Формирование цветовосприятия у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных способов рисования. Из опыта работы воспитателя МКДОУ д/с «Звёздочка» г. Слободского Кировской обл. Ситниковой Светланы Валерьевны. Образование: высшее педагогическое. Квалификационная категория: высшая. Стаж педагогической работы: 16 лет. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА ПЕДАГОГА 1. Общие сведения
^
«Вся природа открывается чувству зрения посредством цвета» И.В.Гёте. Вспомните, многие из нас в детстве развлекались, прикладывая к глазам цветные стеклышки: синее - мир становится серьезным, строгим, печальным; желтое - всё кажется праздничным, даже если день пасмурный. Несерьёзное, бессмысленное занятие? Нет! Цвет оказывает на ребёнка огромное эмоциональное воздействие. Радостная гамма цвета поднимает настроение, холодный цвет успокаивает. Цвет может оказаться и раздражителем, если не открыть ребёнку всё цветовое разнообразие. Цвет как свойство предмета или явления познается детьми через восприятие. Восприятие – это познавательный процесс, в ходе которого происходит целостное отражение предметов и явлений мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Следовательно, цветовосприятие – это способность воспринимать и различать цвета и их оттенки. Процесс восприятия и передачи цвета детьми изучали многие учёные: психологи (Д.А.Венгер, А.В.Запорожец, В.С.Мухина и др.), педагоги (Т.С.Комарова, Т.Г.Казакова, Я.А.Каменский, Ф.Фребель, Е.А.Флёрина и др.), искусствоведы (А.В.Бакушинский, Н.Н.Волков и др.). Доктор психологических наук Валерия Сергеевна Мухина в своих работах доказывает, что целенаправленное восприятие цвета не является врождённым качеством. Только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, усвоить их разнообразные цветовые тона и сформировать устойчивый образ цвета В начале XVII века Ян Амос Каменский впервые рассмотрел вопросы целенаправленного формирования у детей чувства цвета. Он считал, что в проведении этой работы значительная роль принадлежит изобразительной деятельности. Создавая изображение, дети учатся замечать цвета и наслаждаться ими. Взгляды Каменского полностью разделял Фридрих Фребель. Особое значение Фребель предавал качеству изобразительных материалов, отбору цветов и оттенков для работы с детьми. Он рекомендовал использовать те цвета, которые характерны для предметов и явлений природы, окружающих ребенка. Ф. Фребель считал, что при формировании у детей представлений о цвете педагог должен учитывать их интересы, эмоциональные отношения к тому или иному цвету. Необходимо предоставлять детям возможность самим выбирать тот цвет краски, который им приятнее и ближе других. Дошкольный период - интенсивный период освоения сенсорных эталонов, одним из которых является цвет. Исследования учёных показывают, что чувство цвета включает в себя восприятие цвета в окружающей жизни и искусстве, умение передавать цвет при создании образа в рисунке, аппликации; подбирать цвета, оттенки и создавать их в изобразительной деятельности с целью создания цветового образа. Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Поэтому важно научить детей в дошкольном возрасте воспринимать цвет, его оттенки, пользоваться представлениями о цвете в своей познавательной, практической, художественной - творческой деятельности. Задача взрослого научить детей использовать выразительные возможности цвета сознательно. Известно, что дети в дошкольном возрасте не усидчивы, быстро переключаются с одной деятельности на другую, спешат, как можно больше освоить, испытать. Рисование - это действие, которое привлекает внимание. Примечательно то, что рисовать дети начинают раньше, чем говорить. О. Л. Некрасова - Коротаева в статье «О природе детского рисования» пишет: «…Почему дети предпочитают рисование многим другим занятиям?» и приходит к выводам: рисование доступно, чувственно, познавательно, выразительно, продуктивно, разнообразно, экспериментально и рисование – это процесс. Рисование, даже без какого либо вмешательства взрослого – мощное средство самовыражения, которое отражает впечатления от окружающего и обеспечивает путь для проявления чувств, в том числе посредством цвета. Нет детей, которые бы не любили рисовать, экспериментировать с красками. По словам М.М. Шкляровой: «Нетрадиционные способы рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные способы рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру». Т.о., рисование имеет большое значение для развития и воспитания детей. Оно вызывает чувство радости, удивления, является наиболее оптимальным видом деятельности при ознакомлении детей с цветом. В процессе организованной предметно - чувственной деятельности обогащается ещё и личностный опыт ребёнка, что тоже ведёт к более развитому и утончённому восприятию цвета. Проблема цвета может рассматриваться в различных аспектах: физиологическом, искусствоведческом, психологическом и педагогическом. Наше исследование носит педагогическую направленность и посвящается изучению формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных способов рисования. Исходя из выше сказанного, объектом нашего исследования является восприятие цвета у дошкольников. Предметом – процесс формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных способов рисования. Мы поставили цель: организовать процесс формирования цветовосприятия и выявить эффективность влияния нетрадиционных способов рисования на формирование цветовосприятия. Определили следующие задачи для её решения:
Исходя из поставленной цели, мы выдвинули гипотезу: процесс формирования цветовосприятия у дошкольников будет эффективным, если: 1) работа по этой проблеме будет целенаправленной и систематической под грамотным руководством педагога; 2) будут использоваться различные способы нетрадиционного рисования; Над формированием цветовосприятия у дошкольников мы работаем в течение трёх лет, начиная с 1-ой младшей группы. Доступность использования нетрадиционных способов определялась возрастными особенностями дошкольников: 1 младшая группа: рисование пальчиками, ладошкой, тычком жёсткой кисти; 2 младшая группа: оттиск поролоном и листьями, рисование ватными палочками; средняя группа: оттиск печаткой и мятой бумагой, рисование свечой или восковыми мелками + акварель. Начинать работу в этом направлении следует с таких способов, как рисование пальчиками, ладошкой, к старшему дошкольному возрасте эти же способы дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п. В начале работы мы провели констатирующий эксперимент. Цель данного эксперимента бала выявить первоначальный уровень знаний детей о цвете. Для этого группу (22 человека) разделили на две подгруппы: контрольную и экспериментальную, путём случайного выбора. С детьми была проведена диагностика «Разноцветные конфетки», в ходе которой они рисовали пальчиками конфетки на тарелочках соответствующего цвета с последующим называнием. Уровень развития знаний детей о цвете мы определяли по параметрам, ориентируясь на требования программы воспитания и обучения в детском саду, по которой работает детский сад:
При анализе констатирующего эксперимента результаты были следующие: контрольная группа экспериментальная группа В-0% В-0% С-30% С-20% Н-70% Н-80% Опираясь на данные констатирующего эксперимента, мы составили перспективный план работы по формированию цветовосприятия у детей посредством нетрадиционных способов рисования. Учитывая особенности восприятия детьми цвета, ознакомление проводили в следующей последовательности: *первая младшая группа: хроматические цвета (красный, жёлтый, синий), затем ахроматические (чёрный, белый). *вторая младшая группа: оттенки (голубой, розовый, серый). *средняя группа: светло-зелёный, оранжевый, коричневый. На наш взгляд не следует сразу предлагать рисовать жёлтое солнце, зелёную траву. Поскольку ребёнок должен просто познакомиться с богатейшим миром цвета, с миром ярких и чистых красок. Не надо спешить и с указанием, пояснениями. Что же касается выбора красок, то это зависит от ситуации. Но два правила должны соблюдаться постоянно: все цвета должны быть чистыми и цвета должны хорошо сочетаться друг с другом, чего легче добиться, если цветов будет немного. При соблюдении этих правил каждая композиция, созданная ребёнком, будет приятна для глаза, и что ещё очень важно, будет способствовать формированию чувства цвета, представлений о гармоничных цветовых сочетаниях. Первый цикл занятий предлагает детям войти в мир красок, почувствовать их красоту, яркость, позволяет подготовить почву для целенаправленного обучения восприятия цвета. Необходимо показать, что работа с красками привлекательна. Это позволяет сделать занятия вводного цикла, одно из них « Разноцветный ковёр». Губкой смоченной в воде, намачивается лист бумаги, затем дети капают гуашь на лист. Не стоит быстро торопиться капать краску разного цвета. Малышам нужно время рассмотреть, всмотреться, удивиться. Обращаю внимание на то, что распускаются цветочки жёлтого, красного цвета, травка зелёного цвета. У детей двух - трёх лет ещё несовершенным является овладение способами действий с орудиями (инструментами), находятся в стадии формирования. Поэтому считаем нецелесообразным использовать кисть, т.к. она отвлекает от основной цели – знакомство с цветом, а рисовать пальчиками. Кроме того рисование пальчиками способствует развитию тактильных ощущений, гибкости кисти рук, пальчиков. Это благоприятно влияет на умственное развитие ребёнка, на формирование речевой активности. После вводного цикла занятий, последующие циклы занятий были направлены на ознакомление детей с цветами. В каждый цвет отводилось по четыре занятия, на которых дети знакомились с цветом, закреплялись их знания, в их активный словарь вводилось название цвета. В последний цикл вошли занятия, где дети должны были самостоятельно выбирать заданный цвет. При формировании цветовосприятия мы учитывали особенности их восприятия и действий «отношение к рисованию как к игре», эмоциональное восприятие происходящего. Именно поэтому основным методом нашей работы явилась совместная деятельность воспитателя и детей. Одним из наиболее эффективных способов для создания эмоционального настроя, заинтересованности детей в восприятии цвета – это способ «дорисуй». Например, есть ниточка, но бусинки потерялись или раскатились. Дети дорисовывают бусинки пальчиками. Рисование строится с использованием стихов, потешек, песенок, музыкального фона. Это позволяет удержать интерес и внимание детей. Целесообразно совмещать рисование с аппликацией, детям раздаются заготовки – аппликации, например, домик, а дети зажигают огоньки. Хороший результат даёт использование коллективного рисования, от которого дети получают огромное удовольствие. Они подолгу рассматривают получившийся рисунок, вспоминают, кто каким цветом рисовал. Кроме того, бумага большого формата позволяет рисовать с размахом, чувствовать пространство, постигать законы композиции. При знакомстве с оттенками детям давали не только готовый цвет, но и они учились его получать самостоятельно. В процессе формирующего эксперимента, мы провели промежуточную диагностику – контрольный эксперимент. С целью определить знания детей о цвете, сравнить уровень знаний детей, которые они имели на начальном этапе с полученным результатом. При анализе контрольного эксперимента результаты были следующие: контрольная группа экспериментальная группа В-15% В-75% С-85% С-25% Н-0% Н-0% Таким образом, сопоставив результаты констатирующего и контрольного эксперимента, мы видим, что уровни развития детей контрольной группы не показали больших изменений. Уровни развития детей экспериментальной группы сделали очень большой шаг в области восприятия цвета, поскольку в ней не осталось детей с низким уровнем развития, более того 75 % детей достигли высокого уровня, по сравнению с контрольной группой, у которой высокий уровень составляет 15%. Теперь мы видим, что наша гипотеза подтвердилась. Процесс формирования цветовосприятия у дошкольников посредством использования нетрадиционных способов рисования возможно при наличии целенаправленной и систематической работы с детьми под грамотным руководством взрослого, при использовании различных способов нетрадиционного рисования. Проводимая целенаправленная и систематическая работа была построена с учётом изученной теоретической и методической литературы отечественных и зарубежных учёных привела к положительным результатам. Мы убедились, что рисование имеет большое значение для развития и воспитания детей. Применение нетрадиционных способов рисования способствует естественному процессу формирования цветовосприятия, развитию логического мышления, познавательного интереса, умению комбинировать, фантазировать и преобразовывать полученные знания в свободной и творческой деятельности. Формирует целостное отношение ребёнка к миру, к окружающей его социальной и культурной среде, к своей индивидуальности и индивидуальности других. На данном этапе наша работа не завершена. Мы продолжаем планировать и проводить наше педагогическое исследование по формированию цветовосприятия у дошкольников посредством нетрадиционных способов рисования, используя другие техники рисования. |
![]() | Опыт работы на тему: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста» Тема моего опыта работы «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста» | ![]() | Воспитатель муниципального казённого дошкольного ... |
![]() | Тема опыта: «Развитие произвольной зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры» Автор опыта Автор опыта: Вокуева Галина Юрьевна, воспитатель мб оу «Детский сад п. Каратайка» | ![]() | Формирование навыка употребления падежных форм существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования дидактических игр Автор опыта: Чуева Татьяна Николаевна Формирование навыка употребления падежных форм существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством... |
![]() | Автор опыта: Рочева Людмила Александровна, воспитатель муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Заполярного района» Тема опыта: «Использование метода проектирования для развития художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности... | ![]() | Описание опыта работы по теме Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры |
![]() | Совместная деятельность логопеда и воспитателя Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада или группы для детей с речевой патологией... | ![]() | Тема программы: Нетрадиционные методы рисования Цель программы Цель программы: Обучение детей младшего дошкольного возраста нетрадиционным методам рисования |
![]() | Тема программы: Нетрадиционные методы рисования Цель программы Цель программы: Обучение детей старшего дошкольного возраста нетрадиционным методам рисования | ![]() | Тема: «формирование познавательно-речевой активности у детей младшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» «формирование познавательно-речевой активности у детей младшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» |