«Предметно-развивающая среда – как средство развития связной речи детей с онр» icon

«Предметно-развивающая среда – как средство развития связной речи детей с онр»



Название«Предметно-развивающая среда – как средство развития связной речи детей с онр»
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

«Предметно-развивающая среда – как средство развития связной речи детей с ОНР».


Выбор темы определён тем, что количество детей с речевой патологией год от года увеличивается, качество здоровья падает. Общее недоразвитие речи у детей затрудняет формирование связной речи. А овладение детьми нормами речи – один из важных показателей готовности детей к школьному обучению. Поэтому актуальна проблема поиска оптимальных путей развития связной речи.

В логопедической группе доминирующим является наглядно-образное мышление, поэтому именно наглядные дидактические средства будут оказывать более сильное влияние на процесс обучения детей с ОНР.

Поэтому именно предметно-развивающая среда в группе может стать значимым фактором, влияющим на развитие речи детей.

^ Вопросами развития связной речи занимались такие учёные как Рубинштейн С.Л., Леушина А.М., Логинова В.И., Ушакова О.С. и другие учёные.

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она реализуется в двух основных формах – диалоге и монологе.

Детей с ОНР отличают: трудности планирования монолога; ограниченный словарный запас. Творческое рассказывание детям с общим недоразвитием речи дается с большим трудом, чаще не сформировано.

^ Проблема организации развивающей среды в ДОУ рассматривалась в работах Свирской Л.В., Новосёловой С.Л., Поляковой М.Н., Езоповой С.А.

Предметно-развивающая среда, содержательное общение с взрослыми – вот необходимые условия, при которых ребенок будет расти и развиваться.

Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытать и использовать свои способности. Исследователями были разработаны основные принципы организации предметно-развивающей среды.

Вместе с тем в работах Нищевой Н.В., Глухова В.П., Филичевой Т.Б. указывается на необходимость особых условий предметно-развивающей среды в логопедических группах.

Однако на сегодняшний день недостаточно разработан вопрос о специфике развивающей среды для развития связной речи детей с ОНР.

Большинство детей испытывают типичные трудности в развитии связной речи. Для них характерно нарушение связности и последовательности изложения; низкая информативность; бедность и стереотипность лексико-грамматических средств языка; пропуски смысловых звеньев и ошибки; повторы слов, паузы по тексту; трудности в языковой реализации замысла; необходимость в стимулирующей помощи.

Составляя рассказ по серии сюжетных картинок, дети не понимают смысла содержания этих картинок. При составлении фраз, пересказа дети долго «держат» паузу, подбирая нужные слова; испытывают затруднения в построении правильных конструкций предложения; нарушают логику изложения.

Развивающая среда группы не в полной мере учитывает индивидуальные особенности детей, их интересы и индивидуальные возможности в освоении форм связной речи.

Поэтому были разработаны дополнительные принципы организации предметно-развивающей среды для развития связной речи детей с ОНР.

^ Первый принцип – принцип ориентации предметно-развивающей среды на успешность и продуктивность речевой деятельности. В среду были включены центры активности по интересам детей. Некоторым детям интересен мир рыцарства, другим мир автомобилей, мир техники. Часть детей увлекается рисованием, природой, миром животных. Дети любят конструировать, играть в режиссёрские игры, рассматривать энциклопедии и детские журналы. В среде были организованы центры: «Город рыцарей», «Королевство волшебных мячей» и другие.

Следующий шаг – это составление плана работы во вновь организованных центрах. Например, для детей, которым очень нравится играть в машины, которые интересуются разными марками автомобилей, был создан центр «Автомобили нашего города». Задачи по развитию речи решались следующие: составление описательных рассказов о машинах; составление повествовательных рассказов «Моя любимая машина «Мерседес»», «Как мы путешествовали на машине»; составление рассказов по заданному началу «Как Кирилл помог Саше починить сломанный автомобиль»; составление творческих рассказов «Машина, перемещающаяся во времени».

^ Содержание оборудования: энциклопедия «Автомобили мира. Самые красивые и знаменитые», энциклопедия юного учёного «Техника. Автомобили, мотоциклы, поезда, электричество, компьютеры» (принесённые детьми); выставка-презентация детских коллекций автомобилей (рекомендации по работе с выставкой); мастерская по ремонту машин; разные раскраски с изображением автомобилей, детские рисунки машин; коллективная аппликация «Машина времени»; коллаж «Автомобильная дорога».

^ Содержание работы в условиях центра: рассматривание энциклопедий, беседа с детьми о транспорте, организация выставки детских машинок разных марок, игры «Угадай, о какой машине я говорю?», «Автомобильный салон»; изготовление коллажа «Автомобильная дорога»; рисование на тему «Автомобили нашего города», организация выставки работ и проведение экскурсий; режиссёрские игры с машинками; составление творческого рассказа о необычной машине-времени.

Второй принцип - принцип динамичности предметно-развивающей среды по развитию связной речи. Предметно-развивающая среда преобразуется в соответствии с этапами обучения формам монологической речи (пересказ, описание, повествование, творческое рассказывание).

Например, был организован центр «Город рыцарей». Вначале были внесены книги о рыцарях, книги-игры с целью удовлетворения детского интереса определённых детей и привлечения внимания, заинтересованности остальных. Детям читали рассказы о жизни рыцарей, дети рассматривали иллюстрации, интересовались названием необычной одежды, элементами защиты в костюме рыцаря (латы, шлем, забрало и т.д.). Далее мы работали над составлением описательных рассказов. Для этого была устроена выставка рыцарей. Никита представлял свою выставку и описывал своих рыцарей. Детям, которые любят рассматривать иллюстрации, были предоставлены книги на тему рыцарства. Они составляли описательные рассказы по иллюстрациям из книги; для детей, которые любят рисовать, были подготовлены предметные картинки-раскраски с изображением рыцарей. Сначала они их разукрашивали, а затем составляли описательные рассказы. Далее вносились в «центр» изготовленные детьми и родителями «замки» и работа шла над составлением повествовательных рассказов. Например: «Как мы с папой делали замок», «Много замков, сильнее оборона». С детьми проводились игры с мячом: «Правила рыцарей», «Качества рыцарей» с целью обогащения и расширения знаний детей о нравах, правилах эпохи рыцарства. Далее детям предлагалось составить рассказ по предложенному началу: «Вы увидели 3 дороги и столб. А на столбе 3 таблички: налево пойдёшь – красивую игрушку найдёшь; направо пойдёшь – с другом навсегда расстанешься; прямо пойдёшь – сделаешь доброе дело своему другу. Какую из дорог выберешь? Почему? Какое доброе дело можешь сделать своему другу. Далее детям предлагалось составление рассказов с элементами творчества, например, «Как дракон напал на замок рыцарей».

Таким образом, на интересном для ребят материале они проходят все этапы развития связной речи.



Похожие:

«Предметно-развивающая среда – как средство развития связной речи детей с онр» iconФормирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста с онр
Вопросом формирования и развития связной речи занимались Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Ястребова В. А., Туманова Т. В., Жукова Н....
«Предметно-развивающая среда – как средство развития связной речи детей с онр» icon«развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через моделирование рассказывания» оглавление
Основные подходы к коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста с онр
«Предметно-развивающая среда – как средство развития связной речи детей с онр» iconМетодика работы по формированию связной речи детей с онр (III уровень речевого развития)
Отмечаемое у детей системное речевое недоразви­тие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует...
«Предметно-развивающая среда – как средство развития связной речи детей с онр» iconРазвивающая предметная среда доу как условие развития в дошкольный период детства Развивающая предметная среда
Развивающая предметная среда доу как условие развития в дошкольный период детства
«Предметно-развивающая среда – как средство развития связной речи детей с онр» iconПрограмма по развитию речи содержит следующие блоки: развивающая речевая среда; формирование словаря
Большое внимание в решении задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется развитию устной речи
«Предметно-развивающая среда – как средство развития связной речи детей с онр» iconАнализ прдметно- равивающей среды в группе
«Предметно – развивающая среда» — это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание...
«Предметно-развивающая среда – как средство развития связной речи детей с онр» iconПредметно-развивающая среда в мбдоу детский сад комбинированного вида «Колокольчик» Интегративный подход и к организации развивающих центров активности
Ного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование...
«Предметно-развивающая среда – как средство развития связной речи детей с онр» iconГрупповая комната в детском саду представлена тремя основными зонами
«Предметно – развивающая среда» — это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание...
«Предметно-развивающая среда – как средство развития связной речи детей с онр» iconТема: «Использование наглядного моделирования (декодирования) в развитии связной речи у детей с онр и зпр»
Турчанинова Зинаида Александровна, учитель – логопед высшей квалификационной категории, стаж работы 39 лет
«Предметно-развивающая среда – как средство развития связной речи детей с онр» iconТеоретические основы методики формирования связной речи у старших дошкольников с онр

Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты