Организационно-управленческая деятельность заместителя директора по совершенствованию преподавания химии Ефимовой Т.В. Химия как наука 1. Химия – система представлений, методов, знаний и теоретических концепций, направленных на изучение АМС (атомно-молекулярных систем). 2. Химия — это одна из отраслей естествознания, предметом изучения которой являются химические элементы (атомы), образуемые ими простые и сложные вещества (молекулы), их превращения и законы, которым подчиняются эти превращения. Важнейшие особенности современной химии 1. В химии появились многочисленные самостоятельные научные дисциплины (химическая термодинамика, химическая кинетика, электрохимия, термохимия, радиационная химия, фотохимия, плазмохимия, лазерная химия). 2. Химия активно интегрируется с остальными науками, результатом чего было появление биохимии, молекулярной биологии, космохимии, геохимии, биогеохимии, физхимии. Первые изучают химические процессы в живых организмах, геохимия — закономерности поведения химических элементов в земной коре. Биогеохимия — это наука о процессах перемещения, распределения, рассеяния и концентрации химических элементов в биосфере при участии организмов. 2. Химия активно интегрируется с остальными науками, результатом чего было появление биохимии, молекулярной биологии, космохимии, геохимии, биогеохимии, физхимии. Первые изучают химические процессы в живых организмах, геохимия — закономерности поведения химических элементов в земной коре. Биогеохимия — это наука о процессах перемещения, распределения, рассеяния и концентрации химических элементов в биосфере при участии организмов. 3. В химии появились принципиально новые методы исследования (структурный рентгеновский анализ, масс-спектроскопия, радиоспектроскопия и др.). 3. В химии появились принципиально новые методы исследования (структурный рентгеновский анализ, масс-спектроскопия, радиоспектроскопия и др.). 4. В сфере химических исследований находятся такие востребованные на сегодняшний день направления, как нанотехнологии и практическое использование наноматериалов, решение экологических проблем, биохимические основы функционирования биологических систем и здоровье человечества, энергетика и экономическая безопасность страны. 4. В сфере химических исследований находятся такие востребованные на сегодняшний день направления, как нанотехнологии и практическое использование наноматериалов, решение экологических проблем, биохимические основы функционирования биологических систем и здоровье человечества, энергетика и экономическая безопасность страны. Нормативные документы по «Химии» «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования», март, 2004. «Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ», март, 2004. Примерная программа основного общего образования по химии. М.: Дрофа, 2008. Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии на базовом уровне. М.: Дрофа, 2008. Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии на профильном уровне. М.: Дрофа, 2008. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Химии» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования». «Примерная программа основного общего образования по химии (стандарт второго поколения)», М.: Просвещение, 2010 Изучение курса химии в школе необходимо Для формирования в сознании школьников химической картины мира Для повседневной жизни, так и для деятельности во всех областях науки, народного хозяйства, в том числе не связанных с химией непосредственно Для создания у школьника отчетливых представлений о роли химии в решении экологических, сырьевых, энергетических, продовольственных, медицинских проблем человечества Основные цели изучения химии в школе Формирование представлений о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях; Овладение методами научного познания для объяснения химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов; Воспитании убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде; Применение полученных знаний для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. Общая характеристика учебного предмета Основными проблемами химии являются: изучение состава и строения веществ, зависимость их свойств от строения получение веществ с заданными свойствами исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии Основные содержательные линии Вещество – знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии; химическая реакция – знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами; применение веществ – знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, с/х, на транспорте; язык химии – система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических и органических веществ, химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно. Результаты изучения предмета 1. Личностные результаты: В ценностно-ориентационной сфере В трудовой сфере В познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере 2. Метапредметные результаты: использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение и обобщение, систематизация, поиск аналогов использование различных источников для получения химической информации Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике 3. Предметные результаты: В познавательной сфере В ценностно-ориентационной сфере В трудовой сфере В сфере безопасности жизнедеятельности Учебный план по химии в МОУ СОШ № 15 г. Владимира Учебно-методический комплекс по химии – 8-9 классы Учебно-методический комплекс по химии – 10-11 классы Учебно-методический комплекс по химии – 10-11 классы План ВШК по химии: Собеседование по тематическому планированию (сентябрь). Ф.И.О. учителя, предмет; Пояснительная записка Количество часов всего (в неделю) Число контрольных работ Число практических работ Резервное время Форма итоговой аттестации учащихся Учебно-методический комплекс Цели и задачи программы Классификация типов уроков Формирование каких компетентностей предусматривает программа Развернутое календарно-тематическое планирование Раздел программы Тема урока Количество часов Элементы содержания Требования к уровню подготовки учащихся Вид контроля Элементы дополнительного содержания Домашнее задание Оборудование Дата проведения План ВШК по химии: 2. Проверка ведения рабочих тетрадей и тетрадей для контрольных и практических работ по химии (декабрь) Рабочие тетради: Соблюдение ЕОР при ведении тетрадей; Регулярность проверки тетрадей; Качество проверки тетрадей; Объем классных работ, разнообразие форм работ; Объем домашних работ; Эстетичность оформления. 2) Тетради для практических работ: Отчет по выполнению работы; Оформление опытов должно быть кратким; Приводятся записи уравнений химических реакций, подтверждающие ход химического эксперимента; В конце практической работы обязательно записывается вывод; При выставлении оценки за практическую работу учитывается объем и качество выполненной работы, правильность написания уравнений химических реакций, точность вывода; Тетрадь для практической работы проверяется учителем после каждой проведенной работы, оценки выставляются каждому ученику, с занесением их в классный журнал. План ВШК по химии: 3. Контроль за соблюдением правил техники безопасности при проведении практических работ в кабинете химии (январь): Соответствующее оборудование в кабинете Наличие инструкции по технике безопасности в кабинете Вводный инструктаж по технике безопасности Повторный инструктаж по технике безопасности перед каждой работой Журнал по технике безопасности, записи в нем Запись техники безопасности в классном журнале. 4. Выполнение практической части учебных программ по химии (февраль). 5. Соответствие фактически проведенных уроков календарно-тематическому планированию по химии (март). Таблица: 1. Почасовое планирование рабочих программ Продолжение таблицы 2. Практическая часть программы: План ВШК по химии: 6. Контроль за исследовательской деятельностью учащихся на практических занятиях по химии (апрель). Исследовательские умения – это система интеллектуальных и практических умений, необходимых для самостоятельного выполнения исследования: Выявить проблему; Проанализировать теоретический вопрос; Выстроить логическую цепочку рассуждений; Провести практические исследования; Зафиксировать результат наблюдений; Сформулировать вывод. Пример: Какие из попарно предложенных веществ будут взаимодействовать друг с другом: Na2SO4 и KCl Na2SO4 и BaCl2 KCl и NaOH CuCl2 и NaOH Административные контрольные работы по химии по параллелям 8 класс «Строение атома. Химическая связь» (октябрь/ноябрь). «Изменения, происходящие с веществами» (март). «Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции» (май). 9 класс «Металлы» (октябрь/ноябрь). «Неметаллы» (март). Тестовые задания за курс основной общей школы (подготовка к ГИА) – апрель/май. 10 класс Тестовые задания по теме «Углеводороды» (декабрь). Тестовые задания по теме «Кислородосодержащие органические вещества» (май). 11 класс Пробное ЕГЭ (тестирование на конец первого полугодия). Пробное ЕГЭ (тестирование на конец второго полугодия). Отражение эмоционально-ценностного компонента в содержании контрольных работ по химии 9 класса. Контрольная работа № 1. Тема: «Металлы». 1. Влияние свинца на организм человека. «Что погубило Рим?». 2. История цивилизации: век медный и бронзовый. 3. Применение алюминия. Безопасен ли алюминий для человека? 4. Роль металлов в развитии человечества. Результаты сдачи ЕГЭ по химии Результаты итоговой аттестации по химии в 9-х классах за 2009-2010 гг. Качество обучения учащихся по химии 8 «Б» класса за 2009-2010 учебный год Качество обучения учащихся по химии 9 «Б» класса за 2009-2010 учебный год Качество обучения учащихся по химии 10 «А» класса за 2009-2010 учебный год Качество обучения учащихся по химии 11 «Б» класса за 2009-2010 учебный год РЕЙТИНГ ПРЕДМЕТА ХИМИИ. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ОБЩЕНИЕМ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ по химии ИНТЕРЕС К ПРЕДМЕТУ ХИМИЯ МОТИВАЦИЯ К ПРЕДМЕТУ ХИМИЯ Квалификация учителей химии МОУ СОШ №15 |