать сказочную историю о Снегурочке и сделать к своей сказке рисунок; задание в тетради |
| 55 | Н. Некрасов «Саша»
Дополнительное чтение В. Одоевский «В гостях у дедушки Мороза» | Выразительное чтение стихотворения. Работа с иллюстрацией. Сравнение произведений поэта. Работа с книгами Н. Некрасова. | ^ : – наизусть 2-3 стихотворения; – пословицы о дружбе и труде; Уметь: – соотносить пословицы и поговорки с основной мыслью произведения; – объяснять поступки героев произведений, выражать свое отношение к ним | | По выбору: – прочитать в учебной хрестоматии сказку В. Одоевского; – задание в тетради |
| 56 | Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует» | Чтение рассказа «про себя». Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Сравнение произведений о природе. | | Подробный пересказ; задание в тетради |
| 57, 58 | И. Соколов -Микитов «Узоры на снегу» И. Беляков «О чем ты думаешь, снегирь?» | Самостоятельное чтение рассказа. Комментирование заглавия. Подготовка подробного пересказа
Слушание. Упражнения в правильном чтении. Выделение сравнений. Обучение выразительному чтению. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. |
Умение находить в тексте сравнения | Придумать рассказ по иллюстрациям к рассказу И. Соколова-Микитова Задание в тетради |
| 59 | Коллективное творчество «Царство Мороза Ивановича»
Дополнительное чтение В. Одоевский «Мороз Иванович» | Работа в группах (5-10 человек). | | | Сделать рисунки |
| ^ (9ч)
| 60 | С. Михалков «В снегу стояла елочка» | Слушание. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Выразительное чтение. Сравнение строф: выделение важных слов, знаков препинания, рифмующихся слов. Комментирование текста. | Уметь: – выразительно читать отрывки из изучаемых произведений (логические ударения, знаки препинания) | Умение сочинить загадку о елке | Задание в тетради, сделать модель обложки |
| 61- 63 | А. Гайдар «Елка в тайге» Книги ^ | Слушание. Беседа по содержанию рассказа. Работа с текстом: деление на части и составление плана. Пересказ по плану.
Работа с книгой А. П. Гайдара «Чук и Гек» |
Умение определять по отрывку произведение | Перечитать понравившийся отрывок, выполнить задание к тексту Задание в тетради Краткий пересказ рассказа «Елка в тайге» |
| 64, 65 | С. Маршак «Декабрь» Книги ^ | Чтение стихотворения про себя. Беседа после чтения. Работа с текстом произведения. Рисование обложки к стихотворению.
Повторение произведений С. Маршака | | Умение соотнести иллюстрации и текст | Наизусть |
| 66 | «Книги Х.-К. Андерсена»
Дополнительное чтение Х.-К. Андерсен «Штопальная игла», «Ель» | Рассматривание и выборочное чтение книг Х.-К. Андерсена
| | | Читать сказки зарубежных писателей |
| 67 | «Проверь себя» | Обобщение по теме. Выполнение заданий в учебнике и в тетради | | | Творческая работа в тетради (по желанию) |
| 68 | «Идет волшебница-зима» | Содержание урока-утренника: • выставка творческих работ учащихся по теме; • конкурс чтецов и рассказчиков; • инсценирование отдельных произведений по теме; • конкурс знатоков загадок о зиме; • викторина «По страницам нашего учебника». | | | Читать книги различных авторов |
| ^ (15 ч)
| 69 | Народная песня «Буренушка». В. Жуковский «Птичка»
Дополнительное чтение Е. Чарушин «Перепелка» | Сравнение произведений фольклора. Выполнение заданий под руководством учителя. Самостоятельное чтение стихотворения В. Жуковского «Птичка». Беседа. | ^ : – наизусть 1–2 стихотворения по теме чтения; – 3–5 фамилий авторов, которые пишут о животных. Уметь: – различать народные песни, загадки, сказки; – отличать реальные события и волшебные; – различать народные и авторские сказки; – находить в тексте пословицы и уметь их объяснять; – рассказывать сказку или ее часть близко к тексту; – сочинять сказки с героями | | Наизусть |
| 70 | ^ «Кот Васька». Произведения фольклора (считалки, загадки) Е. Благинина «Голоса леса»
Дополнительное чтение М. Пришвин «Как поссорились кошка с собакой» | Упражнение в чтении. Выполнение заданий в учебнике и в тетради
Выразительное чтение стихотворения. | Сочинить рассказ о своем животном | Задание в тетради |
| 71 | М. Пришвин «Старый гриб» ^ «Олененок»
Дополнительное чтение Н. Рубцов «Про зайца» | Слушание. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Рассматривание книг М. Пришвина.
Самостоятельное чтение стихотворения. Выяснение отношения автора к своему герою. Выполнение заданий в учебнике и в тетради.
Сравнение произведений (жанр, тема, автор)
| | Задание в тетради |
| 72 | ^ «Лиса Патрикеевна». Пословицы, загадки, скороговорки | Выразительное чтение произведений разных жанров. Выполнение заданий. Сравнение моделей обложек прочитанных произведений | Уметь: – сочинять продолжение сказки; – отбирать в библиотеке книги о животных; – составлять книгу-самоделку о героях-животных | Сочинение загадок о животном | Пересказ текста |
| 73 | ^ «Еж-спаситель»
Дополнительное чтение М. Пришвин «Журка» | Работа с рассказом, выполнение заданий в учебнике и тетради | | Задание в тетради |
| 74, 75 | М. Дудин «Тары-бары...»
Дополнительное чтение В. Бианки «Хвосты» | Чтение стихотворения. Выполнение заданий.
| ^ : – 2–3 авторов, которые пишут о животных, правильно называть их фамилию. Уметь: – различать авторские и народные произведения; – рассказывать сказки близко к тексту; – подбирать пословицы и поговорки к теме произведения; – сочинять продолжение к сказке; – иллюстрировать понравившийся эпизод произведения
| | Выразительное чтение стихотворения |
| 76 | ^ «Плутишка кот»
Дополнительное чтение К. Паустовский «Барсучий нос» | Слушание. Комментирование заглавия. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Составление плана. Пересказ по плану. | | Прочитать в учебной хрестоматии сказку «Барсучий нос» и выполнить задание в тетради |
| 77, 78 | Русская народная сказка «Журавль и цапля»
Дополнительное чтение Африканская на- родная сказка «О том, как лиса обманула гиену» | Самостоятельное чтение сказки. Анализ текста: выделение присказки, повторов, главной мысли. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Краткий пересказ. | ^ : – отличие народных и авторских сказок; – называть 2–3 примера произведений. Уметь: – находить ответы на вопросы, подтверждая текстом; – давать характеристику героям и их поступкам
| Пересказ от лица одного из героев | Задание в тетради Задание в тетради к африканским народным сказкам |
| 78 | Русская народная сказка «Зимовье зверей»
Дополнительное чтение Ненецкая народная сказка «Белый медведь и бурый медведь» | Слушание. Комментирование заглавия. Работа с текстом и иллюстрацией. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. | | Краткий пере сказ сказки по плану в учебнике; подобрать сказки о животных |
| 79 - 81 | ^ «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича»
Дополнительное чтение Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка» | Упражнения в чтении. Работа с текстом. Выявление реального и вымышленного в произведении. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. |
Инсценирование сказки | Пересказ
Задание в тетради
Чтение книг со сказками Д. Мамина-Сибиряка (по желанию) |
| 82 | Русская народная сказка «Белые перышки» | Чтение сказки учителем. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Сравнение народных сказок | | | Работа с заданием в тетради |
| ^ (11ч) | 83 | Украинская народная сказка «Колосок»
Дополнительное чтение Французская сказка «Волк, улитка и осы» | Работа с текстом сказки. Описание героев сказки. Сравнение сказок о петушке. Рассматривание книг со сказками о петушке. | Уметь: – выделять признаки сказки; – правильно называть произведение; – составлять схематический план; – пересказывать подробно и сжато по готовому плану | Сравнение сказок разных народов | |
| 84, 85 | Английская сказка «Как Джек ходил счастья искать» | Самостоятельное чтение. Выполнение заданий. Сравнение английской сказки с русской сказкой «Зимовье зверей»-Творческая работа: пересказ сказки от лица Джека. | Словесная характеристика героя | Задания в тетради Взять в библиотеке книгу со сказками народов мира |
| 86-88 | Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе»
Дополнительное чтение Сказка американских индейцев «Как кролик взял койота на испуг» | Чтение веселых историй. Образы героев сказки. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Сравнение норвежской сказки со сказками других народов. | Уметь: – выделять признаки сказки; – правильно называть автора и название произведения; – выразительно читать отрывок из произведения при повторном чтении; – пересказывать подробно, сжато по готовому плану | | Задания в тетради
Сочинить историю о героях норвежской сказки (по желанию) Подобрать книги со сказками народов мира |
| 89- 91 | ^ «Бременские музыканты» | Слушание. Беседа. Выполнение заданий. Сравнение сказок разных народов. Работа с книгами бр. Гримм. | | Рассказ по плану.Подготовиться к инсценированию сказки (выбор роли), задание в тетради |
| 92,93 | Английская народная сказка «Сказка про трех поросят»
Дополнительное чтение Дж. Харрис «Как повстречались Братец Лис и Братец Черепаха» | Слушание. Выделение песенки, развитие событий, образы героев. Выполнение заданий. Сравнение английской сказки и сказки С. Михалкова «Три поросенка». | | Задание в тетради |
| 94 | «Проверь себя» | Обобщение по теме. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. | | | Работа по рубрике «Книжная полка» (закрепление) |
| ^ (14 ч)
| 95- 97 | Л. Толстой «Лучше всех». Произведения фольклора: пословицы, колыбельная песенка^ «Случай с кошельком» С. Аксаков «Моя сестра» | Чтение произведений разных жанров о семье. Отработка навыка чтения. Беседа: образы мамы, дочери, сестры. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Творческая работа: сочинение рассказа «Вся семья вместе - и душа на месте». Объяснение понятий: быль, рассказ, пословица, колыбельная песня (песенка). | Уметь: – выразительно читать колыбельные песни (авторские, народные); – употреблять в самостоятельных работах и в устной речи слова: мамочка, сестричка, сынок и т. д.; – выразительно читать диалоги; – разыгрывать сценки из произведений
^ : – наизусть читать 1-2 стихотворения о маме; – что такое рифма, строфа. Уметь: – выразительно читать все произведения;, диалоги; – разыгрывать сценки из произведений |
Придумать рассказ о дружной семье
| Работа в тетради. Вспомнить любимую колыбельную песню своего детства По желанию: написать рассказ о бабушке, брате, папе. Подробный пересказ «Моя сестра» |
| 98 | ^ «Спи, младенец мой прекрасный...» В. Осеева «Сыновья» А. Майков «Колыбельная песня» | Отработка навыка чтения. Выразительное чтение. Самостоятельное чтение рассказа В. Осеевой «Сыновья». Выполнение заданий под руководством учителя. Пересказ по плану. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Чтение диалога матери и ветра. | | Самостоятельная работа с рассказом «Сыновья»; наизусть колыбельную (по желанию) |
| 99 | ^ «Отец и сыновья» А. Плещеев «Дедушка»
Дополнительное чтение И. Панъкин «Легенда о матерях» | Самостоятельное чтение рассказа. Определение главной мысли. Выполнение заданий. Творческая работа: сочинение истории или рассказа «Любовь да совет, так и нужды нет».
Самостоятельное чтение стихотворения. Выполнение заданий в учебнике и в тетради.
| | Выразительное чтение одного из произведений (по выбору) |
| 100 | ^ «Катин подарок» Ю. Коринец «Март»
Дополнительное чтение Б. Заходер «Сморчки» | Самостоятельное чтение рассказа. Выполнение заданий. Подробный пересказ. Творческая работа: сочинение рассказа «Мой подарок маме». | | Выразительное чтение стихотворения «Март»; задание к рассказу Л. Воронковой |
| 101 102 | ^ «Песня матери» А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...» | Самостоятельное чтение стихотворения А. Плещеева «Песня матери». Выполнение заданий. Упражнение в выразительном чтении. | | Наизусть по выбору
Задание в тетради |
| 103 | Татарская сказка «Три сестры»
Дополнительное чтение С. Михалков «А что у вас?» | Чтение вслух татарской сказки. Образы персонажей. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. | Рассказывание сказки от лица одного из героев | Выразительное чтение сказки; задание в тетради к стихотворению С. Михалкова «А что у вас?» |
| 104 | ^ «Деревья» | Чтение стихотворения учителем. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Выразительное чтение. Творческая работа: сочинение рассказа «Мой дедушка». | | Наизусть |
| 105, 106 | ^ «Быль для детей» С. Баруздин «Салют» | Беседа о Дне Победы. Слушание произведения. Выразительное чтение третьей части. Работа с иллюстрациями к тексту произведения
Самостоятельное чтение стихотворения. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. | | Рассказ о традициях в семье (по желанию); задание в тетради |
| 107, 108 | «Проверь себя» | Обобщение по теме. Выполнение заданий в учебнике под руководством учителя. Самостоятельное выполнение заданий в тетради. | | | Чтение произведения по желанию
Придумать кроссворд (по желанию) |
| ^ (24 ч)
| 109 | Народная песня «Весна, весна красная!» А. Чехов «Весной» | Выразительное чтение народной песни. Выполнение заданий. Творческая работа: сочинение закличек о солнце, дожде, хлеб.
Самостоятельное чтение рассказа. Составление плана. Подробный пересказ. | Уметь: – выражать при чтении вслух свое отношение к весенней природе; – подмечать приметы и краски весны; – описывать словами весеннее солнце, молодую травку, первую почку и т. д.; – участвовать в конкурсе чтецов «Весна, весна…»; – пересказывать подробно и сжато по готовому плану;– составлять словарь по теме «Весна»; – сочинять стихи, сказки, рассказы о весне. Знать: наизусть 1–2 стихотворения и отрывок из прозаического произведения (по выбору) | | Сочинить закличку (по желанию). Работа в тетради |
| 110, 111 | ^ «Гонимы вешними лучами...» Г. Скребицкий «Весна-художник» | Слушание. Выполнение заданий 1-3 в учебнике. Комментирование заглавия. Самостоятельное чтение рассказа Г. Скребицкого «Весна-художник».
Комментирование заглавия. Выполнение заданий в учебнике. Сравнение произведений о весне: стихотворение, рассказ, песни - заклички. | | Задание в тетради
Сделать иллюстрации для книжки-самоделки «Весна-художник» |
| 112 | ^ «Снег и ветер»
Дополнительное чтение Н. Сладков Из цикла «Лесные шорохи» | Самостоятельное чтение сказки. Выполнение заданий под руководством учителя | | Работа в тетради, читать в учебной хрестоматии произведения М. Сладкова (по желанию) |
| 113- 115 | ^ «Весенняя песенка» Э.Шим «Чем пахнет весна» Е. Боратынский «Весна, весна! Как воздух чист!»
Дополнительное чтение В. Маяковский «Тучкины штучки» | Чтение учителем стихотворения. Упражнение в чтении. Выполнение заданий
Самостоятельное чтение рассказа. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Сравнение жанров произведений
Самостоятельное чтение стихотворения. Беседа после чтения. Выполнение заданий в учебнике и в тетради | | Наизусть
Задание в тетради
Задание в тетради по В. Маяковскому; читать в хрестоматии (по желанию) |
| 116, 117 | Произведения о Дне Победы | Чтение стихотворения С. Баруздина «Салют». Выполнение заданий в учебнике. Беседа о произведениях, посвященных Дню Победы. | Уметь: – самостоятельно работать с произведением: читать, отвечать на вопросы, пересказывать понравившуюся часть или все произведение, выполнять задания в тетради | | Подготовить рассказ «В моей семье живет память о войне» (по желанию)
Наизусть |
| 118 | ^ Зима недаром злится...»
Дополнительное чтение К. Ушинский «Проказы старухи-зимы» | Выразительное чтение стихотворения | | Задание в тетради |
| 119 | ^ «Скворцы» Н. Сладков «Скворец- молодец»
Дополнительное чтение Н. Сладков «Проталина» | Слушание рассказа. Выполнение заданий в учебнике и в тетради
Самостоятельное чтение сказки-диалога. Комментирование заглавия. Сравнение произведений А. Куприна и Н. Сладкова.
| | Задание в тетради («Скворец-молодец») |
| 120 | ^ «Апрельские шутки» А. Барто «Апрель» | Чтение учителем сказки. Выполнение заданий к тексту
Самостоятельное чтение стихотворения. Выразительное чтение стихотворения | | Задание в тетради (А. Барто «Апрель») |
| 121,122 | ^ «Жаворонок»
Дополнительное чтение К. Коровин «Баран, заяц и еж» Малые жанры фольклора. Песенка - закличка. Загадки | Самостоятельное чтение рассказа. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Работа с книгами Н. Сладкова о природе.
Выразительное чтение песенки - заклички. Выполнение заданий. Сравнение произведений фольклора. Творческая работа: сочинение загадок и песенок - закличек | | Задание в тетради (А. Барто «Апрель»)
Прочитать рассказ К. Коровина «Баран, заяц и еж» |
| 123 | ^ «Жаворонок»
Дополнительное чтение В. Бианки «Что увидел жаворонок, когда вернулся на родину» | Работа с текстом стихотворения. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Выразительное чтение. Заучивание наизусть
| ^ : – 2–3 произведения о родной природе и читать наизусть; – фамилию автора, название произведения, жанр; Уметь: – выполнять творческие задания: нарисовать иллюстрацию, сочинить короткое произведение о природе, придумать загадку и т. д. | | Наизусть |
| 124 | ^ «Одуванчик» М. Пришвин «Золотой луг» | Сравнение произведений о весенней природе. Творческая работа: сочинить рассказ об одуванчике — «Маленькое солнышко» | | Выразительное чтение рассказа; наизусть «Одуванчик» (по желанию) |
| 125 | ^ «Почему хорошо на свете»
Дополнительное чтение Э. Шим «Муравейник» | Работа со сказкой: упражнение в чтении, выполнение заданий в учебнике и в тетради, составление плана. | | Задание в тетради «Почему хорошо на свете» |
| 126 | ^ «Весенний гам» А. Барто «Воробей»
Дополнительное чтение Р. Сеф «Чудо» | Самостоятельное чтение рассказа. Комментирование заглавия. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Самостоятельное чтение стихотворения. | Проверка внимания (не существующий ответ на вопрос в тексте) | Самостоятельная работа со стихотворением А. Барто «Воробей» |
| 127 | ^ «Ребята и утята»
Дополнительное чтение Н. Сладков «Весенний разговор» | Самостоятельное чтение рассказа. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Составление рассказа по иллюстрациям. | | На выбор: – пересказ рас- сказа; – задание в тетради |
| 128, 129 | ^ «Птичья школа»
Дополнительное чтение М. Горький «Воробьишко» | Слушание. Беседа по содержанию. Выполнение заданий в учебнике и в тетради | Иллюстрирование книжки-самоделки | Выразительное чтение отрывка (по выбору)
Выразительное чтение отрывка (по выбору) |
| 130 | ^ «Утренние лучи»
Дополнительное чтение М. Пришвин «Лесная капель» | Самостоятельное чтение рассказа. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. | | Прочитать в учебной хрестоматии М. Пришвин «Лесная капель» |
| 131 | А. Барто «Весна, весна на улице...» | Работа с текстом стихотворения. Упражнение в выразительном чтении. Обучение заучиванию наизусть | | Наизусть стихотворение А. Барто |
| 132 | «Проверь себя» | Обобщение по теме. Самостоятельное выполнение контрольной работы «Проверь себя» в тетради. Самопроверка по образцу. | | Составить страничку «Проверь себя» (3–5 заданий) |
| ^ (8 ч) | 133, 134 | Русская народная сказка «Хаврошечка»
Дополнительное чтение Русские народные сказки «Чудо- чудное, Диво-дивное», «Царевна-лягушка» | Самостоятельное чтение. Выделение признаков сказки: зачин, повторы, превращения, волшебные предметы. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Пересказ по плану. | Уметь: – различать сказки о животных, бытовые, волшебные; – сравнивать волшебные сказки – народные и авторские; – сочинять сказки с волшебными предметами; – самостоятельно читать волшебные сказки. Знать: – русских и зарубежных авторов сказок; – название сказки; – различие сказок бытовых, волшебных, о животных. Уметь: – самостоятельно читать произведение; – давать оценку по- ступкам героев; – рассказывать сказку близко к тексту; – знать наизусть отрывок из сказки в стихах | | Работа в тетради по сказке «Хаврошечка» |
| | 135 – 137 | ^ «Сказка о рыбаке и рыбке»
Дополнительное чтение А. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде» | Слушание сказки. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Работа с книгами сказок А.С. Пушкина
| | Наизусть I часть «Сказки о рыбаке и рыбке»
Задание в тетради по «Сказке о попе и о работнике его балде» Задание в учебнике |
| | 138, 139 | Ш. Перро «Кот в сапогах»
Дополнительное чтение Индийская народная сказка «Золотая рыба» | Чтение сказки вслух. Выполнение заданий. Работа с иллюстрациями. Описание кота | Сравнение моделей обложек | Задания в тетради
|
| | 140 | «Проверь себя»
Дополнительное чтение Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес» | Обобщение по теме. Выполнение заданий по учебнику. Самостоятельное выполнение проверочной работы в тетради. Самопроверка по образцу | | |