Тема Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста через устное народное творчество и художественную литературу тувинского народа icon

Тема Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста через устное народное творчество и художественную литературу тувинского народа



НазваниеТема Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста через устное народное творчество и художественную литературу тувинского народа
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество


Авторская технология

Тема

Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста через устное народное творчество и художественную литературу тувинского народа.

Актуальность

В связи с угрозой утраты в настоящее время нравственных ориентиров в обществе – доброжелательности, гостеприимства, милосердия, взаимопонимания – возникла необходимость использования в дошкольном воспитательном процессе материалов национального этикета, народной культуры, обрядов, образцов нравственного поведения на основе устного народного творчества и художественной литературы.

^ Цель работы

Формировать нравственные представления, формировать толерантность и интернациональные чувства у детей старшего дошкольного возраста.


Задачи

1.Изучить устное народное творчество и детскую художественную литературу тувинского народа как средство формирования нравственно-патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

2. Развивать у детей с общим недоразвитием речи понимание смысловой, образной и эмоциональной стороны устного народного творчества и произведений тувинских писателей; и на этой основе обогащать словарь и развивать устную речь детей речевой группы.

3. Развивать навыки коммуникативного общения.

4. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи.


Основные принципы

1. Принцип природосообразности воспитания;

2. Учет возрастных особенностей детей при отборе произведений;

  1. Принцип эмоционально-психологической комфортности;

  2. Уважение к личности каждого ребенка.



Этапы работы

  1. Создание предметно-развивающей среды в группе.

  2. Подбор литературных произведений по нравственным категориям с учетом возрастных особенностей детей и занятий познавательного характера.

  3. Составление перспективного планирования по ознакомлению с художественной литературой и устным народным творчеством тувинского народа.

  4. Разработка методического материала к занятиям с использованием методов театрализованной деятельности и анимационных технологий.

  5. Изготовление и оформление дидактического и наглядного материала к занятиям, создание мультфильмов и презентаций.

  6. Обобщение опыта работы по теме.


Перспективное планирование включает:

1.Тувинские народные сказки

2. Авторские сказки

3. Легенды

4. Произведения тувинских детских писателей

5 Малый фольклор (пословицы и поговорки)


Наблюдаемые параметры и диагностический инструментарий

Диагностическими методиками изучения уровня социально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста являются: наблюдения за ребенком в повседневной жизни; сюжетно-ролевые игры; индивидуальные беседы; анализ героев литературных произведений; рассматривание иллюстраций с изображением разных эмоциональных состояний; игровые задания «Секретное совещание», «В стране вежливых слов», «Красивые и некрасивые поступки», «Сумка школьника», «Что кому», рисуночный тест «Моя семья», решение проблемных ситуаций. Также определены следующие критерии: высший уровень, средний уровень, низкий уровень.

Низкий: Поведение ребенка неустойчиво, ситуативно. Хотя он имеет представления об отдельных правилах поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась. Ребенок испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнера. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих. Не проявляет интереса к различным сторонам жизни: история города, родословная семьи, школа и т.д. Наблюдается неустойчивый интерес и пассивное познавательное отношение к представлению о самом себе; равнодушно относится к участию в национальных праздниках. Положительно откликается на предложение послушать художественное произведение, но эмоциональный отклик на услышанное выражен слабо; ребенок пассивен при обсуждении произведения. Имеются проявления ребенком в различных ситуациях способов поведения, противоречащих «мужских» («женских») нормам поведения.

Средний: Поведение и общение ребенка положительно направлены. Он имеет представления о культуре поведения и выполняет их в привычной обстановке, однако в новых условиях может испытывать скованность и требовать поддержки взрослого. В общении стремится к согласованным действиям. Осуществляет элементарный самоконтроль. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. Выражает интерес и стремление к своему будущему (обучение в школе). Проявляет внимание к истории города, национальным праздникам т.д. Ребенок имеет представления о значении своего имени; относительно устойчивое представление своего Я, но отсутствует целостное понимание себя в системе родословной, родственных отношений. Проявляет интерес к литературным произведениям по предложению воспитателя; обращает внимание на действие и поступки героев, но игнорирует их внутренние переживания. Представление о своем половом образе не всегда адекватные, ориентированные на образ другого (мать, отец); отсутствие стабильности в проявлении детьми «мужских» («женских») способов поведения в игровых и реальных ситуациях.

Высокий: Поведение и общение ребенка устойчиво и положительно направлено. Ребенок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, владеет разными способами культурного поведения. Охотно вступает в общение. Умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнеров. Правильно понимает эмоциональное состояние людей, активно выражает готовность помочь. Нацелен на самостоятельность. Проявляет активный интерес к миру, к своему будущему положению школьника. Ребенок имеет представление о значении своего имени; проявляет симпатию к собственному Я; знает по именам ближайших родственников и умеет устанавливать простейшие родственные связи между ними; проявляет знания о своей родословной. Испытывает явное удовольствие при слушании литературных произведений; правильно осознает поступки героев. Представление о своем половом образе адекватно, ориентированное на образ другого (мать, отец, сверстники своего пола); постоянно проявляются «мужские» («женские») способы поведения в различных реальных и игровых ситуациях.


^ Диагностическая карта социально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста



Ф.И. ре

бенка

Формиро-вание пред-

ставлений

о

собствен

ном Я, о своей родослов

ной

Умение

понимать и различать различные эмоциональные состояния (радостное, печальное, спокойное и т.д.)

Умение регулировать свое поведение на основе общеприня

тых норм и правил; преодолевать свои эмоции

Умение давать

оценку

своим

поступкам

и

поведению

других

Умение оказывать эмоциональную поддержку в случаях затруднения

Умение самостоятельно формировать систему действий, необходимых для достижения цели

Умение проявлять «мужские» («женские) способы поведения


^ Практическая значимость работы:

  • Дети знают значение своих имен и у них сформировано положительное отношение к себе через имя; имеют представление о своей родословной;

  • Повысился познавательный интерес к родному городу Кызылу, к Республике Тыва; дети стали принимать осмысленное и активное участие в проведении национальных праздников;

  • Проявляют осознанный интерес к устному народному творчеству и художественной литературе тувинского народа; стали узнавать сказочных героев в произведениях изобразительного искусства;

  • Расширился активный и пассивный словарный запас;

  • У детей нетувинской национальности формируется искренний благожелательный интерес к культуре тувинского народа, понимание того, что «другой» не значит «чужой»;

  • Дети имеют представления о нормах поведения в обществе; мальчики стали чаще проявлять «мужские» способы поведения по отношению к девочкам; стали активно выражать готовность помочь другом;

  • Сформировано положительное отношение к учебе, к школе;

  • Повысился нравственный уровень; стали более толерантными и свободными в общении.

^ Примерное перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой и устным народным творчеством тувинского народа


Старшая группа


Тема

Форма работы

Взаимосвязь с малой фольклорной формой

^ Педагогические технологии



1 квартал

1. Знакомство с тувинской народной сказкой «Козлик – медные рожки»

Дидактическая игра «Похвали козлика»


Мал да удал


Театр на фланелеграфе

2.Знакомство с тувинской народной сказкой «Лиса и налим»

Дидактическая игра «Посмотри, расскажи, покажи».

Силу зря не выказывай,

Грудь вперед не выпячивай.


Плоскостной театр на ширме

3. Знакомство со сказкой Салима Сурун-оола «Малек».

Беседа о взаимопомощи. Дидактическая игра «Какой малек?»

Кто помощь оказывает,

О тех добрые слова сказывают.


Пластилиновый мультипликационный фильм



2 квартал

1. Знакомство с рассказом Степана Сарыг-оола «Бюргют»

Беседа о разных породах собаки, о тувинской лайке.


Собака – друг человека


Слайд-шоу

Показ иллюстраций


2. Знакомство со сказкой «Как мышонок и медвежонок стали друзьями»

Беседа о дружбе. Дидактическая игра «Скажи наоборот»


Дружба силы утроит,

Дружба крепости строит.


Магнитный театр

3. Знакомство со сказкой Салима Сурун-оолоа «У кого глаза лучше»

Загадывание загадок, дидактические игры «Подбери слово», «Кто где живет», игра-драматизация



Хвастун самого себя хвалит,

Глупец самого себя славит.



Театр масок



3 квартал

1. Знакомство с тувинской народной сказкой «Чижик»

Дидактическая игра «Назови ласково»


Друг познается в беде


Театр на фланелеграфе

2. Знакомство с тувинской народной сказкой «Отчего верблюд стал печальным»

Загадывание загадок, дидактическая игра «Кто где живет»


Дал слово - держи


Теневой театр

3. Знакомство с рассказом Геннадия Снегирева «Избушка охотника»

Рассказ об охотниках, обычаях охотников

С другом в ладу, в согласье живи,

Последний кусок пополам подели.


Слайд-шоу

Показ иллюстраций



^ Подготовительная к школе группа


Тема

Форма работы

Взаимосвязь с малой фольклорной формой

^ Педагогические технологии


1 Квартал

1. Наши имена

Дидактические игры «Назови ласково», «Угадай, кто это».


Сын не родился, а ему уже имя дали.


Творческое рисование «Нарисуй свое имя»


2. Священные деревья

Беседа о священных деревьях: у русских – береза, у тувинцев – кедр.





Мультимедийная

презентация

3. Знакомство с тувинской народной сказкой «Ленивая сова»

Творческое рассказывание «Придумай конец сказки»

Трудолюбивому – хвала,

Ленивому – насмешки.


Мультимедийная

презентация


2 квартал

1.Знакомство с тувинской народной сказкой «Оскус-оол и Дилгижик»

Беседа о дружбе и взаимовыручке. Параллель со сказкой Ш.Пьерро «Кот в сапогах».


Нужен табуну пастух,

Человеку – друг.



Театр на фланелеграфе

2. Знакомство с тувинской народной сказкой «Золотая птичка»

Дидактическая игра «Что бы я попросил у золотой птички». Параллель со «Сказкой о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина



Жадность до добра не доведет



Настольный театр

3. Знакомство с тувинской народной сказкой «Почему верблюд не попал в Лунный календарь»

Загадывание загадок, рассматривание картины





Анимационный мультипликационный фильм



3 квартал

1. Знакомство с «Легендой о Енисее»

Беседа о Енисее. Дидактические игры «Полезная река», «Что лишнее»


Нет в мире краше реки нашей


Теневой театр

2. Знакомство с «Легендой о Танну- Ола»

Рассказ о горах Тувы.

Слава его перевал перейдет,

Слух о нем реку переплывет.


Театр на фланелеграфе

3. Знакомство с тувинской народной сказкой «Мальчик с тремя знаниями»


Беседа о пользе знаний


Больше узнаешь – умнее станешь


Слайд-шоу

Показ иллюстраций



Произведения

художественной литературы и

устного народного творчества тувинского народа


Козлик - медные рожки

Тувинская народная сказка

Было это давным-давно, когда рога козлов в небо упирались, а хвосты верблюдов по земле волочились. Жили-были семь коз с семью козлятами. Стадо голодных волков съела у них всех козлят, кроме одного, с медными рожками. Он резвился на крутой высокой скале, где его нельзя было достать. Козлик - медные рожки остался один у семи коз-матерей.

Он высасывал у них молоко, а потом убегал на свою скалу, играл там, ел траву зеленую, пил воду студеную.

Повадился в эти места голодный серый волк и стал поедать одну козу за другой. Скоро ни одной козы не осталось. Заплакал козлик горючими слезами, загоревал. Подходит к нему серый волк и спрашивает:

  • Ты почему плачешь?

  • Как же мне не плакать? Было у меня семь матерей - ни одной не осталось, - отвечает козлик.

  • Теперь и твой черед настал. Я тебя съем, - говорит волк.

  • Ты всегда меня можешь съесть. Но какой тебе толк? Я еще маленький. Приходи через год - я стану большим и жирным. Вот тогда и съешь.

Согласился волк.

Прошел год, и волк вспомнил о козлике - медные рожки. Прибежал и увидел, что тот стал большим, рога у него сверкали на солнце, а борода стлалась по земле.

  • Что это у тебя на голове сверкает? - спросил волк.

  • Это мои мечи. Могу распороть брюхо любому медведю.

-А что у тебя на подбородке? - спрашивает опять волк.

- Это мой платок. Им я утираюсь после обеда, когда наемся медвежьего сала
и волчьих почек. Выходи на бой, вставай перед моими рогами! - закричал
козлик.

Серый волк от страха так припустил, что не заметил острых колючек в лесу. А козлик кричал ему вслед;

  • Я распорю тебя, я проглочу тебя, проклятого!

Бежит навстречу перепуганному волку рыжая лиса.

  • От кого бежишь, храбрый серый волк?

  • Ой, лиса, хотел съесть козлика - медные рожки, но меня чуть не убил своими рогами.

  • Ну и трус же ты, братец! Нашел кого бояться. Пошли вместе, - говорит лиса.

- Я туда больше ни за что не пойду, - ответил волк и побежал дальше. Навстречу ему шагает черней медведь.

- Кого испугался, волк?

- Ой, хозяин, хотел я съесть козлика - медные рожки, но он меня чуть не убил.

  • Пойдем вместе, посмотрим, - говорит медведь.

  • Нет, не пойду. Лучше с голоду умру, - ответил волк.

-Ну нет, храбрец, ты покажи мне этого зверя.- И медведь поймал волка и привязал к своей лапе гибким тальником.

Подошли они к высокой скале. А там козлик точит о камни свои медные рожки.

  • Что это у тебя на голове сверкает? - спрашивает медведь.

  • Вот тебя-то мне и надо! Выходи на бой, вставай перед моими рогами-мечами! - закричал храбрый козлик и кинулся на медведя.

Тот пустился бежать без оглядки и придушил привязанного волка. С разбега налетел на большой черный камень и разбился насмерть.

А козлик - медные рожки целый день грелся на своей скале, ел траву зеленую, пил воду студеную. И никому не давал себя в обиду.


^ Лиса и налим

Тувинская народная сказка

В прежние времена лиса, говорят, была черна, как соболь. Была она гордая и заносчивая. Поэтому, наверное, что черна, как соболь.

Сидит однажды лиса и думает: «Нет мне равных! Я всех умнее, всех лучше!.. Вызвать бы на состязание кого-нибудь из мелкого народа, а потом над ними посмеяться!..»

Прибежала она к реке и кричит:

- Гадкий налим, ты здесь?

Из воды показалась голова налима.

  • Я здесь, - ответил он.

  • Давай состязаться, гадкий налим! - кричит лиса.- Завтра, чуть взойдет солнце, побежим вверх по реке, кто скорее!

  • Согласен, - говорит налим.

Он ушел в воду, собрал всех налимов и сказал:

- Заносчивая лиса вызвала меня на состязание. Надо ее проучить. Я вас
расставлю вдоль реки. Когда лиса подбежит и крикнет: «Гадкий налим, ты
здесь?» - по очереди высовывайте голову из воды и отвечайте: «Я здесь».

Назавтра, чуть взошло солнце, прибежала лиса к реке и кричит:

  • Гадкий налим, ты здесь?

  • Я здесь, - отвечает налим.

  • Ну что, бежим?

  • Вперед! - сказал налим.

Лиса пустилась по берегу, а налим ушел в воду. Очень быстро бежала лиса, остановилась и кричит:

- Гадкий налим, ты здесь?
Впереди показалась голова налима:
- Я здесь!

Лиса пустилась еще быстрее, добежала до поворота и кричит:

- Гадкий налим, ты здесь?

Далеко впереди показалась голова налима:

- Я здесь!

Лиса пустилась со всех ног, из сил выбилась, язык высунула, а когда прибежала в условленное место, там ее поджидал налим.

- Эх ты, - сказал налим. - Я давно тебя жду. Не можешь обогнать гадкого
налима! Как же тебя назвать, лиса? И названия нет!

От этих слов заносчивая лиса покраснела с головы до пят. И осталась навсегда огненно-рыжей.


Малек

^ Авторизованный перевод Хомушку Ш.Б.

сказки Салима Сурун-оола «Байлан»


Шыяан ам…Однажды после наводнения, когда вода спала и река встала в свое прежнее русло, на полянке остался небольшой пруд. В нем затерялась маленькая рыбка – малек. Долго он плавал малек один, пока не заметил, что вода все время убывает, и пруд становится все меньше. Необходимо было попасть в большую реку, где было много еды и воды. Как же быть? Ведь у бедного малька нет крыльев, чтобы полететь по воздуху, нет но, чтобы пройтись по земле.

День и ночь думал малек, как добраться до реки. Он заметил, что к воде утолить жажду приходит много зверей и птиц. Решил малек просить помощи у них.

И вот малек видит, что к пруду пришел большой, как гора, бык, с раскидистыми рогами. Малек высунул голову из воды и попросил:

- Помоги мне добраться до реки, акым.

Но бык не знал рыбьего языка и не понял, о чем просит малек. Вытаращив глаза, бык напился воды и ушел, ни разу не оглянулся.

Опечалился малек. Через некоторое время, высоко подняв голову, пришел к пруду двугорбый верблюд. И к нему с просьбой обратился малек:

- Помоги мне добраться до реки, акым.

Верблюд, так же как и бык, не понял, о чем говорит рыбка. Он очень долго пил воду, не поднимая головы, чуть не осушил пруд. Утолив жажду, верблюд долго смотрел вдаль. Потом вздохнул и ушел прочь.

Малек, еле сдерживая слезы, плавал в обмелевшем пруду.

Вдруг к пруду подошел зверь с маленькими глазами, обвислыми ушами и вздернутым носом. «Это медведь! Он пришел, чтобы съесть меня», - подумал малек и спрятался за камень. Но это был не медведь, а кабан. Малек обрадовался и выплыл из-под камня.

Кабан напился воды и разлегся в пруду, чуть не задавив рыбку. Малек еле выбрался из-под кабана, встал перед его вздернутым носом и попросил:

- Помоги мне добраться до реки, акым.

Кабан даже не услышал рыбку. Моргая маленькими глазками, кабан долго лежал и нежился в воде. Потом он, кряхтя, встал и удалился прочь.

Заплакал малек. Как ему не плакать: ведь пруд обмелел, и в нем не было никакой еды. А вдруг придет очередной зверь и выпьет всю воду до капл?!.

Сквозь слезы услышал малек, что кто-то ходит рядом. Открыв глаза, малек увидел, что эта синичка. Синичка хоть и была маленькой птичкой, но училась в школе и знала много языков, в том числе и рыбий.

- Почему ты плачешь? – спросила синичка рыбку.

- Как мне не плакать, ведь у меня нет ни еды, ни дома. Пришел к пруду бык и, напившись, ушел. Потом верблюд почти всю воду не выпил. А кабан не только попил воды, но чуть меня не придавил. У всех просил я помощи добраться до большой речки, но никто мне не помог.

Пожалела синичка рыбку.

- Не плачь, малек. Я помогу тебе добраться до воды.

- Как? – удивилась рыбка.

- Садись мне на спину. Когда я буду пролетать над водой, ты соскользнешь в воду.

Обрадовался малек и залез синичке на спину, крепко ухватился плавниками за бока. Синичка тяжело поднялась в небо. Когда птичка пролетала над рекой, малек соскользнул в свою родную речку. А птичка успела заметить только то, что рыбка помахала хвостиком в благодарность. А птичка успела заметить только то, что рыбка помахала хвостиком в благодарность.

Так маленькая синичка помогла рыбке добраться до реки. Если все дети будут помогать людям и учиться понимать разные языки, будет очень хорошо.


Бюргют

^ Степан Сарыг-оол

Перевод В.Бахревского

(В сокращении)

Утром в аале звучит музыка чайлага: мычат, носятся друг за другом телята; лают собаки; люди заняты трудом.

Но собаку по кличке Бюргют этот шум не тревожит. Бюргют крепко спит, вытянул все четыре лапы. Он не спал ночью, его забота - охранять аал.

Бюргют - пес старого Эрин-оола - приучен к ночной работе. Она черная, а живот у нее рыжий, и над глазами рыжие пятна. Ростом Бюргют не очень велик, с маленького теленка, шерсть у него гладкая.

Хозяйка всегда заботится, чтоб верный Бюргют был сыт. Он не капризный, ест все, что дают.

Пока пес завтракает, старик выгоняет коров.

Коровы, слушая голос хозяина, идут бодро. Бюргют поел и горделиво вышагивает позади хозяина.

Старик, проводив коров, возвращается домой, и Бюргют остается с коровами один.

В стаде у него много друзей; они все куда больше его ростом и глуповаты, но он за всех за них в ответе.

Бюргют то обегает стадо кругом, то выскакивает на бугор, чтоб оглядеть окрестность.

Нелегко приходится Бюргюту в жаркое лето. Тут гляди в оба. Нападут оводы, и коровы, задрав хвосты, несутся кто куда, в чащобу. Попробуй собери всех! Мечется Бюргют по лесу. Вот сверкнули из кустов огромные печальные глаза. Бюргют не сердится. Он подходит к старшей корове и глядит на нее: ну, чего переполох устроила? Собирать стадо нужно. И старшая корова виновато, тихонько мычит в ответ.

Ни одну корову Бюргют не оставил в лесу. Вечером гонит он стадо в аал. Сам идет последним, впереди идет старшая корова.

Особенно Бюргют заботится о молодняке. Родится в лесу теленочек, так он и его не оставит одного.

Маленьких Бюргют любит. Он и с овцами, и с козами быстро подружился. Когда дождь или холод, он ложится среди ягнят и спит с ними. Позовет его старый Эрин-оол, Бюргют убежит, а ягнята кричат, они привязаны к собаке, как к матери родной.

Когда Бюргюту трудно защитить стадо, он лает, зовет хозяина на помощь. Эрин-оолу тяжело взбираться на горы, и он приказывает: «Бюргют, гони стадо домой».

Соседи спрашивают старого Эрин-оола:

- Как тебе удалось так научить собаку?

- Бюргют выросла на молоке, - отвечает Эрин-оол. - Вот и платит он
коровам за их молоко преданностью. Я пустил Бюргюта в стадо, когда он глаз не
умел открывать. Среди телят да ягнят он вырос. Видишь, как ягнята вытягивают
шею, когда он поблизости. Это для того, чтобы Бюргют их слегка покусал. Его пec кусает, а ягненок от удовольствия еще больше тянет шею. А появись чужая собака, стадо так и шарахнется, но Бюргют тут как тут, в обиду друзей не дает. Достается ему, когда он отдохнуть ляжет. Вся ватага маленьких - ягнята, козлята - лезет на него, копытца у них острые, а Бюргют терпит, лежит, не шелохнется.

И еще добавит старый Эрин-оол:

- Хорошего чабана без хорошей собаки не бывает. Собака - глаза и уши чабана, ноги его - верный скакун.


^ Как мышонок и медвежонок стали друзьями

Хомушку Ш.Б.


После долгой зимы наступила весна. Солнце стало пригревать сильнее, начал таять снег, зажурчали ручьи, из далеких краев прилетели птицы.

Однажды ранним весенним утром проснулась от зимней спячки медведица со своим медвежонком. Медвежонок родился зимой, в берлоге, и впервые увидел белый свет. Ему было все интересно, он приставал ко всем с разными вопросами. Окружающим было забавно смотреть на маленького неуклюжего медвежонка, поэтому ему все помогали. А мама-медведица часто говорила ему, что он – будущий хозяин тайги. Медвежонка все любили и прощали ему маленькие шалости. И стал он считать себя самым большим, сильным, смотрел на всех свысока и совсем возгордился собой.

Рядом с берлогой была норка мышки, и одновременно с медвежонком появился на свет и маленький мышонок. Мышонок рос веселым и общительным. Он любил играть со всеми лесными зверями, откликался на любую просьбу, и поэтому у него было очень много друзей.

Однажды встретились на полянке два малыша, медвежонок и мышонок. Мышонок захотел подружиться с медвежонком:

- Братец-медвежонок, пошли играть!

- Как я, хозяин тайги, могу играть с маленьким и слабым мышонком? – удивился медвежонок.

- Да, я маленький и, может быть, слабый, но разве это имеет значение для дружбы?

На это медвежонок ничего не ответил, лишь усмехнулся и пошел дальше.

Пришло долгожданное лето. Все вокруг расцвело, распустились цветы, поспела лесная ягода.

Однажды медвежонок решил полакомиться малиной и угодил в большую яму. Карабкался малыш вверх, цеплялся за рыхлую землю, но когти обрывались, и он снова падал на дно ямы. Стал он звать на помощь, но никто не приходил. Вспомнил он тогда, что у него нет друзей, и сам он никогда никому не помогал.

Вдруг послышался знакомый голос мышонка:

- Братец-медвежонок, это ты звал на помощь?

- Мышонок, спасибо, что пришел, но вряд ли ты сможешь мне помочь. Видно, это мне наказание за мою глупую гордость, - заплакал медвежонок.

Ничего не ответил мышонок. Взобрался он на вершину ближайшей сосны и закричал изо всех сил:

- Звери лесные, большие и малые! Собирайтесь, нужна ваша помощь!

И сбежались на поляну белки и зайчишки, бурундучки и мышки, лисята и волчата, ежата и рысята. Ведь они знали про мягкий и добрый характер мышонка, который не раз помогал им.

Вскочил мышонок на пенек и сказал своим друзьям:

- Надо помочь медвежонку и пригнуть сосну к яме.

Тотчас кинулись лесные звери к сосне. Взобрались белки и бурундучки на вершину сосны и стали раскачивать дерево. Склонилось дерево до самой земли, а снизу ветки подхватили зайчата и мышата, лисята и волчата, ежата и рысята. И все вместе они пригнули сосну до дна ямы.

Собрал медвежонок все силы и, цепляясь когтями за сосну, выбрался из ямы.

- Спасибо вам большое, лесные звери. Теперь я понял тувинскую пословицу «Дружба силы утроит, дружба крепости строит», и что не бывает малых друзей. Если кому-нибудь понадобится моя помощь, приходите. Я буду готов прийти на ваш зов в любое время.

С тех пор мышонок и медвежонок стали большими друзьями


^ Сказка «У кого глаза лучше»

Салим Сурун-оол

Перевод Мариам Рамазановой

(в сокращении)

Встретились как-то раз в лесу Заяц, Белка и Филин. И начали они спорить: у кого глаза лучше.

  • Видите, какие у меня глаза большие? Ни у кого таких нет! — хвастался Филин. — В темноте никто мимо меня не проскочит!

  • Но-но! Не больно-то хвались! - отвечает Заяц. Велики-то они велики, да видят только ночью. Вот у меня глаза - всем глазам глаза. И большие, и быстрые!

  • Можно мне слово сказать? - пропищала Белка. - У тебя, Заяц, глаза хоть и большие, но косые!

  • Ха-ха! У зайца глаза косые! - захохотал Филин.

  • Постойте, друзья мои! Я не все сказал. По правде сказать, всех лучше мои глаза — они большие и красивые, - говорит Белка.

Спорили, спорили, охрипли даже. Не пьют, не едят, а остановиться не могут.

Вот пошли они по свету втроем: Заяц по земле скачет, Белка с дерева на дерево прыгает, Филин по воздуху летит. И повстречался им Медведь, ел он ягоду. Подошли к нему спорщики.

  • Дедушка, - пискнула Белка. - Можно у вас спросить?

  • Занят я, не видите? - ответил Медведь. - Ну ладно, говорите.

  • Поспорили мы, - говорит заяц.

  • О чем спор? - деловито спросил Медведь.

  • О глазах. У кого глаза больше всех да лучше, - объяснил Филин.

  • Ведь у меня самые большие глаза, правда? - начал Заяц.

  • Нет, у меня! - не унималась Белка.

  • Нет, мои лучше всех! — кричал Филин.

Медведь оглядел всех по очереди своими маленькими глазами. Поглядел-поглядел, отвернулся, поднял с земли прутик и закричал:

- Ишь вы какие! Из глупости спорят! Мне не дали ягоду доесть. Делом бы
лучше занялись! Родителям бы помогали! Ну, я вам покажу!

Закрутил Медведь над головой прутиком. Затряслись от страха спорщики, бросились бежать. Больше они никогда ни о чем не спорили и к Медведю за советом не обращались.


Чижик

^ Тувинская народная сказка

Давным-давно это было. Жил-был Чижик. Целыми днями он гонялся за мушками, чтобы прокормить себя и своих птенцов.

Однажды с Чижиком приключилась беда. Он искал себе пропитание среди густых зарослей и вдруг проколол грудку острой занозой.

Что делать? Надо помощи искать. Полетел Чижик по степи. Видит, коза с козлятами пасется, жадно траву щиплет.

  • Коза-дереза, вытащи занозу из грудки, я тебе тоже помогу.

  • Некогда мне с твоей занозой возиться, - заблеяла коза, - иди к другим. Рассердился на козу Чижик и полетел дальше. В овраге он увидел волка и стал просить:

  • Серый волк! Убери, пожалуйста, занозу из моей груди. За это я укажу тебе место, где коза с козлятами пасется.

  • Не надо мне козлят, я сегодня сытый, - ответил волк.

Полетел бедный Чижик дальше. Видит, мальчик играет, из лука стреляет.

  • Братик, вытащи, пожалуйста, занозу из моей груди.

  • Некогда мне, отправляйся к другим, - ответил мальчик.

Полетел бедный Чижик дальше. Увидел играющую девочку.

  • Сестрица, помоги мне, пожалуйста, вытащи занозу из моей груди, - попросил Чижик.

  • Некогда мне, я играть хочу, - сказала девочка.

Пуще прежнего рассердился Чижик. Взлетел он тогда высоко в небо и обратился к Ветру:

- Ветер, ветер! Помоги мне, пожалуйста, выдуй из моей грудки занозу.
Разгулялся тут буйный ветер и выдул занозу из грудки Чижика.

А девочка и мальчик, так и не поиграв, убежали домой. Волку пришлось искать другое место, а коза с козлятами не успели травки пощипать, вдоволь накормиться.

Пронеслась буря, вновь засверкало солнце. Чижик, здоровый и радостный, полетел к своим детенышам.

«Я маленькая птичка, - подумал Чижик. - Но если случится с кем-нибудь беда, я всегда помогу».


^ Отчего верблюд стал печальным

Тувинская народная сказка

Шыяан ам… Говорят, когда-то верблюд был самым красивым животным. У него был пышный длинный хвост и красивые могучие рога.

Однажды он подошел напиться к реке и повстречал марала.

- Я иду на праздник, одолжи мне твои рога, братец! - попросил марал. Верблюд согласился и отдал рога маралу, а сам остался ждать его на берегу.

В тот же день встретился ему конь и попросил:

- Я иду на праздник, одолжи мне твой хвост, братец!

Верблюд опять согласился и отдал коню свой хвост, а сам остался ждать его на берегу.

Верблюд в ожидании коня и марала целый день пил воду и глядел на дорогу. Но ни коня, ни марала не было видно.

Марал, обманув верблюда, ускакал в лес и перестал выходить в степь. Чужие рога навсегда остались у него.

Конь, который попросил хвост и не вернул его обратно, сразу убегает прочь, едва завидев верблюда.

А верблюд с тех пор стал самым печальным животным.


^ Избушка охотника

Геннадий Снегирев

(в сокращении)

Охотничьи избушки стоят по берегам таежных рек и озер. Зимой в каждой избушке живут два охотника. Летом завозят в избушки припасы: порох, дробь, лук, сухари, керосин, сахар.

Когда охотник уходит в тайгу, он всегда оставляет в избушке спички, наколет сухих дров и положит в печку, нальет керосина в лампу. Это на случай, если заблудится в тайге незнакомый охотник. Придет он в избушку, быстро согреется, сварит себе еду. И перед тем как уйти, обязательно наколет дров и при готовит все для другого человека. И никто не удивляется, если, возвратившись в избушку, увидит, что продуктов стало меньше, значит, кто-то был. Таков закон тайги.

Вечером возвращаются усталые охотники с добычей, пьют чай, отдыхают. Кругом ночь, за стеной избушки воет ледяной ветер, а в избушке тепло, горит огонь. Охотники рассказывают друг другу, что случилось за день.

В тувинской тайге у охотников такие обычаи.

Если идут охотники по тайге и у первого хорошая охота, то он делится своей добычей с тем, кто шел на охоту последним. Ведь последнему охотнику было всего трудней.

Если охотник убьет дикого оленя и повстречается с другим охотником, даже незнакомым, он отдаст ему половину добычи.

Тувинский рыбак никогда не станет ловить рыбы больше, чем ему нужно для еды.

Тувинец всегда поможет другому человеку.

Много чудесных обычаев и законов в тувинской тайге, и живут там благородные и трудолюбивые люди, смелые охотники, рыбаки и оленеводы...


^ Чудесное дерево

Степан Сарыг-оол

(в сокращении)

Расскажу я вам о невиданном и неслыханном. Слушайте мой рассказ о великой радости.

Чудо из чудес произошло на нашей земле. Нам принесло оно радость. Гибель настала хищному зверю, зубы их стали выпадать. Волк кровожадный прижал хвост, пасть свою боится раскрыть, как бы не растерять расшатанные зубы. А все мелкое зверье вздохнуло спокойно, не боясь быть проглоченным. А свершилось это тут же, в наших краях, там, где зарождается Енисей, на его счастливой родине.

На месте слияния Бий-Хема и Каа-Хема зародилось и выросло чудо-дерево: молодой и могучий КЕДР. Новый кедр особенный. Растет он не по дням, а по часам. Урожай орехов зреет на нем с каждым новым восходом солнца. Каждый год он приносит и умножает богатства.

Чудесен кедр, сладки его орехи, сочны его корни.

Насытились слабые зверюшки, отогрелись. И во всем крае нашем теплее будто бы стало. Травы зазеленели, птицы запели свои самые радостные песни. И в этих песнях похвала и прославление Чудо-дереву.

А кедр все крепнет, все хорошеет, все мужает. Все ветви его до самой кроны усыпаны тучными шишками со зрелыми орехами.

Далеко слышна ласковая речь Кедра. Услышали ее и хищники: волк, барс, медведь - да и стали крадучись подползать к нему поближе. Тогда кедр как закачался, да как швырнул градом шишек, словно гранатами, в головы этих жадюг, и изгнал он беспощадно всех хищников.

Безмерная радость, веселье и торжество по всей округе разнеслись.

А кедр растет и мужает там, на берегах, где сливаются Бий-хем и Каа-Хем, где зарождается Енисей.


^ Ленивая сова

Тувинская народная сказка


Жила в одном лесу сова. Была она ленивой-преленивой. Ей даже лень было перелетать с дерева на дерево.

Как-то теплым днем подлетает к ней сорока-белобока и спрашивает:

- Почему ты все время спишь?

Только е дождалась сорока ответа и полетела дальше.

А ленивая сова все спит и спит. И только иногда одним глазом на лес погдядывает.

Вдруг слышит, как над ее головой кто-то стучит.

- Что ты, дятел, шумишь – спать мне мешаешь? – сонным голосом спрашивает сова

- Разве ты не видишь? Я долблю дупло. Посмотри кругом – все трудятся. Вон сорока гнездо вьет. Даже маленькая синичка около реки дом себе строит. Все трудятся, одна ты спишь да спишь. Хоть бы себе гнездо смастерила.

К концу лета и сорока, и дятел, и маленькая синичка построили себе жилища на зиму.

Наступила осень. За осенью пришла холодная зима. Задрожала от холода сова. Вспомнила она тогда о том, как птицы трудились: как сорока гнездо вила, как дятел дупло долбил, как маленькая синичка гнездо строила. Сидит сова и мерзнет, и только плотнее прижимает крылья к телу.

Так проходил день за днем, а сова из-за своей лености так и осталась без дома.


^ Оскус-оол и Дилгижик

Тувинская народная сказка

Было это давным-давно, когда озеро Сут-Хол было еще маленькой лужей, а гора Сумбер-Ула - маленькой сопкой.

Жил-был бедный пастух Оскус-оол. Не было у него ни отца, ни матери. Пас он и в жару и в холод овец Караты-Хана, у которого добра было выше плеча, а скота выше головы.

Однажды случилась беда: маленький ягненок споткнулся о камень и сломал ногу.

-Убьет меня Караты-Хан, - заплакал Оскус-оол. - Не уйти мне от ханской сабли.

В это время пробегал мимо красный лис - Дилгижик. Увидел он Оскус-оола и спрашивает:

- Что ты плачешь, Оскус-оол?

  • Как же мне не плакать? Я пасу ханских овец, а ягненок ногу сломал. Некому за меня заступиться, не быть мне теперь в живых.

  • Как некому за тебя заступиться? А я на что? Положись на меня, и помогу. Надо тебе жениться на царевне Билиг дочери Курбусту-Хана владыке небесного мира, в этом твое спасение.

  • Опомнись, Дилгижик! Что ты говоришь? Это все равно, что рукой до неба достать.

- Ничего, это уж мое дело. Я побегу к Курбусту-Хану, а ты жди меня здесь.
В небесный мир к Курбусту-Хану можно было попасть только по радуге.

Прыгнул Дилгижик на семицветную радугу и побежал в аал Курбусту-Хана. Прибежал он в юртуКурбусту- Хана, низко поклонился и говорит:

- Здравствуй, Курбусту-Хан. Пришел я от Караты-Хана. Хочет он женить
сына на твоей дочери.

- Ну что ж, - ответил хан,- я не прочь породниться с богатым человеком. Веди ко мне жениха.

Обрадовался Дилгижик, побежал к Оскус-оолу и принялся купать его в теплой воде до тех пор, пока не стал тот красивым и стройным, как пихта.

Перед аалом хана Дилгижик говорит Оскус-оолу:

  • Подожди меня здесь. Побегу добывать тебе одежду.

Вбежал Дилгижик к хану и заревел во весь голос:

  • Ой, беда пришла! Осталась моя шея без головы.

  • Что случилось? - испугался хан.

  • Не смею доложить, - плачет хитрый Дилгижик. - Не знаю, как и сказать. Я уже передал твой ответ Караты-Хану. Отправились мы с женихом в путь, и застал нас в дороге ливень, промочил одежду жениха. Как же в таком виде показаться вам на глаза? Что делать теперь, хан?

  • Эй, слуги! - закричал хан. - Принесите самую лучшую одежду для сына Караты-Хана.

Побежал Дилгижик к Оскус-оолу, нарядил его в черную соболью шапку, синий шелковый халат, в черные идики. Подпоясал его алым шелком и наказал ему:

- Смотри не забудь: твой отец Караты-Хан и имя твое Чечен-Тажы
Держись гордо, до земли не кланяйся.

Вошли они в юрту Курбусту-Хана. С почетом хан встретил гостей, стал угощать дорогими кушаньями. Понравился ему Оскус-оол:

  • Двум ханам надо породниться. Пусть Чечен-Тажы останется у меня, а ты, Дилгижик, беги к Караты-Хану. Скажи, чтобы ждал нас через три дня.

  • Хорошо, хан, исполню. Только разрешите сказать Чечен-Тажы два слова с глазу на глаз.

Вышли они из юрты. Дилгижик и говорит:

- Ну, Оскус-оол, все идет хорошо. Ты только не бойся. Это тебе мой наказ.
И Дилгижик побежал прямехонько в аал Караты-Хана. Вбежал он в белую

ханскую юрту, хвост опустил, уши пугливо прижал, сам весь дрожит.

- Что случилось, Дилгижик? - перепугался хан.

- Был я в верхнем мире у Курбусту-Хана, - говорит Дилгижик. - В великом
гневе хан и грозится: «Не оставлю ничего живого! Молнией все сожгу!» Вот я и
не могу найти, где нам с тобой спрятаться.

Задрожал хан от страха, зубами стучит, слезами обливается - помощи просит.

А Дилгижику только того и надо:

- Выйди, хан, из юрты - посмотри на небо.

Вышли они из юрты. Видит хан - огромная туча надвигается.

- Это Курбусту-Хан спешит, - говорит Дилгижик.

Кинулся Караты-Хан перед ним на колени и еще сильнее помощи запросил:

- Придумал! - радостно закричал Дилгижик.- Выкопай яму, отправляйся
туда со своими людьми и прикажи завалить вход большим камнем. А потом я
тебя вызволю оттуда.

Спрятался хан со своими людьми в большой яме и приказал вход большим камнем завалить. Тогда обратился Дилгижик к людям:

- Караты-Хан мучает вас голодом. Давайте выберем ханом мудрого старика - пастуха
верблюдов, а Оскус-оола — его сыном.

Согласился народ.

Через три дня по семицветной радуге Курбусту-Хан вместе с женихом и невестой спустились в аал Караты-Хана.

Три дня и три ночи праздновали свадьбу Оскус-оола и Билиг. Больше всех веселился Дилгижик.

На другой день после свадьбы налетела черная туча. Засверкали молнии и разбили в прах яму, в которой прятался хан со своими дюдьми. Не осталось от злого хана и следа.

А Оскус-оол с царевной Билиг жили долго и счастливо...


^ Золотая птичка

Тувинская народная сказка

Жили-были старик со старухой. Однажды пошел старик в лес за дровами. Облюбовал он себе высокое дерево и только взмахнул топором, вдруг из дупла выскочила золотая птичка.

  • Не руби, старик, мое дерево, - заговорила птичка человечьим голосом.

Удивился старик, чуть топор на землю не выронил. Взмолилась птичка и пообещала выполнить все, что только он захочет. Согласился старик и говорит:

  • Натаскай к моей юрте дрова.

  • Ладно, старик, будут тебе дрова.

Вернулся старик в свою юрту с пустыми руками.

- Почему вернулся без дров, лентяй? - спросила его старуха.

Рассказал старик про золотую птичку.

На другой день старик со старухой увидели, что вокруг старой юрты навалено много дров. Удивился старик. Заткнул топор за пояс и снова отправился в лес. Подошел он к высокому дереву и ударил топором. Выскочила из дупла золотая птичка и спрашивает:

  • Чего тебе нужно, старик?

  • Поставь мне белую юрту, - сказал старик.

  • Ладно, старик, будет тебе белая юрта, - ответила птичка и спряталась в дупло.

Вернулся старик домой.

На другой день проснулись старик со старухой в большой белой юрте. Снова отправился старик в лес. Стукнул он по высокому дереву, выскочила золотая птичка и спрашивает:

  • Чего тебе нужно, старик?

  • Хочу, чтобы у меня был белый скот! - сказал старик.

- Ладно, старик, будет тебе белый скот, - ответила золотая птичка и
спряталась в дупло.

Вернулся старик в юрту.

На другой день проснулись старик со старухой и увидели вокруг юрты огромное стадо белого скота. Стали старик со старухой считать. Весь день скот считали, а сосчитать не могли.

Спрашивает старик у старухи:

  • Чего бы нам еще выпросить у золотой птички?

  • Не жадничай, старик, - ответила старуха. - Всего у нас вдоволь, хватит на нашу жизнь.

  • Эх ты, старая! От счастья своего отказываешься. Хочу быть ханом - слугам приказывать, а ты должна быть ханшей.

  • Опомнись, старик, выбрось эти глупости из головы, - говорит ему жена. Не послушал ее старик и поспешил в лес. Стукнул топором по высокому дереву — нет птички. Ударил он посильнее, но и на этот раз не показалась золотая птичка. В третий раз изо всех сил ударил старик по дереву, чуть не срубил его совсем и стал кликать птичку. Но все было напрасно. Рассердился старик, повалил дерево, обшарил дупло, но птички там не нашел.

Вернулся старик и рассказал жене, как было дело. Долго ругала старуха жадного мужа.

Наступило утро. Проснулись старики, глядь - а у них прежняя дырявая черная юрта.


^ Почему верблюд не попал в лунный календарь

Тувинская народная сказка

Авторизованный перевод Хомушку Ш.Б.


Шыяан ам!

Это было давным-давно, когда на белом свете трава с травою, дерево с деревом между собой вели беседы; когда все звери, живущие на земле, умели разговаривать.

Однажды собрались все звери и решили составить Лунный календарь. В лунный календарь вошли 12 животных: мышка, корова, тигр, зайчик, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, петух, собака, свинья.

В лунный календарь очень хотел попасть и верблюд, но его не приняли, так как он был непонятного вида: круглый, у него был только рот и нос и не был он ни на кого похож. Рассердился верблюд и решил взять от каждого животного что-то полезное и нужное для себя.

У мышки он взял всеслышащие уши;

у коровы – вместительный большой живот, чтобы легче вынашивать детеныша;

у тигра – мягкие подушечки на ногах, которые защищают от горячего песка и холодного снега, помогают ходить по мягкой земле;

у зайчика – раздвоенные губы, чтобы легче было хватать колючки и кору деревьев;

у дракона – мощное сильное туловище с горбом и с длинной шеей, чтобы легче пить воду и доставать пищу;

у змеи – зоркие глаза, чтобы видеть далекие предметы;

у лошади – острый ум;

у овцы – спокойный характер;

у обезьяны – теплую шерсть, которая защищает от холода;

у петуха – красивый хохолок;

у собаки – крепкие зубы, чтобы легче пережевывать пищу;

у свиньи – маленький хвостик, чтобы не волочился по земле и не мешал передвигаться.

И превратился верблюд в красивое умное животное с мощным туловищем, со спокойным характером и острыми глазами. Он может переносить и жару и холод, очень долго обходиться без воды. Увидели люди верблюда и решили приучить его, и стал верблюд домашним животным, который помогает людям в хозяйстве: перевозит грузы на далекие расстояния, из шерсти верблюда вяжут теплые вещи.


^ Легенда о Енисее

Хомушку Ш.Б.

Шыяан ам. Было это давным-давно, когда рога козлов в небо упирались, а хвосты верблюдов по земле волочились. Жил на свете хан. И была у него дочь, которую звали Кадын. Она была очень красива, и ее руки добивались многие молодые люди. Но девушка всем отказывала. И вот однажды позвал отец Кадын и спрашивает

- Дочка, почему ты отказываешь всем женихам?

- Отец, вы воспитали меня свободолюбивой, и поэтому свободой я дорожу больше, чем семейным очагом.

- Но я не вечен. И мне важно, чтобы кто-то заботился о тебе и любил тебя, как я.

- Хорошо, отец. Тогда я выйду замуж за того, кто сможет победить меня в беге.

Понял хан, что дочь перехитрила его. Кадын бегала быстрее ветра, и ни одно лесное животное не могло ее опередить.

Однажды гуляла дочь хана по лесу и встретила молодого охотника по имени Бий. Бий решил подойти ближе и поздороваться, но девушка убежала так быстро, что он даже не понял, в какой стороне она скрылась. После этой встречи охотник не мог ни есть, ни пить, ни спать, так сильно он влюбился в Кадын. И решил Бий расспросить о дивной красавице. Узнал он тогда, что это дочь хана и про условие, которое она выдвинула. Понял Бий, что не просто будет обогнать девушку, но отступать он даже не думал. Решил Бий любыми путями победить Кадын и быть рядом с ней. Стал он бегать без устали всю зиму. К весне молодой охотник решился просить руки красавицы.

В один прекрасный день они начали состязание. Много дней и ночей бежали мимо рек, гор и озер. Казалось, вот-вот догонит Бий девушку, но Кадын все равно убегала вперед. Вот охотник начал уставать, а красавица убегала все дальше и дальше. И тогда Бий решил перехитрить девушку. Он знал лес лучше всех и побежал короткой дорогой, пересек путь Кадын и только хотел схватить девушку, как она взмолилась Солнышку:

- Солнышко, всем ты помогаешь и даришь свое тепло. Помоги же и мне. Нет мне счастья без вольной жизни. Преврати меня в реку быстротечную, которую не могут удержать ни люди, ни камни, ни скалы.

- Что ж, красавица, исполню я твою просьбу, - ответило Солнце и превратило девушку в реку Каа-Хем.

Увидев это, Бий сильно огорчился. Влюбился он так сильно, что не мог ее потерять. Понял молодой охотник, что любимую не удержать, и обратился к пролетавшей мимо Золотой птице:

- Золотая птица, ты исполняешь желания. Прошу тебя, не оставляй мои слова без внимания. Без моей красавицы нет мне больше жизни. Видно, не судьба нам жить как обычные люди. Позволь мне плыть рядом с моей любимой, преврати меня в реку.

Тронули Золотую птицу слова охотника, и превратила она его в реку Бий-Хем.

Удивил поступок охотника девушку в образе реки Каа-Хем, и согласилась она плыть вместе с ним. Так слились реки Каа-Хем и Бий-Хем в одну большую могучую реку Улуг-Хем.


^ Легенда о Танну-Ола

В обработке Хомушку Ш.Б.


Давным-давно в центре Азии лежала широкая долина. Одним краем она упиралась в горы Саяны, другим задевала сыпучие пески. С гор в долину сбегали бурные реки. В долине жили мирные трудолюбивые скотоводы.

Но однажды на долину налетела Черная буря. Она высушила травы, перемела песком реки, погубила стада верблюдов, лошадей, овец. Наступил голод. Люди не знали, как быть дальше, что делать.

В тех краях жил молодой охотник - Танну-Ола. Был он высок, строен и, самое главное, храбр. Юноша похоронил своих родителей, а в их смерти была виновата Черная буря. Юноша поклялся отомстить буре, но не знал, что делать. И тогда он решил пожертвовать собой. Он упал на землю, и Черная буря завалила его огромными камнями. Черная буря очень радовалась, празднуя свою победу. Она не поняла, что горы образовали горный хребет, и этот хребет перекрыл проход Черной бури к долине, к людям, к жизни.

А люди назвали горы в честь храброго юноши – Танну-Ола.


^ Мальчик с тремя знаниями

Тувинская народная сказка


Жил когда-то старик. Был у него единственный сын Оскус-оол. Когда старик умер, парню осталось тридцать лошадей, тридцать коров и тридцать коней.

«Нет у меня братьев, нет сестер», - подумал Оскус-оол. - Зачем мне одному столько скота? Лучше променяю его на знания».

И он погнал свое стадо на север. Вскоре увидел небольшой аал. Он заглянул в первую юрту. Там люди играли в шахматы.

  • Откуда ты пришел? Что ищешь? - спросили его.

  • Я пришел с юга. Родители мои умерли и оставили много скота. Я решил променять его на знания. Научите меня игре в шахматы, и я отдам вам тридцать овец, - сказал Оскус-оол.

Игроки согласились. Прошло три месяца, и стал Оскус-оол обыгрывать своих учителей. Тогда он отдал им тридцать овец, попрощался и погнал свое стадо дальше.

Скоро подъехал к белой юрте. Там три человека показывали друг другу фокусы.

  • Откуда ты? Что ищешь? - спросили его.

  • Я пришел с юга. Родители мои умерли, мне осталось много скота. Я решил променять его на знания. Уже умею играть в шахматы. Научите меня вашим фокусам, и я отдам вам тридцать коров, - сказал Оскус-оол.

Фокусники согласились. Прошло два месяца, и стал Оскус-оол показывать фокусы лучше своих учителей. Тогда попрощался с ними и двинулся дальше на север.

Вскоре опять встретил юрту. Там три человека упражнялись в счете. Оскус-оол рассказал им, что своих овец и коров он отдал за учение и теперь умеет играть в шахматы и показывать фокусы.

- Научите меня считать, и я отдам вам двадцать девять лошадей, - сказал он.
Ученые люди согласились. Через месяц стал Оскус-оол считать не хуже

учителей. Тогда он попрощался с ними, сел на своего единственного коня и поехал дальше.

От людей он узнал, что за перевалом живет хитрый Караты-Хан. С каждым путником он играет шахматы. Кто ему проиграет - тому всю жизнь пасти овец, а кто трижды его обыграет - тому достанутся все ханские овцы с пастухами. Но пока никто не обыграл хана. Каждый, кто с ним играл, стал навечно его пастухом. «Надо сыграть с ханом, - подумал Оскус-оол, - не зря ведь я учился!» Парень взобрался на перевал и спустился в широкую степь. Там он увидел множество овец. Это были овцы Караты-хана. Оскус-оол пересчитал пастухов. Их было девяносто девять. «Если проиграю, у хана будет сто пастухов, а сели выиграю - все пастухи будут свободны», - так подумал парень и направился к юрте хана.

  • Откуда ты пришел, странник, что ищешь? - спросил Караты-ха

  • Я приехал из-за гор. Хочу сыграть с вами в шахматы. Говорят, можно выиграть ваших овец, ваших пастухов, - ответил Оскус- оол.

Хан рассмеялся:

-Выиграть! Ты, бродяга, захотел выиграть? Скажи-ка лучше, что ты видел, когда спустился в мою долину? Пойди-ка сперва пересчитай, сколько там пастухов, а уж тогда будем играть, - сказал хан.

- Я пересчитал, - ответил Оскус-оол. — Их девяносто девять. Если
проиграю, будет сто. А если выиграю, все пастухи будут свободны!

Удивился хан, что простой человек счету обучен, и сел играть. Скоро увидел, что проигрывает.

- Э-э, парень, постой, - сказал он. – Шахматы - игра трудная, долгая. А
человек есть-пить хочет. Давай отдохнем, поедим.

Жена хана принесла им еду на двух золотых тарелках. Оскус-оол понял: еда, что стоит перед ханом, - глаза просветляет, а еда, что стоит перед ним, глаза туманит и ум дурманит. Но не зря он учился фокусам. Хан и глазом моргнуть не успел, как Оскус-оол поменял тарелки.

После еды продолжили игру. Через несколько ходов хан проиграл.

  • Один раз я выиграл, - сказал ученый парень, - осталось еще два. Хан со злобой на него посмотрел, и они начали вторую игру. Снова Оскус-оол пересиливает, и опять хан кричит:

  • Жена, принеси вкусной еды - силы наши подкрепить!

И опять появились перед ними две золотые тарелки, и снова их поменял ловкий парень.

После еды глаза у хана затуманились. Не знает, что делать. Скоро он проиграл.

- Сыграем в последний раз, - сказал Оскус-оол.

Хан со страхом на него посмотрел, и они начали третью игру. После первых ходов хан понял: игра проиграна. Снова приказал принести еды, снова Оскус-оол поменял тарелки. Едва хан поел - в глазах у него зарябило, фигуры запрыгали. Через три хода Оскус-оол поставил ему мат.

  • Ну что, хан, все три раза выиграл я! Весь скот и все пастухи теперь мои! Пришлось хану признать победу бедняка. Жаль было расставаться со скотом и пастухами, да ничего не поделаешь.

  • Все теперь твое, - проговорил Караты-хан. - Бери, владей.

- Богатства мне не надо, - сказал ученый парень - Пусть пастухи будут
свободны. И каждому дарю отару овец.

С этими словами Оскус-оол сел на своего единственного коня и поехал по степи - искать новые приключения.


ПРИМЕЧАНИЕ


Аал – селение у кочевников

^ Акым – брат, почтительное обращение к старшему

Байлан – малек

Бий-Хем – один из истоков Енисея – Большой Енисей

Билиг - имя девушки, букв. Мудрая

Бюргют – кличка собаки, букв.беркут

Дангына – имя девушки, букв. Царевна

Дилгижик – лисичка

Каа-Хем – один из истоков Енисея - Малый Енисей

Караты-Хан - имя хана, букв. Черный Хан

Курбусту-хан – имя небесного хана, букв. Небесный Хан

Оскус-оол – имя юноши, букв. мальчик-сирота

Салим Сурун-оол – тувинский народный писатель

^ Степан Сарыг-оол – тувинский народный писатель

Сут-Холь – название озера, букв. Молочное озеро

Сумбер-Ула – название мифической обожествляемой горы

Улуг-Хем – букв. Могучая река, тувинское название реки Енисей

Эрин-оол – имя старика, букв. Губастый мальчик

Чайлаг – летнее стойбище


ЛИТЕРАТУРА


  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. – М., 1991.

  2. Галанина Н.А. Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. - Дошкольная педагогика, № 5, 2008.

  3. Сказка как источник творчества детей. / Науч. Ред. Безруких М.Н., науч. Рук Лебедев Ю.А. – М., 2001.

  4. Зинкевич Т.Д., Михайлов А.М. Теория и практика сказкотерапии. Опыт психодиагностики и психокоррекции. – Санкт-Петербург, 1996.

  5. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: ФОЛИО, 2000.

  6. Петрова Е.А. Театрализованные игры. Значение их в коррекционном обучении детей. - Дошкольное воспитание, № 4, 2001.

  7. Калзан А.К О тувинском фольклоре. – Кызыл, 1961.

  8. Кенин –Лопсан М.Б. Традиционная культура тувинцев. – Кызыл, 2006.

  9. Курбатский Г.Н Тувинцы в своем фольклоре. – Кызыл, 2001.

10. Самдан З.Б. Художественное осмысление взаимоотношений человека и природы в тувинском фольклоре. - Кызыл, 1986.

11. Дьяконова В.П. Детство в традиционной культуре тувинцев и теленгитов. / Традиционное воспитание детей у народов Сибири. – М., 1988.

12. Мудрость народа. / Тувинские пословицы и поговорки. – Кызыл, 1994.

13. Сарыг-оол С.А. На зимовье. – М. – 1980.

14.Тувинские народные сказки. / Перевод и составление М. Хадаханэ. – Кызыл, 2000.

15. Мудрый филин. /Тувинские народные сказки. – М., 1989.

16. Рамазанова М. Кускежик. – Кызыл, МП Новости Тувы, 1992.

17. Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций./ Учебное пособие. – М., 2007.

18. Погосова Н.М. Погружение в сказку. /Сказкотерапевтические программы.- Санкт-Петербург, 2006.



Похожие:

Тема Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста через устное народное творчество и художественную литературу тувинского народа iconПроект сказки Югры
Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к своей малой Родине, через устное народное творчество-сказку
Тема Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста через устное народное творчество и художественную литературу тувинского народа iconМинистерство образования и науки РФ
Формирование представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
Тема Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста через устное народное творчество и художественную литературу тувинского народа iconПриобщение детей к истокам народной культуры через устное народное творчество
Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество
Тема Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста через устное народное творчество и художественную литературу тувинского народа iconПрограмма по предмету «русское устное народное творчество» Составитель: Чигнёва Н. П. г. Старица 2011 г. Пояснительная записка
Устное народное творчество развивалось на протяжении огромного исторического периода, начиная с возникновения речи (общения) и кончая...
Тема Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста через устное народное творчество и художественную литературу тувинского народа iconТема опыта: «Формирование представлений о природе родного края у детей старшего дошкольного возраста через использование системы наблюдений на прогулках» Автор опыта
Автор опыта: Чугунова Е. Г., воспитатель мб доу «Детский сад комбинированного вида №62 г. Нарьян-Мара»
Тема Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста через устное народное творчество и художественную литературу тувинского народа iconФормирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста через режиссерскую игру
Разрабатывая методику обучения, мы опирались на труды отечественных и зарубежных психологов и педагогов, в которых игра рассматривается...
Тема Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста через устное народное творчество и художественную литературу тувинского народа iconПроект «Устное народное творчество – душа русского народа»
Знакомит детей с былинами как эпическим жанром (историческое повествование) и их героями (защитниками земли русской). Малые жанры...
Тема Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста через устное народное творчество и художественную литературу тувинского народа iconФормирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста через сюжетно-ролевую игру
Цель: теоретически обосновать и опробовать на практике серию сюжетно-ролевых игр для формирования элементарных математических представлений...
Тема Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста через устное народное творчество и художественную литературу тувинского народа iconУчебная дисциплина б 22 Народное творчество Направление подготовки
Целью дисциплины «Народное творчество» является формирование у будущих специалистов системы представлений об основных народных промыслах,...
Тема Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста через устное народное творчество и художественную литературу тувинского народа iconЗначение подвижной игры в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста
«Социализация». Содержание данной образовательной области направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты