|
Как подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности? Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть: • необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами) в содержательной области проекта; • специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы. В связи с этим метод проектов начинаю реализовывать со 2 класса. В 1-ом классе основное внимание уделяю развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности (ОУУН), привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах. Формирование ОУУН осуществляю в рамках урочной деятельности, поскольку в нашей школе не выделяются часы на кружки и факультативы. В рамках традиционных учебных занятий использую: • проблемное введение в тему урока; • постановку цели и задач урока совместно с учащимися; • совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания; • групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе; • выдвижение идеи (мозговой штурм); • постановку вопроса (поиск гипотезы); • формулировку предположения (гипотезы); • обоснованный выбор способа выполнения задания; • составление аннотации к прочитанной книге, картотек; • поиск дополнительной литературы; • подготовку доклада (сообщения); • самоанализ и самооценку, рефлексию; • поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п. Используя материал уроков, особое внимание уделяю развитию приемов логического мышления, навыков устной и письменной речи. Развитие приемов логического мышления осуществляется поэтапно в следующей последовательности: • оперирование признаками предметов (выделение признаков предметов, сравнение двух и более предметов, узнавание предметов по данным, выделение общих и отличительных признаков, выделение существенных и несущественных признаков, выделение главного); • классификация (словесная характеристика классов в готовой классификации, отнесение объекта к классу, выбор основания для классификации, деление объектов на классы, систематизация); • определение понятия через род и видовое отличие (отнесение объектов к роду, учет соразмерности определений, формулировка определений и объяснение понятий); • доказательство и рассуждение (использование логических связок и слов, простейшие умозаключения). Например: ![]() а) Какую форму имеет фигура ? Почему эта фигура является треугольником? б) Назовите признаки числа 27. в) Назовите признаки весны. г) Назовите признаки слова «карандаш». 2. Сравнение двух и более предметов. а) Чем похожи слова: кит и кот? Чем они отличаются? б) Найдите общие и отличительные признаки чисел: 5 и 50? в) Назовите общие признаки кошки и собаки. 3. Выделение существенных признаков: назовите существенный признак карандаша и т.д. 4. Классификация. а) На какие три группы можно разделить слова: мама, ведро, дуб, пень, окно, ель, чашка, солнце, папа. б) На какие две группы можно разделить числа: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10? в) Назови каждую группу одним словом: Татьяна, Ольга, Анна, Юлия. Понедельник, вторник, четверг, суббота. 2, 4, 6, 8. г) Продолжи начатое перечисление и назови группу одним словом: грабли, лопата, ….; зима, весна, …; 1, 3, 5, … . ^ а) Найди пары подходящих слов по образцу: тополь – дерево; один – число; существительное – часть речи. б) Чего больше: ежей или животных? в) Игра по типу «Рыбы, птицы, звери». г) Закончи предложение: Хлебница – эта посуда для … . Глагол – это часть речи, которая … . Четное число – это число, которое … . д) В каждом предложении поменять местами подлежащее и сказуемое. Определить, какое из новых предложений будет верным. Щенок – это маленькая собака. Щенок – это детеныш собаки. ^ Закончи предложение: Все березы – деревья. Все деревья – растения. Значит, … Названия городов – имена собственные. Имена собственные пишутся с большой буквы. Следовательно, … На уроках русского языка, риторики дети учатся составлять тексты различных видов (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение), овладевают основами оратора, навыками подготовки устного и письменного сообщения. Формирование умений и навыков проектной деятельности можно осуществлять и в рамках проведения консультаций, проектной деятельности. Например: ^
Подарите звезду: 9.59184 Ваша оценка: Нет Рейтинг: 9.6 (49 голосов) ^ Методический инструментарий проектной деятельности - это памятки для учащихся и их родителей, карты памяти, словарики, "банк идей" (список возможных тем проектов), образцы лучших проектов и т.д. С некоторыми материалами Вы можете познакомиться здесь: Подарите звезду: 9.86538 Ваша оценка: Нет Рейтинг: 9.9 (52 голоса) ^ Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Если основополагающий вопрос проекта интересен учащимся, то и проект будет успешен. Например, на уроке русского языка в 4 классе погружение в проект «Справочник по проверке слов с непроверяемым написанием» и постановку задач можно организовать следующим образом. В начале урока проводится словарная работа со словами с безударными гласными в корне. - На какие две группы можно разделить безударные гласные? (Проверяемые и непроверяемые). - Как мы проверяем в слове написание проверяемой безударной гласной? (Подбираем однокоренное слово или форму слова с ударной гласной.) - А можем ли мы проверить непроверяемые безударные гласные? - Знакомство с этимологическими словарями русского языка позволит вам узнать историю русских и заимствованных слов, найти способ проверки слов с непроверяемым написанием, а составленные словари-справочники окажут помощь вашим друзьям. Кроме того, вы научитесь: 1) работать с научной литературой, 2) проводить исследования; 3) кратко излагать свои мысли устно и письменно; 4) составлять словари-справочники. Результаты ваших исследований, а также изготовленные вами справочники мы поместим в школьной библиотеке. Подарите звезду: 9.2 Ваша оценка: Нет Рейтинг: 9.2 (10 голосов) ^ • Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь со всяческими проявлениями конформизма и стереотипными банальными решениями. • Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат. • Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности. • В процессе работы не забывайте о воспитании школьника. • Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься. • Не делайте скоропалительных допущений, научитесь не торопиться с вынесением оценочных суждений и учите детей поступать также. • Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать. • Не следует полагаться на то, что дети уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое. • Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно. • Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно. Избегайте прямых инструкций. • Учите детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки. • Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями. • Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций. • Старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования. • Используйте трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, как область задач приложения полученных навыков в решении исследовательских задач. • Обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде. • Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию. • Помогайте детям научиться управлять процессом собственного исследования. ^ Как и любая деятельность, проектная деятельность имеет свои этапы. Ниже представлена таблица, в которой раскрываются цели и задачи каждого этапа, содержание деятельности педагогов, учащихся и их родителей.
^
Подарите звезду: 9.78571 Ваша оценка: Нет Рейтинг: 9.8 (28 голосов) ВИЗИТКИ успешно реализованных проектов для учеников начальных классов В этом разделе собираем примеры успешно реализованных проектов. ^ Автор (соавторы) Название проекта Предметная область Возраст участников проекта Цели\результаты обучения Продолжительность проекта Ход проекта (поэтапно) Продукт проекта (что создадут дети в результате) Материалы проекта (установочная презентация, буклеты, инструкции, обучающие материалы, рекомендуемые ресурсы и прочее) Контроль и оценивание Ресурсы
|
![]() | Программа организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации фгос 2 поколения во внеурочной и классной деятельности Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся | ![]() | Аксенова Людмила Сергеевна, учитель биологии и экологии моу сош с. Октябрьское Усманского района Использование проектно исследовательской деятельности по биологии и экологии на урок Использование проектно – исследовательской деятельности по биологии и экологии на уроках и во внеурочное время для развития личности... |
![]() | Web-квест как инновационная форма проектно-исследовательской деятельности Ключевое условие реализации фгос – это системно-деятельностный подход в образовании. В связи с этим, педагоги должны использовать... | ![]() | Методическая система учителя «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся начальных классов» «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся начальных классов» |
![]() | Отчет о проектно-исследовательской деятельности моу дод эбц Принятые в 2012 году меры по развитию дополнительного образования детей в городе (районе) | ![]() | Предлагаем всем заинтересованным лицам ознакомиться с методическими рекомендациями, которые помогут подготовиться к конкурсным мероприятиям по проектно-исследовательской деятельности. Оформление проектной / исследовательской работы Общие сведения Предлагаем всем заинтересованным лицам ознакомиться с методическими рекомендациями, которые помогут подготовиться к конкурсным мероприятиям... |
![]() | Статья «Приобщение детей к проектно-исследовательской деятельности» Экономическое и духовное развитие страны в значительной степени определяется качеством общего и профессионального образования. Качество... | ![]() | Инновационный проект «Развитие исследовательской и проектной деятельности учащихся и педагогов в условиях сельской школы» В том, что педагоги будут выступать не в роли объекта, а субъекта обучения. В ходе тренингов, помогая детям разрабатывать различные... |
![]() | Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального... | ![]() | Формирование навыков исследовательской деятельности на начальной ступени обучения Мы говорим о творческой исследовательской деятельности учащегося, направленной на получение новых для него знаний, умений и навыков,... |