|
Особенности преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в МБОУ ООШ № 21 х. Свободы Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи: познакомить обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; развить представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; обобщить знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимся в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развить способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Основными принципами организации преподавания ОРКСЭ являются: 1.Формирование ценностного отношения детей к миру, другим людям, самому себе в рамках ценностного подхода. 2.Основной методологический принцип реализации курса – культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о светской и религиозной культуре. В контексте данного учебно-методического комплекта культура понимается как духовное и материальное богатство народов мира, нашей страны, как образ жизни людей разных сообществ, их обычаи, традиции и верования. 3.Воспитание толерантного, уважительного отношения к «другим» через умение и стремление узнать и понять их, учиться жить в мире и согласии, учить лучше понимать не только окружающих людей, но и через них - самого себя. 4. Решение задач социализации, усиления социальной функции образования – постепенное формирование умения жить в многообразном мире, успешно адаптироваться в нем, ориентироваться в ситуациях. При подготовке и проведении урока учитель должен понимать следующее: зачем и почему следует изучать основы религиозной культуры и светской этики в школе; что является содержанием данного предмета; как можно рассматривать факты религиозной культуры, не нарушая при этом принципов научности и мировоззренческого плюрализма, лежащих в основе современного школьного обучения. При этом личностная мировоззренческая позиция самого педагога не должна быть доминирующей в преподавании предмета, она должна быть социальна – это позиция диалога, уважительного отношения к мировоззрению другого, позиция «недавления», «ненавязывания» своего собственного мировоззрения. Подбирая необходимые материалы, учитель ориентируется на некоторые ожидаемые результаты, которые проверяются им в процессе диалога с учащимися на уроке, взаимодействия во внеурочное время, в фиксации динамики их повседневного поведения. При адекватном наполнении и функционировании образовательной среды учитель вправе ожидать следующих результатов, которые составляют важную часть диалоговых межконфессиональных компетенций личности: - понимание учащимися того, что конфессиональное разнообразие является непреходящей ценностью, залогом выживания и устойчивого развития человечества, что уважение его является фактором развития демократических и гражданско-правовых основ жизни российского общества; - понимание учащимися, что их поведенческие модели – одни из многих равноправных моделей поведения, в основе которых лежат некоторые этно-конфессиональные принципы; носители различных моделей поведения должны взаимодействовать между собой на основе «золотого правила нравственности»: не делай другому того, чего не желаешь себе; - потребность в общении с представителем иной религиозно-культурной традиции, стремление интегрировать усилия в решении общих задач; - мотивация учащихся к осмыслению неожиданных для них поведенческих реакций, рассмотрение их в контексте ценностей, символов и смыслов породившей их религиозно-культурной традиции; - стремление предотвращать и умение избегать конфликтных ситуаций, навыки находить компромиссные решения выхода из конфликта, толерантное отношение к одноклассникам, к другим людям; - развенчивание устойчивых стереотипов в отношении носителей этих традиций; - определение собственной идентичности, рассмотрение её как элемента исторически сложившегося этнокультурного, конфессионального, гражданского сообщества; - осознанное моделирование возможных действий в нём, участие в мероприятиях по социальному проектированию и улучшению реальных отношений в социокультурной среде; - существенные изменения в сознании самого учителя, которые могут стать факторами его профессионального и личностного совершенствования. Направленность внимания обучающихся на самокоррекцию является важным фактором повышения качества обучения навыкам межкультурного и межконфессионального диалога. Преподавание данного курса предполагает решение учителем на уроке не только познавательных, но и популяризаторских задач: - точное, корректное и достаточное занимательное представление учащимся многообразие религий, существующих в мире; - рассказ об истории их возникновения, географии распространения, основателях и пророках; - освещение особенностей учений различных религий (в первую очередь нравственной составляющей этих учений); - описание религиозных традиций, культуры, а также духовного и церковного искусства (если оно существует). Важным условием успешности организации образовательного процесса является использование учителем интерактивных (диалоговых) методов работы, исключающее монолог учителя. Это такие методы, в которых взаимодействие между участниками диалога рассматриваются как важнейший образовательный ресурс, позволяющий повысить развивающий потенциал процесса обучения: беседы, обсуждение, дискуссии, диспуты, дилеммы, игры. На уроке рекомендуется использовать: выдержки из биографий религиозных деятелей, литературных произведений, трудов учёных, статей и книг глав и активных деятелей различных конфессий; репродукции, макеты культовых сооружений, видеозаписи познавательных передач, развивающие учебные игры, сборники познавательных задач и викторины на электронных носителях, альбомы любительских фотографий, анкеты. На занятиях может звучать музыка, рассказ учителя должен сопровождаться демонстрацией памятников изобразительного искусства, архитектуры. Качество воспроизведения видео и аудио иллюстраций должно быть достаточно современным и технически совершенным. Следует помнить, что музыкальный и изобразительный язык тех произведений, которые будут демонстрироваться в курсе ОРКСЭ, непривычен и малопонятен для большинства школьников. На уроках следует избегать излишнего количества сложных терминов, особенно из иностранных и древних языков. Каждое введенное понятие или новый термин должны быть исчерпывающе объяснены. Учитель заранее определяет, какие понятия должны быть выделены для обязательного запоминания и оперативного применения учащимися, какие потребуются им только для адекватного понимания конкретного материала, а какие вообще можно исключить, без ущерба для понимания. Манера объяснения, лекции, беседы учителя должна быть максимально увлекательной, яркой, артистичной. Не следует бояться обозначать спорные проблемы, рассказывать о загадках и неразрешенных тайнах истории. Иногда полезно предварительно заинтриговать школьников, по мере возможности драматизировать изложение материала. Полезно и эффективно использовать окружающую культурную и историческую среду в учебных целях. Например, рассказ о православии будет эффективнее и интереснее, если дополнить его впечатлениями от осмотра храма (экскурсией). В ходе такой мини–экскурсии следует заострить внимание учащихся на внешнем и внутреннем виде осматриваемого объекта. При этом нелишне учитывать, что храм является культовым сооружением, где идут богослужения, а следовательно любая экскурсионная или учебно-познавательная деятельность в нём или вокруг него должна быть максимально деликатной и тактичной. Некоторые уроки по курсу могут проводиться на природе, в окружении архитектурных и исторических памятников. Краеведческий элемент будет способствовать решению еще одной задачи – воспитания уважительного и бережного отношения к старине, отечественному религиозному и культурному наследию. Преподаватель должен позаботиться о комфортной среде обучения, аудиториях для игровых занятий. Организация учебного пространства является важнейшей составляющей, которая обусловливает эффективность интерактивного обучения: диалогичные формы взаимодействия предполагают, что собеседники обращены лицом друг к другу, поэтому мебель должна быть расставлена таким образом, чтобы имелась возможность визуального контакта участников, преподавателя, их свободного перемещения в аудитории. Учёт возрастных и психологических особенностей той возрастной группы учащихся (учащимися 4-5 классов). Дружелюбная, гуманная обстановка, снимающая напряжение и излишние волнения, способствует формированию открытости, взаимной заинтересованности, доверия друг к другу, взаимной поддержке, осознанию участниками образовательного процесса ценности других людей. ^ Первый урок курса ОРКСЭ (при изучении любого из 6 модулей) посвящен теме «Россия – наша Родина», в рамках которого ученик знакомится с такими понятиями, как Отечество, культура и религия, а также делаются попытки их соотнести. Конспект урока прилагается (см. Приложение 1). Рекомендуется последние три-четыре урока посвятить защитам проектных работ, которые учащиеся составляют в течение года индивидуально или в группах. Все итоговые работы выполняются с учетом общих задач курса и с выходом на диалог культур и традиции многонационального народа России. Защита работ осуществляется на общеклассных или общешкольных мероприятиях. Независимого от того, какую религиозную культуру изучал школьник, в ходе мероприятия он знакомится и с другими культурами. Примерные темы итоговых проектных работ: «Святые воины русской земли. Дмитрий Донской»; «Герои России. Имена героев ВОВ в названии улиц САО»; «Памятники религиозной культуры в моём городе»; «Блюда национальной кухни»; «С чего начинается Родина…»; «Уроки доброты»; «Христианское отношение к природе» и др. Формы продуктов проектов: Web-сайт, атлас, карта, видеофильм, выставка, газета, журнал, костюм, модель, коллекция, игра, мультимедийный продукт, музыкальное или художественное произведение, постановка, праздник, экскурсия, поход. Формы защиты итоговых работ: игра, демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий, инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей, доклад, пресс-конференция, путешествие, экскурсия, ролевая игра, спектакль, соревнование, телепередача и т.д. При организации образовательного процесса для детей, находящихся на домашнем обучении рекомендуется руководствоваться следующими нормативными документами: Закон «Об образовании» (ст. 10, 12, 32). Вышеуказанные нормативные документы учитывается при формировании плана общеобразовательного учреждения. Оплата за преподавание курса ОРКСЭ. При наличии в классе обучающихся, выбравших различные модули, вносятся изменения в положение об оплате труда общеобразовательного учреждения. Определяется минимальное количество человек в группе. Возможно осуществлять стимулирующие выплаты из стимулирующей части фонда оплаты труда. В журнале успеваемости обучающихся фиксируется следующее: список обучающихся по ими выбранному модулю; наименование дисциплины – [Комплексный учебный курс ОРКСЭ. Модуль «Основы мировых религиозных культур»] (или Модуль «Основы светской этики», или Модуль «Основы православной культуры», или Модуль «Основы буддийской культуры», или Модуль «Основы иудейской культуры», или Модуль «Основы исламской культуры»). Примечание: в квадратных скобках указано полное название предмета, где вариативным является только название модуля. Рекомендуется внести следующие изменяя в нормативные документы: внести изменения в структуру и содержание образовательной программы ОУ, основной образовательной программы ступени начального общего образования, программы развития школы; доработать программы, входящие в ОПП, в связи с введением новой образовательной области – «Духовно-нравственная культура народов России»; внести изменения в систему оценивания, которая включает описание планируемых результатов образования, перечень показателей достижения планируемых результатов и инструментарий для оценки их достижения в курсе ОРКСЭ; внести изменения в базисный учебный план школы, разработка рабочих программ учебного курса, его модулей и др. материалов. |
![]() | Тема собрания: «Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательные учреждения Значение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» велико. Проведение федерального эксперимента, введение нового предмета... | ![]() | Книга для учителя. М., 2009; Основы религиозных культур и светской этики: Брошюра для родителей. М., 2009 Особую роль для достижения данной стратегической задачи выполняет комплексный учебный курс «Основы мировых религиозных культур и... |
![]() | Программа комплексного учебного курса 4 класса «основы религиозных культур и светской этики» (начальное общее образование) Модуль «Основы светской этики» Образовательная система «Школа 2100» Рабочая программа комплексного учебного курса 4 класса «основы религиозных культур и светской этики» (начальное общее образование)... | ![]() | Рекомендации к критериям оценки по курсу орксэ рекомендации по оценке знаний обучающихся по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-х классах в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об... |
![]() | Протокол установочного семинара-совещания по обсуждению вопросов готовности субъектов Российской Федерации к внедрению курса «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях Обсуждение вопросов готовности субъектов Российской Федерации к внедрению курса «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных... | ![]() | Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (орксэ) Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации... |
![]() | С 1 сентября 2012 года вводится новый предмет с 4 класса «Основы религиозных культур и светской этики» Целью курса является формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении... | ![]() | «Основы религиозных культур и светской этики» на тему: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» Цель: формирование духовно-нравственных качеств, развитие у детей чувства товарищества, взаимопомощи; воспитание вежливости, приобщение... |
![]() | Перспективный план повышения квалификации педагогических работников мбоу сош №53 на 5 лет Комплексный учебный предмет основы религиозных культур и светской этики (орксэ) – инновационный проект Российского образования, 72... | ![]() | Работы по введению курса «Основы религиозной культуры и светской этики» в мбоу сош №16 ст. Балковской на 2012-2013 гг. Проект «Основы религиозной культуры и светской этики» в условиях общеобразовательной школы, формирование социокультурной компетенции учащихся,... |