Описание опыта по теме: «Воспитание трудовых навыков на уроках технического труда» Учитель технологии: Щекотихин В. И. План icon

Описание опыта по теме: «Воспитание трудовых навыков на уроках технического труда» Учитель технологии: Щекотихин В. И. План



НазваниеОписание опыта по теме: «Воспитание трудовых навыков на уроках технического труда» Учитель технологии: Щекотихин В. И. План
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Описание опыта по теме:

«Воспитание трудовых навыков на уроках технического труда»

Учитель технологии: Щекотихин В.И.


План:


1. Воспитание добросовестного отношения к труду, как фактор морального формирования личности. Функции трудового воспитания.


2. Сущность трудового воспитания, трудового обучения и профессиональной ориентации.


3. Основные виды трудовой деятельности школьников.


4. Развитие сознательного отношения к труду, взглядов и убеждений по вопросам трудолюбия.

5. Заключение

6. Литература

.


1. Воспитание добросовестного отношения к труду и сбережению материальных ценностей как фактор морального формирования личности. Функции трудового воспитания.


Успешное формирование личности в современной школе может осуществляться только на основе разумного организованного соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой деятельностью. Передовые представители философской и педагогической мысли видели в труде большую преобразующую силу, которая обеспечивает прогрессивное развитие как общества в целом, так и каждого человека в отдельности.

Вот почему трудовой элемент в школьном воспитании с давних времён выступает как весьма существенная педагогическая система.

Ещё большее значение приобретает трудовое воспитание в условиях научно- технического прогресса и рыночной экономики, когда от человека требуются высокая квалификация, широкий технический кругозор и способность к быстрому овладению более совершенными трудовыми умениями и навыками. Вот почему приобщения учащихся в той или иной форме к производительному труду, организация трудового воспитания всё более и более пробивают себе дорогу в школах, становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.

Необходимость трудового обучения и воспитания в школах обусловила большое значение их научного исследования. Немало ценных идей по этой проблеме содержится в трудах классиков педагогики – Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского и др.

.

Труд, практическая производственная деятельность оказывают благотворное влияние на физическое развитие человека. Физиологическое исследования показывают, что физический труд, связанный с движением и мускульными упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силы человека и его здоровье, повышает его жизненную энергию и умственную работоспособность. Л.Н Толстой в своё время писал:

«При усидчивой умственной работе, без движения и телесного труда сущее горе. Не походи я, не поработай я ногами и руками в течение хоть одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать ни писать ни даже внимательно слушать других, голова кружиться, а в глазах звёзды какие-то, и ночь проводится без сна»

Труд развивает умственные способности человека, его сообразительность, творческую смекалку. Работа на современном производстве требует широкой образовательной и технической подготовки, умения быстро овладевать новой технологией, способностей в области рационализации и совершенствования трудовых приёмов.

Исключительно велико значение труда в нравственном воспитании личности. Многие педагоги связывали трудовую деятельность с развитием гражданского сознания школьников, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Каждый воспитанник готовиться стать членом трудового коллектива. Его значение и ценность как гражданина будут зависеть исключительно от его умения трудиться и приносить пользу себе и людям. В то же время от трудовой подготовки и личного вклада человека в общее дело зависит его материальное благосостояние. Имея в виду именно это, К.Д. Ушинский подчёркивал: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни.

А.С. Макаренко считал труд существенным элементом выработки у воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера и гражданских чувств. «Мы хорошо знаем, - писал он, - что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни умеют работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому труду, другие – к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение его жизни и в особенности в молодости.

Л.Н. Толстой писал, что стыдиться можно и должно не какой либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного – праздной жизни.


^ 2. Сущность трудового воспитания, трудового обучения и профессиональной ориентации.

Эти термины являются родственными, но каждый из них имеет свою специфику. Трудовое воспитание есть процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявлению в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов.

Понятно, что формирование положительного отношения к труду нельзя осуществлять без соответственного обучения трудовым умениям и навыкам. В этом смысле трудовое обучение выступает как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими предметами того или иного труда, на формирование и совершенствования трудовых умений и навыков. Я в своей работе стараюсь формировать у учеников добросовестное отношение к работе. Так в 5 классе объясняю учащимся правила поведения в учебной мастерской, обучаю приемам безопасной работы при работе с различными инструментами, показываю, как правильно размещать инструмент на столярном или слесарном верстаке, на токарном станке. Обучаю правилам поведения на уроках технологии, одновременно прививаю культуру труда, бережное отношение к станкам, верстакам, инструменту и другому оборудованию, уборке рабочих мест после выполнения заданий. При дальнейшей учебе в 6 и 7 классах эти навыки закрепляются и ребята выполняют свои обязанности самостоятельно без напоминаний.

Профессиональная же ориентация как педагогическая категория обозначает процесс ознакомления учащихся с различными профессиями и видами труда и оказания им помощи в выборе своей будущей профессии и специальности в соответствии с имеющимися склонностями и способностями. Начиная с 5 класса, ученики нашей школы участвуют в изготовлении простого школьного инвентаря, изготовление указок, наглядных геометрических фигур для уроков черчения, мастерят кормушки для птиц. В старших классах учащиеся изготавливают скворечники, используя различные соединения материалов; шиповые, на гвоздях, на клею, с помочью резьбы. Вытачивают различные изделия из дерева и из метла. Практические задания для учеников я разрабатываю с таким расчетом, чтобы трудовые умения и навыки, полученные в школе пригодились в дальнейшей жизни и постоянно совершенствовались

В нашей школе проводится профессиональное обучение учащихся старших классов специальности «Тракторист категории «В», «С»». Учащиеся по окончании обучения сдают квалификационные экзамены и получают удостоверения тракториста - машиниста. Для проведения практических занятий пользуемся ремонтной мастерской базового хозяйства. Для изучения сельскохозяйственных машин регулярно посещаем машинный двор базового хозяйства, где изучаем на практике регулировки машин, хранение техники, техническое обслуживание, ремонт. При изучении отдельных тем пользуемся информацией из сети Интернет: ребята с интересом изучают новинки сельскохозяйственной техники, новые марки и типы тракторов, комбайнов. Чтобы повысить интерес к изучению предмета, кроме всех тем входящих в изучение по данному курсу, используется дополнительная информация. Для этого я предлагаю ученикам найти в сети Интернет и подготовить доклад по той или другой теме. При изучении двигателей внутреннего сгорания кроме традиционных карбюраторных и дизельных двигателей, ребята знакомятся с устройством и принципом действия роторно-поршневых двигателей. Работая в сети Интернет, изучали устройство автоматических коробок передач, антиблокировочные и антиюзовые системы и другие новинки современной технической мысли.

^ 3. Основные виды трудовой деятельности школьников


Поскольку трудовое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в соответствующую их возрасту трудовую деятельность, возникает вопрос: в какие виды труда необходимо вовлекать учащихся?

Широкое применение в школе находит, прежде всего, трудовая деятельность учащихся, связанная с учебными занятиями

Значительное место в трудовом воспитании и обучении занимает технический труд в начальных классах, занятия в учебных мастерских в средних классах и учебно-производственная практика в старших классах.

Большую роль в трудовом обучении и воспитании уделяю труд по самообслуживанию. Он включает в себя: уход за своими вещами, уборку классов и учебных кабинетов, ремонт учебно-наглядных пособий, книг в школьной библиотеке, мебели и инвентаря и т.д. На уроках труда ребята ремонтируют мебель. Перед работой я заостряю их внимание на то, что надо бережно относиться к школьной мебели, тогда она будет служить намного дольше, старюсь привить бережное отношение к одежде, обуви, книгам, учебникам, домашнему имуществу.

В своем тематическом планировании я включаю темы, способствующие дальнейшему развитию творческих способностей школьников: изготовление изделий необходимых в быту, метелок, для уборки территории школы, вязание веников, изготовление деревянных и металлических граблей, совков для сбора мусора и другие изделия. На токарных станках изготавливаем различные кубки, шкатулки, подсвечники вазы и т.д. Для школьной столовой изготовляем разделочные доски для различных продуктов. Ко Дню птиц ребята делают и вывешивают скворечники.

Кроме изучения практической части я большое внимание уделяю теоретической подготовке школьников. При изучении нового материала большое внимание уделяю теоретической подготовки учащихся, работе с учебниками, составлению технологических карт на изготовление изделий, выполнению чертежей. Наши школьники на протяжении нескольких лет занимают призовые места на районных олимпиадах по технологии. В этом году ученик нашей школы занял первое место на олимпиаде. Экспонаты наших учеников постоянно присутствуют на районной выставке технического творчества школьников. Участники награждаются грамотами районного Управления образования.

Следующим видом трудовой деятельности учащихся является общественно полезная работа по благоустройству школьной территории, работе на пришкольном участке. К этой работе привлекаются учащиеся от I до XI класса.

Наконец, в трудовом воспитании большое значение имеет общественно полезный труд, который организуется в средних и старших классах в сельском хозяйстве и который связан с сознанием материальных ценностей. У нас стало доброй традицией оказывать помощь базовому хозяйству ООО «Престиж» в видовой прополке озимой пшеницы от примеси в ней ржи. Во время летних каникул многие старшеклассники работают на подработке зерна на зерновом току базового хозяйства, штурвальными на зерновых комбайнах

Наши школьники не только приобретают трудовые умения и навыки, но и учиться хозяйствовать, проявлять предприимчивость. Понятно, что многое здесь зависит от инициативы, активности и заботы педагогического коллектива, от его желания сделать труд действительным средством обучения и воспитания учащихся.


^ 4. Формирование у обучающихся потребности в труде, бережном отношении к материальным ценностям общества и личным вещам

Как отмечено выше, существенной задачей трудового воспитания является формирование у обучающихся потребности в труде и бережном отношении к материальным ценностям общества и личным вещам. Только потребность создаёт внутреннее влечение к трудовой деятельности, побуждает учащегося бережно относиться к материальным ценностям общества, способствует формированию таких личных качеств, как трудолюбие и бережливость.

Успешное решение этой проблемы во многом зависит от характера воспитания детей в семье. Правильное семейное воспитание заключается в том, что бы постепенно привлекать ребёнка к посильной и разнообразной трудовой деятельности. Вначале это бывает простейшая работа по самообслуживанию, связанная с уходом за своими игрушками, одеждой и обовью. Затем сфера трудовой дел ребёнка расширяется и включает в себя поливку цветов в доме, участие в сухой уборке квартиры и т.д. В лекции для родителей «Воспитание в труде» А.С. Макаренко перечисляет более 20 видов труда детей в семье. Участие в посильной и систематической трудовой деятельности позволяет детям не только приучаться к домашнему труду и приобретать практические умения и навыки, но и постепенно осознавать свои трудовые обязанности, привыкать к бережливости. С такими детьми, естественно, легче работать учителям.

В побуждении у школьников переживания внутренних противоречий и воспитания в потребности в труде и бережном отношении к материальным ценностям большую роль играют формы организации трудовой деятельности.

Какие же из этих форм получили распространение в школьной практике?

Важнейшим из них являются следующие:

а) создание постоянных или временных ученических звеньев для выполнения той или иной работы. Например, могут функционировать постоянные звенья по уходу за плодовыми деревьями в школьном саду, если он есть, по выращиванию цветов. Временные звенья организуются для выполнения эпизодической работы, например, для оформления школьного здания и наступающему празднику, для совместной работы с шефами и т.д.;

б) накопление и развитие трудовых традиций в школе, как, например, традиционная подготовка и проведение в школе «Праздника урожая». Стимулирующей трудовой традицией являются выставки технического творчества школьников и т.д.;

в) в последние годы в школе создаются производственные звенья, в которых учащиеся занимаются производительным трудом и получают за это денежную оплату;

г) эффективной формой пробуждения трудовой активности являются индивидуальные трудовые задания, которые даются учащимся учителями и ученическими организациями. Нередко учителя просят того или иного ученика помочь в уборке учебного кабинета, привести в надлежащий порядок приборы, мебель и т.д.


4. ^ Организация трудовой деятельности учащихся и формирование у них трудовых умений и навыков.

Чтобы трудовая деятельность учащихся развивала их сознательность, взгляды и убеждения и способствовала формированию практической стороны трудолюбия как личностного качества, её необходимо методически правильно организовывать. Наиболее существенными этой методики являются следующие:

а) В процессе воспитания, исходя из необходимости включения учащихся в разнообразную трудовую деятельность, как в течении учебного года, так и во время каникул в средних и старших классах полезно, чтобы школьники сами планировали свой труд и сами решали, как лучше его организовывать. В этих случаях учителя выступают лишь как советчики и консультанты и оказывают помощь в решении тех вопросов, которые вызывают у школьников определенные затруднения. Если в школе обеспечивается регулярное участие всех учащихся в разнообразных видах труда, то создаются условия для нормального трудового воспитания.

б) Большое значение имеет руководство самим процессом труда и оказание помощи учащимся в овладении более рациональными способами её выполнения.

Реализация государственных стандартов образования по образовательной области «Технология» в практической работе образовательных учреждений напрямую зависит от возможностей школы, местных социально-экономических условий. В ситуации дефицита материально-технических, кадровых, временных ресурсов наибольшую актуальность приобретают такие качества рабочих программ по предмету, как мобильность и вариативность.

.Реализации цели программы способствует решение основных задач:

  • формирование системы знаний о многообразии материалов, используемых при их обработке инструментов и оборудования, приемов конструирования и декоративной отделки продуктов труда;

  • формирование представлений о возможностях применения технологических знаний в практической деятельности по созданию продуктов труда;

  • формирование общетрудовых и специальных умений, используемых в процессе создания личностно или общественно значимых продуктов труда;

  • формирование технологического кругозора, понимания общности и универсальности технологических приемов, используемых в создании различных продуктов труда;

  • формирование опыта в самостоятельном применении технологических знаний и практических умений.



В последние годы при проведении уроков технического труда я применяю метод проектов. Этот метод позволяет более осознанно подходить ученикам к организации своей трудовой деятельности: выбор проекта, разработка конструкции, выполнение технологических карт, изготовление изделия. В пятом и шестом классах ребята разрабатывают проекты и мастерят модели автомобилей, самолетов, сувениры. В старших классах проекты более сложные. Так например при разработке проекта «Мини – мельница», фрагмент которого здесь рассмотрим, использовались знания физики, черчения, информатики, технологии и других предметов, различные технические справочники..

^ Проект «Мини – мельница»

1. Обоснование проекта

Мне постоянно приходится заниматься домашним хозяйством, ухаживать за животными. Мне нравится эта работа. У нас всегда есть необходимый запас кормов для кормления животных, но больше всего возникает проблем, когда кончается запас муки. Нам приходится ехать на центральную усадьбу хозяйства, где находится дробилка кормов. Для населения дробилка работает только один раз в неделю и поэтому там собирается большая очередь и тратится много времени, чтобы смолоть муки. Поэтому у меня возникла идея: необходимо иметь свою мельницу дома.

  1. Развитие идеи проекта


Чтобы продумать все вопросы проектирования и изготовления мини – мельницы, составлю опорную схему размышления.






  1. Разработка конструкции изделия

Мы смотрели мельницы в магазине, но они стоят довольно дорого, да и, по словам некоторых односельчан, довольно часто выходят из строя. Я узнал, что у некоторых жителей нашего села имеются самодельные дробилки, работающие уже длительное время не хуже заводских. Я обошел всех хозяев, у которых имеются самодельные мельницы, ознакомился с их конструкциями, интересовался, как они работают.

Выбор варианта изделия

Конструкции оказались самые разнообразные: у некоторых были молотковые дробилки (1), другие дробили зерно с помощью шестерен с внутренними и с внешними зубьями, (4), вращающимися на очень малом расстоянии друг от друга, встречались с неподвижными шестернями с внутренними зубьями и бичами от зернового комбайна (3) и другие. Для того, чтобы такие мельницы работали, необходимо иметь довольно мощные электродвигатели. Особенно мне понравилось устройство промышленной дробилки с одним ножом (2). Эта конструкция была наиболее проста в изготовлении и, по словам хозяина, использовавшего её, довольно надежной и производительной. И я решил взять её конструкцию и принцип работы за основу.




1 2 3 4

Правда в промышленной дробилке используется довольно мощный двигатель, имеющий около 10000 об\мин. У нас дома был электродвигатель трехфазный мощностью 400 Вт числом оборотов 3000 об\мин и я решил его использовать в своей дробилке. Чтобы приблизить характеристики к заводской дробилке я решил поставить вместо одного 2 ножа. Для того использовать трехфазный двигатель в однофазной электрической сети я применил конденсаторную приставку, взял конденсаторы общей емкостью 40 МкФ на напряжение 400 В. После подключения конденсаторов двигатель стал легко запускаться и устойчиво работать.

Электрическая схема мини - мельницы




Разработка чертежа Мини- мельницы





Спецификация к сборочному чертежу мини – мельницы

Поз.


Наименование

Кол.

Материал

примечание




Документация













^ Сборочный чертеж

1







1

Ковш загрузочный

1

Сталь лист.




2

Воронка

1

Сталь лист.




3

Трубка загрузочная

1

Сталь




4

Проставка

1

Текстолит




5

Крышка верхняя

1

Сталь




6

Основание

1

Сталь




7

Заслонка

1

Сталь лист.




8

Пластина

1

Сталь




9

Корпус

1

Сталь




10

Кольцо

1

Сталь




11

Решето

1

Сталь




12

Нож

2

Сталь




13

Втулка

1

Сталь







Стандартные изделия










14

Болт м8 х 50 ГОСТ..

4

Сталь




15

Болт М6 х 15 ГОСТ

15

Сталь




16

Конденсатор 20МкФ х400В

2







17

Выключатель

1







18

Заклепка 4 х 10 ГОСТ…

20

Алюминий




19

Электродвигатель

1




0,4 КВт х 3000об/мин



Далее разрабатывалась технологическая карта, было изготовлено изделие, рассчитывалась экономическая эффективность изделия, затраты труда и материалов, потом производилась защита проекта среди учеников класса, которые задавали вопросы по применению изделия в быту.

5. Заключение

Хотелось бы отметить, что на всех уроках, независимо от темы, ни от типа урока следует помнить о воспитании у обучающихся культуры труда:

- содержать рабочее место в надлежащем состоянии

- бережно относится к инструменту, принадлежностям, станкам

- неукоснительно соблюдать меры безопасности при работе в учебной мастерской

- быть внимательным на уроке; уметь слушать учителя, одноклассников, давать продуманные ответы, участвовать в беседе, дискуссии, не перебивая другого участника обсуждения.

Работа по формированию трудовых навыков на уроках технического труда многогранна, требует системы и продуманности во всех её направлениях, и конечно творческого отношения педагога. Творчество учителя – залог желаемых результатов в деле обучения и воспитания учащихся.


6. Литература

В.Д. Симоненко Технология технический труд М.,»Вентана-Граф». 2009г. - 5кл

В.Д. Симоненко Технология технический труд М.,»Вентана-Граф», 2006г. - 6кл

В.Д. Симоненко Технология технический труд М.,»Вентана-Граф», 2006г. - 7кл

Журнал «Школа и производство», 1990, № 1

Журнал «Советская педагогика», 1991, № 12,

Лихачев Б.П. Педагогический курс лекций. – М. Юрайт, 1998 г.







Похожие:

Описание опыта по теме: «Воспитание трудовых навыков на уроках технического труда» Учитель технологии: Щекотихин В. И. План iconОбобщение опыта работы
Над проблемой «Формирование трудовых умений и навыков на уроках технологии» я работаю с 2003 года на базе своей школы
Описание опыта по теме: «Воспитание трудовых навыков на уроках технического труда» Учитель технологии: Щекотихин В. И. План iconФормирование навыков рациональной организации учебного процесса на уроках технологии (обслуживающий труд)
Константинова Татьяна Юрьевна, учитель технологии высшей квалификационной категории моу сош №15
Описание опыта по теме: «Воспитание трудовых навыков на уроках технического труда» Учитель технологии: Щекотихин В. И. План iconСвязь с другими образовательными областями
Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других...
Описание опыта по теме: «Воспитание трудовых навыков на уроках технического труда» Учитель технологии: Щекотихин В. И. План icon«Здоровьесберегающие технологии и принципы здоровьесбережения на уроках технологии»
Учитель технологии мбоу – Жудерской средней общеобразовательной Алиева Елена Александровна
Описание опыта по теме: «Воспитание трудовых навыков на уроках технического труда» Учитель технологии: Щекотихин В. И. План iconОписание опыта работы по теме
Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры
Описание опыта по теме: «Воспитание трудовых навыков на уроках технического труда» Учитель технологии: Щекотихин В. И. План iconБыстров В. В. Учитель технологии (столярного дела)
Формирование общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках столярного дела – один из путей повышения качества образования
Описание опыта по теме: «Воспитание трудовых навыков на уроках технического труда» Учитель технологии: Щекотихин В. И. План iconСоставитель Н. С. Голицына Перспективное планирование в детском саду Старшая группа Реализация фгт в доу введение
Некоторые направления воспитательно-образовательного процесса, такие как воспитание культурно-гигиенических навыков и частично труд...
Описание опыта по теме: «Воспитание трудовых навыков на уроках технического труда» Учитель технологии: Щекотихин В. И. План iconСтатья на тему: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии»
Второй – учебно-воспитательная работа преподавателей, организаторов технического творчества учащихся, целью которой является развитие...
Описание опыта по теме: «Воспитание трудовых навыков на уроках технического труда» Учитель технологии: Щекотихин В. И. План iconУчитель-логопед Белова Г. В. Мдоу црр д/С №18 «Рябинка» Тема: Животный мир морей и океанов. (слайд №1) Цели. (слайд №2) Актуализация по теме «Животный мир морей и океанов»
Совершенствование навыков чтения. Развитие общих речевых навыков (длительность речевого выдоха, звучности и подвижности голоса, чёткости...
Описание опыта по теме: «Воспитание трудовых навыков на уроках технического труда» Учитель технологии: Щекотихин В. И. План iconИнформация об опыте Тема опыта: «Игровые технологии на уроках английского языка на начальном этапе как средство формирования коммуникативных навыков учащихся» Условия возникновения, становления опыта
Ки, поэтому приоритетную значимость приобрело изучение английского языка как средства общения и обобщения духовного наследия стран...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты