|
Развитие универсальных учебных действий младших школьников на уроках информатики В этом 2012-2013 учебном году я преподаю информатику во втором классе, обучающемся по новым ФГОС НОО Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться. Учителю, работающему в начальных классах необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия. Одним из эффективных методов формирования УУД, является проектное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий. В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе. Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться: - полное внимание к однокласснику; - серьезное отношение к мыслям, чувствам других; - терпимость, дружелюбие: никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку». Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания, у учащихся формировались универсальные учебные действия в личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали) сферах. Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Но в целом, на современном уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий. С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД) К ним относятся: • целеполагание, как постановка учебной задачи (Каким бы вы хотели видеть наш урок? Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок?) Далее, учащиеся разгадав ребусы, самостоятельно формулируют тему урока. При повторении изученного материала ставится перед учащимися новая проблема (формируются коммуникативные УУД). Всем группам необходимо выбрать верные утверждения по изучаемой теме, после чего они должны ответить на вопросы по теме. После обсуждения учащиеся начинается совместное открытие нового. (далее на примере урока по теме «Носители информации») А, на чем древние люди могли оставить информацию? Каждый из ребят думает по – разному, но опыт помог нам выбрать правильный ответ (проводится опыт с комментированием). Таким образом, ребята самостоятельно сделали вывод и сравнили его с выводом учёных (чтение вывода в учебнике). Ребята принимали активное участие в проведении опыта. На этом этапе урока развивались УУД во всех сферах: -личностные (формирование интереса) - регулятивные (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка) - познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с учебником, использование простейших предметов для проведения опыта) - коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других) В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; На данном уроке прослеживались межпредметные связи с уроками и истории и музыки.(магнитофонная запись песни) - Аня слушает магнитофонную запись песни. Назовите носитель информации. - Какими носителями информации пользовались древние люди? (камень, глиняные дощечки, папирус, пергамент, береста, бумага, ткань) Ребятам раздаются конвертики с картинками, на которых изображены носители информации. Начинается работа в группах (распределить носители информации на 2 группы: древние и современные носители информации) После групповой работы предлагаю провести физминутку: Мы поставили пластинку И выходим на разминку. Начинаем бег на месте, Финиш – метров через двести! Раз-два, раз-два, Хватит, прибежали, Потянулись, подышали. (^ - Какой носитель информации мы встретили в этом стихотворении ? Для закрепления изученной темы выполняются задания:
^ 2. Рассмотри рисунки. Что объединяет эти предметы? 3. Назови и запиши носители информации. - Бабушка пишет внучке записку на листе бумаги. - Лена читает в книжке любимую сказку. - Павел играет в компьютерную игру «Сосчитай быстро». - Вся семья смотрит видеозапись любимого мультфильма. - На песке кто-то написал: «Скоро будет шторм на море!» - Дети рассматривают в музее мраморную скульптуру. Ребята сделали вывод о том, что такое носители информации, для чего предназначены носители информации. Свой вывод учащиеся сравнили с выводом, данным в учебнике. Итогом данного этапа урока послужило выполнение в группах заданий 6-9 к § 8 за компьютером в обучающем электронном пособии «Информатика во 2 классе» Н.В. Матвеевой. За активную работу на уроке каждая группа получила в подарок носитель информации (блокнотик) Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности. - Возьмите свой блокнотик и нарисуйте в нем грустный смайлик, если вам было скучно на уроке. - А, если вам было интересно сегодня на уроке, нарисуйте веселый смайлик. Малинина Г.В., учитель информатики 06.03.2013г |