Анализ работы методического объединения учителей физико - математического цикла за 2012-2013 учебный год
ХАРАКТЕРИСТИКА КАДРОВ: № | Ф.И.О | Стаж работы | Категория, год атт. | Образование | Классы | Тема самообразования | 1 | Киселева Галина Петровна | 24 | высшая, 2009 | высшее | 5, 6, 8, 10 (математика), 8-11(информатика) 1-2(кружок "Компьютерный мир") | Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на основе использования информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания математики и информатики | 2 | Тропина Елена Геннадьевна | 26 | высшая, 2009 | высшее | 9, 11 (математика) | Контрольно-оценочная деятельность как условие формирования учебной деятельности | 3 | Домоводова Ольга Алексеевна | 25 | высшая, 2011 | высшее | 7(математика), 7-11(физика), 10-11(технология), 9(черчение) | Межпредметная связь физики и математики в системе решения задач |
МО учителей математики работало по методической теме: «Использование современных педагогических технологий в обучении математики, физики и информатики для повышения качества образовательного и воспитательного процесса». Работа была направлена на выполнение следующих целей и задач: ^ непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, компетентности в области математики, информатики, физики Задачи МО учителей математики: Повышение материально-технического уровня и педагогического мастерства учителя. Оказание методической помощи в планировании и овладении типами уроков Изучение и освоение инновационных оптимальных технологий обучения. Организация внеклассной и внешкольной работы по предмету. Работа на повышение эффективности и качества обучения. Обмен опытом работы. Взаимоконтроль, его анализ и вынесение результатов на обсуждение на заседаниях МО. Подготовка к сдаче ЕГЭ. В соответствие с методической темой были выбраны следующие темы для самообразования учителей: № | Ф.И.О |
| Тема самообразования | 1 | Киселева Галина Петровна | Руководитель ШМО, учитель математики и информатики высшей квалификационной категории | Развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников в условиях сельской школы | 2 | Тропина Елена Геннадьевна | Директор школы, учитель математики высшей квалификационной категории
| Контрольно-оценочная деятельность как условие формирования учебной деятельности | 3 | Домоводова Ольга Алексеевна | Учитель физики и математики высшей квалификационной категории | Межпредметная связь физики и математики в системе решения задач | Поставленные задачи в целом выполнены:
№ | Задачи | Выполнение | Причины невыполне ния | полностью | частично | не выполнена | 1 | Повышение материально-технического уровня и педагогического мастерства учителя. |
| + |
|
| 2 | Оказание методической помощи в планировании и овладении типами уроков | + |
|
|
| 3 | Изучение и освоение инновационных оптимальных технологий обучения. | + |
|
|
| 4 | Организация внеклассной и внешкольной работы по предмету. |
| + |
|
| 5 | Работа на повышение эффективности и качества обучения. |
| + |
|
| 6 | Обмен опытом работы. Взаимоконтроль, его анализ и вынесение результатов на обсуждение на заседаниях МО. |
| + |
|
| 7 | Подготовка к сдаче ЕГЭ. | + |
|
|
|
В течение учебного года методическим объединением были проведены заседания со следующей тематикой:
Дата | Тематика заседаний |
Заседание №1. 23.08.2012г.
| 1. Анализ работы МО за 2011-2012 учебный год. 2. Анализ результатов ГИА учащихся 9-х классов и результатов ЕГЭ учащихся 11-х классов. 3. Утверждение плана работы МО на 2012-2013 учебный год. Утверждение рабочих программ по математике, физике и информатике. О рассмотрении программ элективных курсов, спецкурсов и кружков. 4. Изучение инструктивно-методических рекомендаций Министерства образования на 2012-2013 учебный год. | Заседание №2 12.11.2012г
| 1. Преемственность в обучении математики учащихся 1 и 2 и 3 ступени, анализ входных диагностических работ в 5, 7, 10 классах с приглашением учителей начальных классов. 2. Состояние преподавания и уровень обученности учащихся 9 и 11 классов. Стартовая статистика. Организация подготовки учащихся к ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе. 3. Работа со слабоуспевающими учащимися. Обмен опытом. 4. Проведение школьного этапа предметной олимпиады. Подготовка участников районного этапа олимпиады по математике, физике и информатике 5. Организация подготовки к конкурсам «КИТ», «Кенгуру», «Зубренок». | Заседание №3. 04.02.2013г | 1. Работа учителей на сайтах Дневник.ru и НООС. Анализ участия обучающихся в ИС Дневник.ру. 2. Технология и техника проведения ЕГЭ (изучение кодификаторов, инструкций проведения). Подготовка и проведение пробного экзамена по математике в 9 и 11 классе. 3. Практикум по изучению методических приёмов по вопросу: «Работа с детьми, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности». 5. Педагогическая студия «Компьтеризация учебного процесса: применение компьютерных программ, ЦОР в обучении, использование Интернета на уроках. Здоровьесберегающие технологии на уроках». | Заседание №4. 25.03.2013г
| 1. Обмен опытом работы по теме: «Применение современных педагогических технологий в процессе обучения математике». 2. Подготовка и проведение предметной недели. 3. Обсуждение итогов школьной, районной, олимпиад по предметам математического цикла. 4. Выставка материалов по темам самообразования. Обмен опытом. 5. Утверждение экзаменационного материала для промежуточной и итоговой аттестации по математике, физике и информатике. 6. Обзор материалов, опубликованных в предметных журналах. | Заседание №5. 07.06.2013г.
| 1. Подведение итогов работы МО в 2012-2013 учебном году. Анализ работы МО. 2. Изучение динамики успеваемости учащихся по математике и информатике. 3.Обсуждение программ спецкурсов по математике в классах с углубленным изучением математики.
|
^ - основные направления методической работы нашего объединения. Под этим подразумевается отказ от единообразных форм и методов обучения, постоянное совершенствование учебного процесса, внедрение новейших педагогических технологий – как предметно, так и личностно-ориентированных, учет индивидуальных особенностей учащихся, максимальное развитие их способностей в данной предметной области. Однако многолетний опыт учителей показывает, что только разумное сочетание новых методов обучения и традиционных, является одним из основных условий эффективного обучения этим предметам. Поэтому в рамках решения этой проблемы в течение всего учебного года проводилась работа по разным направлениям. Основные усилия учителей были направлены на вооружение учащихся системой знаний по предмету, на подготовку к контролю знаний, на изучение индивидуальных способностей детей и их всестороннее развитие.
Участие в мероприятиях. Учителя МО принимали активное участие: в педагогических советах и консилиумах школы, заседаниях РМО.
Открытые уроки, их результативность.
В течение учебного года учителя МО провели открытые творческие уроки:
ФИО | Тема урока |
| Тропина Е. Г. | «Решение логарифмических уравнений в рамках подготовки к ЕГЭ» | 11 класс
| «Квадратичная функция в рамках подготовки к ГИА» | 9 класс
| Киселева Г. П. | «Эти необыкновенные обыкновенные дроби»» | 5 класс | «Длина окружности» | 6 класс | «Применение производной для исследования функций» | 10 класс | Домоводова О. А. | «Решение задач по теме «Постоянный ток»» | 10 класс | «Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука» | 9 класс |
Проведенные уроки отвечают всем требованиям современного урока. Учителя умело используют все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. При посещении уроков учителя отмечали создание проблемных ситуаций при объяснении нового материала, применяли оригинальные методы и приемы обучения, применяли компьютерные технологии. Проведенные уроки развивают инициативу и творчество учащихся, развивают интерес к математике.
Проводилась большая работа по подготовке учащихся к итоговой аттестации. У многих детей 9, 11 классов наблюдались следующие особенности: - низкий уровень внимательности - плохая переключаемость с одного задания на другое - низкий уровень работоспособности - невнимательность при вычислении (действия с десятичными дробями, с разными знаками) -невнимательность при преобразованиях (перенос переменной из одной части в другую при решении уравнений) -недостаточное развитие самоконтроля -слабое знание по некоторым темам - высокий уровень тревожности
В связи с этим учителя математики работали по следующему плану. Было проведено много дополнительных занятий по математике, где решались задания из тестов по ЕГЭ и ГИА прошлых лет, проводились тренировочные занятия, как по отдельным темам, так и работе в целом, проводились диагностические и репетиционные работы, отрабатывались вычислительные навыки, дети были задействованы в решении демоверсий в Интернете, онлайн-тестов. Велась работа по психологической готовности учеников к ЕГЭ (снижение уровня тревожности, развитие внимания, четкости мышления, повышение сопротивляемости стрессу), т.е. развитие навыков психических процессов, необходимых при сдаче ЕГЭ. Были даны практические советы родителям «Как помочь детям подготовиться к ЕГЭ». Практически на каждом заседании МО в рамках подготовки к ГИА и ЕГЭ шел обмен опытом, проведение уроков, учителя делились методикой работы со слабоуспевающими учащимися. В течение учебного года учителя отслеживали состояние и результативность процесса обучения, особое внимание обращали на выбор оптимальных методов и приемов обучения, на дифференциацию, на развитии навыков умственного труда. С мотивированными учащимися были проведены индивидуальные консультации по отработке решений сложной части задач.
Серьезным направлением работы МО является постоянное совершенствование педагогического мастерства учительских кадров.
Тропина Е. Г. | Обучение математике по ФГОС общего образования –курсы. июнь 2012г. Семинар «Решение сложных задач ЕГЭ по математике» -28.01.2013г., МКОУ Коченевская СОШ №1 | Киселева Г. П. | Обучение математике по ФГОС общего образования–курсы. июнь 2012г. Семинар «Решение сложных задач ЕГЭ по математике» -28.01.2013г., МКОУ Коченевская СОШ №1 Августовская сессия РМО - 20.08.12 РМО осенняя и весенняя сессия - 07.11.12, 27.03.13 | Домоводова О. А. | Августовская сессия РМО - 20.08.12 РМО осенняя и весенняя сессия - 07.11.12, 27.03.13 Семинар «Обучение физике в условиях ФГОС» - март 2013, МКОУ Коченевская СОШ №2 |
^ Неуспеваемость – острейшая проблема современной школы. Поэтому необходима специальная глубоко продуманная повседневная деятельность, нацеленная на предупреждение неуспеваемости.
Есть две категории неуспевающих детей: Со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться. С внутренне личностной позицией – нежеланием учиться.
Для первой группы неуспевающих проводятся специально организованные занятия по формированию познавательных процессов – внимания, памяти, отдельных мыслительных операций, занятия по формированию учебных навыков. Главное в работе с такими детьми – учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу – ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед. Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация – будет продуктивность учения. Задача педагога в этом случае: помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний; развивать ответственность; поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку. В течение всего учебного года учителя МО проводили индивидуальную работу с отстающими учениками, как на уроке, так и во внеурочное время: Отработка вычислительных навыков Отработка повторных вариантов к/р Работа по дополнительным сборникам, тестам Помощь в выполнении д/з Регулярная работа над ошибками во всех видах работ Проведение консультаций в любое время Индивидуальная работа по подготовке итоговой аттестации Привлечение учащихся к творческим работам Работа с родителями по организации учебной деятельности учащихся
Работа с одарёнными детьми. Серьезной проблемой остается работа по предмету со способными, талантливыми детьми. Целью работы учителей МО с мотивированными детьми является формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, дальнейшее развитие их математических способностей. Работая над проблемой выявления математически одарённых детей, члены МО провели школьные предметные олимпиады. Результаты оказались слабыми. Причина столь «скромных» результатов: недостаточная работа МО по подготовке участников школьных и районных олимпиад: отсутствие индивидуальных программ работы с одарёнными детьми; недостаточная работа учителей по организации факультативных и кружковых занятий.
^
Математика
| класс | 1 четверть | 2 четверть (1 полугодие) | 3 четверть | 4 четверть (2 полугодие) | год | Успев.% | Качество % | СОУ % | Успев. % | Качество % | СОУ % | Успев. % | Качество % | СОУ % | Успев. % | Качество % | СОУ % | Успев. % | Качество % | СОУ % | Киселева Г. П. | 5 | 100 | 75 | 57 | 100 | 58 | 52 | 100 | 64 | 54 | 100 | 55 | 51 | 100 | 64 | 54 | 6 | 92 | 25 | 41 | 92 | 33 | 44 | 91 | 27 | 41 | 82 | 18 | 37 | 91 | 27 | 42 | 8 | 100 | 18 | 41 | 100 | 18 | 41 | 100 | 6 | 38 | 69 | 19 | 35 | 100 | 19 | 41 | 10 |
|
|
| 100 | 55 | 52 |
|
|
| 82 | 55 | 48 | 100 | 55 | 51 | Тропина Е. Г. | 9 | 100 | 19 | 41 | 100 | 35 | 46 | 85 | 25 | 40 | 95 | 40 | 46 | 95 | 35 | 45 | 11 |
|
|
| 100 | 11 | 39 |
|
|
| 100 | ? | ? | 100 | ? | ? | Домоводова О. А. | 7 | 100 | 14 | 40 | 92 | 46 | 47 | 100 | 8 | 38 | 92 | 31 | 43 | 100 | 31 | 45 |
| Ср. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 98 |
|
|
Физика
| класс | 1 четверть | 2 четверть (1 полугодие) | 3 четверть | 4 четверть 2 полугодие | год | Успев.% | Качество % | СОУ % | Успев. % | Качество % | СОУ % | Успев. % | Качество % | СОУ % | Успев. % | Качество % | СОУ % | Успев. % | Качество % | СОУ % | Домоводова О. А. | 7 | 100 | 67 | 55 | 100 | 58 | 52 | 100 | 50 | 50 | 92 | 50 | 48 | 100 | 67 | 55 | 8 | 100 | 44 | 48 | 95 | 31 | 45 | 100 | 53 | 51 | 84 | ? | ? | 100 | ? | ? | 9 | 100 | 35 | 46 | 100 | 37 | 46 | 100 | 53 | 51 | 100 | 47 | 49 | 100 | 73 | 56 | 10 |
|
|
| 100 | 73 | 56 |
|
|
| 100 | ? | ? | 100 | ? | ? | 11 |
|
|
| 100 | 11 | 39 |
|
|
| 100 | 22 | 42 | 100 | 22 | 42 | Ср. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 100 |
|
|
Информатика
| класс | 1 четверть | 2 четверть (1 полугодие) | 3 четверть | 4 четверть 2 полугодие | год | Успев.% | Качество % | СОУ % | Успев. % | Качество % | СОУ % | Успев. % | Качество % | СОУ % | Успев. % | Качество % | СОУ % | Успев. % | Качество % | СОУ % | Киселева Г. П. | 8 | 100 | 63 | 58 | 100 | 56 | 54 | 100 | 27 | 51 | 93 | 33 | 49 | 100 | 40 | 54 | 9 | 100 | 35 | 49 | 95 | 32 | 43 | 100 | 57 | 56 | 84 | 26 | 41 | 100 | 42 | 52 | 10 |
|
|
| 100 | 73 | 63 |
|
|
| 100 | 73 | 60 | 100 | 73 | 63 | 11 |
|
|
| 100 | 22 | 42 |
|
|
| 100 | 56 | 60 | 100 | 56 | 56 | Ср. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 100 | 53 | 56,25 |
ГИА
-
Получили оценку | 2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 | «5» «4» «3» «2» Успеваемость Качество | 0 1 16 Нет 100% 6% | 1 6 13 Нет 100% 35% | 0 7 12 Нет 100% 37% |
ЕГЭ
Средний балл: ?
В сравнении с прошлыми годами: -
Средний балл ЕГЭ | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 |
| 36 | 40 | 41 |
| Рекомендации:
Принять во внимание особенности каждого учащегося и строить индивидуальную работу при разборе заданий части С. Работать над повышением качества знаний.
Недостатки работы МО и методы их устранения.
низок уровень навыков самоанализа у учителей и самоконтроля у учащихся; недостаточно применяются элементы современных педагогических технологий; плохо ведется работа по обобщению передового опыта; недостаточно организована самостоятельная работа различных категорий учащихся; нецеленаправленно осуществляется работа с мотивированными на учебную деятельность и одаренными детьми; не редко учителя производят отбор содержания, форм и методов обучения, рассчитанный на среднего ученика, без учета его индивидуальных способностей; домашние задания не всегда носят дифференцированный характер; не в полном объеме используются наглядные и технические средства обучения.
Рекомендации:
Отслеживать работу по накоплению и обобщению передового педагогического опыта. При планировании работы учесть имеющиеся слабые стороны в работе учителей с целью освоения и устранения проблем. В работе МО по повышению профессионального мастерства обратить внимание на следующие умения: технология подготовки урока и его самоанализ, самоконтроль своей деятельности, применение новых технологий и их элементов. Для дальнейшей плодотворной работы необходимо рассмотреть вопрос об интеграции методического объединения с целью развития методики сотрудничества, толерантности, создания условий для внедрения развивающего обучения, элементов личностно-ориентированного обучения. Улучшить индивидуальную работу с учащимися на уроках и во внеурочное время. Исключить перегрузку объема домашних заданий для слабоуспевающих учащихся. Постоянно следить за проблемами в знаниях учащихся. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учащимися. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки, и оказывать им помощь.
Подводя итоги работы МО нужно отметить, что в течение этого учебного года задачи, поставленные перед учителями нашего МО, решались. Однако, несмотря на достигнутые успехи, есть ещё над чем поработать. Больше нужно уделять внимания одаренным детям, разрабатывать индивидуальные программы для каждого ученика. Также необходимо учителям активнее делиться опытом своей работы со своими коллегами. В прошедшем учебном году дано мало открытых уроков на школу и не было представлено работ на школьную НПК. Не менее важная задача, стоящая перед МО учителей математики, – продолжить систему подготовки учащихся выпускных 9-ых и 11-ых классов к экзаменам в форме ГИА и ЕГЭ.
Используя различные методы преподавания, прививая любовь к предметам естественно - математического цикла, учителя нашего МО стараются добиваться высоких результатов. Следует принять работу МО учителей математики с оценкой «удовлетворительно».
^
Продолжить работу над проблемой «Использование современных педагогических технологий в обучении математики, физики и информатики для повышения качества образовательного и воспитательного процесса» Продолжить работу по вопросу преемственности в образовательном процессе между начальной школой и средним звеном, а также между средней и старшей ступенями обучения. Для укрепления результатов и повышения уровня знаний учащихся выпускных классов усилить и систематизировать зачётную форму работы, проводить поэлементный анализ школьного пробного ЕГЭ, с учётом результатов которого, строить дальнейшую учебную работу, усилить индивидуальную работу со слабоуспевающими учениками. На уроках проводить контрольные работы по материалам и в форме ЕГЭ. Начиная с 5-х классов проводить контроль в форме тестов. Систематизировать дидактические материалы, справочные таблицы, раздаточный материал вариантов ЕГЭ 11, 9 класс. Продолжить создание дидактических материалов к урокам по параллелям. Включиться в работу по подготовке учащихся к исследовательской и проектной деятельности. Активно применять ИКТ в учебном процессе. Руководитель ШМО /Г. П. Киселева/ |