План тематического контроля «Формирование связной речи у дошкольников»
Цель: Выяснить состояние воспитательно-образовательной работы по развитию связной речи детей. Сроки проведения: с 10 января по 20 января 2012 г.
№ п/п | Разделы плана | Содержание | Методика контроля | 1. | Диагностика знаний, умений, навыков, уров-ня развития и воспи-танности детей. | Владение детьми ЗУН в соответствии с требованиями программы и целью занятия. Наличие навыков связной речи. Уровень навыков общения в игровой деятельности. | Анализ диагностических карт. Анализ деятельности детей на занятиях. Беседы с детьми на предло-женную тему. Наблюдение за речевым раз-витием в повседневной деятель-ности.
| 2. | Уровень профессио-нального мастерства воспитателя. | Уровень знаний программы по развитию связной речи де-тей. Методика проведения заня-тий. Руководство самостоятельной деятельностью детей. | Собеседование с воспитателями по программе. Проведение открытых показов, анализ проведения занятий воспитателем. Просмотр утреннего отрезка времени: индивидуальные беседы с детьми. Просмотр второй половины дня: самостоятельная художест-венно-речевая деятельность детей.
| 3. | Система планирования работы с детьми. | Система работы по форми-рованию связной речи. | Проверка планирования заня-тий, индивидуальной работы с детьми, работы в групповых уголках, игровой деятельности.
| 4. | Создание условий: - в группах, - в методическом каби-нете. | Методическая литература и пособия. Наличие и разнообразие мате-риала для проведения занятий и самостоятельной речевой и игровой деятельности детей. | Посещение групп. Анализ предметно-развиваю-щей среды с точки зрения ее содержания (наличие ил-люстрированных материалов; сменяемость материалов книж-ного уголка, выставки в книж-ном уголке, материал для самостоятельной художествен-но-речевой деятельности). | 5. | Работа с родителями | Работа по данной теме, наличие совместной деятель-ности. | Анализ планов. Анализ наглядной информации для родителей в группе. Анкетирование родителей. | ^ Диагностические карты обследования уровня развития речи детей (младший дошкольный возраст и старший дошкольный возраст), выборочная диагностика детей. Карта анализа занятия. Карта анализа профессионального мастерства воспитателя. Карта анализа создания условий в группах для речевого развития детей. Карта анализа планирования воспитательно-образовательной работы по речевому развитию.
^
Тема_________________________________________________________________________ Дата проведения_______________________________________________________________ Возрастная группа_____________________________________________________________ Количество детей______________________________________________________________ Ф.И.О. воспитателя_____________________________________________________________ Начало занятия ______________________Окончание занятия _________________________
^ | Уровень оценки | Да | Нет | Частично | Подготовка педагога к занятию | Умение составить конспект занятия в соответствии с поставленными целями, определить его содержание и структуру |
|
|
| При использовании готовых конспектов: умение вносить необходи-мые изменения в ход занятия, корректировать цели (в соответствии с индивидуальными особенностями детей) |
|
|
| Соответствие программного содержания возрасту детей данной груп-пы |
|
|
| Подбор демонстрационного и раздаточного материала |
|
|
| Рациональное размещение материала |
|
|
| Предварительная работа с детьми (беседы, организация наблюдений, чтение художественной литературы) |
|
|
| ^ | Соответствие требованиям санитарно-гигиенических условий: удовлетворение двигательной активности (организация дина-мических пауз, физкультминуток); рациональный выбор динамических поз детей во время занятий (сидя за столами, сидя полукругом на стульчиках, сидя на ков-ре, стоя и т. д.) соответствие длительности занятия санитарно-гигиеническим нормам |
|
|
| Использование разнообразных форм организации детей на занятии (работа малыми подгруппами, в паре, индивидуальная и коллективная работа детей). Оправданность выбранных форм |
|
|
| Психологический настрой на занятие. Использование игровых органи-зационных моментов |
|
|
| Психологическая дистанция между воспитателем и детьми (над, под, рядом, вместе) |
|
|
| Учёт индивидуальных и психических особенностей детей при прове-дении занятия |
|
|
| Соотношение монологического и диалогического общения между детьми и воспитателем на занятии (преобладание речи воспитателя, речи детей, равное соотношение) |
|
|
| Доступность, логичность, эмоциональность и красочность речи воспи-тателя |
|
|
| Коммуникабельность (умение устанавливать контакт с группой и каж-дым ребёнком) |
|
|
| Приёмы привлечения и сосредоточения внимания детей (имеются или нет) |
|
|
| ^ | Уровни оценки | Да | Нет | Частично | Оправданность и рациональность выбора методов и приёмов работы с детьми (игровые приёмы, приёмы привлечения внимания детей, приёмы активизации мышления и др.) |
|
|
| Умение регулировать поведение детей в процессе занятия, сохранять их интерес в течение всего занятия |
|
|
| Умение корректировать ход занятия с учётом обратной связи (со-кратить время занятия в зависимости от степени утомления детей; сменить форму организации; вывести часть программного материала за рамки занятия; своевременно использовать динамическую паузу и т. д.) |
|
|
| Индивидуальная работа с детьми |
|
|
| ^ | Оценка педагогом работы детей на занятии |
|
|
| Сохранение интереса и внимания детей к деятельности |
|
|
| Активность и самостоятельность детей в решении поставленных задач |
|
|
| Усвоение детьми программного содержания |
|
|
| Умение детей адекватно оценить собственную работу |
|
|
| Позитивное отношение детей к воспитателю |
|
|
| Умение слушать и слышать объяснение воспитателя |
|
|
| Активная позиция детей на занятии |
|
|
| ^ |
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
^ ПО РУКОВОДСТВУ РАЗВИТИЕМ У ДЕТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Профессиональные умения воспитателя
| Фамилия, имя, отчество воспитателя | | | | | | | | | | | | Знание программных задач развития связной речи у детей своей возрастной группы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Умение диагностировать уровень развития связной речи детей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Культура речи воспитателя | Точность и ясность выражений мыслей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Образность речи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Эмоциональность и интонационная вырази-тельность речи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доступность речи для детей по форме и содер-жанию |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Умение руководить развитием диалогической речи детей | Умение легко и быстро наладить контакт с детьми в процессе общения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Умение управлять своим поведением, прояв-лять терпение и такт в общении с детьми |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Умение руководить общением детей в группе, решать детские конфликты, предупреждать их |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Умение использовать возможности игры для развития диалогического общения детей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Умение организовать познавательную деятель-ность детей так, чтобы она способствовала раз-витию диалогического общения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Умение организовать специальные игры соци-альной направленности, имеющие целью раз-вития коммуникативных навыков детей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Умение руководить развитием монологической речи детей | Знание методики составления пересказа литературного произведения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Знание методики составления рассказа на основе личного опыта |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Знание методики составления рассказа об игрушке, предмете |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Знание методики составления рассказа по картине |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Знание методов и приёмов развития связной речи детей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Создание в группе условий для развития диалогической и монологической речи детей (грамотная организация книжного уголка, создание обстановки, благоприятной для общения) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Высокий уровень - ; средний уровень - ; низкий уровень -
^
Перечень условий и элементов предметно-развивающей среды | Возрастные группы | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | №9 | №10 | №11 | №12 | 1. Книжный уголок: | 1.1. Оборудование (хорошо освещённое место, стол и стулья для детей, полочки или стеллажи для книг) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.2. Соответствие содержа-ния возрасту детей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.3. Наличие художествен-ной литературы, её грамот-ный подбор (несколько книг одного наименования и ав-тора разных издательств) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.4. Иллюстрации по темам занятий (ознакомление с со-циальным миром и ознаком-ление с художественной литературой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.5. Материалы о художни-ках-иллюстраторах |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.6. Тематические выставки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.7. Сменяемость материала |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ^ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ^ | 3.1. Ширма |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3.2. Фланелеграф |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3.3. Соответствие возрасту видов театра |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3.4. Соответствие возрасту содержания театров и теат-рализованных игр |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ^ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ^ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ^ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ^ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ^ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Высокий уровень - ; средний уровень - ; низкий уровень -
^ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ
Планирование различных видов деятельности | Возрастные группы | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | №9 | №10 | №11 | №12 | Занятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Беседы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Работа в книжном уголке |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Чтение художественной литературы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Индивидуальная работа с детьми (по воспитанию ЗКР, развитию словаря, связной речи) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Игры: дидактические, раз-вивающие, настольно-пе-чатные и др. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Рассматривание иллюстра-ций, предметов, игрушек, явлений природы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Развлечения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сюжетно-ролевые игры |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Театрализованная деятель-ность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Высокий уровень - ; средний уровень - ; низкий уровень - .
^ «ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
На основании годового плана МБДОУ КВ «Детский сад №6 «Солнышко» в период с 10 января по 20 января 2012 г. был проведен тематический контроль с целью выяснения состояния воспитательно-образовательной работы по развитию связной речи детей. В ходе тематического контроля были выявлены факторы, которые мешают качественной работе по развитию связной речи детей МБДОУ: - недостаточное оснащение групп дидактическим материалом для развития связной речи детей; - недостаточная компетентность педагогов в планировании и методике проведения занятий по обучению дошкольников связной речи; - отсутствие преемственности в работе между узкими специалистами МБДОУ и воспитателями; - неумение педагогов сделать из родителей союзников и активных помощников в деле воспитания и развития собственных детей.
Рекомендовано: а) воспитателям: - пополнить группы методическими и дидактическими материалами по речевому развитию детей; - для развития познавательно-речевой активности детей использовать экскурсии, игры, формы элементарной поисковой деятельности и т.п.; - совместно с учителями-логопедами разместить в родительских уголках страничку логопеда; - усилить самоконтроль за собственной речью и контроль над речью детей; б) старшему воспитателю: - пополнить методический кабинет словарями разной направленности; - для повышения профессиональной компетенции педагогов подготовить и провести серию консультаций по работе с детьми и речевому развитию педагогов. |