|
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Логика» Пояснительная записка Рабочая программа составлено на основе: – программы КУРСА « Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» (базовый уровень); – авторскому пособию О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам 7-8 лет (2 класс) . Предлагаемая программа разбита на несколько направлений:
Задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к знаниям. Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий, воспитывающий. Познавательный аспект
Развивающий аспект
Воспитывающий аспект
На изучение курса отводится 34 часа, 1 занятие в неделю. Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут. ^ Личностными результатами изучения внеурочной деятельности «Логика» во 2-м классе является формирование следующих умений:
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру. ^ изучения внеурочной деятельности «Логика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий. ^
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД:
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир. ^
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков). ^ изучения внеурочной деятельности «Логика» во 2-м классе являются формирование следующих умений. Учащиеся должны уметь:
Учебно – тематическое планирование по внеурочной деятельности «Логика»
^ Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования программы Информатика в играх и задачах. Автор А.В.Горячев. Современное состояние курса информатики в школе характеризуется устойчивым ростом социального заказа на обучение информатике, обусловленным насущной потребностью овладения современными информационными технологиями, и изменением содержания курса, обусловленным очередной сменой парадигм. Основная реализуемая в данной программе идея состоит не только в изучении фундаментальных понятий информатики, но и в освоении независимых от компьютера популярных видов деятельности, для которых компьютер выступает, как правило, в качестве инструмента. Предварительное изучение таких видов деятельности сделает освоение широко распространенных приложений более осмысленным. Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, предъявляют высокие требования к интеллекту работников. Информационные технологии занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление следует развивать в определенные природой сроки. Опоздание с развитием мышления — это опоздание навсегда. Поэтому при подготовке детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу и синтезу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации, созданию новых схем, структур и моделей). ^
информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умений анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы;
информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии — информационные. ^ • Формирование информационной стороны целостной картины мира, включающей представление об информации и информационных процессах, способах представления и особенностях восприятия информации, современном развитии новых информационных технологий и социальных аспектах этого развития. • Освоение терминологии и основных понятий информатики и информационных технологий. • Формирование умений проектирования объектов и процессов, включающего как стадию анализа, приводящую к созданию различных схем, описывающих реальные и конструируемые объекты и процессы, так и стадию проектирования, предполагающую ту или иную реализацию созданных на предыдущем этапе схем доступными инструментальными средствами. • Овладение информационной грамотностью, предполагающей умение распознавать потребность в дополнительной информации, определять возможные источники информации и стратегию ее поиска, получать, оценивать и использовать недостающую информацию. • Формирование представлений о потенциальных возможностях и принципиальных ограничениях компьютерных технологий. • Овладение умениями адекватного применения новых информационных технологий для целей коммуникации, проектирования объектов и процессов, а также в процессе овладения информационной грамотностью. Все разделы минимума содержания информатики реализуются в рамках перечисленных направлений развития учащихся. Например, в ходе формирования умений проектирования объектов и процессов будут раскрыты такие разделы минимума, как «Формализация и моделирование» и «Алгоритмы и исполнители». Известной проблемой информатики является необходимость изучения большого объема материала, в том числе логически сложного, в традиционно малое число занятий, отводимых на информатику. В данной программе предлагается частичное снятие этой напряженности следующими способами: • Освоение некоторых линий информатики не в виде содержания или не только в виде содержания, а в виде методики обучения. Например, умение распознавания недостающей информации, определение стратегии ее поиска, получение, оценивание и использование недостающей информации могут осваиваться в процессе обучения другим разделам информатики за счет специальным образом составленных заданий. • Акцентирование внимания при определении содержания пропедевтического курса информатики (1–6-й классы) на пропедевтику логически сложных тем основного курса – в первую очередь это темы направления «Проектирование объектов и процессов» такие, как алгоритмы и объекты, формальная логика, формализация и моделирование. При раннем изучении этих тем в занимательной форме освоение их в основном курсе проходит намного проще и быстрее. Особо следует подчеркнуть актуальность своевременного изучения логически сложных тем на доступном уровне в пропедевтическом курсе информатики. Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5–11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы. В материале пропедевтического курса выделяются следующие элементы: статическая схема объекта – наборы признаков и их значения, состав объектов, классы объектов; динамическая схема объекта – описание поведения объекта, алгоритмы, состояния; причинно-следственная логика объекта – логика высказываний, схемы логического вывода. Изучение информатики в начальной школе предполагается в основном без использования компьютеров. Компьютерная поддержка допустима, но не обязательна. Более того, учебный материал для начальной школы позволяет вести занятия учителям начальной школы. На этом этапе обучения знание возрастной специфики и особенностей развития каждого ребенка более важно, чем тонкости науки информатики. Такой подход оправдывает себя на практике уже в течение 8 лет обучения информатике в начальной школе. При этом, что очень важно, сам факт преподавания информатики учителями начальных классов можно рассматривать в качестве механизма переноса навыков анализа и создания схем из информатики на другие предметы. В результате изучение информатики в начальной школе оказывает заметное положительное влияние на обучение учеников базовым учебным предметам. С точки зрения подготовки преподавателей данный подход ориентирует на введение соответствующих разделов в программу обучения учителей начальной школы. ^ Цели пропедевтического курса информатики (с точки зрения непрерывного изучения курса) должны быть направлены на создание максимально благоприятных условий к началу базового курса для обеспечения возможности достижения целей. В первую очередь к таким условиям относится развитие мышления учеников. Набор целей обучения пропедевтическому курсу информатики: 1. Формирование навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в информатике: • применение формальной логики при решении задач: построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций («если – то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»); • алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий; • системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы; • объектно-ориентированный подход: самое важное – объекты, а не действия, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)». 2. Создание кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. 3. Формирование навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.). ^ К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести: критическое отношение к информации и избирательность её восприятия; уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей; осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями. ^ изучения курса «Информатика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий. Регулятивные УУД: планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. ^ моделирование – преобразование объекта из чувствен ной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений. ^ аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. ^ изучения курса «Информатика» во 2-м классе являются формирование следующих умений. В результате изучения материала учащиеся должны уметь: предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных; выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам; разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков; находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков; приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках; точно выполнять действия под диктовку учителя; отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. ^ В результате внеурочных занятий учащиеся будут уметь: • находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов); • называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса; • понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем; • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии; • изображать графы; • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; • находить на схеме область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области. Содержание 2 класс (34 ч) ^ Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах. ^ Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух и более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов. ^ Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Вложенные множества. Построение отрицания высказываний. Учебно – тематическое планирование по внеурочной деятельности «Информатике в играх и задачах»
^ Пояснительная записка Программа составлена на основе программы психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова. Данная программа входит в число рекомендуемых, в рамках введения новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. Гуманизация школьного образования предполагает в первую очередь обращенность к личности ребенка, ее всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей учащихся. В связи с этим комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у учащихся представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания. Это и есть, с одной стороны, механизм умственного развития, а с другой стороны - это путь формирования психологической основы обучения, обладающей внутренним потенциалом развития, который позволит в будущем осуществляться не только саморазвитию и саморегуляции личности, но и эффективному самостоятельному приобретению знаний. В последнее время, среди учеников младших классов, возрастает число детей с трудностями в обучении, обусловленными в первую очередь недостаточным уровнем их когнитивно - личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи учащимся на начальном этапе обучения в настоящее время становится особенно актуальной задачей. Особенностью данной программы является направленность не только на формирование когнитивных знаний, но и на анализ и синтез полученного учебного материала. Другой важной стороной психологического развития учащихся является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым метазнаниям: стремление доказывать свою точку зрения, критически осмысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекватной самооценки, что является необходимым для становления мировоззрения условием формирования направленности личности учащихся. Многолетние исследования эффективности обучения младших школьников, по развивающим дидактическим системам выявили важный, в плане формирования основ мировоззрения, у младших школьников результат. Он состоит в том, что осуществление общего психологического развития учащихся, и мыслительной деятельности в частности, закономерно приводит к личностному становлению школьников, формированию у них критического отношения к явлениям окружающей действительности, умению выбирать адекватные формы своего поведения в конкретной ситуации. Данная программа психологического развития приводят к улучшению познавательной (степень расчлененности восприятия, сформированность мыслительных операций сравнения, содержательного анализа, установления закономерностей, внутреннего плана действия, вербально - смыслового анализа, рассуждающего мышления) и когнитивно личностной сферы учащихся (формирование положительного отношения к школе и учению, нарастание уверенности в себе, повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы, стремление отстаивать свое мнение, формирование адекватной самооценки, повышение интереса ко всем школьным урокам, исчезновение боязни отвечать на уроках, рост школьной успеваемости). В неделю 1 час, а в год 34 часа. ^ -познавательно – личностное развитие школьников; -формирование умения осуществлять различные умственные действия; -развитие самостоятельности детей, способности к рассуждению, самоконтроля, стремления отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения; -формирование таких психологические качества и умения, которые помогут школьникам не только усваивать учебный программный материал на предметных уроках, но и осознавать себя членом социума. ^ Одним из основных препятствий для успешного обучения детей является низкий уровень их общего познавательно-личностного развития. Именно поэтому во внеурочной деятельности «Я познаю мир и себя» последовательно и планомерно сформируется у учащихся психологическая основа обучения, повысится уровень их общего психологического, и в частности умственного, развития. ^ Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); ^ Планировать (составлять план своей деятельности); Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; ^ Структура занятия Вводная часть. Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального. Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности. Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном уроке. Основная часть. Задания подбирались с учетом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур и с точки зрения удобства для коллективной работы в классе. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий. Однако для предотвращения снижения интереса учащихся к повторным выполнениям одного и того же задания обеспечивается разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохраняется единство их внутренней психологической направленности. Реализуется принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности Заключительная часть. Задача: подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились. ^ Для оценки эффективности можно использовать следующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий; поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты уроков; результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно; косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.). Кроме того, представляется важным оценивать воздействие уроков психологического развития на эмоциональное состояние учеников. Для этого используются «смайлики» Учебно-методическое обеспечение программы: 1. Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» книга для учителя – М. , 2011 2. Материалы к урокам для учащихся 1-4 классов ««120 уроков психологического развития младших школьников» Локалова Н.П. - М., 2011 3.Интеллектуальные задания Интеллектуальные задания способствуют расширению лексического запаса учащихся в области психологии, помогают им овладеть некоторыми понятиями. Дискуссионные методы Групповая дискуссия позволяет реализовать принцип субъект-субъектного взаимодействия, выявить различные точки зрения на какую-либо проблему. Метод направленной визуализации Данный метод работы позволяет усилить резервы ребенка к достижению поставленных целей, способствует снятию эмоционального напряжения. Метод признания достоинств Данный метод позволяет стабилизировать самооценку ребёнка, почувствовать уверенность в себе и осознать потребность в достижениях и стремление к успеху. Планируемые результаты После окончания курса «Я познаю мир и себя» учащиеся должны уметь: Самостоятельно выполнять данное учителем задание; Проявлять собственную активность в получение знаний; Уметь контролировать собственные действия в ходе выполнения задания. ^ Личностные - внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе и т.д.); - самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в Я-концепции социальной роли ученика и т.д.); - смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление к приобретению знаний). Коммуникативные - ориентация на позицию других людей, отличную от собственных, уважение иной точки зрения; - учет разных мнений и умение обосновать собственное; - умение слушать собеседника; - Потребность в общение со взрослыми и сверстниками Регулятивные - целепологание; - контроль; - коррекция; - оценка; - саморегуляция Познавательные - рефлексия способов и условия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - поиск и выделение необходимой информации; - самостоятельный поиск и выделение познавательной цели; - анализ объектов с целью выделения признаков; - синтез; - установление причинно-следственных связей. ^ являются (фиксируются в процессе наблюдения освоения учащимися программы): снижение уровня школьной тревожности; мотивация на саморазвитие; повышение коммуникативной компетентности; активность и продуктивность учеников в деятельности, как в образовательном процессе, так и внеклассной и внешкольной деятельности (отслеживается психологом, либо выявляется в процессе беседы с классным руководителем). Объективными методами измерения эффективности программы служат диагностические опросные методы: методика изучения школьной мотивации учащихся Т. А. Нежновой, методика изучения уровня интеллекта Прогрессивные матрицы Дж.Равена, методика изучения внимания тест Тулуз-Пьерона. Положительная динамика сдвигов показателей участников по какой-либо шкале тестов служит подтверждением эффективности программы. ^ Учителю, ведущему занятия необходимо обладать знаниями особенностей развития в младшем школьном возрасте, а также определенными личностными характеристиками: собственной креативностью, спонтанностью, высокими рефлексивными навыками, коммуникативными способностями, недирективным стилем управления группы, способностью оценить креативный продукт другого, владение технологиями создания творческих продуктов, а также умением владеть методами психологической работы. ^ Занятия могут проходить как в специально оборудованном для тренингов классе, а также и в учебном классе после занятий. Кабинет должен быть оборудован стульями, какой-либо доской или стеной для возможности крепить продукты труда. Учебно – тематическое планирование по внеурочной деятельности «Я познаю мир и себя»
^ Пояснительная записка «Краеведение – это радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков. Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской администрации и, конечно, это люди - гордость и слава родного села. Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории села через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем. Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!» Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина» предназначена для учащихся 2 класса как цикл внеклассных и внешкольных занятий. Программа рассчитана на один год обучения и является основой для последующей реализации интегрированного курса «Наш край». Программа составлена на основе материалов CD «Кружковая работа в школе. Краеведение» (изд. «Учитель»,2010), Интернет-информации и методической литературы (список прилагается). Содержание программного материала соответствует возрасту младших школьников. Занятия рассчитаны на 1 часа в неделю, 34 занятий в год. Программа предусматривает использование теоретического и практического материала, который раскрывается на примерах своего края и состоит из следующих разделов: «Природа моего села», «Род, семья и я», «Мое село: прошлое, настоящее, будущее». Содержание программы имеет краеведческую направленность: изучение истории своего края, географическое положения района, история его образования и развития, становление производства и сельского хозяйства и т.д. Основные задачи теоретического блока – дать необходимые знания по истории родного края, познакомить учащихся, не только с прошлым, но и с современным состоянием села, предположить перспективы развития. Учащиеся должны знать и понимать: то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство, сделать его лучше, справедливее, сильнее. Занятия кружка носят преимущественно практический характер. На занятиях учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем их объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, проводить опросы, работать с научно-популярной литературой; учатся выделять главное, сравнивать, систематизировать сведения о своей семье, поселке, проводить исследовательские и поисковые работы. Подобный подход учит более глубоко осмысливать последовательность событий, содействует формированию исторического мышления. Выполнение практических заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, узнавать ранее неизвестное, казалось бы, о знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание – эти люди причастны к историческим событиям, что история — это история людей, а корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края. Материал программы актуален и современен, позволяет объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными. Содержание программы соответствует Закону РФ «Об образовании», основным направлениям инициативы «Наша новая школа», Программе развития образовательного учреждения, продолжает и углубляет традиции школы в патриотическом и духовно – нравственном воспитании, идеально вписывается в программу опытно – экспериментальной работы образовательного учреждения по формированию социального здоровья школьников в условиях сельской школы. ^ : Заложить основы активной гражданской позиции младших школьников путем привлечения их к краеведческой работе. Задачи: Образовательные: Научить первичным навыкам проектно – исследовательской работе на основе краеведческого материала. Сформировать мотивацию к изучению истории и природы родного села. Изучение истории и природы своего родного села. Воспитательные: Воспитывать любовь к своей малой Родине. Воспитывать культуру общения. Развивающие: Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации. Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность. Развивать прогностические, аналитические и рефлексивные навыки учащихся. Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрацию результатов деятельности. Основу теоретической части курса составляют материалы, подробное изложение которых представлено в методической копилке. Преимущественная форма организации занятий – активная работа ребят: индивидуальные задания, организация выставок и конкурсов, привлечение родителей, бабушек и дедушек учащихся. ^ К концу года обучения обучающиеся должны достичь первый уровень результатов. Они должны приобрести социальные знания, иметь представление об основных явлениях социальной реальности и повседневной жизни в соответствии с задачами программы: Знать: 1.Историю своей семьи, 2. Традиции своей семьи, 3. Реликвии своей семьи, 4. Роль семьи в истории села. 5. Историю своего села. 6.Вклад односельчан в историю страны. 7. Экологические проблемы. Уметь: Собирать краеведческую информацию у членов своей семьи, Делиться собранной информацией с друзьями, взрослыми. ^ групповые коллективные индивидуальные. Формы занятий: игра экскурсия беседа практическая работа творческая работа викторина проект Формы отслеживания результатов: презентации проектные карты родословная книга класса ^ Раздел 1. Природа моего села (10 часов) 1. Вводное занятие. Цели, задачи и содержание программы «Моя малая Родина». Особенности работы. Организация занятий. Значение работы. Понятие «родной край», краеведение, экология. 2. Растительный мир. Растительный мир (общие понятия). Характерные признаки растений. Дикорастущие и культурные растения. Плоды растения. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения своей области. Лекарственные растения. 3. Животный мир. Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Насекомые своего села. Общие признаки позвоночных животных. Рыбы, обитающие в реках своего края. Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы? Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Аквариумное рыбоводство, разведение рыб. Птицы. Птицы своей области. Кочующие, оседлые, перелётные птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Дикие и домашние птицы. Как зимуют птицы? Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории своего села. Дикие и домашние животные. Жизнь зверей зимой. Враги моего жилья. Борьба с грызунами. Роль животных в жизни человека. 4. Красная книга нашего села. Закон об охране природы в России. Красная книга России. Составление Красной книги своего села. Раздел 2. Род, семья и я (12 час) 1. Вводное занятие. Понятия «род», «семья», «родословная». 2. Моя Родословная. Первичное знакомство c генеалогией. Виды родословий, формы сбора и отображения генеалогической информации. Проектная деятельность. Составление генеалогического древа. Составление семейного альбома, устное описание родственников. Выделение общих моментов в родословных различных семей. Презентация результатов проекта. 3. Семейные традиции. Беседа о народном календаре как особой энциклопедии народной жизни. Подготовка выступления и участие в традиционном мероприятии СДК. 4.Семейные реликвии. Объяснение понятия «семейная реликвия», индивидуальная исследовательская работа. Выступление перед одноклассниками. 5. Роль семьи в истории села. Изучение истории своей семьи в истории развития села. 6.Итоговое занятие. Выставка детских работ по темам «Моя родословная», «Семейные традиции», «Семейная реликвия», «Моя семья в истории села». Раздел 3. Моё село: прошлое, настоящее, будущее. (11 часов) История образования села, происхождение названия. Первые жители и строители поселка. Родная школа, ее история, традиции, выпускники, которыми школа гордиться. Трудовые династии, земляки – участники войны, труженики тыла, дети войны, участники современных конфликтов. Умельцы нашего поселка. Учебно – тематическое планирование по внеурочной деятельности «Моя малая Родина (Дойдум миэнэ Дьохсо5он)»
«Обугэ угэьэ» диэн кылаас таьынан ыытыллар улэ5э программа Быьаарыы сурук Былаанна киирбит темалар торообут дойдуларын, кини айыл5атын туьунан, Саха сирин торут олохтоохторун: эбээн, эбэнки, юкагир, долган, чукча, нуучча уонна саха дьонун – оьуордарын – бичиктэрин, танастарын, оонньууларын, угэстэрин, туьунан элбэ5и уорэтиэхтэрэ. Билиилэрин бэрэбиэркэлээьин ооньуу, курэх быьыытынан барар. Торут ойдобул норуот утумнаах ойо – санаата буолар. Маны мэлдьи кэриэтэ анал арана дьон сайыннаран, чочуйан биэрэн иьэр. Онон норуот ойо – санаата бэйэтин иьиттэн бэйэтэ уунэр – урдуур. Бу кыа5ы сайыннарбыт норуот тумсуулээх, тэрээьиннээх, бэйэтин бэйэтэ сайыннарар ис культуралаах. Торут ойдобул уунэр – тэриллэр кууьу сирэйдиир. Киьи, норуот ис кыа5а торут ойдобуллэригэр сытар. Саха киьитэ утуо угэьин, уоруйэ5ин, оло5ун сиэригэр тугу билбитин – корбутун сайыннаран, кэлэр колуонэ5э хаалларар санааланыыта мээнэ5э буолбатах. То5о диэтэххэ, киьи ойо – санаата омугуттан, олорор сириттэн – уотуттан, тулалыыр эйгэтиттэн быьаччы тутулуктаах эбит. Торообут торут тылын, силиьин – мутугун билбэт, сиэрин – туомун аанньа ахтыбат, суолталаабат киьи олоххо да сыьыана урдуттэн эрэ буоларын бугунну олохпут илэ – бааччы кордорор. Саха торут угэьэ тугуй? Маны быьаарыах иннинэ угэс ойдобулугэр тохтуо5ун. Сиргэ тыыннаах сылдьыы, тыыннаах буолуу бигэ утумун тутуьуу угэс буолар. Торут угэс утумэн уйэлэри унуордаан биьиги эппитигэр – хааммытыгар инэн сылдьыа. Онон торут угэьи ийэ кут, ийэ ой бэлиэтин быьыытынан сыаналыыбыт. Ийэ ойун тутан сылдьар киьи торут угэьи кохсунэн бутэйдии сэрэйэн суолталыыр уонна онтун харыстыыр. Оттон олох олоруу биир утумуттан атын утумугар санаата5ын аайы бэрт кэбэ5эстик сы5арыйа сылдьар киьи торут угэьигэр угустук булкуллар. Саха торут угэьэ тугуй? Саха киьитэ олох олорор, оло5у оностор торут угэьэ айыл5а ис хоьоонун тутуьууттан, айыл5а ис хоьоонун толорсууттан ситимнээх. Ол курдук, киьитэ Орто туру дойдуга тыынар тыыннаа5ы дьиэтиттэн олбот – суппэт буолуу, урун тыны уьатыы бэрт ыпса5ай ньыматын булбута. Улэни сыта – тура аа5ын, сылыктаан, сорох ойдобуллэр, ба5ар, бугунну куннэ соччо суолтата суох курдук костубуттэрин да иьин, ис иьигэр киирдэххэ, билигин да саха угэьигэр торут ойдобулу тута сылдьаллар. Сыллаа5ы былаан
|
![]() | Программа по внеурочной деятельности «я- исследователь» Содержание Пояснительная записка Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета | ![]() | Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я исследователь» пояснительная записка «Я – исследователь» Программы внеурочной деятельности. Система Л. В. Занкова/П78 Сост. Е. Н. Петрова. Самара: Издательство Учебная... |
![]() | Программа внеурочной деятельности «Азбука добра» Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления... | ![]() | Программа по внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» 1 класс 2012 год Пояснительная записка О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н. К. Рерих в своем очерке «Врата в будущее»: «Искусство объединит человечество.... |
![]() | Образовательная программа по конкретному виду внеурочной деятельности Направление духовно-нравственное Ступень обучения 1класс Тип программы образовательная программа по конкретному виду внеурочной деятельности | ![]() | Программа по внеурочной деятельности "Тренировка для ума" для 5 классов Данная программа внеурочной деятельности построена на основе программы «Уроки психологического развития в средней школе (V-VI классы)»... |
![]() | Пояснительная записка Кружок моделирования «Геометрика» «Детство», авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др., рекомендованной Министерством образования Российской Федерации,... | ![]() | План внеурочной деятельности на 2012-2013 учебный год План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального общего... |
![]() | Проектирование программы внеурочной деятельности Проектирование программы внеурочной деятельности Программа духовно нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования | ![]() | Криволуцкая Наталья Олеговна г. Балабаново -2012 г пояснительная записка программа Главная идея проектной деятельности – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат |