Муниципальное общеобразовательное учреждение общеобразовательная средняя школа №1 г.о.Звенигород
Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире детской литературы» 3 класс.
Учитель начальных классов Боброва Любовь Федоровна
2013 год
Пояснительная записка. Внеклассное чтение формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию. Успешное освоение внеклассного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Рабочая программа 2 класса направлена на формирование и развитие учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения, а также вводит детей в мир художественной литературы и помогает в осмыслении образности словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей полноте и многогранности. У детей пробуждается интерес к словесному творчеству и чтению. Внеклассное чтение - неотъемлемая часть курса литературного чтения, которая проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения. Цель его - углубленно знакомить обучающихся с детской литературой, обеспечивать полноценное литературное развитие младших школьников, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру общения Учебная программа предлагает для ознакомления весь круг детского чтения с учетом тем, жанров, авторов и книг. Методика обучения внеклассному чтению основана на художественно – эстетическом, литературоведческом и коммуникативно – речевом принципах. Все эти принципы объединены внутрипредметной связью. Во 2 классе основным видом упражнений является выбор нужной книги по заданным показателям и соотнесение книги с рядом книг. Первый вид упражнений второклассники осуществляют вне урока, при самостоятельном выполнении домашних заданий по внеклассному чтению, второй - в классе при коллективном анализе представленной у доски выставки прочитанных книг на определенную уроком тему. Каждый урок внеклассного чтения обеспечивает младшим школьникам знакомства с широким кругом детского чтения от устного народного творчества до стихотворений, рассказов русских и зарубежных писателей, формирует умение выбирать книги, содействует возникновению устойчивого интереса к книге. Главными содержательными линиями являются круг чтения и опыт читательской деятельности, формирование и совершенствование техники чтения, знакомство с литературоведческими терминами понятиями, развитие речевой и читательской деятельности обучающегося 2 класса. ^ Изучение внеклассного чтения во 2 классе направлено на достижение следующих целей: - развитие художественно- творческих и познавательных способностей, формирование эстетического отношения к слову, совершенствование видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать; - овладение осознанным правильным, беглым и выразительным чтением; формирование читательского кругозора - воспитание эстетического отношения к слову, интереса к чтению и кит и, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств. ^ В процессе освоения предметного содержания внеклассного чтения у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования: - осознанно и правильно читать целыми словами; - отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нём предложения, подтверждающие устное высказывание, воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике» - подробно пересказывать небольшие произведения с отчётливо выраженным сюжетом; - раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте предложения, соответствующие им; - делить тексты на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного; - сопоставлять слова, близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте; - ориентироваться в учебной книге. ^ К концу 2 класса обучающиеся должны знать: - средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения); - жанры литературных произведений (сказка и рассказ, стихотворение и басня) и произведений фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка, песня, прибаутка); - наизусть 8 – 10 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы. ^ - осознанно читать вслух (темп чтения – ориентировочно не менее 50 слов минуту) или «про себя» (ориентировочно 55-65 слов минуту); - находить в тексте отрывки по заданию 9выборочное чтение); - делить текст на смысловые части, озаглавливать их, составлять простой план произведения; - выделять главную мысль прочитанного произведения; - определять тему произведения; - сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему и по плану; - отвечать на вопросы по содержанию картины художника; - составлять описание природы, предметов; - пересказывать текст подробно и выборочно; - высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию; - выразительно читать диалоги, читать по ролям; - читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); - воссоздавать художественные образы литературного произведения, - различать элементы книги: обложку, оглавление, титульный лист, иллюстрацию, аннотацию.
№/№ | Дата проведения | Внеурочное занятие (тема, название) | Деятельность учащихся | Формируемые умения |
|
| ^ |
|
| 1 |
| Знакомство с творчеством А.Чехова | Прогнозировать содержание рассказа, читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя, характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое, оценивать свой ответ. | Научаться наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, определять в тексте красочные яркие определения, воспринимать на слух художественные произведения, определять последовательность событий, составлять план. | 2 |
| А.Чехов. Мальчики | Составлять устно текст-описание героя и текст- рассуждение, определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые, пересказывать текст подробно, выборочно. | Научатся составлять устно текст-описание героя и текст- рассуждение, воспринимать на слух художественные произведения, пересказывать текст подробно, выборочно. | 3 |
| А.Чехов. Мальчики | Читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя, характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков. | Научатся определять в тексте красочные яркие определения, воспринимать на слух художественные произведения. | 4 |
| Знакомство с творчеством Ю.Сотника | Прогнозировать содержание рассказа, читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя, оценивать свой ответ. | Научатся составлять устно текст-описание героя и текст- рассуждение, воспринимать на слух художественные произведения, пересказывать текст подробно, выборочно. | 5 |
| Ю.Сотник. Гадюка | Составлять устно текст-описание героя и текст- рассуждение, определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые, пересказывать текст подробно, выборочно. | Научатся характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое, | 6 |
| Ю.Сотник. Гадюка | Читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя, прогнозировать содержание рассказа, читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя, характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков | Научатся определять в тексте красочные яркие определения, воспринимать на слух художественные произведения. | 7 |
| Ю.Сотник. Гадюка | Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое, оценивать свой ответ. | Научатся пересказывать текст подробно, выборочно, характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое. | 8 |
| Знакомство с творчеством А.Платонова | Прогнозировать содержание рассказа, читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя, характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков. | Научатся составлять устно текст-описание героя и текст- рассуждение, воспринимать на слух художественные произведения, пересказывать текст подробно, выборочно. | 9 |
| А.Платонов. Никита | Составлять устно текст-описание героя и текст- рассуждение, определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые, пересказывать текст подробно, выборочно. | Научатся пересказывать текст подробно, выборочно, характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое. | 10 |
| А.Платонов. Никита | Планировать работу с произведением, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, сравнивать сказки и рассказы о животных | Научатся воспринимать на слух прочитанное, сравнивать художественный и научно-познавательный текст, | 11 |
| А.Платонов. Никита | Пересказывать подробно по плану произведение, определять героев произведения, характеризовать их. | Научатся определять последовательность событий, составлять план, выражать свое собственное отношение к героям. |
|
| ^ |
|
| 12 |
| Знакомство с творчеством М.Пришвина | Прогнозировать содержание рассказа, читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя, характеризовать героев сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое, оценивать свой ответ. | Научаться наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, определять в тексте красочные яркие определения, воспринимать на слух художественные произведения, определять последовательность событий, составлять план. | 13 |
| М.Пришвин. «Изобретатель». | Планировать работу с произведением, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. | Научатся определять последовательность событий, составлять план, выражать свое собственное отношение к героям. | 14 |
| Знакомство с творчеством Б.Житкова | Прогнозировать содержание рассказа, читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя, характеризовать героев сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое, оценивать свой ответ. | Научаться наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, определять в тексте красочные яркие определения, воспринимать на слух художественные произведения, определять последовательность событий, составлять план. | 15 |
| Б.Житков. Про обезьянку | Планировать работу с произведением, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, сравнивать сказки и рассказы о животных | Научатся определять последовательность событий, составлять план, выражать свое собственное отношение к героям. | 16 |
| Б.Житков. Про обезьянку | Планировать работу с произведением, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, сравнивать сказки и рассказы о животных | Научатся определять последовательность событий, составлять план, выражать свое собственное отношение к героям. | 17 |
| Б.Житков. Про обезьянку | Пересказывать подробно по плану произведение, определять героев произведения, характеризовать их. | Научатся определять последовательность событий, составлять план, выражать свое собственное отношение к героям. | 18 |
| Знакомство с творчеством К.Паустовского | Прогнозировать содержание рассказа, читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя, характеризовать героев сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое, оценивать свой ответ. | Научаться наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, определять в тексте красочные яркие определения, воспринимать на слух художественные произведения, определять последовательность событий, составлять план. | 19 |
| К.Паустовский. Растрёпанный воробей. | Планировать работу с произведением, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, сравнивать сказки и рассказы о животных | Научатся давать нравственную оценку поступкам, выражать свое собственное отношение к героям. | 20 |
| К. Паустовский. Растрёпанный воробей | Составлять устно текст-описание героя и текст- рассуждение, определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые, пересказывать текст подробно, выборочно. | Научатся определять в тексте красочные яркие определения, воспринимать на слух художественные произведения. | 21 |
| К. Паустовский. Растрёпанный воробей | Характеризовать поступки героев, используя слова с противоположным значением, восстанавливать последовательность событий на основе вопросов. | Научатся восстанавливать последовательность событий в тексте, инсценировать фрагменты рассказа. |
|
| ^ |
|
| 22 |
| Знакомство с творчеством П.Бажова | Прогнозировать содержание рассказа, читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя, характеризовать героев сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое, оценивать свой ответ. | Научаться наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, определять в тексте красочные яркие определения, воспринимать на слух художественные произведения, определять последовательность событий, составлять план. | 23 |
| П.Бажов. Серебряное Копытце | Планировать виды работы с текстом, читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом чтения про себя. | Научатся работать с текстом, понимать прочитанное. | 24 |
| П.Бажов. Серебряное Копытце | Пересказывать подробно по плану произведение, определять героев произведения, характеризовать их. | Научатся определять последовательность событий, составлять план, выражать свое собственное отношение к героям. | 25 |
| Знакомство с творчеством Е.Шварца | Прогнозировать содержание рассказа, читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя, характеризовать героев сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое, оценивать свой ответ. | Научаться наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, определять в тексте красочные яркие определения, воспринимать на слух художественные произведения, определять последовательность событий, составлять план. | 26 |
| Е.Шварц. Сказка о потерянном времени | Планировать виды работы с текстом, читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом чтения про себя. | Научатся работать с текстом, понимать прочитанное. | 27 |
| Е.Шварц. Сказка о потерянном времени | Характеризовать поступки героев, используя слова с противоположным значением, восстанавливать последовательность событий на основе вопросов. | Научатся восстанавливать последовательность событий в тексте, инсценировать фрагменты рассказа. |
|
| ^ |
|
| 28 |
| Знакомство с творчеством М.Зощенко | Прогнозировать содержание рассказа, читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя, характеризовать героев сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое, оценивать свой ответ. | Научаться наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, определять в тексте красочные яркие определения, воспринимать на слух художественные произведения, определять последовательность событий, составлять план. | 29 |
| М.Зощенко. Великие путешественники | Планировать виды работы с текстом, читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом чтения про себя. | Научатся составлять план и пересказывать по нему содержание текста. | 30 |
| М.Зощенко. Великие путешественники | Пересказывать подробно на основе вопросов, анализировать заголовок произведения, сравнивать героев произведения. | Научатся инсценировать фрагменты рассказов, пересказывать текст подробно по составленному плану. | 31 |
| Знакомство с творчеством В.Драгунского | Прогнозировать содержание рассказа, читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя, характеризовать героев сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое, оценивать свой ответ. | Научаться наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, определять в тексте красочные яркие определения, воспринимать на слух художественные произведения, определять последовательность событий, составлять план. | 32 |
| В.Драгунский. Пожар во флигеле, или подвиг во льдах | Читать текст вслух и целыми словами, увеличивать темп чтения, определять героев произведения. | Научатся составлять план рассказа и пересказывать его по содержанию. | 33 |
| В.Драгунский. Пожар во флигеле, или подвиг во льдах | Пересказывать подробно на основе вопросов, анализировать заголовок произведения, сравнивать героев произведения. | Научатся придумывать свои весёленькие истории, пересказывать текст подробно по составленному плану. | 34 |
| «Путешествие» по прочитанным произведениям. | Пересказывать подробно на основе вопросов, анализировать тему произведения, сравнивать героев произведения. | Научатся инсценировать фрагменты рассказов, пересказывать тексты подробно. | |