Воспитатель мдоу «Детский сад «Солнышко» с. Марьяновка Большеберезниковского района Асанова Вера Александровна icon

Воспитатель мдоу «Детский сад «Солнышко» с. Марьяновка Большеберезниковского района Асанова Вера Александровна



НазваниеВоспитатель мдоу «Детский сад «Солнышко» с. Марьяновка Большеберезниковского района Асанова Вера Александровна
Дата17.10.2016
Размер
ТипРеферат






Выполнила: ВОСПИТАТЕЛЬ МДОУ «Детский сад «Солнышко» с. Марьяновка

Большеберезниковского района

Асанова Вера Александровна


2010 год

СОДЕРЖАНИЕ


Введение ………………………………………………………………………… 3

  1. Формирование культуры поведения на улице и в транспорте ……….. 4

    1. Значение сведений о правилах дорожного движения для жизнедеятельности ребёнка дошкольного возраста ………………... 4

    2. Формы, методы и приёмы обучения безопасности ребёнка дошкольного возраста …………………………………………………. 8

  2. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасности ……… 12

    1. Формирование знаний правил дорожного движения в детском саду…12

    2. Работа с родителями…………………………………………………….. 14

Заключение ………………………………………………………………………… 15

Список используемой литературы ……………………………………………… 16

Приложение А ……………………………………………………………………. 17

Приложение Б ……………………………………………………………………... 18


Введение

В настоящее время невозможно представить человека, который так или иначе не сталкивался бы с наземным транспортом. Увеличивается количество транспортных средств, повышаются их скоростные характеристики, возрастает интенсивность движения на дорогах и, особенно в крупных городах, множится количество дорожно-транспортных происшествий, связанных с гибелью людей.

Психофизиологические и возрастные особенности детей дошкольного возраста во многом определяют их поведение на дороге. Учитывая их, педагоги и родители могут многое сделать для предупреждения дорожно-транспортных происшествий с детьми. Детская импульсивность и спонтанность, суженное восприятие, рассеянное внимание, почти полное отсутствие опыта и развитых способностей предвидения последствий своих действий и поведения окружающих обусловливает резкие изменения в поведении ребенка (смена направления движения, внезапная остановка), которые с большим трудом могут быть предугаданы другими участниками движения. Все эти обстоятельства заставляют отнести детей дошкольного возраста к категории пешеходов с повышенным риском.

Донести полезные знания до юных граждан, выработать потребность в соблюдении правил дорожного движения, подготовить к целесообразным действиям в сложных ситуациях на дороге, улице, способствовать активной пропаганде Правил (в детском саду, школе, внешкольных учреждениях, летних оздоровительных лагерях и т.п.) - задача всех взрослых, находящихся в непосредственном контакте с детьми и подростками.

Воспитание дисциплинированного пешехода является составной частью воспитания общей культуры человека. Достичь желаемого результата поможет грамотная организация работы воспитателей, учителей, педагогов дополнительного образования, организаторов досуга по обучению детей правилам дорожного движения.



1. Проблемы безопасности жизнедеятельности в воспитании детей дошкольного возраста.

^ 1.1. Значение сведений о правилах дорожного движения для жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста.

Рассматривая подготовку детей к безопасному участию в дорожном движении как одно из важнейших направлений деятельности в области предупреждения дорожно-транспортных происшествий, особо следует выделить задачу формирования у них знаний, умений и навыков, а также привычек безопасного поведения в дорожном движении. Естественно, что без определения сущности и содержания понятий говорить об эффективности специальной подготовки ребенка к безопасному участию в дорожном движении не приходится. Немаловажным являются способность ребенка к усвоению знаний, умений и навыков безопасного поведения в дорожном движении и способность ребенка к выполнению усвоенных знаний [12].

Рассматривая психолого-педагогический аспект проблемы безопасности дорожного движения, следует обратить особое внимание на роль и значение способности человека не только получать определенные знания о безопасном поведении, но и приобретать умения и навыки видеть дорожную обстановку, наблюдать ее и прогнозировать ход ее развития с максимальной степенью достоверности получаемой информации об этой обстановке. И на основе этих знаний, умений и навыков вырабатывать собственные привычки действовать безопасно. То есть, в данном случае речь идет о специальных способностях, как психологических особенностях индивида, являющихся возможностью успешного выполнения им определенного вида деятельности.

В области дорожно-транспортных отношений участникам движения необходимы специальные знания о транспортных средствах и их динамических особенностях; о дорожных условиях и особенностях их изменения в зависимости от состояния окружающей среды; о характерных для участников движения мотивах поведения, разновидностей поступков во время движения и их результатах (как безопасных, так и опасных); о существующих

закономерностях дорожно-транспортного процесса, о Правилах дорожного движения и безопасного поведения в нем и др.

Е.Ф. Федотова отмечает, что значение роли специальных умений для обеспечения безопасности в дорожно-транспортном процессе трудно переоценить. Особенно это относится к умению действовать в постоянно изменяющихся дорожных ситуациях [11].

Не требует особого доказательства то, что в обеспечении безопасности дорожного движения особую роль играют навыки и привычки участников движения действовать безопасно не только в личных целях, но и в целях безопасности окружающих. Главным при подготовке дошкольников является не только передача им знаний об основных требованиях Правил дорожного движения, о правилах безопасного поведения на дорогах, умении ориентироваться в сложных дорожных ситуациях и быстро принимать правильные решения, но и формирование у юных участников движения навыков и привычек безопасного участия в процессе движения, воспитание культуры поведения, дисциплинированности и ответственности за безопасность как свою, так и окружающих.

Из сказанного следует, что безопасное поведение участника дорожного движения должно характеризоваться навыками, а выполнение правил безопасности движения (в том числе и Правил дорожного движения) должно стать привычкой.

Р.В. Иванова считает, что формирование у дошкольников навыков безопасного поведения необходимо рассматривать наравне с другими важнейшими задачами обучения и воспитания детей, так как им нужны не только знания, но и навыки полезной деятельности в предстоящей жизни, умение сохранить свою жизнь и здоровье в окружающей среде [8].

В перечне специальных навыков безопасного участия дошкольников в дорожном движении на первый план следует вынести навык безопасного движения на улицах, дорогах и в транспорте, как основу выполнения Правил дорожного движения [8].

Установлено, что несчастные случаи с учащимися происходят не только потому, что они сознательно нарушают правила безопасного движения. Зачастую они имеют место в силу легкой отвлекаемости детей. В работе с дошкольниками по формированию у них навыков безопасного поведения следует помнить о некоторых психологических особенностях, свойственных детям. Так, например, дошкольники еще не умеют определять реальность опасности и время, необходимое для безопасного перехода улицы. Они часто переоценивают свои возможности, считая себя и более быстрыми, и более ловкими, чем есть на самом деле. Совершенно очевидно, что чем раньше дети получат сведения о том, как они должны вести себя в качестве пешеходов на улице, чем дисциплинированнее они будут относиться к выполнению обязанностей пешехода, тем меньше станет случаев детского дорожно-транспортного травматизма.

У дошкольников необходимо развивать чувство ответственности за свое
поведение на улице, умение учитывать возможную опасность, учить их
сохранять самообладание, быстро и правильно оценивать обстановку,
принимать решения. Поэтому основной задачей при обучении и воспитании
детей правилам безопасного поведения на улице, дороге и в транспорте
является формирование следующих знаний, умений, навыков и привычек:

сосредоточение внимания к уличному движению; самообладание и уравновешенность в момент опасности. Дети должны уметь сдерживать свои импульсивные порывы, например, желание возможно скорее перебежать улицу.

В.И. Ковалько считает, что именно с момента выхода дошкольника из привычных для него бытовых домашних условий в транспортную уличную среду должно начинаться развитие его представлений о дорожном движении, должен формироваться навык переключения внимания на улицу. Этот навык необходим ребенку для психологического переключения из сферы полной безопасности в зону опасности (проезжую часть). Но не следует концентрировать их внимание на ужасах несчастных случаев: дети должны понимать опасность, связанную с движением транспортных средств, но не должны бояться улицы. Чувство страха парализует действия ребенка, делает его менее находчивым в моменты опасности [6].

Неожиданное появление на проезжей части дороги, выход из-за транспортного средства или другого предмета, закрывающего обзор, игра на проезжей части дороги, как показывает практика, происходит, в основном, по причинам: неумения наблюдать - осматривать проезжую часть, замечать автомототранспортные средства, оценивать скорость и направление движения, предвидеть возможность появления транспортного средства из-за других транспортных средств, кустов, деревьев; невнимательности и беспечности (особенно мальчиков).

Поэтому детей (и многих взрослых) необходимо учить умению смотреть и предвидеть опасность. Это умение должно быть доведено до автоматизма, выработано в твердый навык (в привычку). Вообще формирование у ребенка навыка предвидения опасности должно пронизывать все обучение их безопасному поведению на дороге, так как особенно сложным для детей является предвидение скрытой опасности.

По мнению В.П. Дмитрук, навык предвидения опасности тесно взаимосвязан с формированием у детей дошкольного возраста, навыка наблюдения. Отсутствие этого навыка у ребенка приводит его к следующим типичным ошибкам, сопряженным с высокой степенью опасности:

  • начинает переходить проезжую часть, не остановившись и не осмотревшись;

  • двигаясь по тротуару в зоне выезда со двора или с территории предприятия, не замечает выезжающее транспортное средство;

  • на улицах с нерегулируемым движением (так называемых «пустынных» улицах), не осмотревшись, выходит на проезжую часть перед приближающимся транспортом;

  • играя вблизи проезжей части и увлекшись игрой, выбегает на дорогу, предварительно не осмотрев ее;

  • в сумерках не замечает автомобиль темного цвета;

• не замечает подаваемых водителем сигналов поворота [3].

От того, как усваивают дети (и их родители) правила, изучают и осваивают «законы» безопасности движения, овладевают перечисленными навыками безопасного участия в дорожном движении и умело применяют их на практике, зависит в настоящем и будущем их личная безопасность на дорогах и улицах.

Обучая дошкольника основам безопасности дорожного движения, прививая ему элементы транспортной культуры, вежливого обращения и внимательного отношения к другим участникам движения, одновременно с этим, закладываем в ребенке фундамент будущих цивилизованных создателей и преобразователей всей дорожно-транспортной системы общества с условием максимально возможной ее безопасности для окружающих.

Существует утверждение, что обучение и воспитание начинаются с первых месяцев жизни. В современном мире дорожное движение является одним из основных процессов, который привлекает ребенка уже в самом раннем возрасте. Автомобиль дает возможность открыть и познать внешний мир, не случайно же очень часто первыми игрушками являются автомобили. Но автомобиль не только обладает гипнотическим воздействием на ребенка. К несчастью, он может стать источником страданий и горя [3].

Вот почему с самого раннего возраста необходимо обучать детей основным правилам, знание которых может снизить вероятность дорожно-транспортных происшествий. Источников этих знаний три - родители, детский сад, внешняя среда. Несмотря на всю важность самих правил, надо учить не столько правилам, сколько анализу закономерностей возникновения опасности. Нужно выработать у ребенка иммунитет.

Чтобы человек выполнял какие-то требования, у него должна быть выработана психологическая установка на постоянное совершение этих действий. Залогом правильного поведения пешехода на дороге является выработка у него установки на строгое соблюдение Правил движения.

Наиболее частыми причинами риска, исключая низкую психологическую установку на соблюдение Правил дорожного движения, являются характерологические особенности, в том числе возраст ребенка. Помимо переоценки детьми технических возможностей автомобиля и возможностей водителя для них характерны переоценка своих возможностей и недооценка вероятных последствий. Есть дети, совершающие рискованные поступки, базирующиеся не на переоценке своих возможностей, а на замедленной реактивности и неспособности реально взвесить ситуацию в силу запоздалого, медленного анализа.

М.Я. Вотрякова утверждает, что воспитание психологической установки на исключение риска должно осуществляться с учетом психофизиологических возрастных особенностей детей, их повышенной склонности к рискованным действиям и половой принадлежности (имеется в виду готовность к риску, свойственная в большей мере мальчикам, чем девочкам). В этот период он начинает самостоятельно передвигаться по дороге, и поэтому обучение его Правилам дорожного движения приобретает особенно важное значение. Роль педагога и дошкольного учреждения в целом в решении этого вопроса переоценить невозможно [2].


^ 1.2. Формы, методы и приемы обучения правилам дорожного движения детей дошкольного возраста.

Организация обучения детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения, знаниям правил безопасности движения и формирования у них умений и специальных навыков, может быть эффективной лишь при соблюдении следующих принципов: логичности, непрерывности, систематичности и последовательности обучения, наглядности, доступности, единства теории и практики, обучения и воспитания, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, ведущей роли педагога при самостоятельности и активности обучаемых; сотрудничества детей в процессе обучения. Все эти принципы важны и нецелесообразно выстраивать их в определенную очередность по важности роли и значимости в процессе обучения и воспитания [5].

Речь идет о принципе непрерывности, систематичности и последовательности в обучении безопасному поведению ребенка на улицах, дорогах и в транспорте. Учет этого требования определяется возрастными особенностями детей, неспособностью их самостоятельно и постоянно контролировать свое поведение, а главное, неспособностью переводить собственные знания в свой опыт поведения. Поэтому педагог не может ограничиться в этой работе эпизодическими беседами. Он должен ежедневно обращаться к сознанию детей, используя для этого материал любого учебного предмета.

Педагог должен вызвать у детей желание овладевать знаниями безопасного движения и в дальнейшем, пробудить любовь и уважение к изучаемому предмету и воспитывать готовность совершенствования и добывания новых знаний в этой области.

Традиционно в обучении педагог использует три группы методов: словесную (беседа, объяснение, рассказ, лекция, инструктирование и т.д.); наглядную (иллюстрации, картины, объекты в натуральную величину, макеты, модели, таблицы и т.д.); практические (упражнения, опыты, исследования и т.д.). каждая группа методов несет на себе определенную смысловую нагрузку и выполняет определенную роль. Комплексное же их использование позволяет передать определенную сумму знаний, сформировать умения и навыки, выработать способы деятельности и поведения.

Разнообразие используемых методов позволяет включить в восприятие учебного материала, в его осознание и превращение в свой опыт различных органов чувств. Ребенок слушает, смотрит, производит манипуляции с предметами, и это облегчает и делает более успешным процесс познания.

Период дошкольного возраста характеризуется, прежде всего, устремлением к внешнему миру, приспособлением к нему. Поэтому так важно именно в этом возрасте формировать у ребенка безопасные способы поведения на дороге.

В этой связи правила дорожного движения как дисциплина занимают особое место. Здесь необходимо одновременно решать две задачи:

  1. подача учебного материала в адекватной для данного возраста форме, т.е. с учетом психофизиологических особенностей, и на основе принципов развивающего обучения;

  2. формирование у детей психологической установки на соблюдение Правил дорожного движения, т.е. на использование знаний, полученных на уроках, в повседневной жизни [2].

Обучение и воспитание детей должно быть организовано непрерывно и систематически с учетом их возраста, а не типа дошкольного заведения. Проблема подготовки человека к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе есть проблема педагогическая. Без целенаправленной работы по обучению, воспитанию и привитию навыков безопасного поведения и дисциплинированности человека в дорожно-транспортном процессе невозможно эффективно обеспечить безопасность функционирования всей системы «человек - транспортное средство - дорога и среда».

Основными путями подготовки дошкольников к безопасному участию в дорожном движении являются: непосредственное восприятие окружающего мира; познание действительности через педагогов, воспитателей и родителей, а также с помощью организации специальных мероприятий для учащихся; самостоятельное познание действительности с помощью средств массовой информации, литературы и искусства.

Необходимым условием реализации поставленной задачи по подготовке дошкольников к безопасному участию в дорожном движении является единство и взаимосвязь детского сада, семьи и социально-педагогической среды, в которой постоянно пребывают дети.

Необходимо, чтобы дети не просто заучивали правила дорожного движения, а понимали их смысл и необходимость. Ребенок должен уметь объяснить, например. Почему, прежде чем переходить проезжую часть, нужно сначала остановиться, потом посмотреть налево, а затем направо и снова налево. Если на занятии возникают затруднения в понимании каких-либо правил, полезно организовать совместное обсуждение их детьми: предоставить им возможность задавать друг другу вопросы, поправлять ответы друг друга, рассуждать.

Все формы работы на занятии должны преследовать одну цель: осознание детьми важности соблюдения Правил дорожного движения. Чем больше мы понимаем смысл и необходимость соблюдения тех или иных правил, тем легче нам следовать им [7].

Восприятие дорожного движения у детей затрудняется чаще всего отсутствием (или недостаточной сформированностью) одновременности восприятия изменений формы и положения объекта в пространстве. Оценка же движущихся транспортных средств подвержена влиянию контрастов. Чем больше размер машины, чем значительнее ее отличия от общего цветового фона и звуков окружающей обстановки, тем «быстрее» дети представляют движение.

Ориентация налево -направо приобретается детьми не ранее чем в 7-8-летнем возрасте, а во многих случаях и позже. У дошкольников технических знаний о видах поступательного движения транспортных средств практически еще нет, и они часто подменяются представлениями, основанными на аналогичных движениях из микромира игрушек, например, убеждением в том, что реальные транспортные средства могут в действительности сразу останавливаться на месте точно так же, как и игрушечные. Вообще разделение игровых и реальных условий происходит у детей постепенно. Особенно интенсивным и планомерным этот процесс становится во время обучения в школе. Безопасность собственного поведения в условиях движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую детьми недооценивается.

В процессе обучения детей значительное место должно быть уделено умению «быть внимательным на дороге». Заниматься этим надо постоянно.

Роль внимания в дорожном движении настолько несомненна и велика, что в большинстве стран требование «быть внимательным» предъявляется всем участникам движения в законодательном порядке [9].

Таким образом, основными путями подготовки дошкольников к безопасному участию в дорожном движении являются: непосредственное восприятие окружающего мира; познание действительности через педагогов, воспитателей и родителей, а также с помощью организации специальных мероприятий; самостоятельное познание действительности с помощью средств массовой информации, литературы и искусства.


^ 2. Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения.

2.1. Формирование знаний правил дорожного движения в детском саду.

В дошкольном учреждении и в семье необходимо рассматривать формирование навыков безопасного поведения наравне с другими важнейшими задачами обучения и воспитания детей. Надо дать ребенку не только знания, но и навыки полезной деятельности в предстоящей ему жизни, как это жизнь и здоровье сохранить в окружающей среде, полной скрытых опасностей.

Обучение детей правилам дорожного движения мы начинаем в первой младшей группе. Дети этого возраста учатся различать грузовые и легковые автомобили, называть части автомобиля; у них формируются пространственные ориентировки, умение различать красный и зеленый цвета. Все обучение детей проводится в игровой форме. Во второй младшей группе, опираясь на знания, полученные детьми ранее, продолжаем работу по формированию у детей пространственной ориентировки, учим их различать легковые и грузовые машины, закрепляем умение называть части автомобиля.

На прогулках наблюдаем с детьми за различными видами транспорта, в свободное от занятий время рассматриваем иллюстрации с изображением машин, называем их. Используя игры с несложными правилами и сюжетом, закрепляем у детей умение различать красный, зеленый и желтый цвета, учим ориентироваться в пространстве, даем понятия «далеко», «близко», «вверху», «внизу», «слева направо», «справа налево». В игровых ситуациях учим детей правильно входить в автобус, в троллейбус и выходить из них. Много внимания уделяем индивидуальной работе с детьми: рассматриваем картинки, игрушки, изображающие автобусы, машины, светофор.

Знания, приобретенные детьми в младших группах, расширялись и углублялись в последующих. В средней группе детям объяснили для чего нужен светофор. Дети рассматривали игрушку-светофор, иллюстрации с изображением светофора, наблюдали за работой светофора, рассказывали о назначении его световых сигналов. На прогулке к ближайшему перекрестку, дети видели, как с помощью светофора регулируется движение машин и людей. Полученные знания закреплялись в дидактических играх и упражнениях: «Найди свой цвет», «Что изменилось?», «Пассажиры» и др.

Из года в год знания, приобретенные детьми, расширяются. В старшей группе ребята знакомятся с такими понятиями, как переход, проезжая часть дороги, дорожные знаки. Для этого мы используем целевые прогулки, экскурсии, беседы, игры, логические задачи, чтение художественной литературы. Много внимания уделяем ознакомлению детей с дорожными знаками. Начинаем работу с ознакомления дошкольников с предупреждающими знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Животные на дороге», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума»; затем с запрещающими знаками: «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено», «Въезд запрещен». Во время игр с транспортом дети узнают предписывающие знаки: «Круговое движение», «Движение только прямо», а также указательные: «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи», «Телефон», «Пешеходный переход». В старшей группе познакомим детей с работой регулировщика: рассказываем, для чего регулировщику нужен жезл, почему регулировщик стоит в центре, какое движение жезлом он делает, чтобы разрешить движение или запретить его.

Дети получили четкое представление о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам, водителям, направлены на сохранение их жизни и здоровья, поэтому все обязаны выполнять их: ходить только по правой стороне, иначе натолкнешься на встречного пешехода, помешаешь его передвижению; переходить дорогу только там, где имеется пешеходный переход, при двустороннем движении транспорта переходить дорогу, посмотрев сначала налево, а дойдя до середины дороги, - направо, ожидать транспорт только на специальной остановке. Свои знания о правилах дорожного движения дети отражают в рисунках, играх. Во время игр дети не только закрепляют правила дорожного движения, но и учатся культуре поведения в общественном транспорте. Для закрепления знаний детей о правилах дорожного движения проводим викторины, конкурсы, в которых используем логические задачи (Приложение А).

В подготовительной к школе группе проводится работа по закреплению знаний детей о правилах дорожного движения, полученных в предыдущих группах. Разъясняем детям, как важно не только знать, но и выполнять правила дорожного движения им, будущим школьникам. Ведь скоро они самостоятельно, без родителей, должны будут ходить по улицам города в школу. После беседы проводим обучающую игру «Мы идем в школу». Играя, дети упражняются в переходе дороги там, где нет светофора, используя «островки безопасности». Работу, проводимую по обучению старших дошкольников правилам дорожного движения, связываем с развитием речи. В подготовительной к школе группе в течение года несколько раз планируем придумывание детьми рассказов на темы: «Светофор», «Мы идем в детский сад» и др. Рассказы детей построены на знаниях правил дорожного движения.


^ 2.2. Работа с родителями.

Осуществлять обучение детей правилам дорожного движения нам помогают родители. Естественно, что дети во всем берут пример со своих мам и пап, даже в тех поступках, которые не заслуживают подражания. Если мать будет переходить дорогу на красный свет светофора, то и ребенок сделает также. На консультациях знакомим родителей с содержанием работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения, в папках-передвижках помещаем практические материалы: стихи, списки литературы. Регулярно проводим совместные с родителями мероприятия, собрания, анкетирование по теме (Приложение Б). Организуем для родителей выставки детских поделок, аппликаций, рисунков. Они должны ориентировать родителей на то, чтобы те постоянно решали с ребенком проблемные ситуации на дороге, настойчиво и терпеливо разъясняли ему правила пешехода и пассажира и сами были в этом примером.

Соблюдение детьми правил пешехода невольно дисциплинирует и родителей. Они активнее включаются в процесс воспитания и обучения ребенка, помогают воспитателям в изготовлении атрибутов: дорожных знаков, плоскостных фигур, костюмов, дидактических игр.


Заключение.

Период дошкольного возраста характеризуется, прежде всего, устремлением к внешнему миру, приспособлением к нему. Поэтому так важно именно в этом возрасте формировать у ребенка безопасные способы поведения на дороге.

Работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, обеспечивает готовность к обучению в школе, способствует воспитанию самостоятельности и культуры поведения на улице. Еще до поступления в школу дети должны быть знакомы с конкретными правилами движения по улице, твердо знать и соблюдать их. Правильная воспитательная работа с детьми дошкольного возраста создает прочный навык поведения на улице, помогает сохранить жизнь и здоровье ребенка, обеспечивает самостоятельность и осознанность поведения на улице.

Работа должна вестись комплексно по всем разделам воспитания и обучения (воспитатель-родитель-ребенок). Знания закрепляются в играх, развлечениях, конкурсах, соревнованиях.

Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил дорожного движения с родителями также должна проводиться определенная работа: беседы, рекомендации, советы, анкетирование, диспуты, совместные с детьми игры, изготовление атрибутов.

Для формирования устойчивых знаний и прочных навыков культурного поведения на улице, в транспорте, в детском саду проводятся специальные занятия по перспективному плану. В каждой возрастной группе определяются цели и задачи, подбирается и систематизируется художественная литература для дошкольников, методическая литература для воспитателей, рекомендации для родителей.


^ Список используемой литературы

  1. Авдеева, Н.Н., Князева, Н.Л., Стеркина, Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: Детство-Пресс, 2004.

  2. Вотрякова, М.Я. Безопасное поведение пешеходов на дорогах / М.Я. Вотрякова // Дошкольная педагогика. - 2003. - № 3. - с. 24-27.

  3. Дмитрук, В.П. Правила дорожного движения для школьников / В.П. Дмитрук. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.

  4. Извекова, Н.А. Правило дорожного движения / Н.А. Извекова. - М.: Просвещение, 1983.

  5. Как обеспечить безопасность дошкольников / под ред. К.Ю. Белой. - М: Просвещение, 2003.

  6. Ковалько, В.И. Здоровьесберегащие технологии / В.И. Ковалько. М.: Вако, 2004.

  7. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова, А.Н. Федотова / иол ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

  8. Иванова, Р.В., Правила дорожного движения / Р.В. Иванова II Воспитательная работа в школе. - 2006. - № l.-c. 106-111.

  9. Рублях, В.Э. Правила дорожного движения / В.Э. Рублях. - М.: Просвещение, 1979.

  10. Степаненкова, Э.Я. Дошкольникам о правилах дорожного движения / Э.Я. Степаненкова, М.Ф. Филенко. - М.: Педагогика, 2001.

  11. Федотова, Е.В. Обучаем дошкольников правилам дорожного движения / Е.В.Федотова // Ребенок в детском саду. - 2001. - № 2. - с. 24-31.

  12. Якупоа, Я.Н. Обучение младших школьников безопасному поведению в дорожном движении / Я.Н. Якупов // Основы Безопасности Жизнедеятельности. -199. - № 4. - с. 33-



^ ПРИЛОЖЕНИЕ А


ВИКТОРИНА «ПЕШЕХОД НА УЛИЦЕ»

(Подготовительная к школе группа) Цели: организовать развлечение при индивидуальной работе с детьми; закрепить правила дорожного движения.

Вопросы викторины

  • По какой части улицы должны ходить пешеходы? (По тротуару.)

  • По какой стороне тротуара должны ходить пешеходы? (По правой.)

  • Почему надо придерживаться правой стороны? (Чтобы не мешать движению пешеходов.)

  • Почему на улице нужно ходить только по тротуару? (За тротуаром начинается движение транспорта. Пешеход, вышедший на шоссе, подвергается опасности.)

  • Почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом? (Автобус, троллейбус не могут сразу остановиться, особенно на скользкой дороге, в снег, дождь.)

  • Где нужно ждать троллейбус, автобус? (На остановке.)

  • Как надо себя вести пассажиру в транспорте? (Входить и выходить при полной остановке, разговаривать тихо, обязательно держаться за поручни, уступать место старшим.)

  • Как нужно обходить машины, стоящие у тротуара? {Только сзади, чтобы видеть идущий за ними транспорт.)

  • Где пешеходы обязаны переходить улицу и как? (По переходу, спокойным шагом.)

  • Что такое регулируемый перекресток? (Это перекресток, на котором движение регулируется милиционером-регулировщиком или светофором.)

• Как надо переходить улицу, если нет регулировщика? (Убедиться в

безопасности, посмотреть налево, дойдя до середины дороги — направо.)

Когда можно переходить улицу на регулируемых перекрестках? (При зеленом свете светофора или разрешающем сигнале регулировщика.) Какие сигналы светофора вы знаете? Что обозначает каждый сигнал? Какие сигналы милиционера-регулировщика вы знаете? Каково их значение для пешеходов?

Почему нельзя играть на проезжей части дороги? (Это опасно для жизни.)

^ ПРИЛОЖЕНИЕ Б


АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Используется перед родительским собранием

  • Всегда ли Вы правильно переходите проезжую часть дороги?

  • Ведя ребенка в детский сад, Вы отпускаете его самостоятельно переходить дорогу (мостовую)?

  • Обучаете ли Вы своего ребенка правилам поведения в транспорте?

  • Знает ли Ваш ребенок, где находится школа, в которой он будет учиться? Как туда идти, где переходить улицу, какие знаки встречаются по дороге?

  • Как Вы реагируете, если на Ваших глазах чужие дети нарушают правила дорожного движения?

  • Хотелось бы Вам получить квалифицированную консультацию по воспитанию культуры поведения в общественных местах и на улице?




Похожие:

Воспитатель мдоу «Детский сад «Солнышко» с. Марьяновка Большеберезниковского района Асанова Вера Александровна iconАнализ работы мдоу «Солнышко» за 2010- 2011 учебный год
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Старомазинский детский сад «Солнышко»
Воспитатель мдоу «Детский сад «Солнышко» с. Марьяновка Большеберезниковского района Асанова Вера Александровна iconТема: «формирование речи детей раннего возраста путем развития мелкой моторики рук». Автор опыта: Вартанян Арменуи Григорьевна, воспитатель мдоу «Центр развития ребенка детский сад №122» г. Краснодар 2010 г. Рецензия
Автор опыта: Вартанян Арменуи Григорьевна, воспитатель мдоу «Центр развития ребенка детский сад №122»
Воспитатель мдоу «Детский сад «Солнышко» с. Марьяновка Большеберезниковского района Асанова Вера Александровна icon«проектный метод в формировании социальной компетентности детей дошкольного возраста» Выдрина Людмила Владимировна, мдоу «Центр развития ребёнка – детский сад №411»
Выдрина Людмила Владимировна, мдоу «Центр развития ребёнка – детский сад №411» г. Перми, воспитатель, Пермский край
Воспитатель мдоу «Детский сад «Солнышко» с. Марьяновка Большеберезниковского района Асанова Вера Александровна iconВоспитатель, мдоу детский сад №12
Фольклорные произведения – богатейший источник познавательного и нравственного развития детей
Воспитатель мдоу «Детский сад «Солнышко» с. Марьяновка Большеберезниковского района Асанова Вера Александровна iconВыступает: Мерлина Светлана Николаевна, старший воспитатель мдоу детский сад №17
«Система работы детского сада по воспитанию духовно-нравственных качеств дошкольников»
Воспитатель мдоу «Детский сад «Солнышко» с. Марьяновка Большеберезниковского района Асанова Вера Александровна iconТематический план мероприятий с семьями воспитанников средней группы в соответствии с комплексно-тематическим планированием образовательного процесса
Мдоу «Детский сад №48 «Солнышко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением по познавательно-речевому развитию воспитанников»...
Воспитатель мдоу «Детский сад «Солнышко» с. Марьяновка Большеберезниковского района Асанова Вера Александровна iconТематический план мероприятий с семьями воспитанников I младшей группы в соответствии с комплексно-тематическим планированием образовательного процесса
Мдоу «Детский сад №48 «Солнышко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением по познавательно-речевому развитию воспитанников»...
Воспитатель мдоу «Детский сад «Солнышко» с. Марьяновка Большеберезниковского района Асанова Вера Александровна iconТематический план мероприятий с семьями воспитанников старшей группы в соответствии с комплексно-тематическим планированием образовательного процесса
Мдоу «Детский сад №48 «Солнышко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением по познавательно-речевому развитию воспитанников»...
Воспитатель мдоу «Детский сад «Солнышко» с. Марьяновка Большеберезниковского района Асанова Вера Александровна iconI. Общие положения Настоящее положение об оплате труда работников мбдоу «Яйский детский сад «Солнышко»
Положение) разработано в целях сохранения отраслевых особенностей, связанных с условиями оплаты труда, применяемыми при исчислении...
Воспитатель мдоу «Детский сад «Солнышко» с. Марьяновка Большеберезниковского района Асанова Вера Александровна iconТематический план мероприятий с семьями воспитанников группы раннего возраста в соответствии с комплексно-тематическим планированием образовательного процесса
Мдоу «Детский сад №48 «Солнышко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением по познавательно-речевому развитию воспитанников»...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты