Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико–математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;- предоставление основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений у младших школьников: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации; измерять наиболее распространенные в практике величины; применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;- реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов. Важнейшими задачами обучения являются: - создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям; - обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе. Математика как учебный предмет вносит заметный вклад в реализацию важнейших целей и задач начального общего образования младших школьников. Овладение учащимися начальных классов основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приема решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе. ^ Содержание курса математики направлено на интеллектуальное развитие младших школьников: овладение логическими действиями, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям. Данный курс создает благоприятные возможности для того, чтобы сформировать у учащихся арифметические и геометрические представления о числах и отношениях, алгоритмах выполнения арифметических действий, свойствах этих действий, о величинах и их измерении, о геометрических фигурах; создать условия для овладения учащимися математическим языком, знаково-символическими средствами, умения устанавливать отношения между математическими объектами, служащими средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в повседневной практике. Овладение важнейшими элементами учебной деятельности в процессе реализации содержания курса на уроках математики обеспечивает формирование у учащихся «умения учиться», что оказывает заметное влияние на развитие их познавательных способностей. Особой ценностью содержания обучения является работа с информацией, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм, схем, баз данных; формирование соответствующих умений на уроках математики оказывает существенную помощь при изучении других школьных предметов. ^ . Курс разработан в соответствии с базисным учебным (образовательным) планом общеобразовательных учреждений РФ Общий объем времени отводимого на изучение математики в 1-4 классах, составляет 536 часов. В каждом классе урок математики проводится 4 раза в неделю. В 1 классе курс рассчитан на 132 часа (33учебные недели), а в каждом из остальных классов - на 136 часов (34 учебные недели). ^ Программа предусматривает проведение традиционных уроков: - Открытие новых знаний. - Рефлексия (повторение и закрепление) - Контрольный Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки. По итогам года предусмотрена итоговая аттестация обучающихся в форме: 1-3 классы - контрольной работы; 4 класс - тесты ^ Личностные результаты: - самостоятельность мышления: умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться; - готовность и способность к саморазвитию; - способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения; -заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний; -умение использовать получаемую математическую подготовку как в учебной деятельности, так и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни; - способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца; - способность к самоорганизованности; - готовность высказывать собственные суждения и давать им обоснование; - владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса. ^ - владение основными методами познания окружающего мира; - понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения; - планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата; - выполнение учебных действий в разных формах; - создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств; - понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктино действовать в условиях успеха; - адекватное оценивание результатов своей деятельности; - активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач; - готовность слушать собеседника, вести диалог; - умение работать в информационной среде. ^ . - овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи; - умение применять полученные математические знания для решения учебно – познавательных и учебно – практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений; - овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры; - умение работать в информационном поле, представлять, анализировать и интерпретировать данные. ^ Множество предметов. Отношения между предметами и между множествами предметов. Сходство и различие предметов. Соотношение размеров предметов. Понятия: «больше, меньше, одинаково, длиннее, короче, такой же длины (высоты, ширины)». Соотношения между множествами предметов. Понятия: «больше, меньше, столько же, поровну, больше, меньше (на несколько предметов)». ^ - сравнивать предметы по их форме и размерам; - распределять данное множество предметов на группы по заданным признакам; - сопоставлять множества предметов по их численностям путем составления пар предметов. Число и счет. Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах класса миллиардов. Классы и разряды натурального числа. Десятичная система записи числа. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел, запись результатов сравнения с помощью знаков больше, меньше, равно. Римская система записи чисел. Сведения из истории математики: как появились числа, чем занимается арифметика. ^ - пересчитывать предметы; выражать результат натуральным числом: - сравнивать числа: - упорядочивать данное множество чисел. Арифметические действия и их свойства. Сложение, вычитание, умножение и деление и их смысл. Запись арифметических действий с использованием соответствующих знаков. Сложение и вычитание (умножение и деление) как взаимно обратные действия. Названия компонентов арифметических действий. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания. Таблица умножения и соответствующие случаи деления. Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания. Умножение многозначного числа на однозначное, на двузначное и на трехзначное число. Деление с остатком. Устные и письменные алгоритмы деления на однозначное, двузначное и на трехзначное число. Способы проверки правильности вычислений ( с помощью обратного действия, оценка достоверности, прикидка результата, использованием микрокалькулятора). Доля числа. Нахождение одной или нескольких долей числа. Нахождение числа по его доле. Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения; распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания); сложение и вычитание с 0; умножение и деление с 0 и 1. Обобщение: записи свойств действий с использованием букв. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений: перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число. Числовое выражение. Правила порядка выполнения действий в числовых выражениях, содержащих от 2 до 6 арифметических действий, со скобками и без скобок. Вычисление значений выражений. Составление выражений в соответствии с заданными условиями. Выражения и равенства с буквами. Правила вычисления неизвестных компонентов арифметических действий. Примеры арифметических задач, решаемых составлением равенств, содержащих букву. ^ - моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие; - воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения четырех арифметических действий; - прогнозировать результаты вычислений; - контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами; - оценивать правильность предъявляемых вычислений; - сравнивать разные способы вычислений, выбирать из них удобный; - анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нем арифметических действий. Величины Длина. Площадь, периметр, масса, время, скорость, цена, стоимость и их единицы. Соотношения между единицами однородных величин. Сведения из истории математики: старинные меры длины, массы. История возникновения месяцев года. Вычисление периметра многоугольника, периметра и площади прямоугольника (квадрата). Длина ломаной и ее вычисление. Точные и приближенные значения величины. Измерение длины, массы, времени, площади с указанной точностью. Запись приближенных значений величины с использованием соответствующего знака. Вычисление одной или нескольких долей значения величины. Вычисление значения величины по известной доле ее значения. Масштаб. План. Карта. Примеры вычислений с использованием масштаба. ^ - сравнивать значения однородных величин; - упорядочивать данные значения величины; - устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач. Работа с текстовыми задачами. Понятие арифметической задачи. Решение текстовых арифметических задач арифметическим способом. Работа с текстом задачи: выявление известных и неизвестных величин, составление таблиц, схем, диаграмм и других моделей для представления данных условия задачи. Планирование хода решения задачи. Запись решения и ответа задачи. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на», «больше (меньше) в»; зависимости между величинами, характеризующими процессы купли – продажи, работы, движения тел. Примеры арифметических задач, решаемых разными способами; задач, имеющих несколько решений, не имеющих решения; задач, с недостающими и с лишними данными ^ - моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; - планировать ход решения задачи; -анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для ее решения; - прогнозировать результат решения; - контролировать свою деятельность; обнаруживать и устранять ошибки логического характера и ошибки вычислительного характера; - выбирать верное решение задачи из нескольких предъявленных решений; - наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условия. Геометрические понятия. Форма предмета. Понятия: такой же формы, другой формы. Плоские фигуры: точка, линия, отрезок, ломаная, круг; многоугольники и их виды. Луч и прямая как бесконечные плоские фигуры. Окружность (круг). Изображение плоских фигур с помощью линейки, циркуля и от руки. Угол и его элементы: вершины, стороны. Виды углов. Классификация треугольников. Виды треугольников в зависимости от длин сторон. Прямоугольник и его определение. Квадрат как прямоугольник. Свойства противоположных сторон и диагоналей прямоугольника. Оси симметрии прямоугольника (квадрата). Пространственные фигуры: прямоугольный параллелепипед (куб), пирамида, цилиндр, конус, шар. Их модели, изображение на плоскости, развертки. Взаимное расположение фигур на плоскости (отрезков, лучей, прямых, многоугольников, окружностей) в различных комбинациях. Общие элементы (пересечение) фигур. Осевая симметрия. Пары симметричных точек, отрезков, многоугольников. Примеры фигур, имеющих одну или несколько осей симметрии. Построение симметричных фигур на бумаге в клетку. ^ : - ориентироваться на плоскости и в пространстве; - различать геометрические фигуры: - характеризовать взаимное расположение фигур на плоскости; - конструировать указанную фигуру из частей; - классифицировать треугольники; - распознавать пространственные фигуры на чертежах и на моделях. Логико – математическая подготовка. Понятия: каждый, какой-нибудь, один из, любой, все, не все, все, кроме. Классификация множества предметов по заданному признаку. Определение основной классификации. Понятие о высказывании. Примеры истинных и ложных высказываний. Числовые равенства и неравенства как математические примеры истинных и ложных высказываний. Составные высказывания, образованные из двух простых высказываний с помощью логических связок «и», «или», «если..то», «неверно, что..», и их истинность. Анализ структуры составного высказывания: выделение в нем простых высказываний. Образование составного высказывания из двух простых высказываний. Простейшие доказательства истинности или ложности данных утверждений. Приведение примеров, подтверждающих или опровергающих данное утверждение. Решение несложных комбинаторных задач и других задач логического характера. ^ - определять истинность несложных утверждений; - приводить примеры, подтверждающие или опровергающие данное утверждение; - конструировать алгоритм решения логической задачи; - делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных; - конструировать составные высказывания из двух простых высказываний с помощью логических слов- связок и определять их истинность; -анализировать структуру предъявленного составного высказывания: выделять в нем составляющие его высказывания и делать выводы об истинности или ложности составного высказывания; - актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. Работа с информацией. Сбор информации, связанной со счетом, с измерением; фиксирование и анализ полученной информации. Таблица: строки и столбцы таблицы. Чтение и заполнение таблицы заданной информацией. Перевод информации из текстовой формы в табличную. Составление таблиц. Графы отношений. Использование графов для решения учебных задач. Числовой луч. Координата точки. Обозначение вида А(5). Координатный угол. Оси координат. Обозначение вида А(2,3). Простейшие графики. Считывание информации. Столбчатые диаграммы. Сравнение данных, представленных на диаграммах. Конечные последовательности предметов, чисел, фигур, составленные по определенным правилам. Определение правила составления последовательности. ^ - собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; - сравнивать и обобщать информацию, представленную в таблицах, на графиках и диаграммах; - переводить информацию из текстовой формы в табличную. ^
^
^ Текущий контроль – самостоятельные работы (15 – 20 минут на уроке) Тематический контроль – контрольные работы по итогам прохождения тем и разделов программы Итоговый контроль – контрольные и тестовые работы по итогам полугодий и года обучения ^ Учебники: 1.Рудницкая В.Н., Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А. Математика: 1 класс. в 2 частях. 2.Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика 2 класс в 2 частях. 3.Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика 3 класс в 2 частях. 4.Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика 4 класс в 2 частях. Учебные пособия: 1.Кочурова Е.Э. Математика. Рабочая тетрадь №1, 2. 3. 1 класс 2.Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь №1,2. 2 класс 3.Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь №1,2. 3 класс 4.Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь №1,2. 4 класс Методические пособия: 1.В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева. математика. методика обучения. 1 класс.М. «Вентана – граф». 2011. 2. В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева. математика. методика обучения. 1 класс.М. «Вентана – граф» 2010. Технические средства обучения: - интерактивная доска, проектор; - демонстрационные инструменты: линейка, угольник, циркуль; - наборы предметных картинок; - наборы пространственных геометрических фигур: шар, куб, конус, цилиндр, разные виды многогранников: - индивидуальные пособия и инструменты: веер с цифрами, циркуль. Таблицы. Математика. Геометрические фигуры и величины. 1.Точки. Линии. Многоугольники. 2.Периметр многоугольника. 3.Площадь геометрических фигур. 4.Угол. Виды углов. 5.Масса. Длина. Объем. 6.единицы времени. 7.Единицы длины. Единицы массы. 8.Единицы площади. 9.Скорость. Время. Расстояние. Лесенка для счета. Математика. Однозначные и многозначные числа. 1.Свойства предметов. 2.Нумерация чисел первого десятка. 3.Десяток. 4.Компоненты сложения и вычитания. 5.таблицы разрядов и классов. 6.Умножение на однозначное число. 7.Деление на однозначное число. Математика. 1.Таблица умножения. 2.Таблица Пифагора. 3.таблица классов и разрядов. 4.Таблицы зависимости между величинами: скорость – время – расстояние., цена – количество – стоимость. 5.Таблица «свойства суммы, разности, произведения, частного». 6.Таблица меры длины. 7.Таблица меры веса. 8.Таблица измерения площадей. 9.Таблица метрических тел. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе проводится в соответствии с методическим письмом № 1561\14-15 от 19.11.98 . Все контрольные работы даны в сборнике «Оценка знаний. Математика. Начальная школа. Проверочные и контрольные работы» В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва. Москва. «Вентана- Граф». 2011 г. На конец года: «Проверочные тестовые работы. 2 класс. Математика». Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, Е.Э Кочурова, М.И. Кузнецова. Москва. «Вентана- Граф». 2011г. ( печатное пособие на каждого ребенка). |
![]() | Рабочая программа по литературному чтению реализует следующие цели обучения : формирование читательской деятельности Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и программы... | ![]() | Пояснительная записка к курсу «Азбуки Смоленского края» Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных стандартов второго поколения и программы «Азбука Смоленского края» Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных стандартов второго поколения и программы «Азбука Смоленского края»... |
![]() | Пояснительная записка данная программа составлена на основе образовательной программы «Начальная школа XXI века» Данная программа составлена на основе образовательной программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,... | ![]() | Пояснительная записка данная программа составлена на основе образовательной программы «Начальная школа XXI века» Данная программа составлена на основе образовательной программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,... |
![]() | Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта II поколения и авторской программы В. Н. Рудницкой в проекте «Начальная школа 21 века» Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта II поколения и авторской программы В. Н. Рудницкой... | ![]() | Программа по литературному чтению ориентирована на достижение целей, задач современного образования, определенных Федеральными государственными образовательными стандартами Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе психолого-педагогической... |
![]() | Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных стандартов второго поколения и программа «Азбука Смоленского края» под редакцией Болотовой С. А | ![]() | Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. Начальная школа. В 2 ч. Ч. – 3-е изд., переработанное – М.: Просвещение, 2010 г. – 231 с. (Стандарты второго поколения) и программы... |
![]() | Л. Я. Желтовская Пояснительная записка Рабочая программа Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, «Программы... | ![]() | Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе авторской программы «Окружающий мир» «Окружающий мир» Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» 3-е изд., дораб... |