ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к учебному плану государственного бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы № 452 Колпинского района Санкт-Петербурга на 2013/2014 учебный год Основными целями общеобразовательного учреждения ГБОУ Школы № 452 являются формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. Общеобразовательное учреждение ГБОУ Школа № 452 осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования. Общеобразовательное учреждение ГБОУ № 452 несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество образования и его соответствие государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья. Учебный план ГБОУ ООШ № 452 на 2013/2014 учебный год сформирован в соответствии с нормативными документами, с учетом образовательной программы, обеспечивающей достижение обучающимися результатов освоения основных общеобразовательных программ, установленных федеральными государственными образовательными стандартами. При составлении учебного плана общеобразовательное учреждение ГБОУ № 452 руководствовалось следующими нормативными документами: Закон Российской Федерации «Об образовании». Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 государственного образовательного стандарта начального общего образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 № 1312». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию». Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196. Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой». Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.09.2010 № ИК-1374/19 и письмо Министерства спорта и туризма Российской Федерации от 13.09.2010 № ЮН-02-09/4912 «Об утверждении инструктивно-методических указаний по совершенствованию физического воспитания в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга». Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.10.2010 № ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры». Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов». Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 12.04.2013 № 907-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих образовательные программы общего образования, на 2013/2014 учебный год». Реализуемые общеобразовательные программы. Специфика учебного плана определяется целями и задачами реализуемых в образовательном учреждении образовательных программ. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 452 реализует следующие общеобразовательные программы: - общеобразовательная программа начального общего образования (1-4 классы); - общеобразовательная программа основного общего образования (5-9 классы);
Режим работы учреждения. Учебный план государственного бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы № 452, на 2013/2014 учебный год, обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 ««Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», и предусматривает, в соответствии с ФБУП-2004 и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196: - 4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для I-IV классов. Продолжительность учебного года: I класс – 33 учебные недели, II-IV классы – не менее 34 учебных недель; - 5-летний срок освоения образовательных программ основного общего образования для V-IX классов. Продолжительность учебного года не менее 34 учебных недель (не включая летний экзаменационный период); Образовательный процесс проводится во время учебного года. Учебный год начинается 2 сентября 2013 года. Учебный год условно делится на четверти, являющиеся периодами, по итогам которых в II- IX классах выставляются отметки за текущее освоение образовательных программ. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана ОУ, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не превышает величину недельной образовательной нагрузки, предусмотренную Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312. Максимальная аудиторная нагрузка обучающихся соответствует нормативным требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и составляет: классы | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | Максимальная нагрузка, часов (5-дневная учебная неделя) | 21 | 23 | 23 | 23 |
|
|
|
| - | Максимальная нагрузка, часов (6-дневная учебная неделя) | - | - | - | - | 32 | 33 | 35 | 36 | 36 | Продолжительность учебной недели: -5-дневная: 1-4 классы, -6-дневная: 5-9 классы. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет: - для обучающихся I классов не превышает 4 уроков, один раз в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры; - для обучающихся II-IV классов не более 5 уроков; - для обучающихся V-VI классов не более 6 уроков; - для обучающихся VII-IX классов не более 7 уроков. Начало занятий в 09 часов 00 минут. Обучение осуществляется в одну смену. Обучение в I-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; используется «ступенчатый» режим обучения: в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый, в январе-мае – по 4 урока по 45 минут каждый; обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Продолжительность урока в II-IV классах и в V- IX классах составляет 45 минут. Проведение нулевых уроков запрещено. Продолжительность перемен между уроками составляет от 10 до 20 минут. Перерыв между кружковыми занятиями – 10 минут. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Все дополнительные занятия проводятся с перерывом 45 минут после последнего урока. Расписание звонков: 9.00-9.45 – 1-ый урок 9.55-10.40 – 2-ой урок 10.55-11.40 – 3-ий урок 12.00-12.45 – 4-ый урок 13.05-13.50 – 5-ый урок 14.00-14.45 – 6-ой урок 14.30-18.00 – Работа кружков и спортивных секций, внеклассная работа 18.45 – Завершение работы школы 18.00-20.00 – Время проведения вечеров перед началом 1-го урока за 15 минут до начала занятий проводится утренняя зарядка. Объем домашних заданий (по всем предметам) предполагает затраты времени на его выполнение, не превышающие (в астрономических часах): во II-III классах – 1,5 часа, в IV-V классах – 2 часа, в VI-VIII классах – 2,5 часа, в IX классе – до 3,5 часов. При разработке содержания третьего часа учебного предмета «Физическая культура» учитывается состояние здоровья обучающихся и деление их в зависимости от состояния здоровья на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»). Специфика учебных планов школы определяется целями и задачами реализуемой в школе образовательной программы (ОП). Целевое назначение ОП: формирование общей культуры личности, воспитание нравственно здоровой, духовно полноценной и трудоспособной личности, обеспечивающее духовно-нравственное развитие и качество подготовки обучающихся, адаптация личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Изучение учебных предметов федерального компонента организуется с использованием учебников, входящих в федеральные перечни учебников, утверждённые приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год». При изучении предметов, курсов регионального компонента и компонента образовательного учреждения допускается использование пособий и программ, рекомендованных к использованию Региональным экспертным советом Комитета по образованию (в 2007-2010 годах) или Экспертным научно-методическим советом Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (с 2011 года). ^ I –III КЛАССЫ С 02.09.2013 года учебный план I-III классов государственного бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы № 452 Колпинского района Санкт-Петербурга формируется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373. Основная общеобразовательная программа начального образования реализуется через учебный план и внеурочную деятельность с соблюдением санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО осуществляется в формах отличных от классно-поурочной и направлена на достижение планируемых результатов. Основными направлениями внеурочной деятельности являются: спортивно-оздоровительная; художественно-эстетическая; научно-познавательная; патриотическая; общественно-полезная. Расписание уроков составляется отдельно для обязательной и внеурочной деятельности. Учебно-методический комплект: I –III классы «Школа XXI века». Часы, отведенные в I- III- классах на преподавание учебных предметов «Искусство» (музыка и ИЗО) и «Технология (Труд)», проводятся отдельно: «Музыка» – 1 час в неделю, «ИЗО» – 1 час в неделю, Технология – 1 час в неделю в соответствии с учебными пособиями по ИЗО, Технологии, включенными в Федеральный перечень 2013/2014 учебного года. В III классе часы, отведенные на преподавание учебного предмета «Технология», проводятся с включением модуля «Информатика и ИКТ» (14 часов).
IV класс Учебно-методический комплект - «Школа XXI века». В IV классе реализуется учебный план в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089». В IV классе часы, отведенные на преподавание учебного предмета «Технология», проводятся с включением модуля «Информатика и ИКТ» - 14 часов. Дополнительно по просьбе родителей для учащихся IV класса ведется кружок « Первые шаги в мире Информатики», «Проектная деятельность по информатике» после уроков (2 часа в неделю). В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 № 1089» и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 № 1312» в учебный план IV класса включён курс «Основы религиозной культуры и светской этики» (далее – ОРКСЭ) по 1 часу в неделю (всего 34 часа), с включением модуля «Основы православной культуры». Целью комплексного курса ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Основными задачами комплексного курса являются: развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. Комплексный курс является светским. Сведения об истоках традиций и культуры не рассматриваются как конкуренты научных знаний и результатов научных исследований.
^ Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» во I-IV классах изучается модульно с курсом «Окружающий мир (человек, природа, общество)». Такой подход позволяет успешно формировать у детей сознательное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, а также практические умения, необходимые для действий в неблагоприятных и угрожающих жизни ситуациях. При изучении иностранного языка ведется преподавание предмета «Английский язык». При проведении учебных занятий по предмету «Английский язык» во II-IV классах осуществляется деление их на две группы (при наполняемости класса 25 человек). ^ Учебный план V-IX классов представлен для 6-дневной учебной недели. Особенности учебного плана V-IX кл.- учебный план составлен на основе Федерального базисного учебного плана; IX кл.- учебный план составлен на основе Федерального базисного учебного плана с учетом проведения предпрофильной подготовки; При изучении иностранного языка ведется преподавание предмета «Английский язык»; При проведении учебных занятий по предметам «Английский язык», «Технология», «Информатика и ИКТ» в V-IX классах, а также при изучении элективных курсов в IX классах осуществляется деление их на две группы (при наполняемости класса 25 человек); В VII-IX классах часы учебного предмета «Математика» распределены на учебные предметы: «Алгебра» (3 часа в неделю) и «Геометрия» (2 часа в неделю); в V-VII классах ведется преподавание учебного предмета «Искусство» (музыка и ИЗО) как отдельных курсов «Музыка» (1 час в неделю) и «ИЗО» (1 час в неделю); Часы учебного предмета «Технология» в IX классе передаются для организации предпрофильной подготовки обучающихся. На организацию предпрофильной подготовки обучающихся в IX классе отводится 105 часов в год за счет учебного предмета «Технология» (70 часов из федерального компонента и 35 часов из регионального компонента); Региональной спецификой данного учебного плана (6-дневная учебная неделя) является: - изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в V-VII,IX классах; изучение курса «История и культура Санкт-Петербурга» в V- IX классах. Часы компонента образовательного учреждения в учебном плане по решению государственного бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы №452 Колпинского района Санкт- Петербурга использованы: на увеличение часов в V- VII классах на изучение предмета «Информатика и ИКТ» -2 часа в неделю, в VIII- 1 час в неделю; на увеличение часов в V классе – на изучение предмета «Литература» - 1 час в неделю; на увеличение часов в VI классе – на изучение предмета «Биология» - 1 час в неделю; увеличение часов в VII классе – на изучение предмета «Русский язык» - 1 час в неделю; увеличение часов в VIII классе – на изучение предмета «Русский язык» - 1 час в неделю, на изучения предмета «Технология» - 1 час в неделю; в VIII классе в рамках обязательной технологической подготовки для обучения графической грамоте и элементам графической культуры часы учебного предмета «Технология» использованы на предмет «Черчение» (1 час в неделю); увеличение часов в IX классе – на изучение предмета «Черчения» - 1 час в неделю. |