|
Приобщение старших дошкольников к нравственным ценностям как основа социализации в современном обществе. Балацкая Ирина Викторовна, cтарший воспитатель первой квалификационной категории Голованова Елена Владимировна, педагог-психолог высшей квалификационной категории МБДОУ детский сад № 5 г.Владимир, мкр.Оргтруд Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать. В.А.Сухомлинский. Согласно Концепции дошкольного образования одна из главных педагогических задач сегодня - становление базиса личной культуры. Нацеленность на формирование общей культуры, личностных качеств, обеспечивающих успешность в дошкольном возрасте, обозначена в качестве ведущего направления образования с государственных позиций. Социализация является одной из образовательных областей, которая строится с опорой на развитие ценностных отношений детей, формирование у них первоначальных представлений социального характера и на включение в систему соответствующих моральных и нравственно-этических норм при взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Как же воспитать доброго ребенка, сделать его чутким, милосердным, соблюдающим нравственные нормы современного общества? Это, конечно же, во многом зависит от нас педагогов. Именно мы, в ходе педагогического взаимодействия в группе детского сада, включая ребенка в межличностное взаимодействие со взрослыми, в основные виды деятельности, в разнообразные формы работы с ними, к окружающим.Включая ребенка в межличностное взаимодействие со взрослыми, в основные виды деятельности. тва иотношениятических воспитываем у детей хорошие привычки, нравственные качества личности, гуманные чувства и отношения к окружающим. В нашем МБДОУ № 5 одним из приоритетных направлений является нравственное воспитание. Особое внимание мы уделяем формированию социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Педагогическая работа направлена на формирование ценностных основ личности детей и решает следующие задачи:
При формировании нравственных ценностей личности старших дошкольников используются следующие методы:
драматизации, играх, лепке, конструировании и др. Формирование ценностных основ личности старшего дошкольного возраста осуществляется также с помощью игр-занятий «Уроки добра» Особая ценность этих занятий - это слияние эмоционального, познавательного и поведенческого компонентов в ходе их проведения. Первоначально занятие строится на слушании и обсуждении детьми поучительной сказки или рассказа. Затем отработка необходимых поведенческих навыков осуществляется через активное участие каждого ребенка в упражнениях и играх, под которыми понимается система методов, приемов, форм, позволяющих ребенку дать этическую оценку ситуации, аргументировать своё мнение, применить имеющиеся знания. Такие игры-занятия пользуются у детей большой популярностью и вызывают значительный интерес у старших дошкольников. Последующие наблюдения показывают, что дети переносят в самостоятельную игровую деятельность рассматриваемые на занятиях ситуации, с удовольствием исправляют неверные поступки, комментируют их. Предлагаем вам конспект одного из таких занятий. ^ . Цель: обучение доброжелательности, формирование умения давать соответствующую оценку действиям сказочных персонажей: закреплять представления о понятиях «добро-зло», развивать ценностное отношение, выраженное в эмоциональных реакциях, адекватных ситуации. Задачи: 1.Развить стремление делать людям добро, доброжелательно относиться к другим. 2.Учить выражать свое эмоциональное состояние в поведении. 3.Развивать положительную самооценку. Материалы. Альбомы, цветные карандаши, колокольчик, звукозапись «Звуки природы», магнитофон , цветные платки, монетка, разноцветная тарелка. ^ Беседы о доброте и добрых поступках с целью освоения первоначальных представлений о добре и зле. Ход занятия. Присказка «Дом с колокольчиком» (ритуальное начало). Стоит небольшой старинный дом над зеленым бугром. У входа висит колокольчик, украшенный серебром. И если ты ласково, тихо в него позвонишь. То поверь, что в доме проснется старушка Седая-седая старушка и сразу откроет дверь. Старушка приветливо скажет: «Входи, не стесняйся, дружок.» На стол самовар поставит, в печи испечет пирожок. И будет с тобою вместе чаек распивать до темна И старую добрую сказку расскажет тебе она. Но если, но если, но если… Ты в этот уютный дом начнешь кулаком стучаться. Поднимешь трезвон и гром, То выйдет к тебе не старушка, а выйдет Баба-Яга, И не слышать тебе сказки и не видать пирога. Педагог: Ребята, а вы хотите послушать сказку? (ответы детей) А что это у меня? ( Взрослый обнаруживает на «волшебной тарелке» монетку). Интересно, откуда взялась эта монетка? (Разглядывает ее вместе с детьми.) Где-то я ее уже видела, уж не из сказки ли она? Конечно, из сказки «Звездные талеры» Братьев Гримм. Послушайте ее ребята. ^ Жила на свете маленькая девочка. Умерли мать и отец, осталась она одна, ни крова, ни пищи. Дали ей добрые люди горбушку хлеба, пошла девочка, куда глаза глядят. Встретила бедняка, бедняк говорит: -Я так голоден, дай мне поесть. Отдала ему девочка хлеб и сказала: -Ешь на здоровье. А сама дальше пошла. Мальчика встретила, мальчик тот плакал: -Холодно, холодно, голова замерзает. Сняла девочка свою шапку и отдала малышу. Глядь, а навстречу девочка, дрожит вся от холода, нет на ней почти ничего. Сняла девочка платье и отдала малышке. Пришла в темный лес, а тут под деревом крошка, совсем замерзает. Осталась у девочки только рубашка. «Сейчас темно, никто не увидит» - подумала девочка. Сняла рубашку и отдала малютке. И вот стоит она одна в холодном темном лесу. И тут с неба посыпались звезды, да и не звезды, а блестящие талеры. Вместо старой одежды появилась на девочке новая рубашка из тонкого полотна. Подставила она подол и набрала много талеров,на целую жизнь хватит. Обсуждение сказки.
Пословицы
Педагог. Ребята, а что означают эти пословицы? (ответы детей) Беседа о доброте. Педагог. Ребята, иногда на улице можно встретить очень бедный людей: они плохо одеты, часто просят подать им милостыню (копеечку),просят покушать.
А еще, мы можем встретить людей, которые совсем не видят. Им очень сложно ходить по улице и они также нуждаются в нашей помощи. ^ Детям предлагается встать парами, одному завязывают глаза. Необходимо как можно аккуратнее проводить «слепого» по группе, не задевая предметы, комментируя «дорогу». Затем дети меняются ролями. ^ трудно ли было быть «слепым? А поводырем? Какие чувства испытывает слепой человек? (страх, неуверенность). А тот, который его проводит? (ответственность, желание сберечь слепого). Анализ собственных поступков. Вопросы к детям:
Игра «Хорошо - плохо» Детям предлагается оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо? Детям раздаются цветные фишки: для оценки плохих поступков - черные, хороших - красные. Взрослый называет поступок, а дети должны поднять фишку, соответствующую его моральной оценки (можно использовать как диагностику моральных представлений ребенка). ^ -порвал блузку -защитил слабого -обидел друга -проведал больного друга -поссорился с мамой -обогрел и накормил бедного -толкнул ногой щенка -помог младшей сестре одеться -ударил котенка -помог подняться упавшему -разрушил птичье гнездо -построил скворечник ^ » Детям предлагается с закрытыми глазами проводить по бумаге разнообразные линии в соответствии с восприятием музыки. По окончанию рисования дети должны найти в линиях образы птиц, животных и т.п. Каждый увиденный образ ребенок обводит карандашом другого цвета. Литература: 1.Н.В.Клюева Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития,1996.-240 с., ил. 2.Е.И.Синицына Умные сказки. Серия «Через игру – к совершенству».- Москва: Лист.1997.-168 с. 3.А.А.Лопатина, М.В.Скребцова Нравственное воспитание дошкольников. Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания.-2-е изд.-М.:Амрита.-112с. 4.Л.Б.Фесюкова Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста / Ил. З.А.Курбатовой, Н.М.Стариковой др.- Харьков: Фолио. М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.-464 с.- (для пап и мам) 5.С.И.Семенака Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет.-4-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ,.2005.-80 с. 6.И.Ф.Мулько Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие. Москва. Творческий центр.2004- 96 с. |