ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА педагога дополнительного образования высшей категории Зеленковой В.Д. МОУ Речная Основная Общеобразовательная Школа Тема педагогического опыта. Развитие личностного самоопределения учащихся 5-9 классов. Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость. Самоопределение личности — абсолютно сознательная активность личности по выявлению и отстаиванию отчетливо субъектной позиции в ситуациях, не имеющих жестко нормативных решений. При этом самоопределение личности является не просто набором локальных решений, а представляет собой базово-стилевой способ реагирования на разнообразные жизненные обстоятельства, своего рода образ жизни. Практическая значимость опыта состоит в разработке программы по развитию личностного самоопределения учащихся основной школы и методики создания в школе педагогических условий для формирования активной жизненной позиции подростков. Источник изменений. Подростковый возраст является тем этапом в развитии личности, когда она, находясь на пороге вступления в самостоятельную трудовую жизнь, начинает интересоваться многими серьезными вопросами: как найти свое место в жизни, выбрать дело в соответствии со своими возможностями и способностями, в чем смысл жизни, как стать настоящим человеком и многие другие. Это связано с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности, проблема выбора профессии и определение дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов, планов подростков. Подросток стремится занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни. В силу объективных причин сегодня наиболее благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала ребенка имеются в учреждениях дополнительного образования, где исторически сложилась особая воспитательная, развивающая среда, позволяющая эффективно решать задачи творческого развития личности и ее дальнейшего самоопределения. Теоретическая база опыта. - о личностном самоопределении как осознанном стремлении занять определенную позицию (К.А. Абульханова-Славская); - о личностном самоопределении как психосоциальной идентичности (Э.Эриксон); - о личностном самоопределении как психолого-педагогической проблеме (А.В.Захаров, И.С.Кон, Б.Г.Ананьев, В.Ф.Сафин и др.) - о «Я-концепции» как важнейшем факторе личностного самоопределения (Р.Бернс) - о педагогической поддержке подростка в его профессиональном самоопределении; о проблеме развития творческих способностей, их роли в самоопределении; о роли «Портфолио» как метода диагностики результативности обучения (Тавстуха О.Г., Дайлидене В.С., Грецов А., Фархшатова И.А. идр.) Идея изменений. Уже давно стало насущным, что ценность образования измеряется не столько наличием у вчерашнего выпускника научных знаний, прикладных умений и навыков, сколько умением применять эти знания на практике, иметь определенную жизненную позицию, быть уверенным в своих действиях. И важнейшей целью педагогической деятельности становится укрепление здоровья, сохранение в ребенке искренности и доброты, способности к созиданию и жажды познания. Очень важно, чтобы еще в школе ребенок понял, что такое успех. Для нас успех - это достижение поставленной цели: это и реальные достижения человека (ребенка) в различных областях жизни, это и озвученная оценка данного успеха окружающими, ведь результат их оценивания успешности человека отражается на отношении к нему, это и оценка самим человеком уровня своих достижений. А самое главное, необходимо научить ребенка объективно оценивать свои достижения и стремиться к их дальнейшему совершенствованию. Концепция изменений. Именно сейчас дети, как никогда прежде, нуждаются в организованном общении, в различных формах объединений. В этой связи особое значение приобретает организация досуга детей, увеличение числа кружков, социально-педагогическая защита подростков. Нужны такие занятия, в которых нет жесткой регламентации, заорганизованности, и где царила бы кипучая жизнь, богатая духовными сведениями, общением, свободной инициативой, творчеством. Особенно это актуально для маленьких сельских школ, где количество детей сокращается с каждым годом, а школа становится центром культурной жизни посёлка. Технология опыта. В школе создана и в течение 10 лет действует авторская экспериментальная комплексная профессионально-прикладная программа «Сотвори себя сам» с элементами социальной адаптации и спортивно-оздоровительными аспектами. Программа объединяет 3 направления деятельности: эколого-туристическое (кружок «Туристы-экологи»), декоративно-прикладное (кружок «Городец») и журналистское (кружок «Проба пера»). По каждому направлению занимается до 15 человек. Многие ребята занимаются и успешно реализуют себя по нескольким направлениям. В целом в реализации программы принимают активное участие до 25 учащихся. Результативность (устойчивые положительные результаты деятельности). - Школа имеет многолетний опыт организации общешкольных туристических слетов с обширной программой мероприятий: контрольно-туристический маршрут, полоса препятствий, ориентирование, различные конкурсы. Вот уже несколько лет проводится «Малый турслет» для учащихся начальных классов. - Ребята принимают активное участие в экологических акциях, исследовательской, проектной деятельности экологической направленности, имеют Дипломы районных и областных конкурсов. Активно сотрудничают с сайтом «Плантариум» по определению принадлежности растений к определённым группам. - Работы учащихся из кружка «Городец» неоднократно занимали призовые места на районном и областном уровнях, кружок имеет Сертификат Зонального конкурса и Дипломы I и II степени Областных конкурсов. Кружковцев с их изделиями приглашают защищать честь района на «Выставках изделий мастеров народных промыслов и ремесел», проводимых Управлением федеральной службы занятости населения в рамках областных ярмарок вакансий и учебных рабочих мест. Они являются постоянными участниками и призёрами районного конкурса «Обильный край, благословенный!..». Фотографии работ размещены на сайте «Город мастеров», имеют восторженные отзывы. - Кружок «Проба пера». С 2005 года организован выпуск ежемесячной школьной газеты «Свой голос». В 2007 году в школе создан пресс-центр «Барабанщики». По этому направлению деятельности учащиеся также имеют награды районного, областного и регионального уровней. - Все участники программы «Сотвори себя сам!» имеют персональное «Портфолио» и в полной мере осознают ценности творческого открытия, понимают личностный смысл и цели своей деятельности. - По результатам деятельности некоторые учащиеся награждены путевками в профильные лагеря отдыха областного уровня. Адресная направленность опыта. Школьные педагоги. Обобщение и распространение педагогического опыта. - Участие в районных и областных конкурсах исследовательских работ учащихся экологической направленности. - Участие в районных и областных конкурсах по декоративно-прикладному искусству - Участие в районных и областных конкурсах журналистской направленности - Мастер-классы по декоративно-прикладному искусству на открытых мероприятиях районного уровня - Мастер-класс на зональном совещании директоров школ по теме «Использование компьютерных технологий во внеклассной работе». - Мастер-класс «Развитие творческого потенциала учащихся на уроке и во внеклассной деятельности» на районном совещании для молодых педагогов. - Размещение фотографий работ кружка «Городец» на сайте «Город мастеров». - Сотрудничество с сайтом «Плантариум». |
![]() | Обобщение педагогического опыта учителя обж высшей категории Зеленковой В. Д. Моу речная Основная Общеобразовательная Школа Воспитание культуры безопасности школьников в учебном процессе и через систему внеклассных мероприятий | ![]() | Обобщение педагогического опыта учителя химии высшей категории Зеленковой В. Д. Моу речная Основная Общеобразовательная Школа Развитие творческой активности учащихся в процессе изучения химии в коллективных, групповых, индивидуальных формах обучения |
![]() | Обобщение педагогического опыта учителя моу «Вечерняя сменная общеобразовательная школа №1» | ![]() | Отчет по реализации кпмо в моу кулешовская основная общеобразовательная школа Красногвардейского района Белгородской области В рамках комплексного проекта модернизации образования в моу кулешовская основная общеобразовательная школа определен ряд основных... |
![]() | Обобщение опыта педагога Шалманова Елена Ильинична – учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Барашевская средняя общеобразовательная школа» «Барашевская средняя общеобразовательная школа»Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия | ![]() | Описание педагогического опыта работы учителя высшей категории гоу сош №352 с углубленным изучением немецкого языка Смирновой М. А |
![]() | Программа по краеведению «Дмитровский край» Автор: учитель географии высшей квалификационной категории Настоящая программа разработана в моу «Синьковская средняя общеобразовательная школа №1» Дмитровского района Московской области | ![]() | Основная образовательная программа начального общего образования разработана в моу «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Соль-Илецка» Оу «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Соль-Илецка» Оренбургской области, имеющего государственную аккредитацию, с учётом типа... |
![]() | Краткое описание педагогического опыта педагога мбоу «Заглядинская средняя общеобразовательная школа» Равиловой Анруси Шарифияновны Тема опыта Образование как ведущий институт социализации личности должен создать условия для формирования представителя гражданского общества.... | ![]() | Модульно-рейтинговая система как технология мониторинга компетентностно ориентированного образования в профильном обучении карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории моу «Лицей №1» Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории моу «Лицей №1» г. Березники |