Развитие универсальных учебных действий младших школьников на уроках информатики icon

Развитие универсальных учебных действий младших школьников на уроках информатики



НазваниеРазвитие универсальных учебных действий младших школьников на уроках информатики
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Развитие универсальных учебных действий

младших школьников на уроках информатики


В этом 2012-2013 учебном году я преподаю информатику во втором классе, обучающемся по новым ФГОС НОО

Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

Учителю, работающему в начальных классах необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.

Одним из эффективных методов формирования УУД, является проектное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.

Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться:

-  полное внимание к однокласснику;

-  серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

 - терпимость, дружелюбие:

 никто не имеет права смеяться над ошибками  товарища, т. к. каждый

имеет «право на ошибку».

Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания, у учащихся формировались универсальные учебные действия в личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали) сферах.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Но в целом, на современном уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.

С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД)  К ним относятся:

• целеполагание, как постановка учебной задачи (Каким бы вы хотели видеть наш урок? Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок?) Далее, учащиеся разгадав ребусы, самостоятельно формулируют тему урока.

 При повторении изученного материала ставится перед учащимися новая проблема (формируются коммуникативные УУД). Всем группам необходимо выбрать верные утверждения по изучаемой теме, после чего они должны ответить на вопросы по теме. После обсуждения учащиеся начинается совместное открытие нового. (далее на примере урока по теме «Носители информации»)

А, на чем древние люди могли оставить информацию? Каждый из ребят думает по – разному, но опыт помог нам выбрать правильный ответ (проводится опыт с комментированием).

Таким образом, ребята самостоятельно сделали вывод и сравнили его с выводом учёных (чтение вывода в учебнике). Ребята принимали активное участие в проведении опыта. На этом этапе урока развивались УУД во всех сферах:

-личностные (формирование интереса)

- регулятивные (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка)

- познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с учебником, использование простейших предметов для проведения опыта)

- коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)

В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций;

На данном уроке прослеживались межпредметные связи с уроками и истории и музыки.(магнитофонная запись песни)

- Аня слушает магнитофонную запись песни. Назовите носитель информации.

- Какими носителями информации пользовались древние люди? (камень, глиняные дощечки, папирус, пергамент, береста, бумага, ткань)

Ребятам раздаются конвертики с картинками, на которых изображены носители информации. Начинается работа в группах (распределить носители информации на 2 группы: древние и современные носители информации)

После групповой работы предлагаю провести физминутку:

Мы поставили пластинку

И выходим на разминку.

Начинаем бег на месте,

Финиш – метров через двести!

Раз-два, раз-два,

Хватит, прибежали,

Потянулись, подышали. (^ Бег на месте, на предпоследней строчке остановиться, на последней потянуться, руки вверх и опустить их через стороны.)

- Какой носитель информации мы встретили в этом стихотворении ?


Для закрепления изученной темы выполняются задания:

  1. Подчеркни лишнее и поясни.

^ БЕРЕСТА ПАПИРУС ЖЕЛУДЬ ПЕРГАМЕНТ

2. Рассмотри рисунки. Что объединяет эти предметы?

3. Назови и запиши носители информации.

- Бабушка пишет внучке записку на листе бумаги.

- Лена читает в книжке любимую сказку.

- Павел играет в компьютерную игру «Сосчитай быстро».

- Вся семья смотрит видеозапись любимого мультфильма.

- На песке кто-то написал: «Скоро будет шторм на море!»

- Дети рассматривают в музее мраморную скульптуру.

Ребята сделали вывод о том, что такое носители информации, для чего предназначены носители информации. Свой вывод учащиеся сравнили с выводом, данным в учебнике. Итогом данного этапа урока послужило выполнение в группах заданий 6-9 к § 8 за компьютером в обучающем электронном пособии «Информатика во 2 классе» Н.В. Матвеевой.

За активную работу на уроке каждая группа получила в подарок носитель информации (блокнотик)

Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

- Возьмите свой блокнотик и нарисуйте в нем грустный смайлик, если вам было скучно на уроке.

- А, если вам было интересно сегодня на уроке, нарисуйте веселый смайлик.


Малинина Г.В., учитель информатики

06.03.2013г



Похожие:

Развитие универсальных учебных действий младших школьников на уроках информатики iconФормирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через реализацию программы «мы вместе» Свистунова Т. Г
Какова же сегодняшняя ситуация, касающаяся вопроса формирования навыков взаимодействия у младших школьников?
Развитие универсальных учебных действий младших школьников на уроках информатики iconИгровые технологии на уроках английского языка как фактор развития универсальных учебных действий младших школьников
Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, использование новых информационных технологий требуют повышения коммуникативной...
Развитие универсальных учебных действий младших школьников на уроках информатики iconРазвитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
Речь – удивительно сильное средство, но нужно много ума, чтобы пользоваться им. Георг Гегель
Развитие универсальных учебных действий младших школьников на уроках информатики iconФормирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка
Новые социальные запросы, отраженные в тексте фгос, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие...
Развитие универсальных учебных действий младших школьников на уроках информатики iconГурченкова Ирина Александровна (240-238-194) «Лингвистический анализ учебно-научных текстов части а егэ по русскому языку»
Четкое выделение универсальных учебных действий позволит учителю уделить им приоритетное место в рамках изучения конкретного учебного...
Развитие универсальных учебных действий младших школьников на уроках информатики iconРоль проектной деятельности в формировании познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Развитие универсальных учебных действий младших школьников на уроках информатики iconУправленческий проект Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики
Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря...
Развитие универсальных учебных действий младших школьников на уроках информатики iconКлассификация универсальных учебных действий
Развитие личности в системе образования на современном этапе обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, которые...
Развитие универсальных учебных действий младших школьников на уроках информатики icon«Формирование универсальных учебных действий на занятиях внеурочной деятельностью «Занимательный английский»
«Формирование универсальных учебных действий школьников как ресурс повышения качества образования в условиях перехода на фгос нового...
Развитие универсальных учебных действий младших школьников на уроках информатики iconФормирование личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности

Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты