|
Тема: «Совесть» Цель урока: формирование представлений о совести, формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «раскаяние». ^ Обучающая: узнать значение и связь слов «добро», «зло», «совесть», уметь анализировать свои поступки и делать выводы; Развивающая: осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть. Воспитывающая: понять, что значит «вести диалог со своей совестью», уметь анализировать свои поступки с точки зрения понятия совести и делать выводы. ^ добро, совесть, быть в ладу со своей совестью. Оборудование: презентация, 4 фломастера, 4 листочка. Ход урока. 1.Актуализация опорных знаний. Начинаем урок светской этики. -На уроках мы говорили о главных ценностях нашей жизни. Назовите их. ( Учащиеся перечисляют главные ценности) Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность. - Представим себе, что у нас есть все из перечисленного: мы живы, здоровы, есть семья, Родина, мир на земле. Все для человека. И тогда возникают вопросы: каким должен быть человек, чтобы сохранить все это? Что самое главное в человеке? Сегодня мы постараемся найти на них ответы. ^ . Учитель читает стихотворение. Однажды предрассветною порой, Три мудреца склонились надо мной, И я спросила их, поднявши веки: – Что главное, скажите в человеке? – Что самое главное в человеке? А еще? -Работаем в четверках. Напишите на листочках фломастерами. 1 минута на работу. Прочтите. ^ : добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность. Дети зачитывают. Учитель продолжает. – Конечно, разум – первый мне ответил. С ним каждый путь и правилен и светел. – Благодарю, что просветил меня. Я поклонилась, голову склоня. Второй ответил: – Воля на пути, Которой нужно с гордостью пройти, Чтобы достойно подойти к концу. Я поклонилась в пояс мудрецу. Да нет, не то, – заволновался третий. Послушайте, что строго он ответил: (пауза)… Учитель. Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец? Высказывания детей. Да нет, не то, заволновался третий. Дослушайте, что строго он ответил! Невелика моя об этом повесть, Но главное у человека – совесть! - Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть. Что такое разум? (Разум есть существенная способность человека мыслить, способность отвлечения и обобщения, включающая в себя и рассудок). Что такое воля? Воля — это форма внутреннего контроля поведения со стороны человека, осуществляемого им самим и связанного с его сознанием, мышлением, с осознанным принятием решений и их последующим, целенаправленным выполнением. -А как на ваш взгляд – какое качество в человеке вы считаете самым главным? Озвучьте тему урока. Какова будет тема урока? (Совесть. Слайд 6) З.Работа со словом «СОВЕСТЬ». Слайд 7 ^ Ученики дают свои варианты ответов. Чтобы лучше узнать, что такое совесть, давайте, вслушаемся в слова, которые живут в нем. Эти слова помогут охарактеризовать слово «СОВЕСТЬ» Например: весть - совесть - это то, что подает нам весточку: правильно мы поступаем или неправильно; сеть - то, что ловит все наши хорошие и плохие поступки; есть - совесть - это то, что есть у всех; свет совесть -это свет внутри нас и т. д. А сейчас познакомимся с тем, как толкуют это слово ученые. Вы услышите три высказывания. Выберите то, которое понравится вам больше других. совесть – это внутренний голос человека, который указывает нам на неправильные поступки. 1. Ожегов С.И. (толковый словарь русского языка, с.605). «Совесть - чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом». 2.Бердяев Н.А. «Совесть - это то глубинное в человеке, что напрямую связывает его с высшими силами. Тот, кто сверяет свои действия с совестью, чист не только перед собой, но и перед всеми». ^ тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка. Способность распознать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла, невольная любовь к добру, истине» -Что такое душа? (душа- внутренний мир человека) Цитата В.И.Даля и словарная работа. А как в нас отзывается каждый поступок? Приведите в качестве примеров конкретные жизненные ситуации и, что вы чувствовали. Мы убедились в том, что каждый поступок вызывает определенное чувство: хороший - радость, удовлетворение, спокойствие, по телу словно разливается тепло, а плохой поступок вызывает волнение, тревогу, стыд, человека бросает в жар, он краснеет. Значит, у каждого из нас есть совесть и к ней надо прислушиваться. Часто человек заболевает от того что что-то сделал не по совести и тогда его мучает бессонница. Учитель: «У совести есть одна особенность – она никогда не забывает нанесённые раны. Даже спустя много лет, она может напомнить о былой неправде, что человек поступил не по совести». Давайте послушаем рассказ Бориса Ганаго «Возмездие» и найдем в нём подтверждение этим словам. 4. Борис Ганаго – известный детский белорусский писатель, автор и составитель многочисленных детских книг для самого разного возраста, лауреат государственной премии в деле духовного возрождения Белоруссии, руководитель объединения литераторов – «Духовное слово». Борис Ганаго, уже более двадцати лет занимается воспитанием детей и юношей в традициях добра и нравственности. Его книги с удовольствием читают и взрослые и дети. ВОЗМЕЗДИЕ Данька считал, что ему всё можно. Запрещали ругаться - ругался, говорили кошек не мучить - камни в них кидал, малышей не обижать - замки их из песка растаптывал. - Ох, и воздастся тебе, Данька! - предсказывали ему соседки-старушки. Он им в ответ рожицы строил, веря в безнаказанность. Жил Данька рядом с кладбищем. Там многие воины, жизнь за нас отдавшие, покоятся. Их охраняют, как стражи, деревья высокие. Могилки цветами украшены. Тишина. Скамейки кое-где. Невольно мысли о предках, ушедших, о своих путях-перепутьях, о вечности приходят к тем, в ком душа пробудилась. У Даньки она ещё дремала - некрещёным был, без Ангела-хранителя обойтись пробовал. Вот и правил его мыслями некто... Заметил Данька, что по вечерам к кладбищу стаи птиц слетаются: поспать, гнёзда свить, птенцов вывести. Утром галки разлетались. Чем они ему помешали, кто знает? Чужая душа - потёмки. Только задумал он опять не доброе, будто кто диктовал ему, что делать. Смастерил Данька рогатку и стал галок подстреливать. Ему всегда всё сходило, а тут птицы заголосили, предупреждая, и громадной стаей над ним грозно пронеслись. Перепугался он, едва скрылся. Галки его запомнили. Если этот охотник на улице появлялся, такой галдёж устраивали, что не только ему - прохожим жутковато становилось. Пришло время уехать Даньке в другой город. На прощанье решил память о себе особую оставить, отомстить галдящим. Как-то днём, когда птиц не было, добрался до одного гнезда и у маленьких галчат язычки вырвал. Надеялся, что и это ему сойдёт. Переехал. Годы миновали. Повзрослел. Сам своё гнездо свил - женился. Прошлое, казалось, ушло в небытие. Только ребёнок у него почему-то немым родился. Почему? Долго переживал молодой папаша, но смысла в происшедшем не увидел. Когда и второй сынок немым оказался, сна лишился. По ночам мучился, заснуть не мог. Закроет глаза, перед ним галчата безъязыкие клювиками хлопают или разъярённые галочьи стаи на него пикируют. Обращался к врачам. Но разве медики совесть лечат? Дать время подумать. Что хотите сказать? Выслушивается мнение детей. ^ Чтобы накачать мышцы - нужна тренировка, чтобы научиться быстро читать или решать трудные примеры, тоже нужна тренировка, а как пробуждать и развивать в себе чувство совести? Ученики приходят к выводу, что нужно учиться говорить правду, признавать свои ошибки, уметь просить прощение, не совершать плохих поступков, чтобы совесть не мучила. ^ - Я даю вам предложение, а вы должны найти вариант как можно его заменить Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести). Жить честно, справедливо. (Жить по совести). Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть). Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной совестью.) Ведь не случайно говорят: «Счастлив тот, у кого совесть спокойна». Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести). 7.Чтение рассказа. -Сегодня, рассуждая над темой нашего урока, я хочу познакомить вас ещё с одним очень интересным, на мой взгляд, рассказом. Мы говорили, что у совести есть одна особенность - она никогда не забывает нанесённые раны. Даже спустя много лет, она может напомнить человеку о былой ошибке. Давайте послушаем рассказ и найдем в нём подтверждение этим словам. (Рассказ слайд 16) Осколки в сердце Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше. Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой. - Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек. - Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой. 8. Анализ прочитанного. – Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого? (Был молод, глуп, плохое настроение) – Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике? Этими словами вы подтвердили особенность совести напоминать человеку о его проступке. – Прочитайте, какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет) - 50 лет человека мучила совесть и несмотря на то, что он многого добился в жизни, он вряд ли был счастлив. ^ Портрет совестливого человека Так составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.
^ Закончи предложение. Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Я почувствовал, что… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… ^ Чтение материала стр. 33-43 Запись в тетрадях понятий добро, зло, раскаяние. 11. Домашнее задание по выбору 1 уровень: Стр. 33-43, читать 2 уровень: Сочинить сказку на тему «Совесть пропала» ^ Благодарю Вас, ребята! Сегодня вы приоткрыли завесу над самым главным качеством человека, вы искали и открывали истины, над которыми размышляют взрослые и не всегда находят ответы. Пусть годы не скроют от вас мудрость, открывшуюся сегодня на уроке. И ваша совесть всегда будет вам главным советчиком на всю жизнь. И в заключение нашей беседы я хотела бы прочитать стихотворение Яны Кузовлевой «Совесть». Совесть. Словно ненаписанная повесть. Всех поступков, помыслов сердец, Нас порою обличает совесть. Это кара или дар Небес? Для кого-то этот голос громок: Слышит он души упрек немой, Совершив проступок или промах - Сразу же теряет свой покой. А другой - уже тот глас не слышит (Он любое зло себе прощал): Что бы ни случилось, ровно дышит Человек, тот совесть потерял. Знаем, что она - бывает чистой; А еще способна укорять; И в делах раскаяться и в мыслях (даже тайных) может заставлять. Как маяк дана нам Духом Божьим Совесть, чтоб могли свой видеть путь: Можно - жить по совести, а можно - Навсегда дать совести уснуть. Яна Кузовлева |