Тема инновационного педагогического опыта icon

Тема инновационного педагогического опыта



НазваниеТема инновационного педагогического опыта
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Сущностные характеристики опыта.



1.Тема инновационного педагогического опыта

«Дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса на уроках технологии»

2.Источник изменений

Работа в условиях инновационного учреждения, переход школы на аграрно-технологический профиль.

Создание условий для максимальной реализации учащимися своих потенциальных возможностей.

3. Идея изменений

Дифференциация и индивидуализация предполагает:

- внедрение технологий разноуровнего обучения, согласно которым различия по уровню обучаемости основной массы учащихся сводятся ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала;

- внедрение профильного опыта, программ элективных курсов

- помощь в самореализации и самоутверждении проблемным учащимся

4.Концепция изменений

Проведение исследовательской и проектной работы.

Позволяет преодолеть разницу в развитии детей, влияющую на успешность обучения.

В процессе индивидуализации учитываются и развиваются индивидуально-психологические особенности личности учащихся всеми формами и методами системы обучения.

5.Условия реализации изменений.

Развитие профессионально-ориентированной компетенции учителя:

-освоение методико-дидактического пространства учебников;

-учет возрастных и психологических особенностей учащихся;

-освоение и использование коммуникативно-информационных технологий обучения

6.Результат изменений.

Высокий уровень обученности предмету, бесконфликтная педагогика, занятие

научно-исследовательской и опытнической работой (создание клуба «Малая Тимирязевка»).

С 2002 по 2008г. школа занимает призовые места в областном смотре-конкурсе учебно-опытных участков среди ОУ сельской местности, в областных выставках трудовых дел школьников: «Юннат-2001»(2 место), «Юннат-2002»(2 место), «Юннат-2003»(1 место), «Юннат-2004», «Юннат-2005», «Урожай-2006»(1 место). В 2002г, 2006г., 2007г. школа была участником ВВЦ (г. Москва), награждена дипломом «Золотая осень-2006» и Почетными грамотами.

2006г. - уч-ся 8 кл. награждена нагрудным знаком «Участник ВВЦ»

2007г. - уч-ся 10 кл. награждена нагрудным знаком «Участник ВВЦ» (за лучшие результаты в исследовательско-опытнической работе)

Участие в предметных олимпиадах:

2004г.-2 уч-ся (2 место)

2005г.-1 уч-ся (2 место)

2006г.-1 уч-ся (3 место)

2007г.-1 уч-ся (1 место)

1 уч-ся (2 место)

1 уч-ся (3 место)

2008г.- 2 уч-ся (1место)

1 уч-ся (2 место)

Участие в районном конкурсе по рабочим профессиям:

2005г.-2 уч-ся (3 место)

2008г.-1уч-ся (2 место)

7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте.

Выступления на педагогических советах, конференциях, методических семинарах. Проведение открытых уроков, мастер-классов на различных уровнях. Обмен опытом и выступление на ВВЦ. (г. Москва). Сотрудничество с издательским центром «Вентана Граф».




Описание инновационного опыта учителя.

На протяжении многих лет Дмитриева Н.Д. работает над совершенствованием методики «Дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса на уроках технологии». В связи с этим в классах среднего и старшего звена осуществляется дифференциация трудового обучения с учетом особенностей села, района, а также пола и возраста обучающихся. В основной школе в программу учебного плана по трудовому обучению в рамках реализации инновационной программы школы учителем включен раздел «Сельский дом и семья». В 2005-2006 году учителем была разработана программа элективного курса для 9 класса по технологии «Животноводство и растениеводство». Этот курс имеет не только теоретическую направленность, но и практический, и профориентационный характер. Курс по выбору вызвал большой интерес у учащихся и способствовал росту поступлений в ВУЗы, ССУЗы, колледжи агротехнического профиля.

Современное общество предъявляет к выпускнику общеобразовательной школы довольно высокие требования. Одной из тенденций реформирования школьного технологического образования является переход к дифференцируемому преподаванию, цель которого - создать систему условий, дающих возможность школьнику максимально реализовать себя.

Данная методика позволяет при учете индивидуальных склонностей, интересов и проявившихся способностей учащихся стимулировать познавательные потребности детей и углубить их знания в определенной избранной ими области деятельности.

Приоритет в работе отдается технологиям разноуровнего обучения, согласно которым различия по уровню обучаемости основной массы учащихся сводятся ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Применение данных технологий предполагает усиление индивидуальной работы с учащимися на уроках и во внеурочное время, создание особой атмосферы доверия, сотрудничества, настроя на учение, длительную умственную деятельность и труд.

Важное место в деятельности учителя и учащихся занимает исследовательская и проектная работа. Реализация проектной деятельности осуществляется в форме защиты рефератов, творческих проектов, бизнес-планов с использованием мультимедийных презентаций.

С 2006 года в рамках сотрудничества с Московской сельскохозяйственной академией им. Тимирязева по заданию факультета почвоведения, агрономии и экологии членами научного клуба «Малая Тимирязевка» и производственной бригады начата и проводится исследовательская и опытническая работа.

В работе учитель использует методические приемы, направленные на формирование у учащихся технологической культуры, культуры труда и деловых межличностных отношений, приобретение умений в прикладной творческой деятельности, социально-трудовую адаптацию учащихся на основе профессионального самоопределения (уроки-дискуссии, уроки-семинары, проектные уроки, уроки - деловые игры).

Уроки отличаются разнообразием форм, методов, широким использованием учебно-наглядных пособий, применением компьютерных технологий, способствующих развитию у учащихся мотивов образовательной деятельности, познавательных возможностей, формированию у учащихся технико-технологической грамотности.

Свои достижения учитель пытается вывести на практический уровень внедрения передового педагогического опыта. Регулярно проводя открытые уроки, семинары, внеклассные мероприятия, показывает приемы и методы работы над конкретной проблемой, например: «Использование проектной технологии в процессе обучения предмету» (2006 год) - семинар учителей района; «Культура труда и деловых межличностных отношений»- круглый стол с представителями органов местного самоуправления; «Создание творческих проектов по технологии с использованием мультимедийной презентации»- мастер-класс для учителей технологии района».

Ежегодно Н.Д. становится методическим консультантом и творческим помощником работникам станции «Юных натуралистов» при подготовке материалов на областную выставку «Урожай-2005, 2006, 2007»

«За большой вклад в развитие агропромышленного комплекса и возрождение села» Н.Д. награждена Почетной грамотой РАД.

Эффективность деятельности учителя проявляется в отличных результатах районных олимпиад (2007г.-1,2,3 места), конкурсах рабочих профессий (2007г.-2 место), в поступлении учащихся в ВУЗы страны.

Использование учителем всех возможностей для создания ситуации успеха ребенка, укрепление его веры в свои силы, стимулирование любознательности, жажда поиска и открытия являются не только фундаментом для реализации учебно-воспитательных задач, но и, оказывая здоровьесберегающее воздействие, способствуют становлению личности.


^ Информационные характеристики опыта.


Характеристики инновационного опыта

Обучение

Воспитание

Дополнительное образование

1.Ценности и ценностные ориентации

Оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика, ситуация успеха, мотивация.

Развитие личностных качеств и индивидуальных особенностей

Познавательные и профессионально-ориентационные интересы, интеграция

2. Цели и задачи

Формирование технико-технологической грамотности, приобретение умений в прикладной творческой деятельности, социально-трудовая адаптация на основе профессионального самоопределения.

Формирование технологической культуры, культуры труда и деловых межличностных отношений

Углубление знаний по профильному аграрно-технологическому направлению

3. Содержание образования

Учебные курсы:

технология, элективные курсы.

Учебники: рекомендованные МО

Внеурочная деятельность

Опытническая, исследовательская деятельность.

Элективные курсы: «Животноводство»,

«Растениеводство»

4. Технологии

Проектно-исследовательская деятельность, личностно-ориентированное образование, сотрудничество, иформационные технологии.

5. Средства

Печатные носители, демонстрационные, технические, раздаточные.

6. Методы

Проектный, коммуникативный, групповая и индивидуальная работа

Опытническая работа, творческие проекты, познавательно-воспитательные игры

Групповая, индивидуальная работа

7.Организационные формы

Урок.

Самостоятельные, групповые, коллективные

Внеклассные мероприятия, кружки, выставки.

Словестные, практические

Индивидуальные, групповые, массовые

8. Образовательная среда

Выход за рамки классно-урочной среды.

Сотрудничество с академией имени Тимирязева, областным детским эколого-биологическим центром, районной станцией юных натуралистов.

9. Информационно-методическая среда

Кабинет технологии, методические журналы и пособия, педагогические советы, ЛИРО, образовательные форумы.

10.Информационные ресурсы

Интернет-ресурсы, учебно-методические комплекты, книжный фонд, презентации.

11. Организационные ресурсы

Инновационная деятельность ОУ, опытническо-исследовательская работа клуба «Малая Тимирязевка», мастер - классы.

Мастер - классы, уроки по приглашению

12. Мотивационные ресурсы

Самостоятельная познавательно-поисковая деятельность, создание ситуации успеха, интерес к предмету.

Овладение навыками культуры общения и нормами морали, пропаганда обычаев, традиций, достижений села, района, области.

Участие в научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах, углубленное изучение предмета

13.Научно-методические ресурсы

Сотрудничество с академией имени Тимирязева, курсы повышения квалификации, материалы педсоветов, журналы, ЛИРО.


14. Материально-технические ресурсы

Кабинет технологии, кабинет информатики.



^ Информация об инновационном опыте


ФИО автора

Полное наименование общеобразовательного учреждения

^ Тема инновационного опыта

Дмитриева Нина Дмитриевна



Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Паниковец Задонского района Липецкой области

«Дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса на уроках технологии»




^ Краткое описание инновационного опыта

Положительные эффекты от реализации опыта

Формы и уровень использования опыта

Дифференциация и индивидуализа-ция предполагает:

- внедрение технологий разноуров-него обучения, согласно которым различия по уровню обучаемости основной массы учащихся сводятся ко времени, необходимому учении-ку для усвоения учебного материала;

- внедрение профильного опыта, программ элективных курсов

- помощь в самореализации и самоутверждении проблемным учащимся

В основной школе в программу учебного плана по трудовому обучению в рамках реализации инновационной программы школы учителем включен раздел «Сельский дом и семья»

В 2005-2006году учителем разрабо-тана программа элективного курса для 9 класса по технологии «Животноводство и растениевод-ство», который имеет не только теоретическую направленность, но и практический, и профориента-циионный характер. Курс по выбо-ру вызвал большой интерес у уча-щихся и способствовал росту пос-туплений в ВУЗы, ССУЗы, кол-леджи агротехнического профиля.


Проведение исследовательской и проектной работы позволяет прео-долеть разницу в развитии детей, влияющую на успешность обучения. Реализация проектной деятельности осуществляется в форме защиты рефератов, твор-ческих проектов, бизнес-планов с использованием мультимедийных презентаций. С 2006 года в рам-ках сотрудничества с Московской сельскохозяйственной академией им.Тимирязева по заданию факуль-тета почвоведения, агрономии и экологии членами научного клуба «Малая Тимирязева» и производ-ственной бригады начата и прово-дится исследовательская и опытни-ческая работа.

В работе учитель использует методические приемы, направлен-ные на формирование у учащихся технологической культуры, дело-вых межличностных отношений, приобретение умений в приклад-ной творческой деятельности, использует все возможности для создания ситуации успеха ребенка, укрепляя его веру в свои силы, сти-мулируя любознательность, жажду поиска и открытия, что способ-ствует становлению личности.

В процессе индивидуализации учитываются и развиваются индивидуально-психологические особенности личности учащихся всеми формами и методами системы обучении.

Высокий уровень обученности предмету, бесконфликтная педаго-гика, занятие научно-исследовательской и опытнической работой (создание клуба «Малая Тимирязевка»).

С 2002 по 2008г. школа занимает призовые мес-та в областном смотре-конкурсе учебно-опыт-ных участков среди ОУ сельской местности, в областных выставках трудовых дел школьни-ков:

«Юннат-2001»(2 место), «Юннат2002»(2 место), «Юннат-2003»(1 место), «Юннат-2004», «Юннат-2005», «Урожай-2006»

(1 место).

В 2002г, 2006г., 2007г. школа была участником ВВЦ (г. Москва), награждена дипломом «Золотая осень-2006» и Почетными грамотами.

2006г. - уч-ся 8 кл. награждена нагрудным знаком «Участник ВВЦ»

2007г. - уч-ся 10 кл. награждена нагрудным знаком «Участник ВВЦ» (за лучшие результаты в исследовательско-опытнической работе)

Участие в предметных олимпиадах:

2004г.-2 уч-ся (2 место)

2005г.-1 уч-ся (2 место)

2006г.-1 уч-ся (3 место)

2007г.-1 уч-ся (1 место)

1 уч-ся (2 место)

1 уч-ся (3 место)

Участие в районном конкурсе по рабочим профессиям:

2005г.-2 уч-ся (3 место)

2008г.-1уч-ся (2 место)

Выступления на педагогических советах, конфе-ренциях, мето-дических семи-нарах, проведе-ние открытых уроков, мастер-классов (школьный, муниципальный уровень).

Презентация в ИРО

(областной уровень)

Обмен опытом и выступление на ВВЦ

(г. Москва). Сотрудничество с издательским центром «Вентана Граф».

Перспективы развития опыта.


Главной целью современного школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это и определяет цели обучения технологии.

Учитель предполагает дальнейшую реализацию актуальных в настоящее время компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют задачи обучения.


«Технология»- это интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии, биологии, показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. В связи с этим, учитель планирует знакомить учащихся с существующими новыми технологиями строительства объектов, монтажа приспособлений, шитья одежды, приготовления кулинарных изделий. Вместо имеющихся сегодня в трудовом обучении объектов труда, которые выполняются по заранее заданным эскизам и чертежам, планируется отражение их в творческих проектах учащихся, так как при выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, искать оригинальные решения. Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными знаниями в области технологии. Учитель ставит своей целью научить представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии, резюме, исследовательского проекта, публичной презентации.

Результатом таких творческих проектов может стать выполнение интерьеров классов, залов, жилых комнат.


Одним из направлений своей инновационной деятельности Дмитриева Н.Д. считает внедрение в учебно-воспитательный процесс идей уровневой дифференциации: развивающее обучение на различных ступенях, использование блоков при изучении и обобщении программного материала, а также различных приемов ведения уроков: урок-аукцион, урок-суд, урок-путешествие и т.д.

Освоение технологии уровневой дифференциации учителями школы выводит их на новый качественный уровень как в плане расширения педагогического практического опыта в разработке авторских разноуровневых зачетных заданий, более совершенного овладения методикой, так и в плане совершенствования механизма осуществления координации и управления этим процессом. Все это позволит достичь в конечном результате более высокого уровня обученности и качества знаний учащихся.


Дифференциация обучения осуществляется ради школьников, ради развития их склонностей и способностей, а не в ущерб их личностному развитию.

Задачу социализации личности поможет решить дальнейшее развитие имеющихся педагогических наработок в области развития коммуникативной и эмоционально- нравственной культуры учащихся.

В современных социокультурных условиях, в период смены парадигмы образования, особую актуальность приобретает программа самовоспитания и самосовершенствования современного специалиста, обладающего профессиональной компетентностью, развитыми способностями к самостоятельности бытия, что выступает в качестве базиса эффективности процесса непрерывного образования.

Современному высококвалифицированному учителю технологии для успешного осуществления профессиональной деятельности многогранного учебно-воспитательного процесса недостаточно иметь лишь некоторый запас умений и навыков по преподаваемому предмету. В качестве определяющего фактора эффективности работы учителя выступает наличие у него стремления к постоянному самообразованию и самосовершенствованию, расширение научного и общекультурного кругозора. Учитель до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием. Именно в данном направлении Дмитриева Н.Д. планирует свою дальнейшую профессиональную деятельность.

Формы представления опыта учитель предлагает следующие:

- выступление на педагогических советах (сопровождается показом наглядного материала);

- школа передового опыта (организация групп педагогов для работы по определенному вопросу);

- мастер – классы на различных уровнях;

- представление материалов в методическом кабинете;

- творческие отчеты;

- дискуссия по результатам наблюдения опыта;

  • показ фрагментов работы педагога-мастера (отдельных занятий, материалов, пособий и т. д.)



Похожие:

Тема инновационного педагогического опыта iconЩербаковой Натальи Викторовны Актуальность и перспективность опыта Тема инновационного педагогического опыта Проектная деятельность на урок
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя биологии государственного казенного образовательного учреждения...
Тема инновационного педагогического опыта iconАналитическая справка «Описание педагогического опыта учителя, Кургузова Виталия Александровича раскрывающего сущность его методической системы»
Тема инновационного педагогического опыта: «Формирование креативной образовательной среды на основе информационно-коммуникационных...
Тема инновационного педагогического опыта iconИнновационного педагогического опыта (ипо)
Описание опыта работы муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №26 с углубленным изучением...
Тема инновационного педагогического опыта iconПубличное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов

Тема инновационного педагогического опыта iconИнновационного педагогического опыта (ипо)
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9»
Тема инновационного педагогического опыта iconА. моу сош №30 информационная карта передового педагогического опыта
Тема педагогического опыта: «Поуровневое изучение темы «Производная и ее применение». Диагностика и коррекция знаний учащихся»
Тема инновационного педагогического опыта iconИнновационного педагогического опыта
Растет информационная перегрузка младших школьников, которая снижает познавательную активность
Тема инновационного педагогического опыта iconТема инновационного педагогического опыта. «Формирование универсальных учебных действий через использование технологии развития критического мышления»
Литвиновой Татьяны Юрьевны, учителя начальных классов моау города Бузулука «сош №10»
Тема инновационного педагогического опыта iconТема инновационного педагогического опыта. «Формирование универсальных учебных действий через использование технологии развития критического мышления»
Кузнецовой Татьяны Юрьевны, учителя начальных классов моау города Бузулука «сош №10»
Тема инновационного педагогического опыта iconМетодические рекомендации по проведению ролевой игры в развитии лексического навыка у учащихся 7 класса
Тема моего инновационного педагогического опыта : «Развитие лексических навыков на основе использования ролевых игр на уроке немецкого...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты