|
В 2012 – 2013уч.г. воспитатель Марченко Н.А. совместно с воспитанниками старшей группы и их родителями реализовывала проект «Птицы в нашем городе» (в рамках регионального проекта «Формирование экологической компетентности школьников в ходе обучения решению экологических проблем»). Работа по экологическому воспитанию была направлена на формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры личности через развитие интереса к птицам родного города. Проект начался в сентябре 2012г. Совместно с родителями воспитанников на собрании была определена тема проекта, основные направления деятельности, цели и задачи, предполагаемый результат, выяснили возможности родителей в плане участия в исследовательской работе, определили средства реализации. Для того чтобы успешно реализовать проект, воспитатель при поддержке родителей собрала в группе библиотеку познавательной и художественной литературы. Дети под руководством Нины Алексеевны изучали эту литературу. Дома с родителями воспитанники искали интересную информацию о птицах родного края в интернете, а затем в группе с большим интересом рассказывали, что они узнали нового. В беседах дети и взрослые обменивались информацией об условиях проживания птиц в Саратове, об их охране (познакомились с Красной книгой Саратовской области). Знакомству с птицами были посвящены несколько периодов непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию, развитию речи и художественному творчеству (Инсценировка сказки Э.Шима «Соловей и воронёнок», «Перелётные птицы», «Зимующие птицы», «Рисование сказочной птицы» и т.д.), на которых дети расширили свои представления о птицах. В рамках кружка дополнительного образования «Лукоморье» при помощи сказкотерапии формировалось гуманное, природоохранное и эстетическое отношение к птицам (работа над сказками «Почему плачет синичка?», «Стыдно перед соловушкой» по произведениям В.Сухомлинского и т.д.). В рамках проекта дети познакомились с новыми загадками, стихами, рассказами о птицах. Педагогом были представлены для прослушивания детьми записи голосов птиц, звуки леса. Чтобы поддержать интерес воспитанников к теме "Птицы" и закрепить их знания, были разучены дидактические, пальчиковые и подвижные игры «Полёт птиц», «10 птичек – стайка», «Хлопни, шлёпни», «Пчёлки и ласточка» и др. В играх-импровизациях и драматизациях дети имели возможность почувствовать себя в роли птиц. Этот вид деятельности детям очень понравился. Особо стоит отметить работу по организации досуговой деятельности детей. Воспитателем и музыкальным руководителем ДОУ были подготовлены два развлечения по теме проекта: «Птицы зимой» и «Овсянничек», на которых дети в игровой форме познакомились с обрядовыми праздниками и традициями почитания птиц на Руси. Дети отгадывали загадки о птицах, пели песни, читали стихи, играли в различные игры и делали "птичью" зарядку. Не менее увлекательной для детей оказалась опытно-экспериментальная деятельность. Дети с увлечением изучали птичьи следы, проводили эксперименты с перьями и т.д. Ценностным стало то, что дети не получали готовые знания, а имели возможность исследовать объекты и самостоятельно делать выводы. Но главным достижением познавательно-исследовательского проекта всё же стали реальные дела дошкольников по охране и помощи птицам. Поздней осенью, во время прогулок дети отметили, что птиц стало меньше, и они ведут себя беспокойно. Вместе с воспитателем дошкольники сделали вывод, что с наступлением холодов исчезли все насекомые, семена растений покрылись снегом, и поэтому птицам не хватает корма. Нина Алексеевна и дети обратились с просьбой к родителям помочь в изготовлении кормушек для птиц. В информационном уголке для родителей была размещена памятка «Как сделать кормушку для птиц» и консультация «Как знакомить детей с зимующими птицами». Родители оказали помощь детям в природоохранной деятельности. Почти все дошкольники принесли в детский сад кормушки из разных материалов: из пластиковых бутылок и банок, из картонных и подарочных коробок, из дерева и фанеры. Кормушки расположили около центрального входа детского сада, напротив окон групповой комнаты. Ведь наблюдать за птицами сложно, они пугливы и разлетаются при приближении человека. А в данном случае воспитанники имели возможность наблюдать за пернатыми из окна группы. Дети видели плоды своей деятельности, радовались, когда птицы подлетали именно к их кормушке. В течение пяти месяцев дети регулярно приносили корм птицам, раскладывали его по кормушкам. В ходе бесед с воспитателем дети обсуждали, какой корм предпочитают те или другие птицы: воробей – крошки хлеба, синица – семена дыни, арбуза, подсолнечника и т.д. Воспитанники узнали, что нельзя оставлять в кормушке чёрный хлеб, солёное сало, жареные семечки - вместо помощи это может нанести птицам вред. Для закрепления элементарных знаний детей о птицах родного города, их пользе и природоохранных мероприятиях Марченко Н.А. была создана презентация «Птицы в нашем городе». Финальным аккордом проекта должна стать детская научная конференция «Птицы вокруг нас», которая планируется в мае 2013г., на которой будут подведены итоги познавательно-исследовательской деятельности. Дети совместно с педагогом и родителями готовят доклады по интересующим их темам. Будут сформулированы выводы, что каждый из участников проекта может сделать для охраны и помощи птицам. В заключение хотелось бы отметить, что у воспитанников старшей группы уже сформировано гуманно - ценностное отношение к объектам живой природы - птицам. В ходе реализации проекта воспитанники расширили и систематизировали свои представления о птицах, их образе жизни, питании и т.д. Дети также научились организовывать природоохранную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, радоваться результатам своего труда. Охрана птиц стала важным звеном их жизни. И хочется верить, что осознанное отношение к птицам и природе в целом они перенесут и во взрослую жизнь. Марченко Нина Алексеевна продолжит работу по экологическому воспитанию дошкольников в подготовительной к школе группе. Свой опыт работы по проекту «Птицы в нашем городе» воспитатели рекомендуют перенять педагогам старших групп ДОУ. |