Программа по русскому языку 2 класс Пояснительная записка icon

Программа по русскому языку 2 класс Пояснительная записка



НазваниеПрограмма по русскому языку 2 класс Пояснительная записка
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрограмма

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

2 класс


Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса составлена на основе стандарта начального общего образования по русскому языку, Примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы для общеобразовательных учреждений авторов В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого «Русский язык. 1 – 4 классы» (2011).

В программе и учебниках реализован коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный подходы к обучению детей родному языку.

Курс русского языка включает три основных раздела: «Текст», «Предложение», «Слово».

Система обучения русскому языку предполагает взаимосвязь и реализацию следующих направлений курса:

  1. Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь)

  2. Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.

  3. Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.

  4. Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства к слову и русскому языку кВ целом.

Одной из форм организации наблюдений ученика над языковым материалом является диалог ученика и автора, диалог ученика и учителя. Важно сделать ученика участником наблюдений над языком, заинтересовать новой темой.

Основная часть уроков по русскому языку должна быть посвящена упражнениям различного вида. Существенное значение придаётся развитию связной речи учащихся в её устной и письменной форме.

Задачи: закрепление гигиенических навыков письма и совершенствование графических и каллиграфических навыков письма (задания по чистописанию являются обязательным компонентом урока)

^ Цели обучения:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, оставлять несложные монологические высказывания;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

  • пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Во 2 классе закладываются основы для формирования грамматических понятий: синтаксических (предложение, основа предложения, члены предложения, главные члены предложения, подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения); словообразовательных (родственные или однокоренные слова, корень слова); морфологических (части речи, имя сущ, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог).

Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать; активизируется и обогащается лексический запас словами различных частей речи и их формами, формируются умения воспроизводить значения слов, правильно выбирать и употреблять слова в общении, совершенствуются навыки правописания гласных и согласных в корне, однокоренных слов и форм слова, написание заглавной буквы в именах собственных, раздельного написания предлогов со словами и частицы НЕ с глаголами.

Уточняются и углубляются представления о нашей речи, о лексическом значении слов, представление о тексте и его признаках Уточняются умения определять тему, главную мысль, подбирать заголовок. Формируется общее представление о типах текста.


^ Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты

1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5.Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9.Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13.Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».


Предметные результаты

1.Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4.Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5.Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9.Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.


^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 КЛАССА


В результате изучения русского языка обучающийся должен


знать/понимать

- названия и порядок букв русского алфавита, признаки гласных и согласных звуков, ударные и безударные гласные, согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, способы обозначения мягкости согласных на письме гласными буквами (и, е, ё, ю, я) и (ь) мягким знаком, правила переноса слов.

уметь

- без ошибок писать текст объёмом 35 – 45 слов;

- делить слова на слоги, выделять ударный слог;

- писать заглавную букву в именах, фамилиях, отчествах людей, названиях городов, деревень, улиц, кличках животных;

- писать слова с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн, щн;

- находить способ проверки написания двухсложных слов (в том числе по словарю); - писать слова с двойными согласными, с разделительным мягким знаком;

- писать раздельно предлоги со словами;

- анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова;

- распознавать изученные части речи;

- различать слово и предложение, устанавливать связь слов в предложении, выделять главные члены предложения;

- составлять предложение по вопросу, по опорным словам, по сюжетному рисунку, на определённую тему;


- употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить знаки препинания в конце предложения;

- писать изложение объёмом 35 – 45 слов по вопросам под руководством учителя;

- составлять текст по опорным словам, по сюжетному рисунку и записывать 3 – 4 предложения из составленного текста;


использовать приобретённые знания и умения в практической повседневной жизни для:

• адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);

• работы со словарем (алфавит);

• соблюдения орфоэпических норм;

• создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;

• овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность).


^ Слова с непроверяемыми написаниями:

Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.


^ КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(5 ч в неделю, всего 170 часов)


п/п


Тема урока




Содержание


Характеристика деятельности учащихся


Дата

НАША РЕЧЬ (3 ч)

1



^ Знакомство с учебником

«Русский язык». Виды речи.

Устная речь, письменная речь, речь про себя; значение речи в жизни людей. Язык как средство общения.

Родной язык. Роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения.

Понятия: речь, устная речь, письменная речь, речь про себя.


Принимать и сохранять в памяти

учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Различать устную, письменную речь и речь про себя, осознавать значимость каждого вида речи в жизни

людей, в учебной деятельности.

Наблюдать за речью окружающих людей и осознавать значимость русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения.

Высказывать собственное мнение.

Выполнять алгоритм правила списывания и оценивать себя.

Оценивать результаты своей деятельности




2



^ Наша речь. Что можно узнать о человеке по его речи?

Характеристика человека по его речи. Требования к собственной речи и речи окружающих людей. Соблюдение в речи правил речевого этикета, оценивание своей речи на предмет её вежливости и доброжелательности.

Словарь: здравствуй (здравствуйте).


Анализировать чужую речь (при анализе текстов), понимать по речи принадлежность человека к той или иной трудовой деятельности, характер человека и его отношение к окружающим, определять вежливую, уважительную речь.

Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её. Развивать навык смыслового и выразительного чтения.




3

^ Диалог и монолог.

Речь диалогическая и монологическая. Развитие познавательного интереса к происхождению слов.

Понятия: диалог, монолог (диалогическая, монологическая речь), реплика.

Словарь: прощай, (прощайте).


Отличать диалогическую речь от монологической, осознавать их значение в жизни людей. Работать с рубрикой «Страничка для любознательных», познакомиться с этимологией слов диалог и монолог.

Развивать навык смыслового и выразительного чтения при чтении диалога и монолога, определять роль вежливых слов в речи.

Использовать в речи диалог и монолог, участвовать в учебном диалоге.

Составлять по рисункам диалог и монолог.




ТЕКСТ (4 ч)

4

^ Что такое текст? Тема текста.

Признаки текста: целостность, связность, законченность. Тема текста. Заглавие.

Понятия: текст, заглавие, тема (текста).

Отличать текст от других записей по его признакам. Определять тему текста, подбирать к нему заголовок.

Выбирать из набора предложений те, из которых можно составить текст на заданную тему. Составлять текст из деформированных предложений. Составлять текст по теме, заключённой в предложении.

Осмысленно читать текст.




5

^ Главная мысль текста.

Тема и главная мысль текста. Заглавие.

Словарь: сентябрь (сентябрьский).


Осмысленно читать текст.

Определять тему и главную мысль текста, находить в тексте предложение, в котором заключена главная мысль текста. Соотносить заголовок

и текст, анализировать заголовок на предмет того, что в нём отражено: тема или главная мысль текста.

Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче (теме).

Определять по тематическим группам слов (по набору предложений), из каких текстов они взяты: из одного или разных. Составлять текст о своей малой родине.




6

^ Части текста.

Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Понятия: части текста (вступление, основная часть, заключение).


Определять тему и главную мысль текста, соотносить заголовок и текст.

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения, запоминать названия частей текста.

Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче.

Соотносить части текста и рисунки к ним, дополнять содержание 2 - 3 частей данного текста, используя опорные слова и рисунки. Передавать устно содержание составленного текста.




7

^ Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам.

Создание устных и письменных текстов в соответствии с поставленной учебной коммуникативной задачей.

Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной учебной коммуникативной задачей.

Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам.




^ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (12 Ч)

8

Предложение как единица речи, его назначение и признаки.

Законченность мысли, связь слов в предложении, интонация конца предложения. Значение предложений, различных по цели высказывания (без терминологии): первое представление. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).

Понятия: предложение, знаки препинания, точка, вопросительный, восклицательный знаки.

Словарь: родина.


Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять количество слов в различных предложениях и писать раздельно слова в предложении, в котором более одного слова. Употреблять заглавную букву в начале

предложения и необходимый знак препинания в конце предложения.

Определять границы предложения в деформированном тексте.

Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии),

обосновывать употребление знаков конца предложения. Составлять предложение—ответ на вопрос вопросительного предложения.

Осознавать значение слова родина.




9

^ Вводный контрольный диктант.




Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм.




10

^ Логическое (смысловое) ударение в предложении.

Развитие речи: составление ответов на вопросы, составление продолжения текста.

Понятие: логическое ударение.


Наблюдать над логическим ударением в предложении, осознавать его значимость. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

Составлять ответы на вопросы. Соотносить название произведения и автора.

Составлять из слов предложения, записывать их, определять, составляют ли предложения текст, придумывать продолжение текста.




11

^ Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).

Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).

Словарь: скоро, быстро; ветер, ветерок.


Определять границы предложения в деформированном тексте и в тексте, предложенном учителем на слух.

Выбирать знак для обозначения конца предложения и обосновывать его выбор.

Осознавать связь слов в предложении. Составлять предложения

из слов, объединяя их по смыслу и располагая слова в предложении в соответствии с данной схемой предложения.

Составлять предложения из слов, данных в начальной форме, добавляя новые слова.




12

^ Главные члены предложения (основа).

Значимость главных членов в предложении.

Словарь: члены предложения, главные члены предложения, основа предложения.


Различать понятия: слово, предложение, член предложения, главные члены предложения. Осознавать главные члены как основу предложения, находить главные члены (основу) предложения.

Составлять ответы на вопросы.




13

^ Второстепенные члены предложения.

Значимость второстепенных членов

в предложении.

Понятие: второстепенные члены

предложения.

Словарь: рисунок, рисовать.

Различать главные и второстепенные члены предложения, находить второстепенные члены предложения (без их дифференциации), осознавать их значимость в предложении.




14-15

Подлежащее и

сказуемое —

главные члены предложения.



Понятия: подлежащее, сказуемое.


Осознавать признаки подлежащего и сказуемого, различать подлежащее и сказуемое, соотносить подлежащее и сказуемое с основой предложения.

Находить подлежащее и сказуемое в предложении.

Работать со схемой, определять по ней алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого в предложении, составлять на эту тему высказывание..




16

^ Распространённые и нераспространённые предложения.



Понятия: распространённые и нераспространённые предложения.


Определять признаки распространённого и нераспространённого предложения, различать эти предложения. Составлять нераспространённое предложение по данному подлежащему, сказуемому, распространять

нераспространённое предложение второстепенными членами.




17

^ Связь слов в предложении.



Словарь: яблоко, яблоня.


Устанавливать при помощи вопросов связь между словами — членами предложения, выделять пары слов, связанных по смыслу. Составлять предложение из деформированных слов по заданному алгоритму. Находить предложение среди других предложений по заданной схеме (модели) предложения. Составлять предложения по заданной теме.




18

^ Сочинение по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень».


Развитие речи: коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень». Формирование чувства прекрасного в процессе анализа репродукции пейзажной картины художника И. С. Остроухова (в «Картинной галерее» учебника).


Устанавливать при помощи вопросов связь между словами — членами предложения, выделять пары слов, связанных по смыслу.

Рассматривать репродукцию картины И. С. Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника.

Составлять рассказ по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень», используя данное в учебнике начало и опорные слова.




19

^ Обобщение и систематизация знаний о предложении. Проверочная работа.




Принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под

руководством учителя. Воспроизводить изученные синтаксические понятия и пользоваться ими в практической деятельности при выполнении учебных задач.




^ СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА… (18 ч)

20

Слово и его лексическое значение.

Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения. Толковый словарь русского языка.

^ Развитие речи : воспроизведение в воображении ярких словесных образов, создаваемых авторами в пейзажных зарисовках.

Понятия: лексическое значение слова, толковый словарь. Словарь: берёза (берёзка), лопата(лопатка).


Различать предмет, слово как название этого предмета, лексическое значение этого слова.

Определять лексическое значение слова по собственному опыту и по «Толковому словарю». Определять слово по его лексическому значению. Составлять предложения по рисунку, воссоздавать словесные картины по поэтическим строкам. Знакомиться с происхождением слов лопух, лопата, лопоухий.

Пользоваться словарями по указанию учителя.




21

^ Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов.

Словарь: ягода (ягодка).


Осознавать, что слово может быть названием многих однородных предметов. Соотносить слово и

образное представление предмета, названного этим словом.

Классифицировать слова по тематическим группам. Задумываться над этимологией слов, высказывать своё мнение относительно некоторых названий предметов.




22

^ Однозначные и многозначные слова.

Понятия: однозначные слова, многозначные слова.

Словарь: дорога (дорожка).


Осознавать различие между однозначными и многозначными словами. Опознавать многозначные слова среди других слов. Пользоваться

«Толковым словарём» при определении многозначных слов.




23

^ Прямое и переносное значение слов.

Развитие речи: наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно - художественных образов.

Понятия: прямое значение слова,

переносное значение слова.


Осознавать различие прямого и переносного значения слов. Опознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении.

Составлять предложения, употребляя в них словосочетания, где даны слова в переносном и прямом значении.

Создавать в воображении яркие словесные образы, представленные авторами в пейзажных зарисовках.




24

Синонимы.



Понятия: синонимы, словарь синонимов русского языка.

Словарь: осина (осинка).


Осознавать значения слов-синонимов. Распознавать синонимы среди других слов. Осознавать значимость употребления синонимов в одном

предложении (тексте). Подбирать синонимы с помощью «Словаря синонимов». Составлять предложения с синонимами.

Работать со «Словарём синонимов» по указанию учителя.




25

Антонимы.



Понятия: антонимы, словарь антонимов русского языка. Словарь: до свидания.


Осознавать значения слов-антонимов. Распознавать антонимы среди других слов. Осознавать значимость употребления антонимов в одном

предложении (тексте). Подбирать антонимы с помощью «Словаря антонимов». Составлять предложения с антонимами.

Работать со «Словарём антонимов» по указанию учителя.

Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями.




26

^ Синонимы и антонимы (обобщение знаний).



Проверочная работа (по темам «Слово и его лексическое значение», «Синонимы и антонимы»).


Работать с рубрикой «Страничка для любознательных», знакомиться с этимологией слов синонимы и антонимы.

Распознавать синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам.




27

^ Изложение текста по данным к нему вопросам.


Развитие речи в ходе письменного

изложения содержания текста по

данным к нему вопросам.


Развивать навык смыслового чтения текста.

Определять тему текста, подбирать к нему заголовок. Анализировать текст с точки зрения использования в нём языковых средств.

^ Читать вопросы, находить ответы на эти вопросы в тексте.

Излагать письменно содержание текста по данным вопросам.




28

^ Родственные слова.

Общая часть родственных слов.

Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, сопоставление, обобщение.

Понятия: родственные слова, общая часть родственных слов.

Осознавать значение термина родственные слова. Находить родственные слова среди других слов.

Оценивать результаты своей деятельности




29

^ Родственные слова и синонимы.

Родственные слова и слова с омонимичными корнями.


Понятия: однокоренные слова, корень слова, словарь однокоренных

слов.


Распознавать родственные слова, отличать родственные слова от синонимов и слов с омонимичными корнями.

Осознавать значение терминов однокоренные слова, корень слова, находить однокоренные слова, выделять в них корень. Работать со «Словарём однокоренных слов».




30

^ Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах.


Формирование умений выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение.

Словарь: сахар (сахарный).


Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень, обосновывать правильность определения однокоренных слов и корня в однокоренных словах, подбирать однокоренные слова. Группировать однокоренные слова с разными корнями. Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня.




31

^ Однокоренные слова. Корень слова.



Обобщение, систематизация знаний.


Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов.

Выделять корень в однокоренных словах. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Группировать однокоренные слова с разными корнями.

Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах.

Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня.

Работать с памяткой 4 «Как найти корень слова».

Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень.




32

^ Слог как минимальная произносительная единица.

Слогообразующая роль гласных.

Понятие: слог.

Делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове, классифицировать слова по количеству слогов в них.

Наблюдать над слогообразующей ролью гласных звуков.




33

Ударение.

Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении.

Разноместность русского ударения.

Словообразующая функция ударения.

Произношение звуков и сочетаний

звуков в соответствии с нормами

современного русского языка. Значимость употребления вежливых слов в речи.

Понятие: ударение, ударный слог.

Словарь: извините.

Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения.

Различать ударные и безударные слоги.

Наблюдать над разноместностью русского ударения.

Составлять простейшие слогоударные модели слов.

Находить слова по заданной модели. Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним

слова. Развивать навык правильного

литературного произношения слов.




34

^ Ударение (продолжение).

Смыслоразличительная роль ударения. Подвижность русского ударения. Работа с орфоэпическим словарём. Произношение звуков

и сочетаний звуков в соответствии

с нормами современного русского

языка.

Понятие: орфоэпический словарь.

Словарь: капуста.

Различать ударные и безударные слоги, выделять в словах ударение.

Наблюдать над смыслоразличительной ролью русского ударения, над подвижностью русского ударения.

Работать с «Орфоэпическим словарём», находить в нём нужную информацию о произношении слова.

Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов. Оценивать в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов.




35

^ Перенос слов по слогам.

Правила переноса части слова с одной строки на другую.

Понятие: перенос слова.

Словарь: жёлтый.

Сравнивать слова по принцип возможности их переноса с одной строки на другую.

Переносить слова по слогам.




36

^ Перенос слов по слогам (продолжение).

Составление ответов на вопросы к

тексту. Проверочная работа.

Словарь: посуда.

Переносить слова по слогам. Определять способы переноса.

Знакомство с историей письма (на страницах древних рукописей не было знаков переноса; для письма использовалась береста). Составлять ответы на вопросы к тексту.




37

^ Сочинение по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

Развитие речи: составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

Формирование чувства ответственности за братьев наших меньших, попавших в беду, готовность прийти им на помощь (на основе нравственного содержания текстов учебника).

Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

Оценивать результаты своей деятельности




^ ЗВУКИ И БУКВЫ (59ч)

38

Звуки и буквы.

Различие звуков и букв.

Звуки и их обозначение буквами на письме.

Условные звуковые обозначения слов. Замена звуковой модели слова буквенной и наоборот.

Понятия: звуки, буквы.

Словарь: октябрь.

Различать звуки и буквы. Правильно произносить звуки и называть буквы, обозначенные этими звуками. Проводить частичный звуковой анализ слов. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их.




39

^ Русский алфавит, или Азбука.

Алфавит. Значение алфавита. Знание алфавита: правильное называние букв, знание их последовательности. Сведения из истории русского языка: о самой молодой букве в алфавите — ё.

Понятия: алфавит, азбука.

Словарь: алфавит.

Объяснять, где могут пригодиться

знания об алфавите. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке.

Классифицировать буквы по сходству в их названиях, по характеристике звуков, которые они обозначают.

Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной.

Работать с памяткой 1 «Алфавит».

Работать с рубрикой «Страничка для любознательных» (знакомство со сведениями из истории русского языка о самой молодой букве в алфавите — букве ё).




40

^ Использование алфавита при работе со словарями.

Буквы: печатные и рукописные, прописные и заглавные. Сведения из истории русского языка: о прописных и строчных буквах и др.

Понятие: буквы (печатные и рукописные, прописные и заглавные).

Словарь: ноябрь.

Располагать в алфавитном порядке списки заданных слов. Использовать знание алфавита при работе со словарями.

Сопоставлять случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах.

Работать с рубрикой «Страничка для любознательных» (знакомство со сведениями из истории русского языка о прописных и строчных буквах).




41

^ Употребление прописной (заглавной) буквы. Сочинение по репродукции картины

3. Е. Серебряковой «За обедом».

Развитие речи: коллективное составление рассказа по репродукции картины.

Сопоставлять случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах.

Использовать правило написания имён собственных и первого слова в предложении.

Составлять (под руководством учителя) рассказ по репродукции картины




42

^ Гласные звуки.

Признаки гласного звука.

Смыслоразличительная и слогообразующая роль гласных звуков.

Буквы, обозначающие гласные звуки.

Понятия: гласный звук; буква, обозначающая гласный звук.

Находить в слове гласные звуки.

Объяснять особенности гласных звуков. Правильно произносить гласные звуки.

Различать гласные звуки и буквы,

обозначающие гласные звуки.





43

^ Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове: обозначают один гласный звук и указывают на мягкость предшествующего согласного звука на письме; обозначают в определенной позиции два звука. Сведения об источниках пополнения словарного запаса русского языка.

Формирование на основе нравственного содержания текстов учебника готовности оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

^ Развитие речи, работа с текстом.

Запись ответов на вопросы к тексту.

Работать с рубрикой «Страничка

для любознательных». Работать с памяткой 2 «Гласные звуки и буквы для их обозначения».

Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют.

Наблюдать, из каких языков пришли в нашу речь слова.

Работать с текстом. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать к тексту заголовок. Составлять и записывать ответы на вопросы к тексту с опорой на рисунок и

текст.




44

^ Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки.

Произношение ударного гласного

звука в корне слова и его обозначение на письме. Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Различие форм одного и того же слова и однокоренных слов.

Понятие: формы слова.

Соотносить звуковой и буквенный состав слов. Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове.




45

^ Правило обозначения буквой безударного гласного звука.

Особенности проверяемого и проверочного слов (для правила обозначения буквой безударного гласного звука). Единообразное написание гласных в корне форм одного и того же слова и в однокоренных словах.

Понятие: проверочное и проверяемое слова.

Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове (корне). Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Устанавливать правило обозначения безударного гласного звука буквой и осознавать его. Наблюдать над единообразным на-

писанием корня в однокоренных словах и в формах одного и того же слова. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного

слова.




46

^ Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова.

Изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным.

Составление сообщения на тему

«Какими способами можно подобрать проверочное слово для слова с безударным гласным звуком в корне».

Словарь: одежда.

Устанавливать алгоритм проверки обозначения буквой безударного гласного звука. Составлять сообщение на тему «Какими способами можно подобрать проверочное

слово для слова с безударным гласным звуком в корне».

Находить в словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова. Обосновывать правильность написания слов с безударным гласным звуком.




47

^ Контрольный диктант.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Записывать текст, используя изученные правила письма. Проверять написанное.

Выполнять грамматические задания в соответствии с планируемыми результатами знаний по изученным темам системы языка.




48

^ Словарный диктант.

Работа над ошибками

Слова с непроверяемым написанием.

Принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

^ Писать слова с непроверяемыми орфограммами, проверять написанное.

Оценивать результаты диктанта и грамматического задания и адекватно воспринимать оценку ей работы. Осознавать причины

успешности или неуспешности результатов выполненной контрольной работы




49

^ Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова.

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова.

Единообразное написание гласных в корне форм одного и того же слова и в однокоренных словах.

Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне.

Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом.

Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.




50

^ Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова.

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова.

Единообразное написание гласных в корне форм одного и того же слова и в однокоренных словах. Слова, в которых написание буквы е проверяется буквой ё.

Словарь: снегирь.

Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне.

Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом.

Распознавать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.




51

^ Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова.

Составление текста из деформированных предложений. Работа с памяткой 7 «Как подготовиться к диктанту». Написание диктанта.

Словарь: лягушка.

Находить в словах буквы, написание которых надо проверять. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.

Составлять текст из деформированных предложений. Работать с памяткой 7 «Как подготовиться к диктанту», записывать текст в соответствии с проведённой подготовкой.




52

^ Буквы безударных гласных корня, которые надо запоминать.

Словарные слова. Работа с орфографическим словарём. Наблюдение над этимологией слов—названий растений и ягод этих растений.

Словарь: земляника (земляничка),

малина (малинка).

Находить в словарных словах буквы, написание которых надо запомнить или проверить по словарю. Объяснять правописание слова

с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки на писания.

Работать с «Орфографическим словарём» учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по «Орфографическому словарю».

Наблюдать над этимологией слов—

названий растений и ягод этих растений.




53

^ Правописание словарных слов.

Распознавание в словах букв, написание которых надо проверить и запомнить. Наблюдение над использованием в речи фразеологизмов как выразительных средств языка.

Словарь: молоток.

Находить в словарных словах буквы, написание которых надо запомнить или проверить по словарю, а также буквы, написание которых надо проверять.

Распознавать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.

Использовать правила при написании слов с

проверяемыми и непроверяемыми орфограммами.

Работать над значением фразеологизмов (без терминологии). Объяснять, когда в речи употребляют фразеологизмы.




54

^ Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы.

Словарь: орфограмма, проверяемая орфограмма, непроверяемая

орфограмма.

Осознавать значение терминов орфограмма, проверяемая орфограмма, непроверяемая орфограмма и использовать их при решении учебных задач.

Распознавать проверяемые и непроверяемые орфограммы.

Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом.

Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.




55

^ Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами.

Рубрика «Проверь себя»

Распознавать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Использовать правила при написании слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами.

Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.






Похожие:

Программа по русскому языку 2 класс Пояснительная записка iconПрограмма по русскому языку (1-4 классы) Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов разработана в соответствии с примерной программы начального общего образования...
Программа по русскому языку 2 класс Пояснительная записка iconПрограмма по русскому языку. 6 класс Пояснительная записка
Обновленные цели обучения русскому языку, деятельностный характер предъявления материала в Государственном стандарте определяет стратегию...
Программа по русскому языку 2 класс Пояснительная записка iconПрограмма по русскому языку 4 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской...
Программа по русскому языку 2 класс Пояснительная записка icon1. пояснительная записка рабочая программа по русскому языку 4 класс разработана на основе программы четырехлетней начальной школы «Перспективная начальная школа»
Рабочая программа по русскому языку 4 класс разработана на основе программы четырехлетней начальной школы «Перспективная начальная...
Программа по русскому языку 2 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа по русскому языку во 2 классе создана на основе основной образовательной программы начального общего образования...
Программа по русскому языку 2 класс Пояснительная записка icon2. Пояснительная записка
Настоящая программа по русскому языку для средней общеобразовательной школы (10 класс) создана на основе федерального компонента...
Программа по русскому языку 2 класс Пояснительная записка iconПрограмма по русскому языку, 6 а класс Пояснительная записка
Образовательной программы по курсу “Русский язык” (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина//Образовательная система “Школа 2100”....
Программа по русскому языку 2 класс Пояснительная записка iconПрограмма по французскому языку 7 класс пояснительная записка
Рабочая программа по французскому языку для 7 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по иностранному...
Программа по русскому языку 2 класс Пояснительная записка iconРусскийязы к пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального...
Программа по русскому языку 2 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по русскому языку в 7б классе составлена на основефедерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку в 7б классе составлена на основефедерального компонента государственного стандарта основного...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты