Формирование личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности Физическое воспитание в младшем школьном возрасте осуществляется в неразрывной связи с развитием игровой деятельности. В процессе физического воспитания ребенок учится взаимодействию с другими детьми, у него формируются элементарные нравственные формы поведения, дисциплина, обогащается опыт общения. Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств школьников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Подвижные игры имеют очень важное значение для развития у младших школьников универсальных учебных действий, в том числе личностных. Обычно ребенок постепенно начинает понимать значение игры в условиях его нового места в системе социальных отношений людей, при этом неизменно и страстно любит играть. В процессе подвижных игр создаются условия для формирования «действия нравственно-эстетического оценивания ситуации на основе социальных и личностнных ценностей. Особенность здоровой психики ребенка - это его повышенная познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Другими словами, во время подвижных игр у младшего школьника постепенно формируются такие познавательные универсальные учебные действия как: 1. Выбор наиболее эффективного способа решения задачи в зависимости от конкретных условий игры. 2. Осмысление (рефлексия) выбранных способов действий. 3. Установление причинно-следственных связей. 4. Контроль и оценка процесса и результата игровой деятельности и т.д. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы по ведению игры. В начальных классах ребенок уже может мысленно сопоставлять отдельные факты, объединять их в целостную картину и даже формировать для себя обобщенные способы деятельности. Среди большого разнообразия игр широко распространены у детей подвижные игры. Собственно, элементарные подвижные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленную самими играющими. Достижение цели требует от играющих активных двигательных действий, выполнение которых зависит от творчества и инициативности самих играющих (быстро добежать до цели, быстрее и точнее бросить в цель, быстро и ловко догнать «противника» или убежать от него и т.п.). Иными словами, подвижные игры в определенной мере способствуют формированию к регулятивным универсальным универсальным учебных действий. Прежде всего это: 1. Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. 2. Прогнозирование — предвосхищение результатов своих действий. 3. Коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действий. 4. Оценка. 5. Элементы волевой саморегуляции, как способности к мобилизации сил и энергии, способности к волевому усилию, к преодолению препятствий. Собственно, подвижные игры не требуют от участников специальной подготовленности. Правила в них варьируются самими участниками и руководителями в зависимости от условий, в которых проводятся игры. В них нет точно установленного числа играющих, точного размера площадки, также варьируется и инвентарь (булавы или кегли, волейбольный или простой мяч, маленькие мячи или мешочки с горохом (песком), гимнастическая или простая палка и т.п.). Особое значение имеют коллективные (групповые) подвижные игры, в которых учувствуют группы играющих, классы, свободные социальные группировки детей. Всем коллективным подвижным играм присущ соревновательный элемент (каждый сам за себя или за свой коллектив), а также взаимопомощь, взаимовыручка в интересах достижения установленной цели. Характерным для коллективных подвижных игр является все время меняющаяся ситуация в игре, требующая от играющих быстроты реакции. Поэтому, в процессе игры все время меняются и взаимоотношения: каждый стремится создать для себя или для коллектива наиболее выгодное, по сравнению с «противником», положение. Разрешение конфликтов — выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов действий, а также управление жестами поведением партнера, умение лаконично ( 1-2 словами) выразить свою мысль партнеру — все это универсальные коммуникативные учебные действия, которые постоянно формируются у младших школьников в процессе подвижной игры. Каждая подвижная игра имеет свои содержание, форму (построение) и методические особенности. Игры очень разнообразны по содержанию и сложности: · простые некомандные подвижные игры, в которых каждый участник, соблюдая правила, борется за одного себя. Вся игровая деятельность направлена на достижение личного превосходства над другими в ловкости, силе, меткости, быстроте и других качествах. В этих играх главное значение приобретает личная инициатива, творчество и умение целесообразно использовать свои личные качества, двигательные возможности; · более сложные, переходные к командным подвижные игры, в которых играющие отстаивают свой интерес в первую очередь, но иногда, по личному желанию помогают товарищам, выручая их, помогают спастись им от нападающего в игре («салки – давай руку», «перебежки с пленом»). Иногда играющий может вступить во временное сотрудничество с другими игроками для достижения цели. В некоторых играх такое сотрудничество даже предусмотрено правилами («белые медведи», «караси и щука»); · командные подвижные игры, в которых играющие составляют отдельные коллективы – команды. Они характеризуются совместной деятельностью команд, направленное на достижение общей цели, подчинением личных интересов интересам команды. От действия каждого игрока зависит удача всей команды. В командных играх необходимо согласовывать свои действия с действием своих товарищей. Часто в командны играх для координирования действий и общего руководства игрой появляется необходимость выделения из среды играющих капитанов команд, подчинение которым является обязательным для всех. Таким образом, можно сделать вывод, что учебная деятельность этого возраста представляет собой деятельность, направленную на самого учащегося. Игра - эмоциональная деятельность, поэтому она представляет огромное значение в воспитательной работе с детьми. Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его личностные качества и творческие способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать его жизнь полной и счастливой. Корольчук Д.И., учитель физической культуры 6.03.2013 |
![]() | Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования моу мордовоаделяковской сош Характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий | ![]() | 1 Вступление: Понятие «Универсальные учебные действия» 2 Характеристика ценностных ориентиров содержания начального общего образования Характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий |
![]() | Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования Система планируемых результатов отражает состав тех универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных)... | ![]() | Роль проектной деятельности в формировании познавательных универсальных учебных действий младших школьников |
![]() | Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через реализацию программы «мы вместе» Свистунова Т. Г Какова же сегодняшняя ситуация, касающаяся вопроса формирования навыков взаимодействия у младших школьников? | ![]() | Конкурс инновационных педагогических проектов в системе образования Оханского муниципального района Формирование регулятивных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности |
![]() | Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Вания являются важнейшим механизмом реализации требований фгос к качеству образования в начальных классах. Система планируемых результатов... | ![]() | Ii планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования Бразования в начальных классах. Система планируемых результатов отражает состав тех универсальных учебных действий (личностных, регулятивных,... |
![]() | Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Бразования в начальных классах. Система планируемых результатов отражает состав тех универсальных учебных действий (личностных, регулятивных,... | ![]() | «Формирование универсальных учебных действий на занятиях внеурочной деятельностью «Занимательный английский» «Формирование универсальных учебных действий школьников как ресурс повышения качества образования в условиях перехода на фгос нового... |