|
Формы и методы альтернативного оценивания на уроках. Учитель начальных классов Данелян И.Ю. «Ребёнок, не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, глубоко несчастен… Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями; без вдохновения учение превращается для детей в тягость» - В.А. Сухомлинский Одной из важных задач педагогической деятельности учителя и существенной составляющей процесса обучения является оценка учебных достижений младших школьников. Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса должен соответствовать современным требованиям педагогической науки и отражать основные приоритеты и цели образования в первом звене школы. Система оценивания знаний и умений учащихся позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Главная цель оценки – это стимулировать познание, побуждать детей к овладению новым для них видом деятельности – учением, воспитывать у детей положительное отношение к учебной деятельности, к процессу обучения, к школе в целом. К данному вопросу обращался целый круг ученых, педагогов, психологов. Среди них В.А. Сухомлинский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Ш.А. Амонашвили. Их объединяло мнение о том, что система оценивания требует совершенствования. В своей педагогической деятельности использую различные способы оценки: устный контроль (индивидуальный, фронтальный, групповой, взаимный опрос и т.д.), письменный контроль (диктант по терминологии, словарный диктант, многовариантные и разноуровневые контрольные работы), тестовый контроль. В процессе отслеживания после проведения проверочных работ веду диагностическую карту, проанализировав которую, можно получить ответы на различные вопросы: какие типичные ошибки были допущены учащимися, процент ошибок, допущенных отдельными учащимися. Проанализировав результаты, можно сделать выводы о собственных ошибках, скорректировать деятельность детей, отработать тот материал, который усвоен ими слабо. Сделать оценку более содержательной (на практике процесс оценивания выступает как развернутое суждение учителя, обосновывающего отметку или свернутое «объявление», т.е. прямое выставление отметки), при этом оценивать учебную деятельность ребенка относительно его личных достижений позволяет альтернативный подход в оценивании, который я использую в своей работе наряду с традиционным. Во время проверки письменных работ часто использую очень перспективный и целесообразный прием включения учащихся в самостоятельную оценочную деятельность: отказываюсь от исправления ошибки, которую допустил ученик, а только фиксирую ее место. Для более сильных учащихся я указываю только количество допущенных ошибок и даю возможность им самостоятельно их найти и исправить. В этом случае работа над ошибками заключается в том, что учащийся сам их находит, выясняет причину их возникновения и собственной рукой исправляет. Таким способом школьник вводится в ситуацию самоконтроля, становится активным и заинтересованным лицом, ответственным за свою деятельность. Более того, зрительный образ (поиск места ошибки и определение ее характера) взаимодействует с двигательным (факт исправления ошибки) и логическим (определение причины ошибки) образами, что, в конечном счете, и определяет положительный результат - формирование умений самоконтроля. Также для оценивания, в своей работе я активно использую рабочие тетради для формирования устойчивой обратной связи с учениками, которая отражает мои взаимоотношения с детьми. Например, после проверки самостоятельной, проверочной или домашней работы я пишу в тетрадях ребятам свои послания, которые могут выглядеть так: «Никита, ты молодец! Ты сделал по самостоятельной работе больше, чем я ожидала. И очень аккуратно. Может быть, тебе надо почаще садиться на первую парту? Как ты думаешь?», «Настя, достоянная работа! Я за тебя рада!», «Дима, ты хорошо сегодня выполнил домашнюю работу. Я жду от тебя ещё больше старания и терпения» и пр. На уроках русского языка и математики использую индивидуальные листы, на которых ученики пишут серию самостоятельных работ (словарные и математические диктанты), каждая из которых оценивается учителем, а затем средняя выносится в журнал. Такая форма оценивания позволяет видеть ребёнку свои результаты в динамике. Повысить уверенность ребенка в своих силах позволяет стимулирующая оценка. Учитель, видя, что объективно ученик заслужил отметку ниже, ставит ему более высокую, сопровождая её развернутым обоснованием, выражая надежду на то, что на следующем уроке ребенок оправдает «кредит доверия» учителя. Еще одни, используемый мною, интересный прием называется «Райтинг» (от англ. Right - правильно). Суть данного приема заключается в том, что ученик, завершив работу, сам себе ставит отметку. За ту же работу отметку ставит учитель. Записывается дробь. Например, 4/5, где 4 – отметка ученика, 5 – отметка учителя. Данный прием я использую при оценивании индивидуальных домашних заданий, диктантов, самостоятельных работ. Прием полезен и для приручения ученика к регулярному оцениванию своего труда. Нередко, бывают случаи, когда ученик приходит в класс на урок неподготовленным и добровольно не решается сознаться в своей неготовности, испытывая в процессе опроса отрицательные эмоции и переживания. Решить эту проблему мне помогает прием, который называется «Защитный лист». Перед каждым уроком любой ученик, без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его не спросят с6егодня. Этот прием имеет большое значение в установлении доверительных отношений и является достаточно эффективной формой профилактики психоэмоциональных перегрузок. В тоже время учитель может отследить подготовленность к урокам отдельных учащихся. |
![]() | Белясникова Альвина Николаевна гоу спо «Региональный политехнический колледж», г. Буденновск особенности оценивания сформированности компетенций у студентов колледжа В данной статье рассмотрены особенности оценивания сформированности компетенций у студентов колледжа, сущность изменения в системе... | ![]() | Система оценивания обучающихся Но что может послужить на моих уроках критерием оценивания культурологической и эстетической компетенции, ведь эти предметные компетенции,... |
![]() | Изучение методов педагогической диагностики в соответствии с новым фгос Значит, методы и формы текущего контроля и оценивания, которые учитель может использовать для постоянного контроля успешности обучения... | ![]() | Активные формы и методы изучения учебного материала на уроках физической культуры Переориентация школьного образования на гуманизацию и демократизацию предполагает в качестве одной из основных задач сохранение и... |
![]() | «коррекция развития детей с нарушением речи на уроках музыки» Количество детей с дефектами речи в Республике Хакасия возрастает, поэтому тема «Коррекция развития детей с нарушением речи на уроках музыки» В этом плане материалы по развитию речи детей с нарушением интеллекта через разные приёмы, формы и методы обучения музыке имеет большое... | ![]() | Модуль Виды, формы и организация контроля качества обучения мониторинг, рейтинговая система оценивания |
![]() | 6. Собственность: формы и пути их преобразования Студент должен знать: понятие и формы собственности, сущность и методы разгосударствления, приватизации Различные экономические школы по-разному определяют собственность и видят её сущность | ![]() | Использование информационно-коммуникационных технологий (икт) на уроках иностранного языка Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью... |
![]() | Сотворчество как инновационный ресурс школьного образования Курсакова И. Р., учитель изобразительного искусства и проектирования моу «сош №54» В ходе работы были сформулированы принципы сотворчества, выделены виды и формы сотворчества, разработаны приемы и методы развития... | ![]() | 3. Основные разделы системы оценивания Оценивание — процесс соотношения полученных результатов и запланированных целей. Система оценивания должна дать возможность определить... |