Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов М. icon

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов М.



НазваниеПояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов М.
Дата17.10.2016
Размер
ТипПояснительная записка

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.

Основные цели обучения в организации учебного процесса в 5 классе:

  • Воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях, обогащение словарного запаса;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативного соответствия ситуации и сфере общения.

Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.

Данные цели обусловливают решение следующих задач:

  • развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

  • формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;

  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Рабочая программа полностью соответствует Рабочей программе по русскому языку 5 класс Г.М.Вялковой (Рабочие программы по русскому языку. 5-11 классы (по программам М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской , Н.М.Шанского; А.И.Власенкова) / сост. Г.М.Вялкова. –М.: Глобус, 2008.- 328с. (Образовательный стандарт).

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается обучение русскому языку в 5 классе на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий.

Для возбуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.

В программе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе "Повторение пройденного в 1-4 классах" определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.

Разделы учебника "Русский язык. 5 класс" содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное,

работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).

В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.


Количество часов, отводимых на разделы

п/п

Разделы

Кол-во часов



Язык — важнейшее средство общения

2+1Р.Р.



Повторение изученного в начальных классах

17+1К.Р. +2 Р.Р.



Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

29+2К.Р.+5 Р.Р.



Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

15+1К.Р.+2Р.Р.



Лексика. Культура речи

8+2 Р.Р.



Морфемика. Орфография. Культура речи

19+1К.Р.+4 Р.Р.



Морфология

1



Имя существительное

18+2К.Р.+4 Р.Р.



Имя прилагательное

12+3 Р.Р.



Глагол

36+1К.Р.+2 Р.Р.



Систематизация и обобщение изученного в 5 классе

Итоговый комплексный анализ текста – 2 ч.

8

Формой организации образовательного процесса является классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: развивающее обучение, обучение в сот­ру­дничестве, проблемное обучение, развитие исследовательских навыков, информационно-коммуникативные технологии.

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных, «Проверяю себя»), диктантов с грамматическими заданиями тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов: итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.


^ К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

- учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры;


^ РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:


АУДИРОВАНИЕ:

- понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

- выделять основную мысль, структурные части исходного текста;


ЧТЕНИЕ:

- владеть техникой чтения;

- выделять в тексте главную и второстепенную информацию;

- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

- владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;

- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;

- правильно расставлять логические ударения, паузы;

- выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;


ГОВОРЕНИЕ:

- доказательно отвечать на вопросы учителя;

- подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;

- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;

- выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;


ПИСЬМО:

- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;

- создавать письменное высказывание разных типов речи;

- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;

- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;

- делить текст на абзацы;

- писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе

и научного);

- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;

- выражать свое отношение к предмету речи;

- находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;

- подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

- использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в вы­

делении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений,

избыточная информация и др.);

- исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;


^ ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

- выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;

- различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы;

- использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемо­го

звука и объяснения написания слова;

- находить в художественном тексте явления звукописи;

- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также

наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;

- работать с орфоэпическим словарем;


ГРАФИКА:

- правильно произносить названия букв русского алфавита:

- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава сло

ва;


МОРФЕМИКА:

- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;

- подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;

- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и

суффиксами;

- пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;

- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффик-­

сами в художественных текстах;


ЛЕКСИКОЛОГИЯ:

- объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое тол­

кование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);

- пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического зна­

чения слова, словарями синонимов, антонимов;

- распределять слова на тематические группы;

- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

- различать прямое и переносное значение слов;

- отличать омонимы от многозначных слов;

- подбирать синонимы и антонимы;

- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;

- находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в
переносном значении;

- владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;

- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство

устранения неоправданного повтора;


МОРФОЛОГИЯ:

- различать части речи;

- правильно указывать морфологические признаки имен существительных, прилага­

тельных, глаголов;

- уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т.п.;

- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;


ОРФОГРАФИЯ:

- находить орфограммы в морфемах;

- группировать слова по видам орфограмм;

- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами при

менения изученных правил орфографии;

- устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графиче

ские обозначения;

- самостоятельно подбирать слова на изученные правила;


^ СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

- выделять словосочетания в предложении;

- определять главное и зависимое слово;

- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочета

ния по заданной схеме;

- выделять основы предложений с двумя главными членами;

- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;

- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второспенных членов, количеству грамматических основ;

- составлять простые и сложные предложения изученных видов;

- соблюдать верную интонацию конца предложений;

- опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, ввод

ными словами;

- находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;

- владеть правильным способом действия при применении изученных правил
пунктуации;

- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях (в изученных синтакси

ческих конструкциях) и использовать на письме специальные графические обозначения;

- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.


На преподавание курса русского языка в 5 классе выделено 204 часа (из расчета 6 часов в неделю), из них на развитие связной речи – 37 часов. Все часы выделены из федерального компонента.


Обучение ведётся по учебнику для общеобразовательных учреждений Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская Русский язык: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ - М.: Просвещение, 2008.

Литература и средства обучения


  1. Программа по русскому языку для образовательных школ, гимназий, лицеев. Авторы программы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Дрофа, 2003.

  2. Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.). – М.: Просвещение, 2006.

  3. Никитина Е.И. Уроки русского языка в 5 классе. – М.: Просвещение, 2003.

  4. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. – СПб.: Свет, 2003..

  5. Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. – М.: Просвещение, 1999.

  6. Соловьева З.И. Учимся рассуждать. Учебное пособие по русскому языку. – М.: Вербум, 2001.

  7. Соловьева З.И. Сборник проверочных работ по русскому языку. 5 класс. – М.: Вербум, 2001.

  8. Сараева А.Н. Уроки русской орфографии. – М.: Грамотей, 2003.

  9. В.И. Капинос, Л.И.Пучкова и др. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М.: «Интеллект-Центр», 2006.

  10. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

  11. Архарова Д.И., Долинина Т.А. Речь и культура общения / Практическая риторика. 5 класс. – Екатеринбург, ИД «Сократ», 2002.

  12. Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка: 5 класс: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1992.

  13. Т.В. Шклярова Планы грамматических разборов. М.: Грамотей, 2002.

  14. Словари (по всем разделам русского языка).

  15. Научно-методический журнал «Русский язык в школе» и др.



Содержание программы


Язык — важнейшее средство общения (3 ч + 1 ч)

Повторение пройденного в 1—4 классах (24 ч + 6 ч)

Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Пра­вописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разде­лительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существи­тельное: три склонения, род, падеж, число. Правописание глас­ных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание глас­ных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окон­чаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописа­ние -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное на­писание предлогов со словами.

Р.Р. Текст. Тема текста. Стили

Контрольные мероприятия:

Контрольная работа №1. Диктант с грамматическим заданием


^ Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (31 ч + 3 ч)

Основные синтаксические понятия (единицы): словосоче­тание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предло­жений по цели высказывания: повествовательные, вопроситель­ные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предло­жения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однород­ными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные сло­ва и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложе­ния с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предло­жении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если,

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препина­ния при прямой речи

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

К.Р. Умение интонационно правильно произносить повество­вательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

Р.Р. Речь устная и письменная; диалогическая и монологичес­кая. Основная мысль текста, Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Контрольные мероприятия:

Контрольная работа №2. Диктант с грамматическим заданием


^ Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (15 ч + 5ч)


Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твер­дые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и
глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости со­гласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

К.Р. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

Р.Р. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), от­бор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата вы­сказывания.

Контрольные мероприятия:

Контрольная работа №3. Тест «Фонетика. Орфоэпия. Графика»


^ Лексика. Культура речи (10 ч + 5 ч)


Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка.

Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

К.Р. Умение пользоваться толковым словарем, словарем анто­нимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Р.Р. Создание текста на основе исходного (подробное изложе­ние), членение его на части. Описание изображенного на карти­не с использованием необходимых языковых средств.

Контрольные мероприятия:

Контрольная работа №4. Тест по теме «Лексикология»

Контрольная работа №5. Сочинение


^ Морфемика. Орфография. Культура речи (22 ч + 6 ч)


Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как мини­мальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень,
суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –лож- , - лаг-, -рос-, -раст-Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

К.Р. Умение употреблять слова с разными приставками и суф­фиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

Р.Р. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структу­ра и разновидности.

Контрольные мероприятия:

Контрольная работа №6. Диктант с грамматическим заданием


^ Морфология. Орфография. Культура речи


Самостоятельные и служебные части речи (2 ч)

Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.


^ Имя существительное (20 ч + 4 ч)

Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях
книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий тычками.

Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

К.Р. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно.

Умение правильно образовывать формы именительного (ин­женеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множест­венного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправдан­ного повтора одних и тех же слов.

Р.Р. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Контрольные мероприятия:

Контрольная работа №7.

Контрольная работа №8. Диктант с грамматическим заданием


^ Имя прилагательное (12 ч + 3 ч)


Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с ос­новой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и чис­лам, а кратких — по родам и числам.

К.Р. Умение правильно ставить ударение в краткой форме при­лагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправ­данных повторений одних и тех же слов.

Р.Р. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Контрольные мероприятия:

Контрольная работа№9. Описание животного. (Изложение. А. И. Куприн. «Ю-ю»)

Контрольная работа №10. Тест «Имя прилагательное»


Глагол (22 ч + 2 ч)


Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь

(-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопреде­ленной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряже­ние. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаго­лов –бер-, бир-, -дер-дир-, -мер-, -мир-, -пер-, -пир-, -тер-, -тир-, -стел-, -стил-.

Правописание не с глаголами.

К.Р. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произ­ношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.) Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем вре­мени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для бо­лее точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

Р.Р. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и сти­ля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным кар­тинкам.

Контрольные мероприятия:

Контрольная работа №11. Диктант.

Контрольная работа №12. Диктант с грамматическим заданием.


^ Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (8ч)


Контрольные мероприятия:

Комплексный анализ текста как итоговый контроль за год.


Календарно-тематическое планирование.



урока

Наименование разделов и тем

изучаемого предмета

Кол-во часов




^ Язык — важнейшее средство общения (2+1Р.Р.)


2+1



Язык и человек. Язык и речь.






Язык и общение. Общение устное и письменное.






Развитие речи. Стили речи.







^ Повторение изученного в начальных классах (17+1К.Р.+2Р.Р.)


17+3



Звуки и буквы. Произношение и правописание.






Орфограмма.






Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.






Правописание проверяемых согласных в корне слова.






Правописание непроверяемых и непроизносимых согласных в корне слова.






Буквы И, У, А после шипящих.






Разделительные Ъ и Ь.






Диктант. Проверка остаточных знаний.






Отличие предлога от приставки






Развитие речи. Текст. Обучающее изложение. (По Г. А. Скребицкому)






Части речи.






Глагол. НЕ с глаголами






-ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах.






Развитие речи. Тема текста. Основная мысль текста «Памятный день»






Личные окончания глаголов.






Имя существительное.






Имя прилагательное.






Местоимение






Повторение по теме «Части речи»






^ Контрольный диктант по теме « Повторение изученного в начальных классах» с грамматическим заданием.







^ Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (29+2К.Р. + 5Р.Р.)


31+5



Синтаксис как раздел грамматики.






Пунктуация.






Словосочетание. Строение словосочетаний.






Способы выражения грамматической связи в словосочетании.






Виды словосочетаний.






Разбор словосочетания.






Предложение.






Виды предложений по цели высказывания.






Виды предложений по эмоциональной окраске.






Члены предложения. Подлежащее.






Сказуемое.






Развитие речи. Подготовка к сжатому изложению («Старый пень»).






Развитие речи. Сжатое изложение.






Тире между подлежащим и сказуемым.






Нераспространенные и распространенные предложения.






Второстепенные члены предложения.






Дополнение.






Определение.






Обстоятельство.






Предложения с однородными членами.






Знаки препинания в предложениях с однородными членами.






Обобщающие слова при однородных членах предложения.






Обращение.






Главные и второстепенные члены предложения.






Тест по теме «Синтаксис».






Развитие речи. Письмо.






Развитие речи. Сочинение (письмо другу).






Синтаксический разбор простого предложения.






Предложения с вводными словами.






Пунктуационный разбор простого предложения.






Простые и сложные предложения.






Прямая речь.






Синтаксический разбор сложного предложения. Повторение. Обобщение по теме «Синтаксис и пунктуация».






Контрольный диктант по теме « Синтаксис. Пунктуация» с грамматическим заданием.






Анализ диктанта по теме «Синтаксис. Пунктуация».






Диалог.







^ Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (Продолжение) (15+1К.Р.+2Р.Р.)

15+3



Фонетика.






Гласные звуки.






Согласные звуки.






Согласные твердые и мягкие.






Согласные звонкие и глухие.






Сильные и слабые позиции звуков.






Графика. Алфавит.






Обозначение мягкости согласных с помощью Ь.






Ь после шипящих.






Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.






Орфоэпия. Позиционные чередования гласных и согласных






Фонетический разбор слова. Звукопись как выразительное средство устной речи.






Развитие речи. Функционально-смысловые типы речи.






Развитие речи. Описание предмета. Сочинение по картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица».






Повторение и систематизация изученного по теме «Фонетика»






Тест по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».






Анализ теста по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».










1 рез.




Лексика. Культура речи (8 + 2Р.Р.)


8+2



Слово и его лексическое значение.






Однозначные и многозначные слова.






Прямое и переносное значение слов.






Омонимы.






Словари.






Синонимы.






Развитие речи. Обучающее подробное изложение с элементами описания.






Антонимы.






Тест по разделу «Лексикология».






Развитие речи. Подробное изложение ( К. Г. Паустовский. «Первый снег»)







^ Морфемика. Орфография. Культура речи (22+ 4 Р.Р)


22+4



Морфемика как раздел лингвистики.






Изменение и образование слов.






Окончание. Основа слова.






Корень слова.






Развитие речи. Рассуждение. Сочинение-рассуждение («Дни недели рассказывают о себе»).






Суффикс.






Приставка.






Морфемные словари русского языка






Развитие речи. Выборочное изложение с изменением лица рассказчика.






Чередование гласных и согласных звуков в морфеме.






Беглые гласные.






Варианты морфем.






Морфемный разбор слова.






Правописание гласных и согласных в приставках.






Буквы З и С на конце приставок.






Буквы О – А в корнях –ЛАГ- –- ЛОЖ-.






Буквы О – А в корнях –РАСТ- - -РОС-.






Буквы Ё — О после шипящих в корне.






Буквы Ы – И после Ц.






Обобщения и систематизация знаний по разделу «Морфемика».






Развитие речи. Сочинение-описание изображенного на картине (П. П. Кончаловский. «Сирень в корзине»)






^ Контрольный диктант по теме «Морфемика».






Корректировка знаний учащихся.






Развитие речи. Основные способы и средства связи предложений в тексте.










2 рез.




Морфология. Орфография. Культура речи







Самостоятельные и служебные части речи







Имя существительное (20+4Р.Р.)

20+4



Имя существительное как часть речи.






Развитие речи. Доказательства и объяснения в рассуждении.






Развитие речи. Сочинение-рассуждение.






Имена существительные одушевленные и неодушевленные.






Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных.






Морфологический разбор имён существительных.






Развитие речи. Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение (Е. А. Пермяк. «Перо и чернильница»).






Род имен существительных.






Имена существительные, которые имеют форму только множественного числ.






Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.






Три склонения имен существительных.






Падеж имен существительных.






Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.






Существительные на –ия, -ие, -ий.






Развитие речи. Подробное изложение с элементами описания.






Правописание гласных в падежных окончаниях существительных.






Контрольный диктант по теме « Падежные окончания имен существительных» с грамматическим заданием.






Коррекция знаний учащихся.






Множественное число имен существительных.






Правописание О — Е после шипящих и Ц
в окончаниях существительных.






Закрепление темы «Правописание О — Е после шипящих и Ц
в окончаниях существительных».






Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное»






Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».






Коррекция знаний учащихся.







Имя прилагательное (12+4Р.Р.)


12+4



Имя прилагательное как часть речи.






Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.






Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.






Прилагательные полные и краткие.






Краткие прилагательные с основой на шипящую.






Буквы о-ё после шипящих в окончаниях прилагательных.






Закрепление темы «Буквы о-ё после шипящих в окончаниях прилагательных».






Развитие речи. Подготовка к изложению описание животного.






Развитие речи. Описание животного. (Изложение. А. И. Куприн. «Ю-ю»).






Морфологический разбор имени прилагательного






Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное»






Тест по теме «Имя прилагательное».






Анализ теста по теме «Имя прилагательное».






Развитие речи. Подготовка к сочинению-описанию животного на основе личных впечатлений.






Развитие речи. Сочинение- описание животного на основе личных впечатлений.










1 рез.




Глагол (36+ 6Р.Р.)


36+6



Глагол как часть речи.






Синтаксическая роль глагола.






Вспоминаем правило «НЕ с глаголами».






Развитие речи. Понятие о рассказе, особенностях его структуры и стиля.






Развитие речи. Невыдуманный рассказ о себе.






Неопределенная форма глагола.






Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах.






Виды глагола.






Правописание глаголов.






Проверочная работа на знание правил «НЕ с глаголами, -ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах».






Видовые пары.






Буквы Е — И в корнях с чередованием.






Корни с чередованием.






Проверка знания правила « Корни с чередованием».






Развитие речи. Подготовка к сочинению по сюжетным картинкам.






Развитие речи. Рассказ по сюжетным картинкам.






Время глагола.






Прошедшее время.






Настоящее время.






Будущее время.






Употребление времен.






Спряжение глаголов.






Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.






Отработка правила « Определение спряжения глагола с безударным личным окончанием».






Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.






Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.






Закрепление темы «Правописание гласных в безударных личных окончаниях».






Проверочная работа по теме «Правописание гласных в безударных личных окончаниях».






Морфологический разбор глагола.






Развитие речи. Свободный диктант.






Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа.






Закрепление темы « Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа».






Употребление времен.






 Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол».






Тест по теме «Глагол».






Анализ теста по теме «Глагол».






Подготовка к контрольному диктанту по теме «Глагол».






Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол».






Анализ контрольного диктанта.










3 рез.




Систематизация и обобщение изученного в 5 классе (8.)

8



Разделы науки о языке.






Орфограммы в приставках слов.






Орфограммы в корнях слов.






Орфограммы в окончаниях слов.






Употребление букв Ъ и Ь. Ь на конце после шипящих.






Знаки препинания в простом предложении.






Знаки препинания в сложном предложении.






Комплексный анализ текста как итоговый контроль за год.










8 рез.





Похожие:

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов М. iconРабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов М. iconПояснительная записка нормативная база преподавания
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, программы...
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов М. iconРабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения и каледарно-тематическое планирование
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и примерной...
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов М. iconРабочая программа по русскому языку составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования,
Примерной программы основного общего образования по русскому языку, федерального компонента государственного образовательного стандарта...
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов М. iconПрограмма по русскому языку отражает обеспечение реализации личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подхода к русскому языку, что позволяет достичь следующих
Программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования...
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов М. iconПояснительная записка рабочая программа по русскому языку в 7б классе составлена на основефедерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку в 7б классе составлена на основефедерального компонента государственного стандарта основного...
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов М. iconРусскийязы к пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального...
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов М. iconРабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку с учётом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе авторской программы Л.
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку с учётом...
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов М. iconПрограмма по русскому языку 4 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской...
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов М. iconПрограмма по русскому языку (1-4 классы) Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов разработана в соответствии с примерной программы начального общего образования...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты