Поэтому я считаю актуальной и необходимой тему развития речи дошкольников icon

Поэтому я считаю актуальной и необходимой тему развития речи дошкольников



НазваниеПоэтому я считаю актуальной и необходимой тему развития речи дошкольников
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической и грамматической. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих проблемы в речевом развитии, неуклонно растет. У многих детей отмечается недостаточность словарного запаса, возникают трудности в развитии связной речи и в формировании грамматического строя. Поэтому я считаю актуальной и необходимой тему развития речи дошкольников.

Наиболее успешно происходит развитие детей, если у них есть интерес к проводимой деятельности, поэтому я считаю, что в дошкольном возрасте необходимо максимально использовать игру. В связи с этим, моя методическая тема – «Развитие речи дошкольников посредством игровой деятельности».

Начиная работу во второй младшей группе, в первую очередь я уделила внимание развитию мелкой моторики руки, так как научно доказана тесная связь между координацией движений рук и речью. Тонкие движения пальцев рук появляются раньше артикуляции слогов; последующее совершенствование речевых реакций напрямую зависит от степени натренированности движений пальцев. Для укрепления и развития детской руки совместно с родителями были изготовлены «тренажеры» для различных действий с предметами: расстегивание и застегивание пуговиц, завязывание и развязывание ленточек, узелков, шнурков, перекладывание мелких предметов, нанизывание колец на тесьму, закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. Изготовленные родителями «тренажеры» ежедневно использовались детьми для развития мелкой моторики рук. Кроме того, большое внимание я уделяла проведению пальчиковой гимнастики. Немаловажным элементом для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия дополняются стихотворными текстами. Стихи вызывают неподдельный интерес ребенка и легко усваиваются, надолго оставаясь в памяти. К подготовительной группе мои воспитанники выучили огромное количество пальчиковых игр.

Большое значение для развития речи детей дошкольного возраста имеют дидактические игры. Мной была составлена картотека дидактических игр, направленных на обогащение словарного запаса, усвоение грамматических норм языка, формирование звуковой культуры речи, развитие связной речи и фонематического слуха, подготовку к обучению грамоте. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Картотека игр составлена для всех возрастных категорий дошкольников, что является несомненным подспорьем в планировании и организации работы по развитию речи. Составленную картотеку игр я постоянно пополняю новыми играми.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях.

Одним из доступных, полезных и эффективных методов развития речи я считаю театрализованные игры. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Выразительность речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального речевого, литературного и художественного развития. Она имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза, движения) средства. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей у детей активизируется словарь, совершенствуется грамматический строй речи, ее интонационная выразительность. Ребенок учится четко, понятно, ясно изъясняться от имени действующего лица, что ведет к пониманию монологической и диалогической речи.

Игры – драматизации на основе литературных произведений служат источником подражания, заимствования речевых оборотов и вместе с тем дают возможность импровизировать. Игры – драматизации – это такая форма речевой работы, где одновременно решаются задачи формирования связной речи, словарной и грамматической работы.

Знакомство детей с театрализованными играми я начала с младшего дошкольного возраста. Малышам показывали сказки взрослые и дети, вызывая у них положительный эмоциональный настрой, формируя простейшие образно - выразительные умения, которые усваивались путем подражания речевой практики.

В средней группе решались следующие речевые задачи: обогащался словарь детей, формировалось правильное произношение звуков, совершенствовалось отчетливое произношение слов и словосочетаний, развивалась интонационная выразительность и диалогическая речь детей.

В старшей группе продолжалась работа по обогащению и активизации словаря, закреплялось правильное произношение звуков и дифференциация их на слух, в речь вводились существительные, прилагательные, наречия, глаголы, предлоги. Дети учились пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок. Совершенствовалось умение связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого.

В подготовительной группе продолжалась работа по активизации и уточнению словаря. Отрабатывалась дикция, речевое дыхание, совершенствовались диалогическая и монологическая формы речи, воспитывалась культура речевого общения. Дети за весь период обучения с большим удовольствием участвовали в театрализованных представлениях, организованных педагогами, и применяли приобретенные навыки в самостоятельной деятельности.

Вся проводимая работа по развитию речи посредством игры дала положительные результаты: ни один ребенок из моей группы (за исключением проблемы с заиканием) не был отправлен в логопедическую группу, у детей к периоду окончания дошкольного возраста был отмечен достаточно высокий уровень речевого развития по всем разделам. Таким образом, было доказано, что использование игр на занятиях и в режимных моментах не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности.



Похожие:

Поэтому я считаю актуальной и необходимой тему развития речи дошкольников iconМоей работы «Разнообразие форм и методов формирования экологической ответственности младших школьников»
Я выбрала именно эту тему, потому что на данный момент считаю её актуальной по двум причинам
Поэтому я считаю актуальной и необходимой тему развития речи дошкольников iconМетодические разработки на тему: «формирование звуко буквенных связей у дошкольников с нарушениями речи». Логопед црр- д /с 24 Приморского района Берендяева Екатерина Алиевна
Учебно-методические разработки на тему: «формирование звуко буквенных связей у дошкольников с нарушениями речи»
Поэтому я считаю актуальной и необходимой тему развития речи дошкольников iconПоволяева Надежда Викторовна, учитель математики Тисуль 2013 Содержание письменной части отчет
Я выбрала эту тему, потому что считаю её наиболее актуальной, ведь проблемами измерения времени, температуры, углов, расстояния и...
Поэтому я считаю актуальной и необходимой тему развития речи дошкольников icon«Создание условий в доу для развития речи дошкольников»
Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов и родителей поможет поднять качество и эффективность работы по развитию...
Поэтому я считаю актуальной и необходимой тему развития речи дошкольников icon«Предметно-развивающая среда – как средство развития связной речи детей с онр»
Общее недоразвитие речи у детей затрудняет формирование связной речи. А овладение детьми нормами речи – один из важных показателей...
Поэтому я считаю актуальной и необходимой тему развития речи дошкольников iconФормирование звуковой культуры речи дошкольников в процессе игровой деятельности
Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения...
Поэтому я считаю актуальной и необходимой тему развития речи дошкольников iconОбобщение опыта по теме: «Работа с одаренными детьми на уроках литературы»
Проблему развития творческих способностей учащихся считаю глубоко актуальной, так как именно творческая личность имеет активную жизненную...
Поэтому я считаю актуальной и необходимой тему развития речи дошкольников iconФормирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников
Поэтому проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем
Поэтому я считаю актуальной и необходимой тему развития речи дошкольников iconCодержание и методы трудового воспитания старших дошкольников
Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия...
Поэтому я считаю актуальной и необходимой тему развития речи дошкольников icon«коррекция развития детей с нарушением речи на уроках музыки» Количество детей с дефектами речи в Республике Хакасия возрастает, поэтому тема «Коррекция развития детей с нарушением речи на уроках музыки»
В этом плане материалы по развитию речи детей с нарушением интеллекта через разные приёмы, формы и методы обучения музыке имеет большое...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты