Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе региональной программы для общеобразовательных учреждений 1-11 классы. Под редакцией доктора биологических наук, профессора С.И. Беляниной и кандидата биологических наук, доцента Ю.И. Буланого 2001 года. Предлагаемая программа предусматривает целенаправленное формирование экологических понятий через установление общих признаков жизни. За основу взята та информация о живой и неживой природе, которую ученики получили в курсе «Окружающий мир». Цель: ввести учащихся 5 класса в мир экологических понятий через установление общих признаков жизни. Задачи:- убедить учащихся не только в необходимости изучения экологии, но и в том, что жизнь каждого человека, как и в целом жизнь на Земле, зависит от того, как он распорядится этими знаниями. ªосвоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях овладение умениями применять экологические знания, работать с приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за объектами, эксперименты ªразвитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей ªвоспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе ªиспользование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
^ Обучения: привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы ,экскурсии, создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей: способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать экологические объекты, сравнивать их, ставить несложные опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые растения и грибы своей местности через систему лабораторных работ и экскурсии, продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию у пятиклассников умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки через монологические ответы на уроках и особое отношение к работе в тетрадях ; Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у пятиклассников слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика Воспитания: - способствовать экологическому воспитанию, формированию у учащихся коммуникативной компетентностей: особое внимание обратить на воспитание у учащихся ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока, лабораторные работы. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение экологии в объеме 0.5 часа в неделю, всего 18 часов.
№ п\п | Содержание учебного материала | Количество часов | 1 | Введение | 1ч. | 2 | Среды жизни | 7ч. | 3 | Природные сообщества. Экосистемы | 5ч. | 4 | Влияние человека на биосферу | 4ч. | 5. | Итоговое занятие | 1 ч. |
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Методическая база: учебник «Природа. Введение в биологию и экологию» 5 класс (авт. Т.С. Сухова, В.И. Строганов)
Тематическое планирование № | ^ | Дата план | Дата факт | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся |
| ^ | 1. | Предмет экологии. Ее разделы. Вводный урок.
|
|
| Экология как наука. Взаимосвязь с другими науками. |
|
| ^ | 2. | Среда обитания. Факторы среды.
|
|
| Среды жизни. Абиотические, биотические, антропогенные факторы. | Знать особенности строения тела, позволяющие организмам жить в этих условиях. Три группы факторов. Уметь выделять характерные признаки животных в связи с их средой обитания |
| 3
4. | Кто живет в воде.
Подводный мир Презентация
|
|
| Вода – среда обитания, благоприятные условия, планктон, нектон, бентос. | Знать приспособления организмов к водной среде. Уметь отличить водные организмы то других. |
| 5
6. | Обитатели суши.
Обитатели суши Презентация |
|
| Наземно-воздушная среда обитания, благоприятные условия: свет, температура, влага. | Знать приспособления организмов к наземно-воздушной среде. Уметь определять по признакам организмы разных экологических групп. |
| 7
8. | Кто живет в почве.
Презентация |
|
| Почва-среда обитания, обитатели почвы. | Знать условия среды обитания и признаки организмов. Уметь определять по признакам организмы, живущие в почве. |
| ^ | 9
10. | Природные сообщества.
Экосистема.
|
|
| Биоценозы, искусственные сообщества, круговорот веществ. Экосистема. | Знать взаимосвязи живых организмов в природном сообществе. Уметь составлять схемы цепей питания обитателей экосистем. |
| 11. | Практическая работа «Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке»
|
|
| Научиться бережно, относиться к природе. | Изучить разнообразие растений. Определить их санитарное состояние. |
| 12. | Как живут организмы в природных сообществах
|
|
| Биотические факторы. | Знать значение биоразнообразия природного сообщества для сохранения экосистемы. Уметь приводить примеры видов отношений между организмами. |
| 13 | Человек – часть живой природы.
|
|
| Жизнь и здоровье человека. Окружающая среда. | Знать свойства человека как живого организма. Уметь отличать человека от животных. |
| ^ | 14
15
16
17
| Влияние человека на биосферу.
Загрязнение воды Презентация
Загрязнение воздуха «Свалки». Презентация |
|
| Хозяйственная деятельность человека. Загрязнение среды. | Знать, как влияет хозяйственная деятельность человека на окружающую среду. Уметь приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на окружающую среду. |
| 18 | Итоговое занятие
|
|
| Обобщение полученных знаний курса. |
|
| |