Тема: Развитие мелкой моторики у детей средней группы, через формирование графических навыков icon

Тема: Развитие мелкой моторики у детей средней группы, через формирование графических навыков



НазваниеТема: Развитие мелкой моторики у детей средней группы, через формирование графических навыков
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Из опыта работы Степановой Т.А., воспитателя второй квалификационной категории


Тема: Развитие мелкой моторики у детей средней группы, через формирование графических навыков.


«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев»

В.А.Сухомлинский.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым но и детям.: неуклонно растёт оббьем знаний, которые нужно передавать. Необходимо, чтобы усвоение знаний было осмысленным. Для того чтобы помочь справиться с ожидающими их сложными задачами нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании речи. Это- основное условие успешного обучения ведь посредством речи совершается развитие мышления с помощью слова мы выражаем свои мысли.

Функции руки и речь развиваются параллельно. Совершенствование мелкой моторики -это совершенствование речи. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

Мелкая моторика это согласованные движения пальцев рук, умение ребёнка пользоваться этими движениями. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движение губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой. Так для формирования двигательных навыков пальцев и кистей рук в Китае с давних пор применяются специальные упражнения с каменными и металлическими шариками. В Японии широко распространены упражнения с грецкими орехами.

Пальчиковые игры и упражнения уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.


Я работаю в средней логопедической группе компенсирующего вида «Речецветик» .У детей отмечается в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, т.к. движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени  связана с развитием действий рук. Умение выполнять мелкие движения  с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.

Поэтому я придаю большое значение использованию этого факта в работе с детьми и в случаях своевременного речевого развития, и особенно там, где развитие речи задерживается.  В своей работе я применяю стимулирование речевого развития путём тренировки движений пальцев рук. Этим я решаю сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияю на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовлю к овладению навыкам письма.

Во избежание в будущем многих проблем школьного обучения поставила следующие цели и задачи:

^ 1. Формировать графические навыки, подготовить руку. (штриховка)

o развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

o развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

^ 2. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

o произвольное внимание;

o логическое мышление;

o зрительное и слуховое восприятие;

o память, речь детей;

o умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.

    Для развития тонкой ручной координации важно также, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, конструирование из некрупных деталей, выкладывание узоров из мозаики и счётных палочек. Всё это – эффективные пути для подготовки руки ребёнка к письму. К пяти годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. 
       Одно из направлений -  это игры со счетными палочками, спичками.  В этих играх со стихотворным сопровождением представлены фигурки, которые выполняются из счетных палочек или спичек. Вначале дети знакомятся с геометрическими фигурками, на основе которых построены все остальные. Фигурки сопровождают стишки для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой. 

      Большое значение для «постановки руки» имеет развитие графической моторики. Особое место здесь  занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Детям предлагаю трафареты по теме недели. Для штрихования использую книжки – раскраски так же по теме. Эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут.  Помимо подготовки руки к письму  штриховка способствует развитию глазомера – формирование умения видеть контуры фигур, при штриховании не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями.
         Работу по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением речи я провожу систематически, уделяя ей по 5-7 минут ежедневно.
      Оптимальный вариант развития мелкой моторики - использование физкультминуток

Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, то она послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

 Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание текста, учат улавливать ритм речи. Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.

Наряду с описанными играми для тренировки тонких движений рук я использую разнообразные упражнения без речевого сопровождения:                                                                      



  • «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки  поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и  мизинца. "Поздороваться" пальчиками  на левой руке, а затем одновременно на двух руках.

  • «Человечек» -  указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки - "бегает"  по столу.

  • «Слоненок»- (средний палец выставлен вперед - хобот, а           указательный и безымянный - ноги) "идет" по столу. 

  • «Оса»- выпрямить указательный палец правой руки и вращать им. Те же движения производить указательным пальцем левой руки и одновременно указательными пальцами обеих рук («осы»).

  • «Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз. 

  • «Деревья»- поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.

  • «Очки» - образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.

   
  Также я использую пальчиковые игры с речевым сопровождением. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.  Пальчиковые игры с речевым сопровождением – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз". Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребёнок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.

     

Они увлекательны и способствуют развитию речи и творческого воображения. У детей,   повторяющих движения взрослых, вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде  деятельности. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.
   В свободное время провожу самомассаж подушечек пальцев. Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают подушечку снизу, разминая ее. На каждую строку - разминание одного пальца.


^ Дети любят всех зверей:

Птиц, и ящериц, и змей,

Пеликанов, журавлей,

Бегемотов, соболей,

Голубей и глухарей,

И клестов, и снегирей.

Любят горного козла,

Обезьянку и осла,

Дикобраза и ежа,

Черепаху и ужа.


Самомассаж фаланг пальцев. На каждый ударный слог - разминание фаланги одного пальца (на одну строку получается один палец). Порядок движений - от ногтевой фаланги к основанию пальца.

^ Вырос у нас чесночок,

Указательный. Перец, томат, кабачок,

Средний. Тыква, капуста, картошка,

Безымянный. Лук и немножко горошка.

Мизинец. Овощи мы собирали,

Мизинец. Ими друзей угощали,

Безымянный. Квасили, ели, солили,

Средний. С дачи домой увозили.

Указательный. Прощай же на год,

Большой левый.

Наш друг - огород!

Большой правый.

Массаж (самомассаж) подушечек пальцев. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, катая его на подушечке вправо-влево. На каждую строчку разминаем один палец.

Работа с родителями

Работа с родителями - одно из важнейших направлений в нашей работе, по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки ребенка к письму. Основная задача на начальном этапе работы с родителями - формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.


После проведения диагностических заданий для определения уровня развития мелкой моторики и координации движений рук, провела индивидуальную беседу с родителями. - налаживание контактов, определение уровня наблюдательности, степень понимания ребёнка взрослым. Вместе логопедом приглашали на первое родительское собрание: Где подробно рассказали какие формы работы будут проходить с детьми в логопедической группе.


Для родителей, затрудняющихся помочь своим детям, провожу как бы "Обучающий - семинар практикум" (где с их же детьми) показываю пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры, штриховку, предлагаю над какой задачей надо поработать больше.

Совместно с логопедом провели заседание «Круглого стола» на тему: «Движение и речь»

Родители рассказали и показали игры с нестандартным оборудованием, которые мы им предложили для игры с детьми.

Родители оказывают посильную помощь в оформлении логопедического уголка.

Оформили для каждого ребёнка коврик (вязанный).

-Набивной шарик.

-Участвуют в конкурсе рисунков совместно с детьми.



Похожие:

Тема: Развитие мелкой моторики у детей средней группы, через формирование графических навыков iconТема: «развитие мелкой моторики»
Для детей логопедической группы эта проблема стоит наиболее остро, поэтому в нашем детском саду разработана система по развитию мелкой...
Тема: Развитие мелкой моторики у детей средней группы, через формирование графических навыков iconФормирование мелкой моторики рук у детей с онр
Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Сотрудники института физиологии детей и подростков установили,...
Тема: Развитие мелкой моторики у детей средней группы, через формирование графических навыков iconРазвитие мелкой моторики у детей
Развитие мелкой моторики у детей крайне важно для развития ребенка в целом. Что такое мелкая моторика? Это действия, которые выполняют...
Тема: Развитие мелкой моторики у детей средней группы, через формирование графических навыков iconРазвитие познавательной сферы детей с дцп через формирование мелкой моторики рук

Тема: Развитие мелкой моторики у детей средней группы, через формирование графических навыков iconРазвитие мелкой моторики у детей раннего возраста (2-3 года)
Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться,...
Тема: Развитие мелкой моторики у детей средней группы, через формирование графических навыков iconРазвитие мелкой моторики у детей 5 – 6 летнего возраста с задержкой психического развития
Проблема развития мелкой моторики у детей 5 – 6 лет с зпр психолого-педагогической литературе
Тема: Развитие мелкой моторики у детей средней группы, через формирование графических навыков iconТема: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики руки через разные виды деятельности»
«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики руки через разные виды деятельности»
Тема: Развитие мелкой моторики у детей средней группы, через формирование графических навыков iconТема «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста». «Ум ребенка – в пальчиках»
Тема «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
Тема: Развитие мелкой моторики у детей средней группы, через формирование графических навыков iconПальцы помогают говорить коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей
Г15 Пальцы помогают говорить. Коррекциониые занятна по развитию мелкой моторики у детей / Г.]. Галкина, Т. И. Дуошш- на. — М. Издательство...
Тема: Развитие мелкой моторики у детей средней группы, через формирование графических навыков iconРазвитие мелкой моторики у детей
Изучая деятельность детского мозга, психику детей вообще, ученые отмечают большое стимулирующее значение функции руки, и заключают,...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты