Положение о школьной библиотеке icon

Положение о школьной библиотеке



НазваниеПоложение о школьной библиотеке
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество




Положение о школьной библиотеке

ГБОУ СОШ с. Большая Рязань

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Библиотека является структурным подразделением школы, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.

1.2. Деятельность библиотеки школы отражается в Уставе образовательного учреждения. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании образовательного учреждения.

1.3. Цели библиотеки школы соотносятся с целями образовательного учреждения:

 формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ,

 их адаптация к жизни в обществе,

 создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ,

 воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека,

 любви к окружающей природе, Родине, семье,

 формирование здорового образа жизни.

1.4. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, Уставом образовательного учреждения, Положением о библиотеке, утвержденным директором школы.

1.5. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о библиотеке школы и Правилами пользования библиотекой, утвержденными директором школы.

1.6. Образовательное учреждение несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.

1.7. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.


^ 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

Основными задачами библиотеки являются:

 обеспечение участников образовательного процесса - обучающихся, педагогических работников, родителей, (иных законных представителей) обучающихся (далее - пользователей) - доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы на различных носителях: бумажных (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитных (фонд аудио- и видеокассет); цифровых (CD и DVD-диски); и иных носителях;

 воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;

 формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;

 совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.

^ 3. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

Для реализации основных задач библиотека:

а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов образовательного учреждения:

 комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;

 пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций;

 аккумулирует фонд документов, создаваемых в образовательном учреждении (публикаций и работ педагогов образовательного учреждения, лучших научных работ и рефератов обучающихся и др.);

 осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;

б) создает информационную продукцию:

 организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки);

 разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.)

 обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;

в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание учащихся:

 создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности;

 организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;

 оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;

 организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;

г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:

 выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением,

 воспитанием и здоровьем детей;

 содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;

 осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам управления образовательным процессом;

 способствует проведению занятий по формированию информационной культуры;

д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:

 удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;

 консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;

 консультирует по вопросам учебных изданий для учащихся.

^ 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ

4.1. Структура библиотеки, помимо традиционных отделов (абонемент, читальный зал), может включать отделы учебников, информационно-библиографической работы;

4.2. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами образовательного учреждения, программами, проектами и планом работы библиотеки.

4.3. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, образовательное учреждение обеспечивает библиотеку:

 гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов;

 необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки

 ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;

 библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.

4.4. Образовательное учреждение создает условия для сохранности имущества библиотеки;

4.5. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор школы в соответствии с Уставом учреждения.

4.6. Режим работы библиотеки определяется библиотекарем в соответствии с правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:

 двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;

 одного раза в месяц - санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится;

 не менее одного раза в месяц - методического дня.

4.7. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотека образовательного учреждения взаимодействует с библиотеками Министерства культуры Российской Федерации.

^ 5. УПРАВЛЕНИЕ. ШТАТЫ

5.1. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской федерации, субъектов Российской Федерации и Уставом образовательного учреждения.

5.2. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет директор школы.

5.3. Руководство библиотекой осуществляет библиотекарь, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и директором школы, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом образовательного учреждения.

5.4. Библиотекарь назначается директором школы, может являться членом педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета образовательного учреждения.

5.5. Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает специалист (методист) по учебным фондам и школьным библиотекам органа управления образованием.

5.6. Библиотекарь разрабатывает и представляет директору школы на утверждение следующие документы:

 Положение о библиотеке,

 Правила пользования библиотекой;

Заместителю директора по учебно-воспитательной работе:

 Планово-отчетную документацию;

 Технологическую документацию.

5.7. Порядок комплектования штата библиотеки образовательного учреждения регламентируется его Уставом.

5.8. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и (или) квалификации,

5.9. Работники библиотеки могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе.

5.10. Трудовые отношения работников библиотеки и образовательного учреждения регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.

^ 6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКИ

Работники библиотеки имеют право:

 самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе образовательного учреждения и Положении о библиотеке образовательного учреждения;

 проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;

 определять источники комплектования информационных ресурсов;

 изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда;

 определять в соответствии с Правилами пользования библиотекой образовательного учреждения, утвержденными директором школы, виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;

 быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;

 участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов.

Работники библиотек обязаны:

 обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;

 информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;

 обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;

 обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой образовательного учреждения;

 отчитываться в установленном порядке перед директором школы и его заместителем по УВР;

 повышать квалификацию.

^ 7. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕКИ

7.1. Пользователи библиотеки имеют право:

 получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;

 пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;

 получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

 получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;

 продлевать срок пользования документами;

 получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;

 получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием;

 участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;

 обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.

7.2. Пользователи библиотеки обязаны:

 соблюдать правила пользования библиотекой;

 бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;

 поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;

 пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;

 убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;

 расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ;

 возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;

 заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой;

 полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в образовательном учреждении.

7.3. Порядок пользования библиотекой:

 запись обучающихся образовательного учреждения в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников образовательного учреждения, родителей (иных законных представителей) обучающихся – по паспорту;

 перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;

 документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;

 читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.

7.4. Порядок пользования абонементом:

 пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно;

 максимальные сроки пользования документами:

o учебники, учебные пособия - учебный год;

o научно-популярная, познавательная, художественная литература - 1 месяц;

o периодические издания, издания повышенного спроса -15 дней;

 пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.

7.5. Порядок пользования читальным залом:

 документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;

 энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале.



Похожие:

Положение о школьной библиотеке iconПротокол № 20 г. Положение о библиотеке
Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о школьной...
Положение о школьной библиотеке iconПоложение о школьной библиотеке I. Общие положения
Председатель профкома Директор мбоу «сош 18»
Положение о школьной библиотеке iconПоложение о школьной библиотеке
Цели школьной библиотеки: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных...
Положение о школьной библиотеке iconПоложение о школьной библиотеке
Библиотека является структурным подразделением учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права...
Положение о школьной библиотеке iconПоложение о школьной библиотеке
Библиотека является структурным подразделением школы, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников...
Положение о школьной библиотеке iconПоложение о школьной библиотеке
Библиотека является структурным подразделением Учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права...
Положение о школьной библиотеке iconПоложение о школьной библиотеке
Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях...
Положение о школьной библиотеке iconПоложение о школьной библиотеке общие положения
Библиотека является структурным подразделением школы, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников...
Положение о школьной библиотеке iconПротокол №2 положение о школьной библиотеке
Библиотека является структурным подразделением мкоу «Кытатская сош», участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения...
Положение о школьной библиотеке iconПоложение о школьной библиотеке. Общие положения библиотеки
Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения, участвующим в учебно- воспитательном процессе в целях...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты