|
Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста через режиссерскую игру. Для достижения поставленной цели в качестве ведущего средства формирования навыков речевого общения у дошкольников была выбрана игровая деятельность. Разрабатывая методику обучения, мы опирались на труды отечественных и зарубежных психологов и педагогов, в которых игра рассматривается как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, оказывающий многогранное влияние на психическое развитие ребенка. Режиссерская игра – одна из видов театрализованной игры. В современной методической литературе возможности и особенности режиссерских игр описаны недостаточно, хотя они содержат более широкие возможности для развития навыков речевого общения. К режиссерским играм в детском саду относятся: -настольный театр игрушек (используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе); - настольный театр картинок (используются персонажи и декорации-картинки); - стенд-книжка (последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций); - театр на фланелеграфе (картинки или персонажи выставляются на экран); - теневой театр. В режиссерской игре ребенок сам не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. Эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разнообразные средства вербальной выразительности, тем самым развивается речевое общение. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Цель данной работы: повышение уровня культуры речевого общения у старших дошкольников. При проведении коррекционной работы мы опирались на следующие условия:
I этап – подготовительный. Игры этого этапа были направлены на формирование доброжелательного отношения к коллективным видам деятельности, посредством которых развивалась потребность в речевой коммуникации; на активизацию вербальных и невербальных средств общения; обучение элементарным имитационным действиям, развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Использовались игры и упражнения на развитие группового взаимодействия и общения, где дети ставились в ситуации, в которых невозможно действовать одному. Широко использовались музыкальные средства: дети пели песни, водили хороводы и т.д. Для овладения невербальными средствами общения детей знакомили с тем, какими средствами можно изъясняться с другими людьми: что кроме речи, можно объясняться с помощью жестов, мимики, по выражению лица человека можно узнать его настроение. В содержание игр по развитию выразительности движений включались игры на действие с воображаемым предметом, игры-превращения, пантомимы. В начале детям предлагалось действовать с реальными предметами, а затем повторить то же самое действие с воображаемым. Например, предложить детям искать на ковре или полу потерянную пуговицу, которая действительно там находится, а затем предлагалось поискать воображаемую. Для воспитания умения общаться с людьми в различных ситуациях подключались этюды-ситуации на вежливое поведение («Знакомство», «Просьба», «Разговор по телефону» и т.д.). Исполняя этюд, дети должны были дать ответ на многие вопросы: где я нахожусь, откуда пришел, когда, почему, зачем? На занятиях по ИЗО деятельности и лепке в процессе работы мы разговаривали с детьми, обучая их вести беседу. По окончании работы, дети обыгрывали свои игрушечные поделки, выполняя имитационные действия. Дети с удовольствием рассказывали о своих работах, с интересом спрашивали друг у друга мнение о своей работе. II этап – основной. Занятия этого этапа направлены на формирование навыков речевого общения в процессе организации режиссерских игр. Дети не только разыгрывали сюжет знакомой сказки, а также импровизировали его. Основная работа проводилась на занятиях по развитию речи, а также в свободной деятельности. Сначала для занятия брались произведения хорошо знакомые детям («Волк и семеро козлят», «Теремок», «Три поросенка» и др.). Постепенно вводились готовые тексты, запоминание и воспроизведение которых значительно труднее. Детей знакомили с литературными произведениями, обучали отвечать на вопросы по их содержанию, различать состояния действующих лиц, определяемых словами, изготавливать оборудование и поделки для настольного и стендового театра. В ходе работы над сказкой использовалась подготовительная беседа. Основное ее значение – помочь детям осмыслить содержание произведения, проникнуть в те внутренние связи, которые они не могут раскрыть сами. Без такой беседы дети в большинстве случаев не понимали идею произведения. В беседе помимо вопросов, направленных на осмысление текста и припоминание последовательности развития событий, использовались различные приемы привлечения внимания детей к языку произведения. Большое место в беседе занимала подготовка детей к выразительному пересказу: определялся общий тон пересказа, интонационная выразительность в передаче отдельных фрагментов, диалогов, персонажей. Дети учились говорить за разных героев отдельные значимые фразы. Широко применялся план пересказа. В качестве плана пересказа мы использовали картинный план. Для запоминания детьми текста использовался прием прочтения отдельных отрывков, выбранных в соответствии с составленным планом или по желанию детей, обращалось внимание на отдельные слова и выражения. Детям нравились предложенные сказки. Трудности возникали в разыгрывании сюжета. Это обусловлено нарушениями памяти, речи, моторной неловкостью. Но постепенно дети начинали привносить в игру новые эпизоды, изменять ее конец. Постепенно количество участников игры сокращалось, что ставило ребенка в ситуацию необходимости руководить не одной, а несколькими игрушками, а следовательно, повышало его речевую активность и формировало средства интонационной выразительности речи. Таким образом, предложенная коррекционно-воспитательная работа по использованию театрализованных игр создает дополнительные возможности обучения дошкольников с ОНР речевому общению, формирует у детей необходимые коммуникативные навыки, активизирует речевую продукцию, является фактором коррекции и развития высших, психических функций, способствует установлению межличностных отношений. |
![]() | Формирование словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста в ситуациях активизирующего общения | ![]() | Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста через сюжетно-ролевую игру Цель: теоретически обосновать и опробовать на практике серию сюжетно-ролевых игр для формирования элементарных математических представлений... |
![]() | Проект сказки Югры Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к своей малой Родине, через устное народное творчество-сказку | ![]() | Программа по экологии «Мир природы и ребенок» Аннотация Дошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного... |
![]() | Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Доу, в котором я работаю, является районной опытно- экспериментальной площадкой по теме «Взаимодействие субъектов, формирующих культуру... | ![]() | Тема: «Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста через внедрение икт технологий» |
![]() | Тема Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста через устное народное творчество и художественную литературу тувинского народа Оброжелательности, гостеприимства, милосердия, взаимопонимания – возникла необходимость использования в дошкольном воспитательном... | ![]() | Формирование валеологической культуры через дидактическую игру Опыт работы Алексеевой С. А. 2 кв категории во 2 мл гр по теме Формирование валеологической культуры через дидактическую игру |
![]() | Работы по развитию диалогического общения у детей старшего дошкольного возраста с зпр Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №43 | ![]() | Реализация условий социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста В рамках работы по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста была разработана и проведена система занятий... |