|
![]() Валеология – наука о здоровом образе жизни, сохранении, формировании и управлении здоровья. Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилами нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу. Именно педагогическая валеология изучает вопросы воспитательной и образовательной работы по сохранению здоровья детей, а также знакомит детей с азами анатомии и строения тела человека. Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового об раза жизни, используя различные формы работы. Именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, воспитателям необходимо знать, прежде всего, что сам термин «здоровье» определяется неоднозначно. Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение (и в первую очередь детский сад) должно стать «школой здорового стиля жизни» детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно – педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. В последнее время как часть общей культуры человека выделяется валеологическая культура – социально – психологическая деятельность индивидуума, направленная на укрепление и сохранение здоровья, освоение норм, принципов, традиций здорового образа жизни, превращение их во внутреннее богатство личности. Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой. Терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Это приведет к формированию потребности вести здорового образа жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Таким образом, сформированные традиции здорового образа жизни становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей. Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а, во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально – волевую сферу. Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К.С.Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное – легким и приятным. Исходя из этого занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематическими и комплексными, вызвать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах дошкольного учреждения (учебных занятиях, режиме дня, занятиях физической культурой, воспитательных занятиях). Но для того чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни. Технология опыта Здоровый образ жизни - это поведение человека, направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологических потребностей способствующих эмоциональному благополучию, профилактике болезней и несчастных случаев. ^ .Детям предлагались дидактические игры и упражнения к теме (.Приложения №1) . Все мы педагоги, и родители, пытаемся ответить на вопрос как обеспечить безопасность нашим детям. Ребенок попадает в различные ситуации, в которых он может просто растеряться. Чтобы научить детей личной безопасности, выработать потребность в соблюдении правил в быту или в других экстремальных ситуациях, использовала наглядный материал по основам безопасности жизнедеятельности. Д/и «Опасно не опасно» (Приложение №2). Беседовала об опасности контактов с незнакомыми людьми. Для этого использовала примеры из сказок: «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Колобок», «Маша и медведь», «Кот петух и лиса», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Обыгрывали с детьми типичные опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми: «Пойдем в магазин, я куплю тебе конфет», «Хочешь руль покрутить?», «Я отведу тебя к маме». После этого обсуждали и приходили к единому мнению о правильных поступках или как не надо поступать в той или иной ситуации. Так как животные окружают нас повсюду объясняла детям, что кормить бездомных собак и кошек можно но нельзя их трогать руками, потому что каждое животное обладает своим характером, поэтому игры с животными могут привести к травмам и укусам. Потенциальную опасность для детей представляют (спички, газовые плиты, электрические розетки) используя наглядный материал (плакаты, иллюстрации из книг, набор открыток «01») объясняла детям, что ни при каких обстоятельствах не должны сами зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электроприборам. Здесь также использовала художественное слово «Кошкин дом» С. Маршака и т.д.. Во время бесед по правилам дорожного движения, знакомила детей с правилами поведения на улице, закрепляли с детьми знания перехода улицы по «зебре», глядя на светофор. Подчиняясь сигналам светофора, пешеходы переходят улицу, не мешая друг другу и не рискуя попасть под машину; а водителям сигналы светофоров помогают избегать столкновений с другими машинами и прочих несчастных случаев. Закрепляли представления детей о предназначении светофора и его сигналах в игровой форме, используя цветные картонные кружки. Проводили беседы: часто ли дети бывают на улице, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых. Обговаривали различные ситуации представляющие опасность здоровью и жизни. «Игры с мячом у дороги», «Катание с горки на санках у дороги». Используя ситуации-загадки я описывала определенную ситуацию, дети ее оценивали и обосновывали свою оценку в процессе общего обсуждения. Например: «Мальчик выбежал за мячом на середину пустой дороги». Здесь не следует торопиться с собственной оценкой, я ненавязчиво направляю обсуждение в нужное русло, задавая вопросы, например: « А если в этот момент из-за угла появится машина, что тогда?» Играли в игры по теме «Я и улица» (Приложение №2) Во время игр с детьми в настольно печатные игры «Собери картинку», «Чей хвост», «Чей нос», рассматривая иллюстрации о животных, чтение сказок, дети усвоили название частей тела животных. При знакомстве с частями тела человека обращала внимание детей на то, что тело устроено так , чтобы мы могли занимать вертикальное положение: голова вверху (в самом надежном месте); руки на пол пути (ими удобно пользоваться и вверху и внизу); ноги длинные крепкие (удерживать и передвигать все тело); в самом низу ступни (опора). Старалась подвести детей к пониманию того , что люди должны заботиться о своем теле. Каждая беседа практически закреплялась в повседневной жизни детей; режимных моментов, например: при одевании на улице проговаривала «завязывайте хорошо шапочки, чтобы вашим ушкам было тепло». Аналогично руки ноги и.т.д.. Во время проведения режимных моментов обращала внимание детей на их самочувствие, внутреннее ощущение, свидетельствующие о чувстве голода, жажды, усталости, рассказывала о способах устранения дискомфорта (пообедать, попить воды, прилечь отдохнуть). Для формирования здорового образа жизни считаю необходимым рассказывать детям о значении профилактики заболеваний, разных видов закаливания, дыхательной гимнастики, гимнастике после сна, самомассаже, пальчиковых играх (Приложение № 3). Традиционно использую различные формы организации физической активности: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры в помещении и на воздухе, спортивные игры и развлечения. Использую эмоционально привлекательные формы их проведения: музыкальное сопровождение, движение в образе (прыгаем как зайчики; убыстряем темп: за деревьями показалась лисичка), обращаю внимание детей на красоту и совершенство человеческого тела, на получение удовольствия от движения. Например при проведении физкультурных занятий обращаю внимание детей на значение того или иного упражнения для развития определенной группы мышц, для работы различных систем организма. Необходимо поддерживать у детей возникающие в процессе физической активности положительные эмоции, чувство «мышечной радости». В доступной форме, на примерах из художественной литературы и жизни, объясняла детям как свежий воздух, вода, солнце помогают при закаливании Не одна даже самая лучшая программа по здоровому образу жизни не может дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей. С родителями проводила, консультации (приложение № 4), наглядный материал в папке передвижке. . Проводила беседы с детьми о том, что следует заботиться не только о своем здоровье, но и здоровье окружающих. Чихая и кашляя надо прикрывать рот и нос рукой или носовым платком. Давала понятие не только, что такое здоровье, но и что такое болезни. Дети часто не могут объяснить причину своего недуга, рассказать о том, что они чувствуют, переживают. Поэтому я стараюсь научить их обращаться ко взрослым при возникновении ощущения плохого самочувствия, и правильно рассказать, что и как его беспокоит (болит голова, стреляет ухо). Вспоминали с ними о том как они себя чувствовали когда болели, что именно болело «ангина – горло высокая температура», «простуда – кашель, головная боль», организуем игры, в которых ребенок выступает попеременно в роли врача и пациента. Беседовали о необходимости профилактики болезней, о роли лекарств в их лечении (как они помогают бороться с вредными вирусами, проникающими в организм) и какую опасность могут таить в себе из-за не правильного употребления. Правило: лекарство принимается только при соответствующем назначении врача и только в присутствии взрослых. Зная о страхах детей перед врачами мною был проведен цикл бесед на тему: «Врачи наши друзья».(Приложение №5) Рассказывала детям о том, что врачи лечат заболевших людей, помогают побороть болезнь и снова стать здоровым. Объясняю что к врачам надо обращаться своевременно используя для этого художественное слово («Доктор Айболит»). Беседовали о пользе и вреде продуктов. Овощи, фрукты главные поставщики витаминов для костей, зубов. Конфеты, шоколад, чипсы, пепси – кола, особенно в большом количестве вредны. Еще в беседах с детьми затрагивала тему – правила оказания помощи. В первую очередь надо обратиться к взрослым. Обязательно рассказать что случилось (обжегся, ужалила оса, упал, ушиб ногу). В несложных ситуациях дети могут оказать помощь себе сами (озябло лицо на морозе – растереть его шарфом, озябли ноги – побегать попрыгать, промокли ноги – переодеться в сухую одежду). Так же была затронута не менее важная проблема, проблема бережного отношения к живой природе о ее пользе для здоровья человека. Задача: Научить детей ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда, не ломать ветки). Объясняла при этом, что не следует забывать и об опасностях связанных с некоторыми растениями. Используя наглядный материал «Лекарственные растения» рассказала детям лечебных растениях и ядовитых ,которые растут в лесу, на полях , вдоль дорог. Что надо быть осторожнее и отучиться от вредной привычки пробовать все подряд (ягоды, травинки грибы). Рассказывая о роли лекарств и витаминов для человека, использовала наглядный материал: книги «Безопасность» АвдееваН.Н., «Азбука здоровья» Люцис К., дидактическую игру «Съедобное несъедобное» (приложение№6), настольно - печатные игры «Аскорбинка и ее друзья». Для здоровья человека очень важно его эмоциональное благополучие. Негативное влияние на эмоциональное состояние детей оказывают страхи (боязнь темноты, страх перед каким- либо сказочным персонажем, животным) нельзя игнорировать страхи детей. Я рассказывала детям о собственных детских страхах. Стараюсь помочь детям выразить свои страхи словами («Ты испугался тогда, когда…»); Даю описания реально опасных ситуаций ( опасно ходить весной по льду на реке, перебегать улицу в неположенном месте). Еще одно из наиболее ярких проявлений неблагоприятной атмосферы, в группе являются частые споры и ссоры между детьми, порой переходящие в драки. Чтобы научить детей выходить из конфликтной ситуации не доходя до силового решения. Предлагала детям как можно точнее сформулировать проблему, назвать причину ссоры и предложить свой способ решения конфликта. Для профилактики возникновения конфликтов проводили сюжетно ролевые игры, беседы, драматизации, чтение книги «Правила поведения в детском саду», дидактические игры» Что такое хорошо – что такое плохо» (приложение № 7).Их цель научить детей осознанно воспринимать свои чувства, желания, выражать их понятным другим людям образом, быть восприимчивыми к чувствам, желаниям и мнениям других людей, даже не совпадающим с их собственным. Для этого мы применяем активные игры, требующие согласованности действий игроков («кошки – мышки), оказания взаимопомощи (во время одевания на прогулку). Иногда полезно в совместной деятельности специально поставить детей перед необходимостью чем-то поделиться, соблюдать очередность (например, для изготовления коллективного панно кисточек, ножниц, карандашей дается меньше, чем участников). Подход к оздоровительно-профилактической работе с детьми дошкольного возраста имеет огромный учебно-воспитательный потенциал, что бесценно в воспитании подрастающего поколения. Библиографический список 1. Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры, - СПБ.: ООО Издательство « Детство-Пресс» 2010. 2. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ. Под ред. З.И. Бересневой.-М.: Сфера, 2003. 3. Оздоровление детей в условиях детского сада. Под ред. Л.В. Кочетковой.- М.: ТЦ. Сфера, 2005. 4. О современных подходах к обеспечению здоровье сберегающей среды в условиях детского сада. Т.Ю. Морозова, И.Ю. Лебеденко. Дошкольная педагогика № 5 2009. 5. Подольская Е.И., Формы оздоровления детей 4-7 лет., Издательство «Учитель» 2008. 6. Тарасова Т.А., Власова Л.С., я и мое здоровье. М., Школьная пресса. 2009. 7. Управление ДОУ. Модель сохранения здоровья дошкольников. Вохмянина М. Н., заведующий МДОУ Детский сад № 15 «Улыбка» г. Кировск Мурманской обл. 8. Шорыгина Т.А. беседы о здоровье: Методическое пособие.- М.: ТЦ. Сфера,2004. Приложение №1 ^ Цель: Развивать представления о строении человеческого тела, активизировать словарный запас по этой теме. Игровое задание 1. Воспитатель показывает, а дети называют части тела. Игровое задание 2. Ребёнок сам показывает и называет части тела. Рука: плечо, локоть, предплечье, запястье, ладонь, пальцы, ногти. Нога: бедро, колено, голень, ступня, пальцы, ногти. Туловище: шея, плечи, грудь, живот, спина. Голова: волосы, лицо, лоб, брови, ресницы, глаза, нос, щёки, рот, подбородок. Рот: губы, зубы, язык. « Ласковое слово» ( Можно проводить с мячом или по кругу, как считалочку.) Цель: Закреплять у детей навык суффиксального словообразования ; развивать коммуникативные навыки детей, вызывать доброжелательное отношение детей друг к другу. Игровое задание 1. Назови ласково «голова-головка»; «глаза-…..» Игровое задание 2. Назови малышей ласково « Саша – Сашенька»; «Алёна- …..» ^ Цель: Активизировать предметный словарь по теме «Тело человека»; упражнять в составлении простого предложения с заданным словом. Каждый ребёнок называет одну часть тела. Игровое задание. Скажите, для чего нужна телу эта часть. Например: ухо. Ухо нужно человеку, что бы слышать звуки. Глаза нужны человеку…. ^ Цель: Активизировать запас слов, обозначающих действия; упражнять в составлении простого предложения с заданным словом; развивать воображение и чувство юмора детей. Игровое задание 1.Дети по очереди называют действия, которые может выполнять названный педагогом объект, кратко называя его назначение и цель. Выигрывает тот, кто последним назвал подходящее действие. Например: нос – нюхать, дышать, сморкаться, чихать… Игровое задание 2.Подобрать предмет ( часть тела ) к действию (с мячом): Видят- глаза; дышит-…; трогают-…; слышат-…; жуют-…; нюхает-…; стоят-…; говорит-…; машут-…; пишут-…; Игровое задание 3.Отгадать предмет (часть тела) по нескольким действиям: дышит и нюхает –нос; дышит, ест и говорит-…; шьют, пишут, играют-…; слушают и слышат-…; думает, кивает, вращается -…; ^ Цель: Активизировать словарный запас по теме «Тело человека»; развивать ситуативно-деловую форму общения между сверстниками. Игровое задание1 Каждая команда по очереди называет слово определение к объекту, например глазу. Глаз: карий, зоркий, большой, маленький, слезливый…; Голова: …; Ноги: …; Руки: …; «Умозаключение» Цель: Упражнять детей в установлении причинно-следственных связей; развивать связную речь детей. Игровое задание 1. Закончи предложение. Руки надо мыть, потому что…; Дышать надо носом, чтобы…; Люди чистят зубы, чтобы…; Фрукты полезны человеку, потому что…; Приложение №2 ^ Цели: закрепить знания детей о сигналах светофора, понятиях: улица, дорога, тротуар, деревья, дома; вспомнить ПДД. Детей учат не спешить, переходя дорогу, быть внимательным, знать и находить место пешеходного перехода, понимать сигналы светофора, дорожные знаки. ^ Цели: закрепить знание ПДД; отрабатывать навыки правильного общения, речь, социальное поведение. Оборудование: маленькие стулья, руль. С помощью считалочки выбирают водителя. Моделирование ситуаций: женщина с ребёнком, бабушка, слепой. ^ Закрепление ПДД. На полу полосками обозначен переход, на светофоре красный свет. Дети стоят у переходы. На светофоре жёлтый свет. На зелёный сигнал дети идут по переходу, сначала смотрят налево, потом направо. Приложение №З ^ Апельсин Мы делили апельсин. Много нас, А он один. Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки. Эта долька - для ежа. Эта долька - для стрижа. Эта долька - для утят. Эта долька - для котят. Эта долька - для бобра ^ А для волка - кожура. Сжимают пальцы обеих рук в кулаки Он сердит на нас - беда; Разбегайтесь – Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки Кто куда! ^ Начиная новую игру, расскажите малышу стихотворение: ^ — Всюду ручки пригодились. А теперь пора узнать, Как гостей нам принимать! «Дзинь», — звенит звонок в прихожей, Это кто же, кто же, кто же? Расскажите, что гостей нужно встречать словами: «Проходите, дорогие гости, садитесь, пожалуйста». СтулЛевую ладонь поставьте вертикально вверх. Снизу приставьте кулак правой руки большим пальцем к себе. ^ Что ты увидел? Скорей назови. (Стул) Спросите у малыша; «Кто пришел к нам и гости?» Пусть ребенок придумает, кого он мог бы пригласить (это могут быть друзья, куклы, игрушки, зверюшки). Чем больше гостей, тем больше стульев понадобится. Их можно сделать очень быстро, меняя положение рук столько раз, сколько необходимо стульев. При этом следует говорить: «Этот стульчик — для медведя, этот стульчик - для лисы, этот стульчик — для зайчика и т. д.» Стол.Заинтригуйте ребенка, спросив; «А теперь отгадай, куда мы пригласим наших гостей?» Сожмите левую руку в кулак. Сверху положите ладонь правой руки — получится стол. Под крышей четыре ножки, на крыше чашки да ложки. (Стол) Скажите; «Приглашаем всех гостей за стол». Попросите ребенка изобразить стол с помощью рук ЧашкаСкажите ребенку; «Надо стол накрыть, гостей чаем поить». Сложите округленные ладони, чтобы получился ковшик. ^ Чай горячий в ней налит. (Чашка) ЧайникСкажите ребенку: «Ой, а что это пыхтит? ^ Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела». (Чайник) Когда загадка будет отгадана, попросите ребенка подставить свою «чашку» и покажите пальчиковое упражнение «Чайник». «Наливая» чай, произносите «с-с-с», имитируя звук льющейся из чайника воды. Сожмите правую руку в кулак, оттопырил большой палец, — это «носик чайника». Наклоните кулак так, чтобы «носик чайника» оказывался над «чашкой» ребенка. Попросите малыша показать чайник с помощью пальчиков и налить вам чаю в «чашку». Пусть малыш «наливает» чай в чашку, произнося звук «с-с-с». Приложение №4 ^ Какого ребёнка медики и педагоги считают ослабленным? Прежде всего — часто болеющего. Что значит «часто»? Если в течение года у ребёнка было четыре и более простудных заболеваний и при этом он не посещал детский сад более двух недель — такой ребёнок ослаблен. Худенький, бледный, он быстро устаёт при любых нагрузках. Через 3-5 минут выполнения даже лёгкой физической работы ему требуется отдых, при беге он переходит на шаг, во время подвижных игр — отходит в сторону, при катании на лыжах — останавливается и учащённо дышит. Если ребёнок не в состоянии ни разу отжаться от пола или подтянуться на перекладине, присесть более 5 раз — это тоже признаки слабой двигательной подготовленности. Как правило, ослабленный ребёнок — плаксивый, обидчивый, отличается резкой сменой настроения, без видимой причины раздражается, кричит. То внезапно начинает суетливо бегать, то, наоборот, впадает «в спячку», подолгу сидит на одном месте, устремив глаза в одну точку. Нередко он беспокоен во время сна, плохо ест. Такие дети пассивны, их не привлекают спортивные упражнения, а из-за болезни они часто пропускают занятия физкультурой. Однако именно им физические упражнения особенно необходимы для укрепления здоровья. Вопрос в том, какие, когда и сколько. Предлагаемые нами рекомендации и физкультурные комплексы помогут Вам решить этот вопрос и подобрать те упражнения, которые подойдут и будут нужны Вашему ребёнку. При выборе оздоровительных физкультурных комплексов необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка — физическое развитие (рост и вес тела), состояние здоровья, двигательную подготовленность, утомляемость. Для укрепления здоровья ослабленного ребёнка очень полезно сочетать утреннюю гигиеническую гимнастику и дыхательные упражнения. Предлагаем два эффективных комплекса. ^ Это зарядка, и предназначена она не для тренировки, а для подготовки организма к повседневной деятельности. Упражнения должны выполняться не спеша, без рывков, с постепенным увеличением амплитуды движений. Время выполнения комплекса — от 10 до 12 минут, каждое упражнение повторяется от 4 до 6 раз. Пульс во время зарядки не должен превышать 120-130 ударов в минуту. Содержание примерного комплекса: 1. Ходьба без напряжения — 1 минута. 2. Потягивание. Исходное положение (и. п.) — стоя, руки к плечам. На счёт «раз» прогнуться назад и развести руки в стороны — вдох. На счёт «два» вернуться в и. п. Повторить 4-5 раз. 3. Наклоны. И. п. — стоя, руки вниз. На счёт «раз» прогнуться назад, руки поднять вверх, ладони соединить. На счёт «два» наклонится вперёд и достать прямыми руками носки ног. Повторить 5-6 раз. 4. Махи ногой и рукой. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки вперёд. На счёт «раз» повернуть туловище и прямые руки влево, одновременно поднять прямую левую ногу. На счёт «два» вернуться в и. п. Повторить то же самое правой ногой с поворотом вправо. Повторить упражнение 4-5 раз в каждую сторону. 5. Дыхательное упражнение. И. п. — стоя, руки вниз. На счёт «раз» поднять руки через стороны вверх и скрестить их за головой — глубокий вдох. На счёт «два» вернуться в и. п. Постепенно замедлять движения, по мере успокоения дыхания. Выполнять упражнение 1 минуту. ^ Большинство детей дышат не носом, а ртом. Из-за этого они часто простужаются, отстают в физическом развитии, быстро утомляются. Специальные дыхательные упражнения позволяют очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребёнка. При помощи правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, избавиться от головной боли, насморка, расстройств пищеварения и сна, быстро снять утомление и восстановить работоспособность. Для овладения правильным дыханием разработаны специальные комплексы дыхательной гимнастики. Один из них мы рекомендуем для улучшения общего самочувствия ослабленного ребёнка. При выполнении упражнений необходимо соблюдать следующие правила: дышать только через нос, равномерно и ритмично; стараться делать максимально глубокие вдох и выдох; при появлении малейшего дискомфорта занятие следует прекратить. Заниматься дыхательной гимнастикой следует вместе с ребёнком, в хорошо проветренном помещении, в спокойной обстановке, через 30-40 минут после еды. Овладение комплексом проводите постепенно, прибавляя к уже освоенным упражнениям по одному новому через каждую неделю. 1. Дыхание через одну ноздрю. Цель упражнения — исправить привычку дышать ртом, научиться глубокому носовому дыханию. Сесть на коврик в удобную позу со скрещёнными ногами, спину и голову держать прямо. Закрыть правую ноздрю большим пальцем правой руки, медленно и глубоко вдыхать через левую ноздрю. Выдыхать через ту же ноздрю. Повторить упражнение 10-15 раз. Затем закрыть левую ноздрю большим пальцем левой руки и выполнить 10-15 дыхательных циклов. 2. Очистительное дыхание. Цель упражнения — очистить дыхательные проходы, проветрить лёгкие. Сесть на коврик со скрещёнными ногами. Сделать (через нос!) максимальный плавный вдох и резкий выдох, втягивая мышцы живота. Затем расслабить мышцы живота и глубоко вдохнуть. Выполнить без перерыва 10-15 дыхательных циклов. 3. «Кузнечный мех». Цель упражнения — быстро насытить организм кислородом, очистить носовые ходы (является превосходным средством против простудных заболеваний, насморка). Сесть на коврик со скрещёнными ногами, спина прямая. Спокойно сделать выдох, втянуть живот. В быстром темпе повторить семь дыхательных циклов (вдох-выдох) с активной работой мышц живота: на вдохе живот надувается вперёд, на выдохе — втягивается. Затем сделать полный вдох с задержкой дыхания на 5-7 се¬кунд. После этого перейти к обычному дыханию. Форсировать дыхательную тренировку ни в коем случае нельзя! Критерий правильно подобранных нагрузок — хороший сон ребёнка, весёлое настроение, желание заниматься дыхательной гимнастикой. После того как ребёнок овладеет предложенными упражнениями (а на это необходимо затратить, по меньшей мере 3-4 месяца), можно переходить к более сложным комплексам. Приложение №5 ^ Эта игра тоже, наверное, многим знакома. Но часто, когда предстоит какое -то мероприятие все игры вылетают из головы. Мы хотим вам напомнить игру "Съедобное –не съедобное". Цель игры: Развитие реакции и внимательность. Правила игры: Для игры нужен простой мячик диаметром от 20см до 65см (фитболы). Участники игры "Съедобное –не съедобное" встают на одну линию. На расстоянии пять метров лицом к лицу от них стоит ведущий с мячом в руках. Он называет разные предметы (например арбуз, ножницы, цветы, пицца, ложка и т. п.) и поочередно бросает мяч каждому игроку. Игроки в свою очередь должны отвечать «съедобное» или «несъедобное», на тот предмет, который называет ведущий и ловить мяч. Ведущий должен кинуть мяч в руки участника одновременно называя предмет. Если игрок ответил правильно, он делает один шаг навстречу ведущему. И так далее. Кто первый доберется до ведущего, тот сам становится ведущим. Приложение №7 ^ Цель : : учить детей отличать опасные жизненные ситуации от неопасных; уметь предвидеть результат возможного развитии ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи. Оборудование: набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций; карточки разных цветов (красного, белого и жёлтого) в зависимости от вариантов игры. Содержание картинок: ребёнок лазает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т. д. Детей просят определить степень угрозы предлагаемой (наглядной или словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять определённую карточку, в зависимости от опасности, правильно разложить дидактические картинки. Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, и белую – если опасности нет. Дети не должны мешать друг другу, при необходимости дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользоваться подсказками. Приложение № 7 Что такое хорошо, что такое плохо.Цели: учить детей составлять фразы по иллюстрациям, оценивать поступки человека, воспитывать бережное отношение к окружающему (своему дому, двору, детскому саду) и своему здоровью. Пособие изготавливается постепенно, дети совместно с воспитателем отыскивают иллюстрации, называют вред и пользу изображонного на них: полезно – оформляют в рамку зеленую, вредно – в рамку красную, листы собирают в папку. Дети в свободное время рассматривают их, дорисовывают изображения, играют с ними. |
![]() | Практикум по теме «Приобщение к нравственным ценностям через формирование экологической культуры» Цель: создание оптимальных условий для развития творческой активности и положительного эмоционального состояния через формирование... | ![]() | Формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста Липейко Екатерина Александровна, воспитатель «первичного конструирования», формирования здоровья и расширения резервных возможностей организма (увеличение количества и качества... |
![]() | Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста через режиссерскую игру Разрабатывая методику обучения, мы опирались на труды отечественных и зарубежных психологов и педагогов, в которых игра рассматривается... | ![]() | «Формирование валеологической культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе по физическому воспитанию» Валеология научная дисциплина, впитавшая в себя методы и подходы практически необъятной группы наук (физиология, биохимия, генетика,... |
![]() | Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через сюжетно-ролевую игру Швец В. В Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через сюжетно-ролевую игру | ![]() | Психолого – педагогический потенциал сказок «Через сказки, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия это ключик,... |
![]() | Формирование основ православной культуры у обучающихся средствами библиотечной работы Адициями, через формирование знаний об историческом православном прошлом своего народа. Путь к современному нравственному образованию... | ![]() | Формирование фонематического слуха через игру Тумченок Е. А., учитель-логопед мбдоу дскв №66 «Забавушка» Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать... |
![]() | В. А. Сухомлинский Искусство сцены родилось в глубокой древности. В разные времена оно было призвано развлекать, воспитывать, проповедовать. И с этими задачами театр справлялся его возможности многообразны, а сила воз Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка | ![]() | Городской банк данных актуального педагогического опыта Предупреждение возникновения эмоциональных нарушений у старших дошкольников через игру и сказкотерапию |